Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 20:11, контрольная работа
Целью работы является изучить духовную культуру первобытного человека. На ранних этапах развития человеческого общества архаические формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из этих форм верований возникла раньше, представляется очень некорректным. Речь должна идти о комплексе религиозных верований. Именно комплекс рассмотренных первобытных верований стал ядром так называемых племенных религий, которые отличались большой пестротой, так как отражали специфические для того или иного племени условия обитания, социальные связи, особенности материальной культуры и т.д.
Введение………………………………………………………………………..3
1.Происхождение человека……………………………….……………..6
2.Основные черты первобытного человека……….…………………....7
3.Духовная культура первобытно человека…………………………...10
4.Культура древних обществ Востока……………………………..…..13
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………27
На основе народных и культовых
образов в Древней Индии
Классиком древнеиндийской драматургии и лирической поэзии признан Калидаса (IV-V вв.) В его произведениях раскрывается внутренний мир героев.
Значительного развития достигла и религиозная литература – жизнеописания Будды, религиозные трактаты.
Совершенства достигло древнеиндийское
изобразительное искусство (ваяние,
художественные ремесла, фресковая
живопись), а также зодчество. Ему
присущи богатство и
Особая роль в духовной культуре Индии принадлежала философии. Она занимала независимое положение, стояла на собственных ногах и все другие науки искали в ней вдохновение и поддержку.
Сам климат огромного леса, где можно было бродить среди тенистых деревьев, помогали человеку предаваться мечтам и размышлениям. Мирная жизнь, богатая природа, свобода от борьбы за существование поощряли духовную жизнь, поэтому еще в глубокой древности для Индии были характерны искания духа, вера в разум, склонность к философствованию.
______________________________
33 Там же С. 435.
Важным было и то, что философия решала жизненные проблемы, требовала внутренней активности, внутренних изменений (локаята, санкхья и йога и др.).
Материальная и духовная культура Индии заняла достойное место в мировой культуре – это и религиозно-философские системы (буддизм и др.), древнеиндийская литература воздействовала на восточные и европейские страны Конфуций, Аристотель, Кант развивали принцип моральной взаимности, который впервые был сформулирован в "Махабхарате", этика ненасилия, развития в творчестве Л.Н.Толстого.
Древний Китай
Китайский народ создал особый тип культуры, отличающий его от культуры других народов. Длительное время живя в изоляции, он создал оригинальную цивилизацию с особым типом взаимоотношений человека и природы, устойчивыми культурными традициями.
В древности китайцы называли свою страну Срединным государством34, считая ее центром мироздания – единственным цивилизованным миром. У них уже во II тыс. до н. э. существовала иероглическая письменность, был изобретен календарь, не имевший себе равных во всей восточной Азии. В своей основе это был лунный календарь, но учитывал и движение солнца. Он сводил в единый ритм движение светил на небе, годовой круговорот природы и хозяйственную деятельность людей. Он стал своеобразным символом основополагающей идеи китайской цивилизации – органического единства трех начал мироздания: Неба, Земли, Человека.
Исключительную роль в истории китайской культуры сыграло Тринадцатикнижие, являвшееся основой обучения и воспитания на протяжении двух тысячелетий, так как содержало сведения по истории, о
______________________________
34 Паркер Э. Ук. соч. С. 31.
деянии царей и героев,
песни и гимны и многое другое.
Оно включало "Книгу истории",
"Книгу перемен", "Записки
об обрядах" и др. и явилось
фундаментом преемственности
Особое внимание у китайцев
сложилось к природе. Мир в
их представлении – это мир
абсолютного тождества
Возникшее в VI в. до н. э., учение Конфуция за четыре столетия завоевало умы и сердца людей и во II в. до н. э. стало официальной идеологией Китая. Оно оказало глубочайшее влияние на историю, культуру и национальный характер Китая, а также распространилась и в Юго-Восточной Азии (Япония, Корея, Вьетнам).35
Главное в конфуцианстве – стремление совместить государственность и человечность в духе восточной традиции. Конфуций предлагал распространить принцип отношений в большой семье (клане) на все общество с помощью ритуализированного этикета – ЛИ (ли – благопристойность, этикет). "Сплотить Поднебесную в одну семью"…
Отношения государя с подданными
должны строиться по принципу "отец-сын",
и каждый должен исполнять положенную
ему социальную роль с тем же старанием,
что и семейные обязанности. Конфуций
сформулировал моральный
35 Там же С. 270.
тогда и в государстве и в семье к тебе не будут испытывать вражды".36
Установление порядка в государстве начинается с наведения порядка в собственной душе. Главное средство воспитания – ритуализированный этикет, исполняя который, человек обретает ЖЭНЬ – гуманность, человеколюбие. Основа конфуцианского человеколюбия – семейный долг (основа европейского гуманизма – самоценность человека как личности).
В конфуцианстве доминирует этический момент (через ритуализированный этикет – к воспитанию достойного человека, являющегося основой общества и государства), определяющий специфику конфуцианской теории государственного управления.
