Духовный мир первобытного человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучить духовную культуру первобытного человека. На ранних этапах развития человеческого общества архаические формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из этих форм верований возникла раньше, представляется очень некорректным. Речь должна идти о комплексе религиозных верований. Именно комплекс рассмотренных первобытных верований стал ядром так называемых племенных религий, которые отличались большой пестротой, так как отражали специфические для того или иного племени условия обитания, социальные связи, особенности материальной культуры и т.д.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1.Происхождение человека……………………………….……………..6
2.Основные черты первобытного человека……….…………………....7
3.Духовная культура первобытно человека…………………………...10
4.Культура древних обществ Востока……………………………..…..13
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

ИМЦ.docx

— 67.95 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В Г. ДОМОДЕДОВО

 

Кафедра гуманитарных и 

социально-правовых

дисциплин

 

ДУХОВНЫЙ МИР  ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА

Контрольная работа по истории мировых цивилизаций

Вариант №3

 

 

Студентка 1 курса д/о

Группы Э-11

Зач. Книжка 027-043/Э(4) – 13

Преподаватель к.ф.н.

 

 

Оглавление:

Оглавление……………………………………………………………………..2

Введение………………………………………………………………………..3

1.Происхождение человека……………………………….……………..6

2.Основные черты первобытного человека……….…………………....7

3.Духовная культура первобытно человека…………………………...10

4.Культура древних обществ Востока……………………………..…..13

Заключение…………………………………………………………………….24

Список литературы……………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью работы является изучить  духовную культуру первобытного человека. На ранних этапах развития человеческого общества архаические формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из этих форм верований возникла раньше, представляется очень некорректным. Речь должна идти о комплексе религиозных верований. Именно комплекс рассмотренных первобытных верований стал ядром так называемых племенных религий, которые отличались большой пестротой, так как отражали специфические для того или иного племени условия обитания, социальные связи, особенности материальной культуры и т.д.

Рассмотрим основные источники, которые использовались при написании  данной работы.

Например, книга Вячеслава Алексеева и Алексанра Першица1 рассказывает о происхождении и становлении человека. Рассматриваются основные этапы первобытной истории от эпохи праобщины до появления классовых обществ и государств. Большое внимание уделено историческим источникам и историографии первобытной эпохи. Отдельная глава посвящена взаимодействию цивилизаций и первобытного общества. Насыщенный иллюстративный ряд способствует лучшему восприятию материала книги. Учебник адресован студентам вузов. Может быть полезен преподавателям и учащимся средних общеобразовательных школ и гимназий с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла.

Книга Марилии Альбанезе2 представляет собой

иллюстрированную работу, объединившую в себе уникальные фотографии памятников архитектуры Индии. Так же в рассматриваются основные

___________________________________

1 Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества, М., 1999

2Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века Балахгат 2008

исторические события  на субконтиненте начиная с III тысячелетия  до н. э. и заканчивая приходом мусульман в XIII в. н. э., повседневная жизнь города и деревни, социально-политическая структура, религия, искусство, эстетика.

Следующая книга Владимира Миронова3 В книге рассказывается, как шло зарождение древнейших цивилизаций Шумер, Египта, Ирана, Ирака. Показана жизнь египетского народа и царствование фараонов. В яркой и живой манере повествуется о создании знаменитых чудес света Древнего мира (городов, мостов, каналов, пирамид). В книге представлены судьбы известных ученых, царей и цариц Древнего мира - Птолемея, Навуходоносора, Саргона, Рамсеса, Тутанхамона, Нефертити, Клеопатры, а также дается описание древнейших городов планеты (Фивы, Вавилон и другие). Книга написана на основании многочисленных источников. Достоинством книги является яркий язык автора, доходчивое и увлекательное изложение сюжетов истории культуры.

Также книга Лео Оппенхейма4 содержит краткий очерк материальной и духовной культуры древней Месопотамии. Автор сообщает о появлении древних городов на этой территории, рассказывает о религии, искусстве, литературе, медицине, математике, астрономии в древней Месопотамии.

Ещё одна книга Эдуарда Паркера5  включает фундаментальный труд, посвященный истории, политике и торговле Китая, который охватывает период с древнейших времен до конца XIX века.

