Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:45, контрольная работа
Джадидизм - (от арабского усул-и-джадид- новый метод),культурно-реформаторское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии в конце XIX — начале XX вв.
В конце XIX —начале XX вв. данное движение стало господствующим в общественно-политической жизни мусульман. Оно не было чисто религиозным или светским, хотя имело различные течения. Идеи джадидизма активно внедрялись среди мусульманского населения при активном участии крымско-татарских просветителей И.Б. Гаспринского, Г.Баруди.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Возникновение и пути развития джадидизма..................................4
Возникновение, социальная природа и идейные истоки джадидизма……………………………………………………………4
Историография джадидского движения…………………………….7
Глава II. Рассвет джадидского движения…………………………………...10
2.1 Джадидизм в сфере национального образования и культуры……10
2.2 Джадидизм –идейная борьба в татарском обществе………………13
Глава III. Основные основоположники развития джадидизма……………15
3.1 И.Гаспринский……………………………………………………….15
3.2 Г.Баруди………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Альметьевский государственный нефтяной институт
Кафедра гуманитарного
Контрольная работа
по дисциплине «История и культура народов Татарстана»
на тему: «Джадидизм как этап в развитии татарского просветительства и национальной культуры»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Возникновение и пути развития джадидизма....................
Глава II. Рассвет джадидского движения…………………………………...10
2.1 Джадидизм в сфере национального образования и культуры……10
2.2 Джадидизм –идейная борьба в татарском обществе………………13
Глава III. Основные основоположники развития джадидизма……………15
3.1 И.Гаспринский……………………………………………
3.2 Г.Баруди…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Джадидизм - (от арабского усул-и-джадид- новый
метод),культурно-
В конце XIX —начале XX вв. данное движение стало господствующим в общественно-политической жизни мусульман. Оно не было чисто религиозным или светским, хотя имело различные течения. Идеи джадидизма активно внедрялись среди мусульманского населения при активном участии крымско-татарских просветителей И.Б. Гаспринского, Г.Баруди.
Объектом данной работы является развитие джадидизма, как особого движения в мусульманской культуре.
Субъектом данной работы являются выдающиеся просветители, которые внесли большой вклад в развитии этого направления и эти достижения остались в памяти всего татарского народа.
Цель данной работы заключается
в том, чтобы изучить и
1.Изучить и проанализировать
теоретический материал по
2.Выделить основные исторические этапы развития джадидизма, как народного движения.
3.Охарактеризовать
Глава I. Возникновение и пути развития джадидизма
1.1Возникновение, социальная природа и идейные истоки джадидизма.
На рубеже XIX- XX столетий происходят существенные перемены в социально-экономической и культурно - идеологической жизни татар. Идет просмотр устоявшихся ценностей и поиски новых ориентиров развития нации. В процессе этих поисков формируется широкое общественное движение, получившее название джадидизм.
Джадидидское движение начинает формироваться в 80- е годы XIX века. Знаменосцем его выступила прогрессивно настроенная интеллигенция, протестующая против затхлой атмосферы социальной действительности той поры. Первым среди них был Исмагил-бей Гаспринский. В 1833 г., в Бахчисарае он обосновал газету "Тарджиман", которая на протяжении 20 лет оставалась уникальным печатным органом, служившим делу просвещения всех тюркоязычных народов.
В том же 1833 г. Исмагил-бей открыл в Бахчисарае школу под названием "Ходжаи-Сабиян", издал подготовленную им "Алифбу", выдвинул идею обучения детей по новому, облегченному методу и всю жизнь неустанно трудился над осуществлением этой идеи в жизнь.
Однако джадидизм не ограничивался узкими рамками методов обучения детей грамоте. Джадидской движение эволюционировало по мере изменения общей обстановки в стране и обострения социальных противоречий. Наряду с обучением по новому методу, в мектебе и медресе постепенно начинают реализоваться идеи, выдвинутые Ш. Марджани и Х.Фаизхановым, по приближению содержания обучения к требованиям времени и преподавания светских наук.
