Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 23:59, реферат
Описание работы
Религия Древней Греции - одна из ранних и значимых религий в мире. Актуальность данной темы в наше время очень велика, ведь каждый человек на Земле знает, что именно Древняя Греции послужила началом нашего прекрасного мира. И многих волнуют вопросы: как именно проходил процесс становления древнегреческой культуры, как зарождалась религия древних греков, и вообще, что такое религия Древней Греции.
Содержание работы
Введение 2 Раздел 1. Эволюция древнегреческой религии 3 Раздел 2.Религиозная жизнь Древней Греции 6 2.1. Пантеон Богов 6 2.2 Мифы и легенды Древней Греции. 9 2.3 Древнегреческий обряд погребения 12 Раздел 3. Жертвы и шествия – формы почитания Богов в Древней Греции 15
Религия
Древней Греции - одна из ранних и значимых
религий в мире.
Актуальность данной темы в наше время
очень велика, ведь каждый человек на Земле
знает, что именно Древняя Греции послужила
началом нашего прекрасного мира. И многих
волнуют вопросы: как именно проходил
процесс становления древнегреческой
культуры, как зарождалась религия древних
греков, и вообще, что такое религия Древней
Греции.
Целью исследования является показать
сущность древнегреческой религии, рассмотреть
наиболее основных и влиятельных Богов
Древней Греции.
Поставленная цель требует выполнения
следующих задач: рассмотреть эволюцию
древнегреческой религии, определить
пантеон Богов Древней Эллады, ознакомиться
с мифологией Древней Греции, рассмотреть
обряд погребения и формы почитания Богов.Объект
исследования – религия Древней Греции.Предмет
исследования – религиозная жизнь Древней
Греции, пантеон Богов, культы и обряды
греков.При написании работы были использованы
научные пособия, учебники, локальная
сеть Internet, журналы.
Исследование состоит из 3 разделов. В
первом рассматривается эволюция древнегреческой
религии. Во втором и третьем – религиозная
жизнь древних греков: Боги, легенды и
мифы, культы погребения, жертвоприношения
и другие формы почитания Богов.Список
литературы состоит из 9 источников.
Раздел 1. Эволюция древнегреческой
религии
Важное место
в развитии мировой цивилизации занимает античная культура,
которая своими истоками связана с религиозными
представлениями древних греков и римлян.
Как и все другие религиозные системы,
религия древних греков прошла свой путь
развития и претерпела на этом пути определенные
эволюционные изменения.
Историки, изучающие культуру,
быт народов, населявших Древнюю Грецию,
отмечают, что в догомеровский период
наиболее распространенными были тотемические,
фетишистские и анимистические верования.
Окружающий человека мир воспринимался
древним греком как населенный различными
демоническими силами — духами, которые
были воплощены в священных предметах,
существах и явлениях, которые обитали
в пещерах, горах, источниках, деревьях
и т. д. Это могли быть и звероподобные
и человекообразные существа типа сатира
Силена — одновременно демона источников
и в то же время демона плодородия. Отзвуки
подобных верований мы встречаем и в более
поздний период. Таким существом является
знаменитый Пан — сын бога Гермеса и нимфы
Дрионы.
Он изображался с козлиными
ногами, рогами и с длинной бородой. Догомеровская
религия основана на культе Земли, из которой
все проистекает и в которую все возвращается.[8,с.65]
Мифология древних греков была
одним из самых замечательных явлений
в культуре средиземноморских народов.
Но ни эта мифология, ни религия не были
однородны и прошли сложную эволюцию.
Исследователи выделяют три основных
периода в развитии древнегреческой мифологии:
хтонический, или до олимпийский, классический
олимпийский и поздний героический.Взгляды,
характерные для хтонического периода,
сложились в греческом обществе задолго
до дорийского завоевания XII в. до н. э.
