Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 20:11, контрольная работа
Целью работы является изучить духовную культуру первобытного человека. На ранних этапах развития человеческого общества архаические формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из этих форм верований возникла раньше, представляется очень некорректным. Речь должна идти о комплексе религиозных верований. Именно комплекс рассмотренных первобытных верований стал ядром так называемых племенных религий, которые отличались большой пестротой, так как отражали специфические для того или иного племени условия обитания, социальные связи, особенности материальной культуры и т.д.
Введение………………………………………………………………………..3
1.Происхождение человека……………………………….……………..6
2.Основные черты первобытного человека……….…………………....7
3.Духовная культура первобытно человека…………………………...10
4.Культура древних обществ Востока……………………………..…..13
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………27
В тотемизме, как в зародыше, заключаются все главнейшие элементы дальнейших стадий религиозного развития: родство божества с человеком (божество — отец своих поклонников), табу, запретные и не запретные животные (позднейшие чистые и нечистые), жертвоприношение животного и обязательное вкушение тела его, выделение из тотемного класса избранного индивида для поклонения и содержание его при жилищах (будущее животное — божество в храме Египта), отождествление человека с божеством-тотемом (обратный антропоморфизм), власть религии над социальными отношениями, санкция общественной и личной морали, наконец, ревнивое и мстительное заступничество за оскорбленное тотемное божество. 19
Магия
Под магией понимают систему обрядов, с помощью которых человек может сверхъестественным образом воздействовать на природу, людей и духов. Магия связана с представлением о наличии в мире некой мистической силы, которая способна оказывать влияние на любой объект. Магические обряды, таким образом, закрепляли и возвеличивали способность человека к
______________________________
18 Фрэзер Д. Д. Ук. соч. С. 531.
19 Фрейд З. Ук. соч. С. 55.
упорядоченной, методической, законосообразной практической деятельности и мышлению, придавая им характер тайного знания.
Другая предпосылка
Магические ритуалы были
знакомы людям уже в эпоху
верхнего палеолита. Свидетельство
тому – найденные статуэтки женщин
и зверей, пещерные рисунки, имеющие
несомненно магическое предназначение.
Магия пронизывала собой все
сферы жизнедеятельности
______________________________
20 Фрэзер Д. Д. Ук. соч. С. 326.
4.Культура древних обществ Востока
Древние цивилизации – это особое социально-историческое явление, противостоящее доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры.21
Первые письменные источники
свидетельствуют о том, в древних
цивилизациях проявились первые ростки
свободного духа, рвущегося наружу,
но оказывающегося внутренне связанным
в выборе своих путей. На Востоке
свобода ассоциировалась с
Месопотамская цивилизация
представляет собой особый тип существовавшей
на древнем Ближнем Востоке
______________________________
21 http://ru.wikipedia.org
22 Оппенхейм А. Л. Ук. соч. С. 19.
Шумеры создали правовые кодексы; в литературе особенное значение имели эпосы мифологического содержания (поэма о Гильгамеше); ок. 2300 г. до н. э. была сформирована первая профессиональная армия; приблизительно в 2000 г. до н. э. была создана арифметика (в основе – 60-ричная система исчисления).23
Специфика месопотамской культуры в том , что на нее сильный отпечаток наложила окружающая среда, опыт Природы. И здесь , как Египте , человек сталкивается с теми же самыми космическими ритмами – смена времен года , движения солнца, луны, звезд, - но здесь он находит и элементы силы и насилия, которых не было в Египте.24 Тигр и Евфрат не похожи на Нил: они могут разливаться порывисто и непредсказуемо, разрушая дамбы и затопляя посевы. Здесь дуют знойные ветры, засыпающие человека пылью и грозящие удушить его; здесь идут проливные дожди, превращающие твердую поверхность земли в море грязи и лишающие человека свободы передвижения. Природа дает почувствовать человеку его ничтожество.
Дух месопотамской культуры отражает сокрушающую силу Природы. Человек не склонен переоценивать свои силы, наблюдая столь могущественные силы природы. Одним из правил жизни в древней Месопотамии была тема послушания – семье, правителям, богам. Это – первейшая добродетель, условие, продвижения по службе, милость и награды со стороны хозяина, путь к земному успеху, к высочайшим ценностям месопотамской жизни: здоровью и долголетию, почетному положению в общине и т.д. Но постепенно, с I тыс. до н. э., в культуре появился скептицизм по отношению ко всем ценностям: все в мире суета (отрицается существование добронравной жизни).
______________________________
23 Оппенхейм А. Л. Ук. соч. С. 173.
24 http://ru.wikipedia.org
Другой фундаментальной
проблемой месопотамской
В шумерской цивилизации
были заложены начала науки, которая, будучи
вписанной в религиозное
Достигнутый шумерами высокий уровень культуры, созданная ими общественно-политическая организация привели к выработке тщательно разработанных норм для всех сфер жизни. Важно то, что законы должны быть соблюдать все граждане. Кодекс законов Хаммурапи – образец законодательства на протяжении всей дальнейшей "клинописной" культуры Месопотамии.
Для Двуречья было характерно строительство многоэтажных домов, зиккуратов – святынь-алтарей. Зиккураты возводили на холмах из кирпичей, облицовывали глазурованными плитками.
Развивалось ювелирное искусство (диадема царицы Шубад). Обнаружены в результате раскопок и оружие, музыкальные инструменты, четырехколесные повозки.
