Движение декабристов: Южный и Северный общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 16:08, контрольная работа

Описание работы

Главным источником революционной идеологии декабристов были противоречия российской действительности, т.е. между потребностями национального развития и феодально-крепостническими порядками, которые тормозили национальный процесс. Самым нетерпимым для передовых людей было крепостное право. Оно олицетворяло все зло феодализма: царившие повсюду деспотизм и произвол, гражданское бесправие большей части народа, экономическое отставание страны, раздиравшие ее социальные коллизии. Об отмене крепостного права и преобразование России из самодержавного в конституционное государство, декабристы начали размышлять ещё до войны 1812 г. Война же резко ускорила рост их политического сознания.

Содержание работы

Первые шаги. 3
Тайные общества 1821 – 1825 гг. 4
Восстание. 8
Заключение. 19 Список литературы. 20

Файлы: 1 файл

Кон. раб. История 2013 -1 сесия (2).doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Московский гуманитарно-экономический институт

Волгоградский филиал

Контрольная работа

По предмету «Отечественная история»

Движение декабристов: Южный и Северный общества.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка гр. Э-5-12

Копина О.Ю.

Проверила:

к.п.н. доцент Абрамян Н.Ю.

 
 

Волгоград 2013


 

 

  • Содержание

    1. Первые шаги.                                                                                                             3

    1. Тайные общества 1821 – 1825 гг.                                                                            4

    1. Восстание.                                                                                                                  8

    1. Заключение.                                                                                                              19                                            Список литературы.                                                                                                 20

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

      1. Первые шаги.

    Когда и как появились в России первые революционеры-декабристы? Ответить на этот вопрос и легко, и трудно. Легко потому, что все источники декабризма известны, а трудно потому, что они многочисленны и разнообразны.

    Главным источником революционной идеологии декабристов были противоречия российской действительности, т.е. между потребностями национального развития и феодально-крепостническими порядками, которые тормозили национальный процесс. Самым нетерпимым для передовых людей было крепостное право. Оно олицетворяло все зло феодализма: царившие повсюду деспотизм и произвол, гражданское бесправие большей части народа, экономическое отставание страны, раздиравшие ее социальные коллизии.  Об отмене крепостного права и преобразование России из самодержавного в конституционное государство, декабристы начали размышлять ещё до войны 1812 г. Война же резко ускорила рост их политического сознания.

       В войне с Наполеоном приняли участие 115 будущих декабристов, все, кто тогда был способен носить оружие. Война окончательно разбудила революционное сознание декабристов, поскольку свела их с народом не как господ с холопами, а как соратников в защите Отечества и заставляла их больше, чем когда-либо, задуматься над судьбами России и ее народа.  

    Воздействие войны 1812 г. на будущих декабристов усилилось в заграничных походах 1813 – 1815 гг., когда они воочию увидели то, о чем знали только из европейской литературы и понаслышке: жизнь людей без крепостного права.

    Передовые дворяне,  включая офицеров, даже некоторых генералов и крупных чиновников, ждали, что Александр I, победив Наполеона, даст крестьянам России волю, а стране – конституцию. По мере того, как выяснялось, что царь не уступит ни того, ни другого, они все более разочаровывались в нем. Ореол реформатора мерк в их глазах, обнажая истинное лицо самодержца и крепостника

    Именно с 1814 г. движение декабристов делает первые шаги. Одно за другим складываются 4 объединения, которые вошли в историю как преддекабристские. Они не имели ни устава, ни программы, ни чёткой организации, ни даже определённого состава, а заняты были политическими дискуссиями о том, как изменить «злосуществующего порядка вещей». Входили в группы очень разные люди, которые позднее стали большей частью выдающимися декабристами.

    2. Тайные общества 1821 – 1825 гг.

    С 1821 г. движение декабристов вступило в новую фазу: на севере и юге страны параллельно создавались вполне зрелые революционные организации, которые разрабатывали программы всеобъемлющего преобразования России и конкретные планы осуществления этих программ.

    Ранее, в феврале 1821 г., сложилось Южное общество. Оно включало в себя три управы в небольших украинских городках. Центральной была Тульчинская управа, поскольку в Тульчине размещался штаб 2-ой армии, дислоцированной на Украине. Возглавлял управу П.И. Пестель; во главе Васильковской управы стоял С.И. Муравьев - Апостол, а Каменский – генерал князь С.Г. Волконский. Всеми управами руководила Директория их трёх лиц. Ее составили П.И. Пестель, избранный председателем общества, генерал-интендант 2-ой армии А.П. Юшневский и петербуржец Никита Муравьев - для связи с Северным обществом, которое создавалось в то же время. После отъезда Муравьева в Петербург третьим членом Директории был избран С.И. Муравьев - Апостол. 