и даже до возникновения первых ахейских
государств. Не сохранилось источников,
в которых бы эти воззрения были представлены
полно и последовательно. Поэтому приходится
использовать отдельные архаичные образы
или мифологические эпизоды, случайно
отразившиеся в текстах, относящихся к значительно более позднему
времени.[4,c.7]
Первый период. Термин «хтонический»
происходит от греческого слова «хтон»
— «земля». Земля воспринималась древними
греками как живое и всемогущее существо,
которое все порождает и всех питает. Сущность
земли была воплощена во всем, что окружало
человека и в нем самом, объясняет то поклонение,
которым греки окружали символы божеств:
необычные камни, деревья и даже просто
доски. Но привычный первобытный фетишизм
смешивался у греков с анимизмом, приводя
к сложной и необычной системе верований.
Кроме богов существовали еще и демоны.
Это неопределенные и страшные силы, не
имеющие никакого облика, но обладающие
ужасным могуществом. Демоны появляются
неизвестно откуда, вмешиваются в жизнь
людей, причем обычно самым катастрофическим
и жестоким образом, и исчезают. С образами
демонов были связаны и представления
о чудовищах, которых на этом этапе развития
греческой религии, вероятно, тоже воспринимали
как существ, обладающих божественной
силой.
В подобных представлениях
о богах и в особом почитании Земли как
Великой Матери видны отголоски идей разных
этапов развития греческого общества
— и совсем раннего времени, когда не отделявший
себя от природы человек создавал образы
человекоживотных, и периода матриархата,
когда господство женщин в обществе подкреплялось
рассказами о всесилии Земли- Прародительницы.
Но одно объединяло все эти воззрения
— представление о равнодушии богов, об
их глубокой отчужденности. Они воспринимались
как существа могущественные, но более
опасные, чем благодетельные, от которых
нужно скорее откупаться, чем пытаться
снискать их благосклонность.
Таким предстает, например, бог Пан, который,
в отличие от Тифона или гектанохейров,
в более поздней мифологии не превратился
в окончательного монстра, а остался богом,
покровителем лесов и полей. Он связан
с дикой природой, а не с человеческим
обществом, и, несмотря на свою склонность
к веселью, может наводить на людей беспричинный
страх. Козлоногий, бородатый и рогатый,
он является людям в полуденный час, когда
все замирает от жары, в час, который считался
не менее опасным, чем полночь. Он может
быть и добрым, и справедливым, но все же
лучше не встречаться с богом Паном, сохранившим
полузвериный облик и нрав первоначальных
порождений Матери-Земли.
Второй период. Распад матриархата, переход
к патриархату, возникновение первых государств
ахейцев — все это дало толчок к полному
изменению всей системы мифологии, к отказу
от старых богов и появлению новых. Как
и у других народов, богов- олицетворений
бездушных сил природы заменяют боги-покровители
отдельных групп в человеческом обществе,
групп, объединявшихся по самым разным
признакам: классовым, сословным, профессиональным,
но у них всех общим было одно — это были
люди, не пытавшиеся ужиться с природой,
а стремившиеся подчинить ее, преобразовать
в нечто новое, заставить служить человеку.
Не случайно самые древние мифы олимпийского
цикла начинаются с истребления существ,
которым, вероятно, в предшествующий период
поклонялись как богам. Бог Аполлон убивает
пифийского дракона и великанов, люди-полубоги,
сыновья богов уничтожают других чудовищ:
Медузу, Химеру, лернейскую Гидру. И окончательную
победу над древними богами торжествует
Зевс, царь богов Космоса. Образ Зевса
очень сложен и сформировался в мифологии
греков не сразу. Представления о Зевсе
сложились только после дорийского завоевания,
когда пришельцы с севера придали ему
черты абсолютного бога-владыки. В счастливом
и упорядоченном мире Зевса его сыновья,
рожденные от смертных женщин, завершают
дело своего отца, истребляя последних
чудовищ. Полубоги, герои символизируют
единство миров божественного и человеческого,
неразрывную связь между ними и благотворное
внимание, с каким боги наблюдают за людьми.
Боги помогают героям (например, Гермес
— Персею, а Афина — Гераклу), а наказывают
только нечестивцев и злодеев. Представления
об ужасных демонах тоже изменяются —
они теперь выглядят скорее просто могущественными
духами, обитателями всех четырех стихий:
огня, воды, земли и воздуха.