Одновременно появилась и иная ветвь китайской культуры – даосизм. Создатель даосизма Лао-цзы считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путем жизни природы ("Дао" – путь).
Если конфуцианство занято судьбой семьи, общества и государства, то Дао обращен к судьбе человека, человеческой жизнь как таковой. Мудрец стремился отказаться от индивидуальности "Я", скованного привязанностью к семье, обществу, себе. "Слава и богатства не имеют подлинной ценности, ибо перед лицом жизни и смерти все вещи одинаковы. Дорожащий такими видами навлекает на себя несчастье, ибо связывает свою жизнь с относительным и преходящим".
Установление порядка в государстве начинается с наведения порядка в собственной душе. Главное средство воспитания – ритуализированный этикет, исполняя который, человек обретает ЖЭНЬ – гуманность, человеколюбие. Основа конфуцианского человеколюбия – семейный долг (основа европейского гуманизма – самоценность человека как личности).
В конфуцианстве доминирует этический момент (через ритуализированный этикет – к воспитанию достойного человека,
______________________________
36 http://ru.wikipedia.org
являющегося основой общества и государства), определяющий специфику конфуцианской теории государственного управления.
Одновременно появилась и иная ветвь китайской культуры – даосизм. Создатель даосизма Лао-цзы считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путем жизни природы ("Дао" – путь).37
Если конфуцианство занято судьбой семьи, общества и государства, то Дао обращен к судьбе человека, человеческой жизнь как таковой. Мудрец стремился отказаться от индивидуальности "Я", скованного привязанностью к семье, обществу, себе. "Слава и богатства не имеют подлинной ценности, ибо перед лицом жизни и смерти все вещи одинаковы. Дорожащий такими видами навлекает на себя несчастье, ибо связывает свою жизнь с относительным и преходящим".
Слияние с Дао осуществляется через недеяние (но не равнозначно пассивной созерцательности). Это слияние с естественным ходом вещей, поэтому нет необходимости в нарочитой активности. Мудрец не противопоставляет себя ситуации, а спокойно влияет на нее изнутри, через использование естественных возможностей, которые скрыты от непосвященных. Даосское ученье давало человеку чувство свободы от деспотизма.На основе синтеза идей буддизма с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом возникло в Китае одно из наиболее глубоких и интересных, интеллектуально насыщенных течений мировой религиозной мысли – чань-буддизм (японский дзэн).
Буддизм просуществовал в Китае почти 2 тысячелетия, сильно изменившись. Он оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре (овальные комплексы и др.).
В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет
______________________________
37 Там же С. 291.
собой сплав конфуцианство, даосизма и буддизма.
Значительны достижения и в области материальной культуры и науки.
Китайская культура оказывала воздействие на западную – влияние архитектурных стилей, парковое искусство. Европейских философов привлекло учение Конфуция.
Китай и Запад взаимно
влияли друг на друга. Запад испытывал
воздействие богатого культурного
наследия Китая, в свою очередь Китай
перенимал передовые научные
и технические достижения Запада,
его философские и
______________________________
38 http://dic.academic.ru
Заключение
Первобытный человек, прежде
всего, занимался пропитанием и
самосовершенствованию, самопознанию
уделял мало внимания, но найденные
рисунки свидетельствующие, что
духовный мир первобытного человека
был развит. Духовный мир формируется
у неандертальцев. Неандертальцы
первыми начали хоронить своих сородичей
и были способны к абстрагированию.
Первые пещеры с рисунками первобытного
человека найдены на Юге Франции, в Испании,
на Урале. Рисунки изображали убитого
зверя. Появляется и скульптура, т. е.
духовный мир первобытного человека был
достаточно богат. Позже появилась пиктография
(pictus - рисованный) – первую форму записи
рисунками на коре, бересте, коже, кости.
Из пиктографии впоследствии появилось
идеографическое письмо (idea - понятие).
Идеограмма – письменный знак, обозначающий
не звуки языка, а целое понятие. Логограмма
– знак, обозначающий не абстрактное понятие,
а реальное слово, передававшее это понятие.
К такому виду письменности относятся
письмо древних шумеров, египтян, китайцев.
Позднее из такого письма возникли алфавитные
системы письменности. В настоящее время
идеография – только в Китае. Письменность
считается гранью, отделяющей классовое
общество от доклассового. Таким образом
духовный мир первобытного человека был
достаточно богат. на
Cписок используемой литературы
1. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества, М.: «Высшая школа», 1999 – 223с.
2. Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века, «АСТ, Астрель», 2008 – 468 с.
4. Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия, М.: «Наука», 1980 – 408 с.
6. Семенов Ю.И Как возникло человечество, М.: «Наука», 1966 - 576с.
7. Тайлор Э. Б. Первобытная культура, М.: «Издательство политической литературы», 1989 - 576 с.
8. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь, М.: «АСТ, АСТ», 1980 - 768 с.
9. Фрейд З. Тотем и табу: психология первобытной культуры и религии, М.: «Алетейя», 1997 - 224 с.
Интернет:
1. http://aboriginals.narod.ru/
2. http://dic.academic.ru
3. http://ru.wikipedia.org