В книге Юрия Семенова6 предпринимается попытка выявить и проследить внутреннюю необходимость, объективную логику процесса превращения стада животных в человеческий коллектив и объективную логику процессов, входящих в качестве моментов в общий процесс.

___________________________________

3Миронов В. Б., Древние цивилизации, М.,2006

4 Оппенхейм А. Л., Древняя Месопотамия, М., 1980

5 Паркер Э., Китай. Его история, политика и торговля с древнейших времен, СПб.,1903

6 Семенов Ю.И., Как возникло человечество, М., 1966

Следующая книга Эдуарда Тейлора7 посвящена вопросам происхождения и развития религии. Его теория рассматривает анимизм (веру в души и духов) как зародыш, из которого развились все религии. Несмотря на то что сегодня многие теории ученого отвергаются исследователями, его книга, содержащая огромный фактический материал, продолжает служить важным источником для изучения проблемы происхождения религии.

Следующий источник Джемс Фрэзер8.  Автор, опираясь на собранный им богатый фактический материал, рассматривает различные обряды, системы запретов-табу, тотемизм, аграрные и огненные культы и доказывает магическое происхождение царской власти, взаимосвязанность современных религий и первобытных верований.

В Книге Зигмунда Фрейда9  исследуется проблема возникновения и развития этических и культурных табу, а также воздействию бессознательного на сознательную жизнь человека. Ученый рассматривает соотношение сознательного и бессознательного в психике человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________

7 Тайлор Э. Б., Первобытная культура, М., 1989

8 Фрэзер Д. Д., Золотая ветвь, М., 1980

9 Фрейд З.,  Тотем и табу: психология первобытной культуры и религии, М., 1997

1.Происхождение Человека

Происхождение человека составляло предмет догадок с глубокой древности и привело к возникновению у различных народов разнообразных мифов, приписывающих создание первых людей богам, которые воспользовались для того камнями, землей, морской слизью, теми или иными животными. С распространением христианства среди культурного человечества утвердилось представление, что человек был создан из земли, оформленной и одухотворенной Богом, и что все люди размножились от одной пары.10

В середине 19-го столетия появилась книга Чарлза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора», содержащего стройную концепцию эволюционных преобразований живой природы, опиравшуюся на единый принцип естественного отбора. Логика его труда о происхождении видов была такова, что она неотвратимо наталкивала на вопрос, в какой мере закономерности, открытые в живой природе,— эволюционные прогрессивные преобразования, управляемые естественным отбором, могут быть распространены на человека, подчиняется он им или нет.1 Дарвин был твердо убежден, что эволюция человека шла под действием тех же законов, которые определяют процесс развития биологических видов. Важнейшим фактором, обусловившим превращение обезьяны в человека, Ч.Дарвин считал естественный отбор11.

 

 

 

 

___________________________________

10 Семенов Ю.И. Ук. соч. С. 27.

11 Алексеев В.П. Ук. соч. С. 5.

2.Основные черты первобытной культуры

Основная тенденция в развитии человеческого общества за все долгое время его существования заключалась в переходе из дикого в цивилизованное состояние. Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. В целом принято делить древнейший период человеческой культуры на эпохи палеолита (800-13 тыс. лет до н.э.), мезолита (13-6 тыс. лет до н.э.) и неолита (6-2 тыс. лет до н.э.). Но и позже рядом с возникшими цивилизациями продолжали жить архаичные племена охотников и собирателей, а также земледельцы и скотоводы, находящиеся на стадии родоплеменных отношений, использующие примитивные орудия труда12.

Первым материальным свидетельством существования человека являются орудия труда.13 У археологов нет единого мнения относительно возраста самых примитивных орудий труда. В палеоантропологии считается, что они появились 2 млн. лет назад. Поэтому жителей этого периода называют Homo habilis (человек умелый). Но ряд археологов датируют первые орудия труда возрастом 5-4 млн. лет назад.14 Конечно, это были чрезвычайно примитивные инструменты, очень трудно отличимые от естественных осколков камней. Считалось, что они изготавливались путем разбивания камня камнем. 800-300 тыс. лет назад наши предки уже могли использовать огонь. Но только неандертальцы (250-50 тыс. лет назад), видимо, стали делать это постоянно. С поздними неандертальцами связано появление первых искусственных погребений, что говорит о формировании культа предков.