Третий период. Становление и развитие государства,
усложнение общества и общественных отношений,
обогащение представлений об окружающем
Грецию мире неизбежно усиливали чувство
трагичности бытия, убежденности, что
в мире господствуют зло, жестокость, бессмысленность
и абсурд. В поздний героический период
развития греческой мифологии возрождаются
представления о силе, которой подчиняется
все существующее — и люди, и боги. Рок,
неумолимая судьба царит над всем. Перед
ней склоняется даже сам Зевс, вынужденный
то силой выпытывать у титана Прометея
предсказания собственной судьбы, то смиряться
с испытаниями и мучениями, через которые
должен пройти его любимый сын Геракл,
чтобы он смог вступить в сонм богов. К
людям судьба еще более беспощадна, чем
к богам, — ее жестокие и часто бессмысленные
повеления исполняются с неотвратимой
точностью — Эдип оказывается проклят,
несмотря на все свои усилия спастись
от предсказанной участи, гибнет также
прячущийся от воли рока Анхиз, дед Персея,
даже целый род Атридов не может уйти от
слепого приговора судеб, будучи вовлечен
в бесконечную череду убийств и братоубийств.
Да и боги теперь уже не настолько милостиво
настроены к людям. Наказания тех, кто
нарушил их волю, ужасны и неоправданно
жестоки: Тантал вечно мучается от голода
и жажды, Сизиф обязан постоянно поднимать
на адскую гору тяжелый камень, Иксион
прикован к вращающемуся огненному колесу.
В позднем греческом обществе
религия постепенно приходила в упадок,
вырождаясь в простое исполнение обрядов,
а мифология становилась просто сокровищницей
образов и сюжетов для авторов поэм и трагедий.
Некоторые философы даже отрицали главную
роль богов в сотворении мира, представляя
этот космический акт как слияние первоэлементов
или стихий. В таком виде греческая религия
просуществовала до начала походов Александра
Македонского, когда в эллинистических
империях она вступила в многогранное
и взаимообогащающее взаимодействие с
вероисповеданиями Древней Азии.
Таким образом, религия древних
греков была одним из самых замечательных
явлений в культуре средиземноморских
народов. Но она не была однородна и прошла
сложную эволюцию. В религии древних греков
выделяют три основных периода: хтонический,
классический олимпийский и поздний героический.
Раздел 2.Религиозная жизнь Древней
Греции
2.1. Пантеон Богов
Древнегреческий божественный
пантеон был основой развития общества
не только Древней Греции и Рима, но и отображал
историю и развитие одной из первых древних
цивилизаций мира. Рассмотрев богов, божеств
и героев древнегреческой мифологии можно
увидеть развитие современного общества,
как оно меняло свое восприятие вселенной
и мира, как относилось к общности и индивидуализму.
Благодаря мифологическим историям Древней
Греции, возможно, увидеть, как формировалась
теология и космология человечество, как
менялось отношение человека к тем стихиям
и проявлениям природы, которое оно (человечество)
не могло объяснить с помощью логики и
науки. Мифология Древней Греции важна
тем, что она подтолкнула человечество
к умственному развитию, к появлению множеств
наук (математики, логики, риторики и мн.
др.).
Богов и богинь в Древней Греции было конечно
не мало и всех их сосчитать и рассмотреть
не возможно, но можно познакомиться с
некоторыми из них.
Зевс
Зевс был царем богов, бога неба
и погоды, закона, заказа и судьбы. Он был
изображен как король, зрелый с крепкой
фигурой и темной бородой. Его обычными
признаками были болт молнии, королевский
скипетр и орел.
Зевс - самый великий из богов Олимпийцев,
и отец богов и людей, был сыном Кроноса
и Реи, братом Посейдона, Аида, Гестии,
Деметры, Геры, и в то же самое время он
женился на своей сестре Гере. Когда Зевс
и его братья распределяли между собой
правление частями мира, Посейдон получил
море, Аид подземный мир, а Зевсу достались
небеса и земля, но земля была распределена
между всеми другими богами.
