Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 06:15, контрольная работа
Цель данной работы рассмотреть развитие Духовной культуры России XVII века, как источника модернизации общества, в различных социальных процессах.
В исследовании поставлены задачи:
- рассмотреть усиление светских и демократических элементов в культуре;
- выделить новые жанры в литературе;
- раскрыть общественно-политическую и экономическую мысль;
- показать новые веяния в быту;
- продемонстрировать развитие архитектуры и живописи;
- рассмотреть уровень образование и просвещение.
Введение……………………………………………………………………..3
1 Усиление светских и демократических элементов в культуре ……….5
2 Новые жанры в литературе. «Омирщение» житийной литературы ….7
3 Общественно-политическая и экономическая мысль …………………9
4 Новые веяния в быту …………………………………………………....13
5 Развитие архитектуры и живописи……………………………………..16
6 Образование и просвещение …………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………25
Список использованных источников……………………………………..27
Государственные
потребности, общенациональные интересы,
всё более осознаваемая необходимость
преодоления экономической и
культурной отсталости России настоятельно
требовали использования
Из Голландии,
германских княжеств, других стран
шел поток переселенцев в Россию.
Эмигрантов привлекал громадный
земельный фонд. Жизнь российского
населения в правление первых
Романовых становилась
Часть эмигрантов не хотела рвать с прежними привычками и обычаями. Немецкая слобода на реке Яузе под Москвой стала «уголком Западной Европы в самом сердце Московии». Многие иноземные новинки- театральные представления, балы, наряды, кулинарные блюда- вызывали интерес у русской знати. Некоторые влиятельные вельможи из царского окружения - Нарышкин, Артамон Матвеев - становились сторонниками распространения европейских обычаев, свои дома устраивали на «заморский манер», носили западное платье, брили бороды и т. п. При этом Нарышкин, Матвеев, так же как видные деятели 80-х годов XVII века Василий Голицын, Головин, были людьми патриотически настроенными. Им были чужды слепое поклонение всему западному и полное неприятие русской жизни, столь присущие таким ярым западникам начала века, как Лжедмитрий I, князь Хворостинин, заявивший: «В Москве народ глуп», а также Котошихин - изменник, сбежавший в 1664 году за границу, где написал мрачный антирусский пасквиль.
Такие государственные
деятели, как начальник Посольского
приказа Афанасий Ордин - Нащокин
и ближайший советник царя Алексей
Ртищев полагали, что на западный манер
надо было переделывать многое, но далеко
не все. Ордин - Нащокин, говоря: «Доброму
не стыдно навыкать со стороны у
чужих», стоял за сохранение русской
самобытной культуры: «Иноземное платье...
не по нас, а наше не по них». О необходимости
совершенствования российской жизни
с учетом не только лучшего в Европе,
но и недостатков и пороков, имевшихся
в европейской
И все
же подражание внешнему антуражу сопровождалось
проникновением космополитических
веяний. В духовно-идеологической сфере
начинали сталкиваться позиции российских
западников и проводников национально-
Новые веяния в области быта коснулись лишь верхушки города - царского двора, бояр, богатых посадских людей. Постепенно европейская модель жизни проникала в материально обеспеченную русскую среду. Главной чертой этих новшеств была забота о комфорте. За столом появились приборы для еды и салфетки. В ход пошли скатерти и индивидуальная посуда. Для каждого члена семьи выделялась отдельная комната. Люди использовали индивидуальные предметы туалета. В богатых семьях встречалась посуда фаянсовая, оловянная и медная. В застолье обильно были представлены напитки - пиво, квас, меды на ягодах, привозные вина.
В больших каменных домах бояр Голицыных, Нарышкиных, Одоевских, Морозова и др. стены были покрыты дорогими обоями, тканями, кожей, коврами. В простенках висели зеркала и картины. В комнатах стояла красивая мебель. Люстры и множество свечей освещали помещения. Отдельные помещения выделялись под библиотеки.
Одежда хозяев и слуг таких домов была на западный манер, короткая и легкая, из дорогих тканей, украшенная золотым и серебряным шитьем и драгоценными камнями. Европейское платье должно было стать нормой для русского общества, но эта тенденция обрела свою силу не сразу, она должна была пробивать себе дорогу сквозь прочные устои вековых традиций народа. Тем не менее, общеевропейская мода, диктовавшаяся общепризнанным лидером - Парижем, в первой половине XVIII в. была уже принята привилегированными сословиями России.
Экипажи были легкие, на рессорах, со слугами на запятках. Концерты, различные развлечения, шахматы стали элементами быта богатых людей. В шахматной игре русские легко обыгрывали европейцев. Европеизировавшиеся люди делали прически, брили лицо, некоторые использовали парики.
Представители посадской верхушки жили скромнее (суконное платье, скромные мебель и посуда). Но в их среде также наблюдалось стремление к комфорту.
В XVII в. изменился царский быт. Охрана царя доходила до 2000 человек. Специальные слуги-спальники, конюшие, сокольничьи, каретные помогали ему в течение дня. Царские дворцы в XVII в. отличались большим великолепием. Появляются постоянные летние резиденции - Коломенское и Измайловское.
В помещениях появляются картины, часы, зеркала. Для приема гостей используются парадные залы. На пирах зачастую накрывались столы на несколько тысяч гостей. Главным развлечением царя были псовая и соколиная охота.
Хоромы дворян были копией царских покоев в миниатюре. Они состояли из комплекса деревянных и каменных сооружений. В центре находилась печь. В окна вставляли слюду, или рыбьи пузыри. Мебель делалась из резного дерева. Полы делали деревянные, часто покрывали их коврами. Посуда была золотой и серебряной. Стеклянная посуда была редкостью.