Распространение идеи джадидизма развернулось в очень тяжелых условиях шовинистической политики самодержавия в отношении тюркских народов. Усиливался цензурный гнет. Чтобы не дать возможность для развития мусульманской печати, царское самодержавие и его местные органы создавали весьма жесткие условия. Перед нами документ из архива Казанского учебного округа, в котором ясно отражено отношение царского правительства к джадидскому движению и многометодной школе. "Центральное правительство"- пишут его авторы, - учитывая поступающие с места отклики о развивающейся среди мусульманского населения просветительской деятельности, проводимой главным образом через посредство мусульманских школ, которые мусульманские реформаторы пытаются сделать главным орудием объединения на почве религиозно- националистической и для обособления их в ущерб интересам русской государственности, принимает необходимым принять меры, направленные на своевременное предотвращение вредных последствий национализации мусульманской школы".
По своей социальной
природе и преследуемым целям
джадидизм был движением
Как это свойственно просветителям вообще, джадидисты воспевали человеческий разум и его свободу, подчеркивали необходимость его избавления от оков схоластики и традиционализма. Они были противниками слепого поклонения авторитетам древности. Взгляды джадидистов были пронизаны духом демократизма. Они отстаивали интересы всего народа, всех слоев татарского общества.
Татарский народ на протяжении веков колониального господства России наряду с социальными мерами испытывал национальный и религиозный гнет. В отношении его проводилась политика русификации и христианизации. Поэтому деятельность джадидистов была направлена и на избавление народа от национально-колониального гнета. Джадидисты хотели видеть татарский народ равным с русским народом и в правом, и в экономическом, и в политическом отношениях и добивались обеспечения для него равных возможностей в пользовании достижения мировой культуры. Следует отметить, что джадидисты мыслили и действовали, оставаясь на позициях ислама, защищали мусульманские ценности, отстаивали сохранение верности нравственно-этническим принципам ислама. В то же время как сторонники обновления они выступали и с критикой закостенелых установок богословия и религиозных обрядов, требовали переустройства деятельности духовенства в соответствии с требованиями времени.
В пропаганде и обосновании просветительско-реформаторских идей татары были в мусульманском мире пионерами. Неслучайно формирование этих идей в общественном сознании известные французские исследователи А.Беннигсен и К. Келькюже назвали " чисто туземным чудом".
Говоря о новом, джадидистском этапе развития татарского просветительства, можно выделить следующие его особенности: 1)развертывание практической работы по осуществлению просветительской программы, тогда как у просветителей предыдущего этапа это не ярко выражено; 2)втягивание в движение широкого круга татарских интеллектуалах. На предыдущем этапе развитием просветительской деятельности занимались отдельные личности.
Джадидизм-широкое общественное движение и как таковое оно объединяло в своих рядах представителей татарской интеллигенции, придерживающихся довольно широкого диапазона взглядов. Среди тех, кто вел активную деятельность в этом направлении, выделялись Г. Баруди, М.Бигиев, Р. Ибрагимов, К. Тарджимани, З. Кадыри, Дж.Абызгидьдин,Г. Габяшт.
Второе движение среди
джадидистов- просветительско-
1.2 Историография джадидского движения
В первые десятилетия XX века джадидизм справедливо оценивался как прогрессивное общественное движение. Г. Ибрагимов называет джадидизм "большим общественным движением против отсталости и кадимизма". Раскрывая историческое место джадидизма, он особо выделяет роль и значение этого движения в реформе национальной школы и системы образования, развитии татарской литературы, развенчании феодальной старины о определении новых вех в развитии татарской культуры.
