Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 02:05, доклад
Мирный захват жителями Испании городских площадей ознаменовал превращение пассивных обывателей в решительно настроенных граждан. В чем причины этого движения? Каков его социальный и идейно-политический облик? Как оно влияет на политический процесс в стране и как соотносится с массовыми протестными выступлениями в других странах и регионах?
«Движение возмущенных»
в Испании: новая форма социального
протеста
Хенкин Сергей Маркович
– профессор МГИМО (У) МИД России,
ведущий научный сотрудник
Мирный захват жителями
Испании городских площадей ознаменовал
превращение пассивных
В мае 2011 г. улицы
и площади 60 испанских городов
заполнили десятки тысяч людей,
требовавших изменения
Подобные выступления
в городах Испании имели место
и в дальнейшем. Эти протестные
акции получили название «движение
возмущенных». Массовость и долговременный
характер движения свидетельствуют, что
оно выражает интересы и чаяния многочисленных
групп испанского общества. А 15 октября
испанские «возмущенные» вышли
на улицу уже как составная
часть манифестаций протеста, охвативших
многие страны мира.
В лице «возмущенных»
Испания обрела социальное движение
нового типа, которое самоорганизуется
снизу, посредством социальных сетей
Интернета, вне традиционных каналов
партийной мобилизации и СМИ.
В чем причины
появления на свет этого движения?
Каков его социальный и идейно-политический
облик? Как оно влияет на политический
процесс в Испании и как
соотносится с массовыми
Болевые точки испанской
модели развития
Для немалого числа
наблюдателей появление «движения
возмущенных» стало неожиданным. В
научной и политической среде
давно утвердилось
Однако в реальной
жизни все обстояло далеко не так
гладко. Экономическое благополучие
скрывало многочисленные проблемы, зачастую
превращавшиеся в хронические. Их решение
постоянно откладывалось «на
потом». Мировой глобальный кризис
резко изменил ситуацию. Испания
наряду с Грецией, Италией, Португалией
и Исландией вошла в число
самых неблагополучных стран
ЕС (так называемая группа PIIGS). Некоторые
испанские политологи и экономисты,
констатируя наступление конца
эпохи, начавшейся с приходом демократии,
и исчерпанность принятой тогда
модели политического и экономического
развития, заговорили о необходимости
«второго перехода» [1].
Глобальный экономический
кризис прервал динамичное развитие
испанской экономики последних
десятилетий. Произошел обвал промышленного
производства, резко возросли бюджетный
дефицит и задолженность, в острейшую
проблему превратилась безработица (затронувшая
примерно 5 млн чел., или 21,5% трудоспособного
населения). Негативные внешние эффекты
наложились на структурные диспропорции,
нерешенные социально-экономические
проблемы. Кризис больно ударил по трем
несущим опорам сложившейся модели
развития – строительству, иммиграции
и туризму.
Многие годы крупномасштабное
жилищное строительство было «локомотивом»
испанской экономики. По некоторым
оценкам, вклад этой отрасли в
ВВП составлял 15%, в ней было занято
13% экономически активного населения.
Благодаря строительству
В условиях глобального
кризиса заметно снизилась и
роль иммиграции – второго «кита»
модели экономического развития. Ее лавинообразный
рост в докризисный период (по темпам
увеличения численности переселенцев
Испания опережала тогда другие
европейские страны) явно замедлился:
страна стала менее привлекательной
для гастарбайтеров. А расходы
на социальную поддержку иммигрантов,
потерявших работу, превратились в
дополнительную нагрузку для испанских
властей.
Упадок переживает
также приоритетная для экономики
туристическая отрасль, еще недавно
процветавшая и обеспечивавшая работой
миллионы людей. Качество услуг, предоставляемых
ею, резко упало, притом что цены
на них выросли. К тому же из-за проблем
с экологией многие местные пляжи
оказались загрязненными.
В период кризиса
выявились недостаточная
Уровень социального
неравенства в Испании – один
из самых высоких в Западной Европе.
