Джадидизм как этап в развитии татарского просветительства и национальной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:45, контрольная работа

Описание работы

Джадидизм - (от арабского усул-и-джадид- новый метод),культурно-реформаторское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии в конце XIX — начале XX вв.
В конце XIX —начале XX вв. данное движение стало господствующим в общественно-политической жизни мусульман. Оно не было чисто религиозным или светским, хотя имело различные течения. Идеи джадидизма активно внедрялись среди мусульманского населения при активном участии крымско-татарских просветителей И.Б. Гаспринского, Г.Баруди.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Возникновение и пути развития джадидизма..................................4
Возникновение, социальная природа и идейные истоки джадидизма……………………………………………………………4
Историография джадидского движения…………………………….7
Глава II. Рассвет джадидского движения…………………………………...10
2.1 Джадидизм в сфере национального образования и культуры……10
2.2 Джадидизм –идейная борьба в татарском обществе………………13
Глава III. Основные основоположники развития джадидизма……………15
3.1 И.Гаспринский……………………………………………………….15
3.2 Г.Баруди………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

osnovnoy_referat_pro_dzhadidizm.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

В том же году, благодаря  помощи своего отца Мухамметзяна Галеева, Галимджан основал медресе, получившее имя его основателя «Мухаммадия» и впоследствии ставшее одним из лучших мусульманских учебных заведений в России. В новом медресе Галимджан проводит настоящую реформу в образовании, вводит значительное количество светских предметов: русского языка, арифметики, истории природоведения, геометрии, счетоводства, рисования, этики, гигиены и пр. За неимением специальной литературы Г. Баруди сам пишет ряд учебников, многие из которых стали классическими образцами учебных пособий для школ и выдержали более десяти переизданий. 

В начале XX века в «Мухаммадии» насчитывалось рекордное количество учащихся – 500 человек и 20 мугаллимов (преподавателей).  . Деятельность Г. Баруди в кратчайшие сроки вывела мусульманскую школу на путь прогресса, превратила процесс получения знаний в главный инструмент духовного возрождения народа.

Казанские консерваторы несколько раз обращались с доносами к губернатору, чтобы прекратить реформаторскую деятельность Галимджана Баруди, видя в его деяниях угрозу для себя и существующим старым порядкам. Они обвиняли Галимджана Баруди в измене религии, в искажении основ Ислама и Шариата. Но на самом деле он был глубоко религиозным человеком, придавал огромное значение воспитанию религиозных и нравственных ценностей у молодёжи. Он был твёрдо убеждён в том, что любая нация без религии, без веры обречена на вымирание.

Галимджан Баруди сблизился  с самым авторитетным и влиятельным  из татарских шейхов Зайнуллой Расулаевым, которого современники называли «королём татар», и стал его мюридом.

Галимджану Баруди было разрешено ишаном Зайнуллой Расулаевым принимать в мюриды своих шакирдов, что было неоднозначно встречено среди прогрессивного просветительства и шакирдов. В это время в кругах шакирдов в его адрес появилось устное стихотворение «Ой, шейхем Галимджан» («Ах, мой старец Галимджан»).

Он был не просто мюридом  шейха Зейнуллы, но был ещё и  его энергичным и инициативным преемником в братстве Халидийа-Накшбандийа. Баруди считал, что суфизм является одним  из наиболее важных проявлений религиозного чувства, и что он способствует углублению философской мысли. Отмечал, что суфизм позволяет познать истину, что невозможно сделать при помощи законов и верований (усул ва каида).

В январе 1906 года Г. Баруди начинает издавать научно-религиозный  и литературный журнала    «Религия и нравственность» , на страницах которого обсуждались идеи педагогического и религиозного характера.

Просветитель через  страницы своего журнала пытался  показать близость религии и науки. Наука, по мнению Баруди, должна служить  религии, а религия – науке. Главной  целью воспитания, по Баруди, является воспитание религиозно- нравственного человека, полезного члена общества, живущего народными и общечеловеческими интересами. Религиозно-нравственное воспитание занимает главное место в педагогической мысли Баруди, и оно неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием..

Следует также отметить об открытии Баруди для публичного пользования личной книжной коллекции. Частная книжная коллекция просветителя к 1913 году насчитывала более 3 000 томов  и журналов по самым разным наукам. Труды религиозных деятелей и мыслителей Ислама были представлены как в оригинале, так и в переводах, снабжённых комментариями. А в 1920 году Баруди и вовсе подарил свою библиотеку, которая насчитывала в то время 4288 томов, молодой Татарской республике.

Умер учёный в 1921 году в Москве, посвятив последние месяцы своей жизни борьбе с голодом, захлестнувшим Волго-Уральский регион.

Образ мудрого педагога  наставника- шейха, богослова, беззаветно и искренно служившего на благо своей  нации и религии, навсегда останется в памяти татарского народа

Заключение

Джадидизм сыграл важную роль в развитии татарского народя, образования, просветительства и духовенства. Были проведены коренные реформы  в системе образования, религии. Строилось множество новых школ и медресе, в которых появилось множество науг: история, история татарского народа, география, математика и многое другое. Такие замечательные и известные просветители , как И. Гаспринский, Г. Баруди предопределили окончательное формирование татарского народа. Также происходило переустройство работы татарской школы и распространение идей обучения детей по новому методу обучения. Наконец татарский народ получил такие же права как и русский народ, с которым он мог соперничать в различных сферах общества                       

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что благодаря  идеям Гаспринского были открыты  новые мектебе и медресе, которые  были обеспечены необходимой литературой, формируется собственная идеология  и литературный татарский язык, мусульманская элита начинает получать знание русского языка, создаются благотворительные общества как культурно – просветительские центры общин. Итогом является повышение уровня просвещения и общенационального светского образования.

Просветительство среди  татар, получившее свое особенное развитие во второй половине XIX века, носило прогрессивный характер, способствовало развитию образования, поднятию духовного и интеллектуального уровня татарского народа, выделению новой, просвещенной татарской интеллигенции и пробуждению национального самосознания татар;

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.  Вавилов.Д : Очерки истории образованности и литературы татар до революции 1917 г.

2.Давлетшин.Т.Д.: Советский Татарстан.2005                                      3.Тагиров. И.Р.: история национальной государственности татарского   народа и Татарстана.

4.История России с древнейших времен до начала XXI века . Зуев М.И." Дрофа", 1999

5.Рашитов Ф.А.:История татарского народа, " Детская книга",2001

 

 

 

 


Информация о работе Джадидизм как этап в развитии татарского просветительства и национальной культуры