Погребение внутри городов
в исторические времена вообще принадлежит
к исключениям, хотя такой обычай существовал
в Спарте и некоторых других дорических
городах, а в древнейшие времена и в Афинах.
В колониях могилы основателей находились
внутри города, по большей части на рыночной
площади; но эти лица считались не обыкновенными
покойниками, а героями- покровителями
города, и их гробницы — святынями. Обыкновенно
же нахождение гробниц внутри городов,
особенно в священных местах, считалось
их осквернением. Священный остров Делос,
как известно, неоднократно был очищаем
посредством вынесения с него гробов,
и наконец афиняне запретили на нем рождаться
и умирать.]
Нельзя здесь не упомянуть о
прекрасном обычае афинян устраивать
на государственный счет общее торжественное
погребение павших в бою за отечество.
Описание такого погребения оставил нам
Фукидид (II, 34). Убитых сжигали на поле битвы,
затем останки привозили в Афины, и здесь
кости граждан каждой филы клали в один
общий кипарисовый гроб и предавали в
загородном Керамике торжественному погребению,
после которого избранный оратор произносил
с возвышенного места надгробное слово.
Этот обычай со времен Солона сохранялся
в течение многих столетий и впоследствии,
приблизительно с начала III в. до Р. X., был
распространен еще тем, что ежегодно в
память павших за отечество стали устраивать
на государственный счет поминальный
праздник, попечение о котором возложено
было на архонта-полемарха.
Таким образом, мы узнали, что
у древних греков существовало великое
множество самых разных богов. Греки наделялись
их качествами, присущими обычно людям,
- добротой, благородством, бесстрашием.
Однако зачастую боги бывают безжалостными,
коварными и мстительными. В отличие от
людей все греческие боги были бессмертны.
Европейская культура, в том виде, в котором
знакомы с ней современные люди, своим
происхождением обязана Греческим корням.
Мы, порой, даже не подозреваем, насколько
глубоко проникли герои и образы древних
мифов в нашу жизнь. А насчет погребального
обряда в Древней Греции, хотелось бы сказать,
что он был очень важен для каждого человека,
было не важно богат он или беден, однако
церемония трупа положения или сожжения
была важной частью жизненного пути, вернее
его обязательным концом.
Раздел 3. Жертвы и шествия –
формы почитания Богов в Древней Греции
Культ и обрядность у греков
сохранялись, видимо, в виде традиций от
эпохи героев Гомера до значительно более
поздних периодов греческой истории, вплоть
до римского завоевания и даже после него,
почти до самого введения христианства
как государственной религии в Византийской
империи. В первую очередь, естественно,
следует указать на совершение жертвоприношений.
Жертвы могли совершаться как в храмах,
так и вне их. Храмы сооружались
обычно на возвышенностях и отделялись
от других зданий оградой. Внутри храма
устанавливали изображение определенного
бога и алтарь для бес кровных жертв. Существовали
отдельные помещения для пожертвований
и священных реликвий. Кровавые жертвоприношения
происходили на особой площадке перед
храмовым зданием, но внутри ограды.
Даже в древнейшие времена у
отдельных греческих племен жрецы не играли
значительной роли в обществе, и жреческие
обязанности мог исполнять любой свободный
человек. Это положение сохранилось и
после возникновения отдельных государств.
Религия у греков была делом государственным,
и жрецы фактически оставались на положении
государственных служащих, подчиняющихся
законам, обязательным и для других граждан.
Жреческие же обязанности при необходимости
могли исполнять цари или главы отдельных
родов. Жрецы не обучали религии, не создавали
богословских трудов, вообще никак не
развивали религиозную мысль, и круг их
обязанностей ограничивался исполнением
обрядов, причем в конкретном храме, к
которому они были приписаны.
Общение с богами во время богослужений
у греков обусловливалось все тем же восприятием
их как могущественных, но понятных и благодетельных
существ. Жертвы были дарами, в обмен на
которые боги должны были исполнять просьбы
молящегося. Бескровные жертвы состояли
из овощей, фруктов, а также различных
лепешек и хлебцев, посвященных отдельным
богам. Кровавые жертвоприношения в основном
сводились к убийству животных, но иногда,
правда очень редко, в жертву приносились
и люди. Традиционными жертвенными животными
были овцы, свиньи и быки. Во время больших
праздников или в особые моменты государственной
жизни (после победы над врагом, перед
народным собранием или началом земледельческих
работ, во время эпидемий) могли убивать
более 100 животных. Такие жертвоприношения
назывались гекатомбами.
Все жертвенные животные должны
были быть безупречны, без малейших недостатков.
Жрецы перед началом священнодействия
облачались в белые одежды и омывали руки
в соленой воде. Обряд проходил в полном
молчании, при музыкальном сопровождении
флейтистов. Часть заколотого животного
сжигалась на алтаре, часть доставалась
жрецам, а остальное съедалось на торжественном
пиру, происходившем после богослужений.
После жертвоприношения жрец произносил
молитву к богам, которую за ним повторяли
все участники церемонии. Религиозными
обрядами были клятва и проклятие, так
как произносились они по строго установленным
правилам и с призыванием богов.
Дома у греков также возводились
жертвенные алтари и устанавливались
статуи богов-покровителей. Священным
считался и домашний очаг, так как его
покровителем была Гестия и, совершая
бескровные жертвы у очага, грек напрямую
обращался к этой богине. На пятый день
после рождения ребенка обносили вокруг
очага, чтобы оградить от зла. Похороны
также проходили согласно строго установленной
церемонии. Покойника умащали мазями и
благовониями и в белых одеждах, с мелкой
монетой (оболом) во рту, предназначавшейся
для Харона, перевозчика душ мертвых, клали
на погребальные носилки. Один день его
оплакивали, потом торжественно выносили
из дома. Первоначально в Греции труп сжигали,
но этот обычай постепенно вытеснился
традицией погребения тела в земле или
в специальных гробницах.
