Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:45, контрольная работа
Джадидизм - (от арабского усул-и-джадид- новый метод),культурно-реформаторское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии в конце XIX — начале XX вв.
В конце XIX —начале XX вв. данное движение стало господствующим в общественно-политической жизни мусульман. Оно не было чисто религиозным или светским, хотя имело различные течения. Идеи джадидизма активно внедрялись среди мусульманского населения при активном участии крымско-татарских просветителей И.Б. Гаспринского, Г.Баруди.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Возникновение и пути развития джадидизма..................................4
Возникновение, социальная природа и идейные истоки джадидизма……………………………………………………………4
Историография джадидского движения…………………………….7
Глава II. Рассвет джадидского движения…………………………………...10
2.1 Джадидизм в сфере национального образования и культуры……10
2.2 Джадидизм –идейная борьба в татарском обществе………………13
Глава III. Основные основоположники развития джадидизма……………15
3.1 И.Гаспринский……………………………………………………….15
3.2 Г.Баруди………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………
Глава II. Джадидизм в сфере национального образования и культуры.
Центральной в джадидизме была проблема обучения и воспитания подрастающего поколения, реформы мектебе и медресе (начальной и высшей мусульманской школы). Острота этой проблемы обусловливалась следующими обстоятельствами:
1. Сложившейся к концу XIX в. в татарском обществе ситуацией. Оно в то время продолжало жить под властью традиций, в его жизни преобладали средневековые порядки и идеологические установки. Между тем в жизнь России под влиянием европейских стран все шире вливались новые веяния, мощными шагами развивалась наука. А это в свою очередь обусловило, обусловило бурное развитие производства, обмена и общения. В жизнь страны вторглись технические новшества. Татарское общество встало перед необходимостью примкнуть к этому пути развития, чтобы не остаться на обочине мирового культурного, научного и технического прогресса.
Для джадидистов было очевидно, что существующая система образовательных учреждений не обеспечивает подготовку личности, отвечающей запросам времени, вооруженной практическими знаниями. Поэтому они добивались реформы мектебов и медресе, введения в них преподавания наряду с традиционными для мусульманской школы дисциплинами и светских наук. Джадидисты требовали преподавания в школах на основе новой педагогике, соблюдения санитарно - гигиенических условий, провозглашали необходимость использования научно - технических достижений Европы.
2. Обостренное внимание к
Идеологи коммунистической системы
усиленно насаждали мысль, будто
у татар образовательный
Традиционная татарская школа,
в особенности медресе в
В то же время
следует отметить, что преподавание
в татарских медресе являлось
традиционным. Как уже указывалось,
за последние столетия в
Необходимость перестройки татарской школы видели и предшественники джадидистов- представители старшего поколения просветителей. Известно, что уже Ш. Марджани вносит в обучение своих шакирдов новые веяния, пытался расширить круг их знаний. А его ученик и последователь Х. Фаизханов в 60-х годах XIX века с одобрения своего учителя выступил с проектом реформы медресе, который предусматривал коренные изменения в татарской школе.
Вскоре после открытия
школы Гаспринского в Бахчисара
Вскоре в Казани начинает работать второе джадидское медресе - " Усмания" . Джадидское учебные заведения появляются и в других районах Российской империи, где проживают татары. Среди них особой популярностью пользуются медресе " Хусаиния", " Усмания" и " Галлия", " Расулия". Стараниями видного татарского коммерсанта Гани-бая Хусаинова в начале 90-х годов в Самарканде начинает функционировать джадидская школа, которая получает известность под названием " Мектеб- машина".