Быт горожан был более скромным. Подворье включало жилой дом и хозяйственные постройки. Основой мебели были столы, лавки, сундуки. Основным украшением считался красный угол с иконами. В XVII в. посадские жители стали возводить кирпичные дома, но такое жильё могли позволить себе лишь зажиточные горожане.
Крестьянский
двор включал избу, хлев, сарай. Избы
топились по черному, печи были редкостью.
Для освещения применялась
Все новые явления быта были каплей в море старорусских обычаев. Миллионы людей жили в курных избах, с лучиной в общей комнате. Крестьянские и посадские семьи ели из общей миски деревянными ложками. Носили они одежду из домотканого холста или грубого сукна, летом лапти, зимой валенки, спали на лавках в общих комнатах. В редкие дни отдыха люди наслаждались ряженьем, занимались гаданьем, с удовольствием плясали и пели песни и частушки.
Новые веяния оставались элитарными. Они лишь подчеркивали огромную пропасть между жизнью широких народных масс (крестьян и посадских людей) и чрезвычайно узкого слоя тянувшихся к образованию и культуре представителей верхов общества. И все же храмы и дома стояли на виду, вход в церкви был открыт для всех прихожан. Это откладывало на облик сознания народа цивилизационную печать.
По сравнению с XVI веком XVII век имел хоть какие-то преобразования в быту. Ведь в XVI веке быт различных слоев народа менялся медленно. Жизнь на огромных просторах России оставалась традиционной, как многие века назад. Оставалась все та же длинная и тяжелая одежда. Те же курные избы, та же деревянная посуда, те же развлечения. Лишь в крупных городах происходили некоторые сдвиги. Кое-где появились слюдявые и стеклянные окна вместо прежних, затянутых бычьими пузырями.
Как и другие сферы русской культуры XVII в., зодчество обнаружило тенденцию к усилению светских мотивов, к «обмирщению», отказу от строгих церковных канонов. Главное, что характеризует архитектуру это времени, - это отход от средневековой строгости и простоты, стремление к внешней нарядности, усиление в ней декоративного начала. «Дивное узорочье» - так сами современники определяли суть новых веяний в зодчестве.
Одним из самых замечательных светских зданий первой половины XVII в. является Теремной дворец в Московском Кремле, построенный в 1635-1636 гг. русскими зодчими Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шарутиным и Л. Ушаковым, которые в великолепных архитектурных формах, декоре этого дворца сумели выразить своё представление о прекрасном, воплотить замечательные черты русского народного искусства. Два пояса многоцветных сверкающих изразцов, резные белокаменные наличники, золоченная кровля, красочные узоры на стенах придавали дворцу живописный, сказочный вид.
В церковном зодчестве продолжали развиваться традиции шатровой архитектуры, однако в шатровых постройках всё более заметно выступает стремление к внешней нарядности, декоративности убранства. Шатровый тип храма, воплощающий народную, светскую струю в зодчестве, получает широкое распространение в первой половине XVII в. Наиболее эффектным памятника этого типа является Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628), прозванная в народе «Дивной».
Культовая архитектура постепенно утрачивает резкую обособленность от гражданского строительства. Церкви становятся похожими на светские храмы с характерной для них асимметричностью форм. Усложнялись объёмы, к основному массиву здания пристраивались различные пределы и постройки, крытые паперти-галереи и нарядные крыльца, различные части здания соединялись переходами, а в целом оно походило на ансамбль построек. Широкое применение цветных изразцов, фигурного кирпичика, разнообразных декоративных деталей придавало постройкам живописность и нарядность.
Заказчиками церквей всё чаще становились купцы и посадские общины, что играло большую роль в «обмирщении» церковного зодчества. Именно в «посадских» храмах наиболее выразительно проявлялось светское начало, отражались вкусы и настроения демократических слоёв населения. Ярким примером такого рода построек служит церковь Троицы в Никитниках (в Москве), возведённая в 1628-1636 гг. по заказу богатого купца Г. Никитникова. Она представляет собой целый комплекс разнохарактерных, но связанных единым замыслом построек. Своим ассиметричным планом церковь напоминает жилые хоромы. Её отличает исключительное богатство декоративного убранства и жизнерадостность художественного облика.
Церковь упорно сопротивлялась «обмирщению» культового зодчества, проникновению в него светского начала. Патриарх Никон в 50-х годах запретил возводить шатровые храмы, выдвинув в качестве образца традиционное пятиглавие. В своей строительной деятельности он настойчиво пытался возводить стиль строгого монументализма. В этом стиле были построены Д. Охлебининным и А. Мокеевым Патриаршие палаты в Московском Кремле с большим Крестовым залом - сводчатой палатой без столпов, а также комплекс зданий в Иверском Валдайском монастыре, основанном Никоном (зодчий А. Мокеев).
Попытки церкви воспрепятствовать «обмирщению» зодчества, проникновению в него народных, светских элементов оказались безуспешными.
Стремление
к украшению, нарядности заметно
и в крепостной архитектуре кремлей
и монастырей. Изменил свой облик
Московский кремль. Ещё в 1624-1625 гг. на
Спасской башне русский зодчий Бажен
Огурцов и англичанин Христофор
Галовей сделали высокую
Спустя полвека украшенные изразцами и белокаменной резьбой шатры появились и на других башнях Кремля. Теряет свой суровый облик и крепостная архитектура монастырей. Богатой декоративной отделкой были украшены стены и башни Ново-Девичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева, Спасо-Ефимьева и других монастырей. Нарядный характер придают монастырям и новые пышно декорированные трапезные, колокольни и церкви.
Богатые
купцы и дворяне начинают строить
для себя каменные жилые дома. В
их строительстве также