Одной из важнейших обязанностей
жрецов были предсказания будущего. Некоторые
жрецы занимались только гаданиями, в
первую очередь по внутренностям умерщвленных
животных и полетам птиц. Но жрецы-эфоры
предсказывали грядущие события по изменениям
неба, жрецы- пифайсты — по виду молний.
Особым почетом у греков пользовались
святилища — оракулы, в которых боги через
жрецов давали прямые ответы на задаваемые
вопросы. Известны оракулы Зевса в Додоне,
Геракла в Буре, Аполлона в Милете. Но воистину
всегреческой славой пользовался оракул
в Дельфах, который был посвящен сначала
Гее, потом Фемиде и Аполлону. В центре
здания оракула находилась расщелина,
из которой вырывались дымные испарения.
Над расщелиной был укреплен треножник,
на который усаживалась прорицательница
— пифия. Одурманенная ядовитыми парами,
она впадала в транс, и в этот момент перед
ней бог Аполлон открывал тайны будущего.
Пророчества Дельфийского оракула, правда,
всегда были двусмысленны и туманны. Так,
Крез, царь Лидии, вопросил жрецов, должен
ли он напасть на персидского царя Кира.
Пифия ответила, что если он нападет на
Кира, то уничтожит великое царство. Когда
же разбитый наголову Крез стал проклинать
прорицателей, те резонно ответили ему:
«Тебе же было предсказано, что будет разрушено
великое царство. Ты и разрушил его — только
это было не царство Кира, а твое собственное».
Как особая форма служения богам
воспринимались и спортивные состязания.
Представление греков о богах как о существах,
подобных людям, но более совершенных,
диктовало стремление уподобляться им
и в совершенстве тел. Считалось, что боги
радуются, видя людей, блещущих здоровьем
и силой. Главным спортивным праздником
Древней Греции были, разумеется. Олимпийские
игры, установленные, по преданию, самим
Гераклом. Эти религиозные торжества были
настолько важны, что на время игр заключался
всеобщий мир и даже летоисчисление в
Греции шло по Олимпиадам (начиная с 776
г. до н. э.). Проводившиеся через каждые
четыре года в городе Олимпии, эти спортивные
игры посвящались всем богам, хотя покровителем
города и был Зевс. Соревнования чередовались
с жертвоприношениями. Главным испытанием
было «пятиборье» — бег, прыжки, борьба,
метание копья и метание диска, также проводились
кулачные бои и состязания колесниц. Помимо
Олимпиад, самыми известными были Немейские,
Пифийские и Истмийские спортивные игры.
Итак, жрецы в древнегреческих
племенах не играли важную роль, главной
их обязанностью было предсказание будущего.
Также присутствовало жертвоприношение,
которое могло совершаться как на территории
храмов, так и вне их. В доме каждого грека
возводился жертвенный алтарь. Но кроме
этого, существовала еще одна форма служения
Богам – спортивные состязания.
Заключение
Религия древних греков была одним из
самых замечательных явлений в культуре
средиземноморских народов. Но она не
была однородна и прошла сложную эволюцию.
В религии древних греков выделяют три
основных периода: хтонический, классический
олимпийский и поздний героический.
У древних греков существовало
великое множество самых разных богов.
Греки наделялись их качествами, присущими
обычно людям, - добротой, благородством,
бесстрашием. Однако зачастую боги бывают
безжалостными, коварными и мстительными.
В отличие от людей все греческие боги
были бессмертны. Европейская культура,
в том виде, в котором знакомы с ней современные
люди, своим происхождением обязана Греческим
корням. Мы, порой, даже не подозреваем,
насколько глубоко проникли герои и образы
древних мифов в нашу жизнь. А насчет погребального
обряда в Древней Греции, хотелось бы сказать,
что он был очень важен для каждого человека,
было не важно богат он или беден, однако
церемония трупа положения или сожжения
была важной частью жизненного пути, вернее
его обязательным концом.
А вот жрецы в древнегреческих племенах
не играли важную роль, главной их обязанностью
было предсказание будущего. Также присутствовало
жертвоприношение, которое могло совершаться
как на территории храмов, так и вне их.
В доме каждого грека возводился жертвенный
алтарь. Но кроме этого, существовала еще
одна форма служения Богам – спортивные
состязания.
Список использованной литературы
1. http://www.greekgod.ru/
2. http://ellada.forever.kz/
3. Донини А. Люди, идолы и Боги: Очерк истории
религии: Пер. с итал.-
М.:Политиздат,1962.-320с.
4. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия.-К.:СИНТО,1993.-128с.
5. История Древней Греции: Учеб./Ю.В.Андреев,
Г.А.Кошеленко, В.И.Кузищин,
6.Л.П.Маринович; Под ред. В.И.Кузищина.-2-е
изд.,перераб. И доп.-М.:
Высш.шк.,1996.-399с.: ил.,карты
7. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции.-
Ростов-на-Дону: «Феникс»,
1994.-480 с.
8. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады.-М.:Просвещение,1992.-319
с.: ил.
9. Радугин А. А. Введение в религиоведение:
теория, история и современные
религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000.—
240с.
10. Токарев С.А. Религия в истории народов
мира. – 4е изд, испр. и доп. -
М.:Политиздат;1986.-576с.