Доходы 10% самых богатых испанцев
в 7,6 раза превышают доходы 10% самых
бедных [2]. При этом разница в доходах
постоянно увеличивается. Оклады административно-
В особенно тяжелом
положении находится молодежь. В
2010 г. 40,1% молодых людей в возрасте
от 16 до 25 лет были безработными, 15,6
% не работали и не учились. Те из них,
кто трудится, зачастую вынуждены
выполнять работу ниже своей квалификации
(по уровню этого несоответствия Испания
лидирует среди 34 стран ОЭСР). Более
половины молодых людей от 18 до 34
лет (54,2%) живут со своими родителями,
так как часто не имеют средств
на приобретение собственного жилья. Все
больше молодых испанцев с университетскими
дипломами вынуждены уезжать
из страны и работать за границей. Президент
Давосского форума Клаус Шваб предрекал
в конце 2010 г., что ситуация в Испании
может привести к молодежной революции,
новому маю 1968 г. [4].
Явные признаки неблагополучия
присутствуют в политической системе
Испании, что во многом связано с
отсутствием внутрипартийной
Избирательная система
также не отличается демократизмом.
С 1977 г. существуют так называемые закрытые
списки, применяющиеся на парламентских,
автономных и муниципальных выборах.
Избиратель голосует за список кандидатов,
предложенных партией. Очередность фамилий
кандидатов определяется партийным аппаратом
и не может быть изменена. Голосовать можно
только за весь список, при этом новые
фамилии в него добавляться не могут.
При таких выборах
народных представителей у избирателей
нет связи с конкретным лицом,
к которому можно было бы обращаться
с просьбами и требовать отзыва
в случае неудовлетворенности его
деятельностью. Кандидатов на руководящие
должности назначают партии. Единственный
путь для претендента – включение
его фамилии в список, который
составляется партийным аппаратом.
Подавляющее большинство
Система закрытых избирательных
списков ведет, с одной стороны,
к отчуждению людей от политики,
с другой – к олигархизации
партий, ухудшению качества депутатского
корпуса. Одновременно выхолащивается
принцип разделения властей, так
как парламент и правительство,
состоящие из депутатов, прошедших
по закрытым спискам, подчиняются власти
партий. Испанский правовед Г. Ариньо
Ортис называет современную избирательную
систему страны порочной, «превращающей
депутатов в марионеток в руках
партий» [5]. Примечательно, что в
Испании существует широкое согласие
по вопросу о необходимости
В серьезном реформировании
нуждается судебная система. Конституция
1978 г., порвав с традиционной зависимостью
судебной власти от исполнительной, устанавливает
принцип ее независимости. Однако на
практике это не реализуется. Если в
первые годы демократии члены Генерального
Совета судебной власти избирались самими
судьями, то с 1985 г., после изменения
законодательной нормы, их стали
избирать депутаты нижней и верхней
палат парламента, то есть члены
политических партий. Новый порядок
сделал этот высший орган судебной
власти Испании политизированным. В
нем идет постоянная борьба между
представителями различных
Партийные блоки
присутствуют и в Конституционном
суде. На деле Конституционный суд
не играет отводимой ему Основным
законом роли арбитра при рассмотрении
заявлений о
Среди испанцев распространено
мнение о пристрастности и необъективности
судей. В 2009 г. только 27,4% респондентов
согласились с тем, что «суды
наказывают виноватых независимо от
того, кто они» (66,8% с этим не согласились)
[7].
Проблемы испанского
правосудия этим не
Реформ требует
и государство автономий. За свое
более чем 30-летнее существование
оно доказало жизнеспособность, уберегло
многонациональную страну от дезинтеграции.
Вместе с тем в начале ХХI в. выявилась
его неспособность эффективно ответить
на вызовы националистических сил во
многих автономных сообществах (прежде
всего – в Стране Басков и Каталонии),
которые стремятся изменить «правила
игры» во взаимоотношениях с центром,
настаивая – в каждом случае по-своему
– на перераспределении финансовых
потоков, усилении культурной и лингвистической
автономии, более широком
Информация о работе «Движение возмущенных» в Испании: новая форма социального протеста