Гера
Гера была царицей Олимпийских
богов и богиней женщин и брака. Она была
также богиней неба и звездных небес. Гера
обычно изображалась как красавица, носящая
корону и держащая королевский лотос.
Иногда она держала королевского льва
или кукушку или ястреба.
Происхождение ее имени, возможно, проследить
во множестве путей, от греческих и восточных
корней, хотя нет причины для обращения
за помощью к последнему, поскольку Гера
- просто греческая богиня, и одна из немногих,
которая, согласно Геродоту, не была введена
в Грецию из Египта. Гера была, согласно
некоторым источникам, самой старшей дочерью
Кронуса и Реи, и сестрой Зевса. Однако,
по многим другим источникам Гестия была
самой старшей дочерью Кронуса; а Лактантиус
называет ее сестрой - близнецом Зевса.
Согласно стихам Гомера, она была поднята
Океаном и Тетисом, поскольку Зевс узурпировал
трон Кронуса; а впоследствии она стала
женой Зевса.
Аид
При рождении Аид был сброшен
в Тартар. После того, как произошел раздел
мира между ним и его братьями, Зевсом
и Посейдоном, после победы над титанами,
ему в удел досталась власть над тенями
умерших и над всем подземным царством.
Аид является божеством подземных богатств,
который дарит урожай земле.В греческой
мифологии Аид является второстепенным
божеством. При этом Аид считается щедрым
и гостеприимным, потому что ни одна живая
душа не способна уйти из лап смерти.
Деметра
Деметра была великой олимпийской
богиней сельского хозяйства, зерна, и
хлеба насущного для человечества. Она
также осуществляла контроль над передовыми
из тайных культов региона, иннициантам
которым обещали ее покровительство на
пути к счастливой загробной жизни. Деметра
была изображен как зрелая женщина, часто
с короной и держащей сноп пшеницы и факел.
Посейдон
Посейдон был великим олимпийским
богом моря, рек, наводнения и засухи, землетрясений,
и лошадей. Он был изображен, как зрелый
крепкий мужчина с темной бородой, и трезубом.
Его название, кажется, связано с потосом,
понтосом и потамосом, согласно которому
он - бог жидкого элемента.
Гестия
Гестия была девственной богиней очага
и дома. Как богиня семейного очага она
также осуществляла контроль над выпечкой
хлеба и готовкой семейной еды. Гестия
была также богиней жертвенного пламени.
Кулинария коммунального банкета жертвенного
мяса была естественно частью ее культа.
Артемида
Артемида была великой олимпийской
богиней охоты, дикой местности и диких
животных. Она была также богиней рождаемости,
и защитницей девочек до возраста брака.
Ее брат близнец Аполлон был так же защитником
мальчиков. Вместе эти два бога были также
богами приносящими внезапную смерть
и болезни. Артемида обычно изображалась
как девочка с охотничьим луком и стрелами.
Арес
Арес был великим олимпийским богом войны,
сражений, и мужественной храбрости. Он
был изображен или как зрелый, смело выступавший
воин, одетого в оружие в сражении, или
как нагой безбородый юноша с рулем и копьем.
Из-за его нехватки отличительных признаков,
его часто трудно идентифицировать в классическом
искусстве.
Афина
Афина была великой олимпийской богиней
мудрого совещания, войны, защиты городов,
героической попытки, переплетения, глиняной
посуды и других ремесел. Она была изображена
коронованная украшенным гребнем, вооруженной
щитом и копьем, и носившей эгейский плащ,
обернутый вокруг ее груди и руки, украшенной
чудовищной головой Горгоны.
Афродита
Афродита была великой олимпийской богиней
красоты, любви, удовольствия и порождения.
Она изображалась как красавица, обычно
сопровождаемая крылатым божеством Эросом
(Любовь). Ее признаки включали голубя,
яблоко, раковину и зеркало. В классической
скульптуре и фресках она часто изображалась
нагая.