     Фактическим вождём Южного общества стал Павел Иванович Пестель - полковник, командир Вятского пехотного полка, герой Бородина и Лейпцига. Именно Пестель составил программу Южного общества – знаменитую «Русскую Правду», самый выдающийся памятник идеологии декабризма.

     «Русская Правда» ставила перед декабристами две главные цели: во-первых, свергнуть самодержавие и установить республику в России, во-вторых, отменить крепостное право. Для того чтобы сразу после революции не допустить восстановления старого режима, Пестель предполагал на время, пока не окрепнет новый порядок, вручить власть Временному верховному правлению с диктаторскими полномочиями, а затем Временное правление должно было передать всю полноту власти выборным органам. Высшим законодательным органом стало бы Народное вече, исполнительным – Державная дума, блюстительным – Верховный собор.

    Сословные привилегии по «Русской Правде» уничтожались, и все сословия сливались «в единое сословие – гражданское». Избирательными правами наделялись все россияне мужского пола с 20 лет без имущественного и образовательного ценза. Им гарантировалась свобода слова, занятий, вероисповедания. Вместо сословных судов (отдельно для дворян, горожан, крестьян, духовенства) вводился общий и равный для всех граждан суд присяжных.

    Крепостное право отменялось безусловно. «Дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми». – Гласила «Русская Правда». Крестьяне освобождались с землёй без выкупа и получали по 10-12 десятин на семью, для чего Пестель наполовину урезал (хотя и не уничтожал) помещичье землевладение. Проект Пестеля был более радикален, чем реформа 1861 г., осуществлённая почти полвека спустя на более высокой ступени экономического и политического развития России, в обстановке революционной ситуации. Пестель предполагал отдать крестьянам ½ часть пригодной для обработки земли.

    Прогрессивным для своего времени было и решение национального вопроса в «Русской Правде». Хотя Пестель не признавал за народами России права на отделение, он уравнивал их в правах с русским народом, как граждан единой – кстати, не федеративной, а унитарной – республики.

    В целом «Русская Правда» Пестеля открывала перед Россией гораздо более широкие, чем в проектах М.М. Сперанского, возможности для перехода к началам демократии и правового государства. Но даже оставшись нереализованной, она сохранила историческое значение, как первый в России проект республиканской конституции.

    Приняв «Русскую Правду» в качестве программы, Южное общество занялось разработкой тактических планов и в первую очередь – координацией действий Южного и Северного обществ с целью их объединения. Для этого в течение 1823 г. Юг посылал на Север 5 уполномоченных, которые, однако, не добились успеха. Тогда в марте 1824 г. в Петербург отправился сам Пестель.

    Что же представляло собой Северное общество декабристов к приезду Пестеля? Оно оформилось лишь осенью 1822 г., когда гвардия, в которой служило большинство декабристов-северян, вернулась в Петербург с полуторагодичных учений. Северное общество не делилось на управы, поскольку все его члены жили в столице. Руководила им Дума (аналог южной Директории) из трёх лиц: Н.М. Муравьева, М.С. Лунина и Н.И. Тургенева. Позднее уехавшего в Польшу Лунина заменил кн. С.П. Трубецкой, а заболевшего Тургенева – кн. Е.П. Оболенский.

    Председателем («правителем») Северного общества был избран активный участник всех декабристских организаций, капитан Генерального штаба Никита Михайлович Муравьев.

    Именно Н.М. Муравьев составил программу Северного общества, которая вошла в историю под названием «Конституция Никиты Муравьева» - второй по значению, после «Русской Правды» Пестеля, документ декабризма.

    В «Конституции» Муравьева ставились те же вопросы, что и в «Русской Правде», но решались они менее радикально. Вместо самодержавия проектировалась не республика, а конституционная монархия, причём в федеративной форме, из 15 «держав» и областей. Высшим законодательным органом должно было стать (как в «Русской Правде») Народное вече, а верховная исполнительная власть вручалась царю. Впрочем,  если бы царь не согласился с конституцией, Муравьев предполагал ввести в России парламент, а главой исполнительной власти сделать президента, т.е. готов был перейти с монархических позиций на республиканские.

    Сословия по «Конституции» Муравьева уничтожались, и все россияне становились равными перед законом, но, в отличие от «Русской Правды», получали избирательные права не с 20, а с 21 года и только с имущественным цензом, хотя и невысоким (500 рублей). Зато, как в «Русской Правде», гарантировались демократические свободы и национальное равенство.