Многие достижения культуры Месопотамии были ассимилированы и творчески переработаны соседними народами, в том числе греками и древними евреями (библейская идея божественного рая заимствована у шумеров).
______________________________
25 http://ru.wikipedia.org
Древний Египет – государство в северо-восточной Африке, в нижнем течении р. Нил, одно из древнейших государств в мире.
Природные условия стали
существенным фактором развития древнеегипетской
цивилизации. В Нильской долине собирали
по два урожая в год (до 100 ц. с га).
Но эта долина составляла 3,5% территории
Египта, на которой проживало 99,5% населения.
Остальная территория – бесплодная
и практически необитаемая
Отличительной чертой культуры Египта была наглядность и предметность. Вид – вот что главенствовало в культуре. Ритуалы и обряды занимали важное место. Это способствовало стабильности государства и культуры.26
Пирамиды и оросительная система являлись наглядным свидетельством культуры Древнего Египта. В сознании египтян высота Нила связана с изменением положения Солнца: оно поднимается, достигает своего высшего положения и опять понижается, как и вода в Ниле. Наглядность и предметность древнеегипетской культуры связаны с особым отношением к пространству, со стремлением заполнить и организовать его. Все в культуре должно быть как-то выражено, зафиксировано. Это объяснялось характером хозяйственной деятельности, размах который в Египте был велик. Создание оросительной системы влекло за собой принципиально иную организацию жизни всего общества – государственную. Письменность и счетное дело получили развитие еще за 3000 лет до н. э. Все было учтено и сосчитано.
В Египте высоко почитались цари. Их имена и титулы считались священными, поэтому царя избегали называть по имени без особой
______________________________
26 Миронов В. Б. Ук. соч. С. 271.
надобности. Он олицетворял
всеобщую власть, был поистине живым
божеством и предметом
Власть фараона покоилась на громадных ресурсах земли, людей, продовольствия, вещей. Власть государства утверждалась в зримых формах собственности, в ее концентрации у отдельных лиц, начиная с фараона.
В период наивысшей централизации государства (III-IV дин.) начинается строительство пирамид. Сооружение громадных усыпальниц – свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшеюся на поданных и после его смерти.27
Царь – средоточие религиозной жизни, и от его земного благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.
Именно в это время сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство объясняется застойностью общественного порядка, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно очень тесно было связано с религией, боготворящей силы природы и земную власть.
Высшим культом был культ солнечного божества, дающего жизнь и испепеляющего. Египет называли "страной солнца", а фараонов – "сынами Солнца". Круг – подобие солнечного диска – постоянно встречается в египетских орнаментах. Обелиск – архитектурная форма, впервые созданная в Египте,– символизировал солнечный луч.28
Значительны достижения египтян в области мумификации, которые невозможны без соответствующих знаний в ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине, хирургии, анатомии.
______________________________
27 Там же С. 301.
28 http://ru.wikipedia.org
Наиболее важным вкладом
древних египтян в науку
Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика, одним из крупнейших достижений которой было некоторое развитие десятичной системы исчисления. На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы. Были элементарные знания в области алгебры – умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными.29
Многие достижения древнеегипетской
культуры вошли в арсенал европейской
культуры, в том числе и науки,
посредством греко-римской
Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян: известен культ египетских божеств у греков и римлян. Христианство, возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее пределами, уже в самом начале впитало в себя ряд моментов египетской религии: концепцию могущества слова божества, создающего мир, представления о вечной жизни после смерти, о загробном суде и др.
В долине реки Инд уже
в III-II тыс. до н. э. существовала яркая
и самобытная культура. Культура Мохенджо-Даро
и Хараппы (названы по месту обнаружения
древнейших городских поселений) конца
III тыс. до н. э. представлена, наряду с
традиционными орудиями труда из
камня, изделиями из бронзы и меди
(топоры, серпы, пилы, ножи и т.д.).30
Именно жители этой долины первыми в мире
научились прясть и ткать хлопок. Высокого ______________________________
29 http://ru.wikipedia.org
30 http://dic.academic.ru
развития достигли гончарное дело и ювелирное искусство. Наиболее совершенной среди древневосточных городов оказалась система водоснабжения и канализации.
В древности в Индии
возникает богатая и
Одна из особенностей культуры Индии – кастовая система, появление которой связано с проникновением в Индию в середине II до н. э. ариев, принадлежавших к европейской расе и стоявших на более низкой ступени культурного развития. Кастовость спасла народы от взаимного истребления, это – принесение в жертву прогресса во имя жизни.31
Наибольшего подъема индийская культура и наука достигли в IV-II вв до н. э. – VIII в. н. э. Именно в этот период была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных в несколько измененном виде арабскими).32 Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел. 12 месяцев (по 30 дн. в каждом) года делились на 6 сезонов. Каждые 5 лет добавлялся 13-й месяц. Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности земли, предполагали ее вращение вокруг своей оси.
Ценнейшим источником для
изучения общественно-экономических
отношений, науки, культуры первой половины
I тыс. до н. э. служит эпическая литература,
написанная на санскрите (обработанный
поздневедический язык). Основные памятники
эпической литературы –_____________________________
31 Альбанезе М. Ук. соч. С. 297.
32 Там же С. 391.
"Махабхарата" и "Рамаяна", записанные на санскрите в первых веках до н. э., но в своей основе уже существовавшие в IV в. до н. э.
Более 2-х тысячелетий
эти поэмы чрезвычайно