По мере же укрепления тоталитарного режима и его идеологии утверждаются критерии оценки исторического и духовного наследия на основе установок, определенных партийно - советскими органами. В этих условиях в отношении джадидизма закрепляется антинаучная, антиисторическая оценка как движения реакционного. Такая оценка особенно усилилась после выхода Постановления ЦК КПСС от 1944 г. " О состоянии идеологической работы в татарской партийной организации". Так в " Истории Татарской АССР" утверждается, что " джадидизм был движением националистическим". Джадидизм проповедовал идеи европеизированного просвещения и реформированной религии, что отвечало критериям буржуазии.
Так односторонняя тенденция в оценке джадидизма развивается в книге Х.Х.Хасанова " Революция 1905-1907 гг. в Татарии". Реформа образования, религии и быта служила для татарской буржуазии лишь средством утверждения своего господства не только над трудящимися татарами, но и над всеми тюркскими народами России. Накануне первой русской революции направление джадидизма приняло ярко напряженную политическую окраску.
Чтобы внедрить в сознание масс антинародный характер джадидизма, были порождены идеологические пугала. Первое из них: джадидизм-явление буржуазное. Джадидствующая национальная буржуазия боролась за культуру для своего класса, за те преобразования, которые были необходимы для развития капитализма. Действительно возникновение и развитие джадидизма было связано с процессом буржуазного обновления, и многие представители движения находились в близких отношениях с обуржуазившимися сломи татарского общества. однако идеологи буржуазии, выступавшие против средневеково - феодальных отношений проповедовали лозунги свободы, равенства и богатства. Это было свойственно представителям джадидского движения. И к тому же представители татарской буржуазии принимали участие в финансировании мероприятий, оказывали материальную поддержку школам, учреждениям культуры.
Концепция классового характера джадидизма основывалась, естественно, на установках марксизма. Однако марксизм, как известно, признает прогрессивную роль буржуазии и ее идеологи в борьбе против феодализма и средневековья. Тем самым обвинения джадидизма в буржуазной реакционности вступали в неразрушимое противоречие с методологией самого марксизма.
Второе пугало - приписывание джадидизму как национальному явлению националистического характера. Националист-это тот, кто проявляет заботу о своей нации, о ее месте в мировой цивилизации. А имперская пропаганда на протяжении десятилетий давала национализму характеристику, сходную с шовинизму. Националистическая отстаивает лишь законные интересы своей нации и для него не характерно противопоставление одной нации другой.
Третье пугало - джадидизм является идеологией пантюркистской- это течение, проповедующее идею объединения всех тюркских народов под крылом турецкого султана. Раскрывая несостоятельность выдумки о пантюркизме, преследующем якобы цель объединения всех тюркских народов под крылом турецкого султана, видимый общественный деятель Турции профессор Махмуд Астат писал: " Если вы под ним разумеете объединение а одно государство всех 50 или 70 миллионов тюркского населения, живущего в Турции, России, Персии, то я Вам прямо скажу, что это смешная утопия,, которая могла зародится только в незрелых и горячих головах слишком молодых, слишком увлекающихся людей".
О несостоятельности
В тоже время в рамках джадидского движения возникло течение, призывающее к единению народов, проживающих в Российской империи. Во главе этого движения стоял Исмагил Гаспринский.. Он провозгласил лозунг "единства мысли, слова и дела".Как видно, пантюркистский образ джадидизма, созданный сначала российской, а потом и советской пропагандой, представляет собой чистейшей воды вымысел.
И наконец, четвертое пугало - джадидизм как панисламистская идеология. В порождении этого пугала роль царской жандармерии тоже неоспорима. В этом отношении определенная " заслуга" принадлежит также департаменту просвещения России и органам цензуры. Так в письме Казанского жандармского управления от 8 января 1909 г. департаменту полиции рассуждается о широкой распространенности среди российских мусульман панисламистских идей. Свидетельством этого, по мнению жандармского начальника, является пробуждение национального самосознания, проникновение в школу национальной идеи, деятельность по возрождению национальной культуры.