    Самой сильной стороной «Конституции» Муравьева, как и «Русской Правды» Пестеля, было безоговорочное уничтожение крепостного права. «Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным», - гласила «Конституция». Однако, в отличие от Пестеля, Муравьев освобождал крестьян фактически без земли: в 1 и 2-ом вариантах «Конституции» было сказано прямо: «земли помещиков остаются за ними», а   3-ий вариант даровал крестьянам нищенские наделы по 2 десятины на семью.

    Тем не менее «Конституция» Муравьева, поскольку она ограничивала самодержавие и помещичье землевладение, отменяла крепостное право и сословные привилегии, ускорила бы темпы национального развития России, хотя и в меньшей степени, чем «Русская Правда».

    К приезду Пестеля в Петербург (март 1824 г.) внутри Северного общества шли споры между умеренным, конституционно-монархическим крылом во главе с Никитой Муравьевым и радикалами, республиканцами, которых возглавлял К.Ф. Рылеев. Пестель попытался опереться на республиканцев-северян и с их помощью объединить Северное и Южное общества на платформе «Русской Правды». Это ему не удалось. Было принято компромиссное решение: отложить соединение двух обществ до 1826 г., а к тому времени выработать объединительную платформу с учётом как «Русской Правды», так и «Конституции» Муравьева.

    После этого декабристы и на Севере и на Юге развернули подготовку к совместному выступлению. Активнее действовало Южное общество.

    С 1820 г., когда декабристы убедились в том, что Александр I не желает реформ, а тем временем народы Европы восстают против монархов Священного союза, их курс на восстание был неизменным. За 1823-1825 гг. они подготовили несколько планов восстания. Последний из них составили на Юге летом 1825 г. С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин.

    Но все планы декабристов смешала неожиданная смерть Александр I. 

    3. Восстание.

    Восстания могло не быть.

    Можно ли представить себе русскую историю без восстания декабристов, без каре мятежных полков, выстроившихся на Сенатской площади вокруг памятника Петру I, без выстрела П.Г. Каховского и смертельной раны М.А. Милорадовича, без картечи, знаменовавшей кровавое подавление военного бунта в сердце страны, а главное, без того широкого воздействия, которое оказало первое революционное выступление против самодержавия на все последующее развитие России? Трудно, не правда ли?

    Восстание декабристов стало символом революционного порыва, первой героической главой освободительного движения. Его значение в нашей истории так велико, что оно порой как бы заслоняет собой многие важные события первой четверти XIX в.

    Но, как ни странно это может показаться на первый взгляд, восстание 14 декабря принадлежит к числу тех исторических событий, которые, не будь каких-то случайных обстоятельств, вовсе могли не произойти. Если мы тщательно проанализируем все факты, которые привели к тому, что восстание свершилось, то уверенность в его неизбежности будет сильно поколеблена. События 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади были результатом исключительного стечения обстоятельств. Случайность и закономерность так тесно переплелись в них, что разделить их практически невозможно.

    В чем суть дела? Тайные общества были рождены объективными противоречиями российской действительности, и их члены преследовали высокие и благородные цели – освободить страну от пут крепостничества и неограниченного самодержавного произвола. Речь идёт о другом – о самой попытке 14 декабря 1825 г. захватить государственную власть путём военного переворота.

    Об открытом выступлении – «революции посредством войск» - для осуществления заветных целей в тайных обществах помышляли давно. Но к концу 1825 г. их члены не считали себя готовыми к этому. На следующий год намечался съезд Северного Южного обществ, который должен был обсудить разногласия, возникшие между двумя революционными центрами, а возможно, и условия совместного выступления. Неготовность участников движения к решительным действиям с полной очевидностью продемонстрировали ноябрьские события 1825 г. Напомним, что внезапная смерть императора 19 ноября в Таганроге была для всех, в том числе и для декабристов, совершенно неожиданной. Она создала сложную ситуацию. У Александра не было детей, и на престол, согласно принятому в конце XVIII в. закону об императорской фамилии, должен был вступить старший из братьев скончавшегося императора цесаревич Константин Павлович. Вся Россия первоначально и присягнула ему. Однако внезапно выяснилось, что Константин царствовать не желает и что ещё в 1823 г. были оформлены, но не оглашены документы, предающие русский престол следующему брату – Николаю. На 14 декабря 1825 г. в столице была назначена новая присяга.

    Информация о работе Движение декабристов: Южный и Северный общества