 

___________________________________

12 Тайлор Э. Б. Ук. соч. С. 73.

13 http://ru.wikipedia.org

14 http://aboriginals.narod.ru/

Анатомическое строение неандертальцев позволяет предположить, что у  них уже были зачатки речи. Однако ученые считают, что коллективная жизнь  неандертальцев носила еще стадный  характер.15

  Поэтому только Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец), появившийся 50-30 тыс. лет назад, может в полной мере считаться культурным существом. Основным занятием кроманьонцев по-прежнему оставались охота, собирательство и рыбная ловля. Использовались каменные, деревянные, костяные орудия для охоты и обработки. Техника их изготовления носила здесь гораздо более совершенный характер. Так, отколотые с помощью заготовки пластины кремния подвергались вторичной обработке, превращаясь в скребки, резцы, ножи и т.д. Жилищами служили в основном пещеры, землянки, но появились и постройки из костей животных. Кроманьонцы изготавливали одежду из шкур и растительных материалов. При захоронении, несомненно, использовались погребальные ритуалы. Обнаружение в погребениях костей животных, орудий труда и оружия свидетельствует о наличии представлений о загробной жизни. В это время появляется пещерная живопись, статуэтки и украшения.

В эпоху мезолита в связи  с отступлением ледников на север, стоянки  людей стали размещаться под  открытым небом, вблизи берегов морей, рек, озер. Интенсивно развивалось рыболовство, создавались новые виды орудий труда (ручные мельницы, сети), появились охотничий  лук и стрелы, было приручено первое домашнее животное - собака. Усложнялись  похоронные обряды.

В неолите были открыты  новые способы обработки камня  и кости при изготовлении орудий труда – полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства как лодка и лыжи. Возникла керамика и ткачество. Интенсивно развивалось домостроительство. Но самым важным событием стал переход от присваивающего хозяйства (охота,

___________________________________

15 Миронов В. Б. Ук. соч. С. 366.

 собирательство) к производящему  (земледелие, скотоводство), что повлекло  за собой распространение оседлого  образа жизни.16

Таким образом, изготовление орудий труда, возникновение захоронений, появление членораздельной речи, переход к родовой общине и  экзогамии, создание предметов искусства  явились основными вехами на пути формирования человеческой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________

16 Там же С. 381.

3.Духовная культура  первобытного человека

Первобытные люди населяют мир огромным количеством духов, благосклонных к ним или недоброжелательных. Примитивные народы верят в подобное одушевление также и отдельного человека. Каждый человек в отдельности имеет душу, которая может оставить свое обиталище и переселиться в других людей. Эти души являются носителями душевной деятельности и до известной степени, независимы от «тел». Первоначально существовало представление, что души очень похожи на индивидов, и только в течение длительного развития они освободились от материальных признаков, достигнув высокой степени «одухотворенности».17

Традиционализм первобытной  культуры приводил к тому, что все  значимые формы поведения представляли собой социально санкционированную, строго регламентированную символическую  систему действий - ритуал.

Фетишизм

Фетешизм - вера в мистическую связь группы людей с животным или растением, являющимся покровителем или родоначальником племени. Тотемизм был способом осознания обществом своего единства. Некоторые исследователи считают, что тотемный предок был в древнем мире у каждого рода или племени.

У сахалинских нивхов до наших дней дошел миф о происхождении их от лиственницы или ели. В северной Новой Гвинее некоторые роды ассоциируют себя с рыбами. Скорей всего исторически тотемизм первоначально существовал как культ некоторого животного. В эпоху мезолита у многих охотничьих народов Европы и Азии существовал культ оленя (лося). Первоначально олени как магические животные обеспечивали изобилие зверей, а с развитием земледелия стали подателями дождя.

___________________________________

17 Фрейд З. Ук. соч. С. 53.

Тотемизм

Тотемизм — одна из ранних форм религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже — явлениями природы и неодушевленными предметами).18 В качестве тотема могут выступать ветер, солнце, дождь, гром, вода, железо, даже части отдельных животных или растений, например, голова черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т. п., но чаще всего — классы животных и растений.

Информация о работе Духовный мир первобытного человека