В работах, негативно оценивающих джадидское движение, прослеживается тенденция, во что бы ни стало доказать, будто джадидские школы и медресе ничем не отличались от кадимитских учебных заведений. В джадидской школе действительно сохранялись религиозные предметы, продолжалось обучение этническим нормам ислама. В таких условиях джадидская школа прикладывает себе путь с большим трудом. Сначала при наличии учителей с соответствующей подготовкой и учебников вводится преподавание тех или иных предметов. В то же время предпринимаются попытки по подготовке учительских кадров. В 1898, 1899, 1902, 1904 годах татарская общественность неоднократно обращается в Министерство просвещения России с прошениями об открытии школ по подготовке учителей. Однако правительство оставляет эти просьбы без внимания. В такой ситуации татары были вынуждены предпринять самостоятельные шаги. Первым из таких шагов был предпринят Г. Хусаиновым в 1896-1897 года. Благодаря его стараниям в 1898 в Саидской слободе под Оренбургом было положено начало курсам по подготовке учителей по различным дисциплинам для татарских начльных школ.
Расширяется также издание
владельцами татарских
2.2 Джадидизм и идейная борьба в татарском обществе
Джадидизм внес весьма существенный вклад в развитие духовного потенциала татарского народа. В период формирования и распространения джадидизма среди татар широкую и многоплановую работу вели православные миссионеры. Деятельность джадидистов сыграла важную роль в нейтрализации этой деятельности и сохранении верности основной массы татар традициям и вере отцов и дедов.
В основе кадимизма лежали многовековой жизненный опыт татарского народа, с одной мтороны, и учение ислама- с другой. Это направление общественной мысли сыграло весьма важную роль в исторических судьбах татарского народа. В условиях национальных притеснений и религиозных гонений после завоевания Казанског ханства русским царем эти вековые традиции сыграли для татар защитную функцию, помогли сохранить свою национальную самобытность. Но новое время, развитие науки и текники, новые факторы в сфере общественных отношений поставили перед народом новые проблемы. Джадидисты, отвечая требованиям времени, определили новые ориентиры на пути татарского народа к прогрессу и обновлению. Кадмисты же решительно выступали против любого свежего поветрия, наотрез отрицаои возможность каких-либо заимствований у других, не мусульманских народов, старались задержать проникновение научных знаний и освободительных идей. Светское образование молодежи, посещение ею библиотеки, театров, свободное и открытое появление женщины- татарки на улицах представлялось им разрушением нравов, ведущим к зарождению у молодого поколения Ц крамольных» идей против бога и власти царя. Истинный мусульманин, по их мнению, должен отличаться исключительной преданностью исламу и шариату своим внешним видом, поведением, привычками и нравами.
Один из ярких кадмистов, некий Г.Мухутдинов, писал в 1899 г: « В мире есть три вещи, которым нельзя давть волю: враг, огонь и болезнь, и против которых нужно немедленно употребить оружие, воду и лекарство, а не то человек погибнет: враг-новые порядки, огонь- учение их и болезнь- результат учения.». Другим венрным союзником сторонников кадимизма в их борьбе против джадидистов являлось правительство, которое в любом новом движении видело опасность для основ саможержавия. Муллы- кадмисты всеми мерами мтарались обратить внимание властей на деятельноть джадидистов, представляя ее как антиправительственную, шли на провокации и доносы. В 1908 г. 12 имамов тайно доносили министру внутренних дел Столыпину, что среди мусульман появились смутьяны, представляющие собой « особого рода общества революционеров». Новометодисты далее обвиняютс в революционной деятельности и подстрекатльстве татарского населения к выступлению против властей и распространении среди учащихся текста « Марсельевы».
Реакция со стороны правительства была незаиедлительной. Министерство внутренних дел и департамент полиции предложили казанскому, оренбургскому, саратовскому, уфимскому губернаторам принять меры к выявлению « вредной преподавательской деятельности мугаллимлв» , в результате чего были начаты преследования против целого ряда джадидистов, произведены обыски в медресе.
Распространение джадидского движения означало, что татары начали осознавать свои национальные интересы.
Глава III. Основные основоположники развития джадидизма
3.1.И. Гаспринский. В истории человечества найдется не так много примеров личностей, изменивших историю своего народа и своей эпохи. Это полулегендарный Ликург в Спарте, Солон и Перикл в Афинах, Нума Помпилий в Риме; в Новое время это « отцы- основатели» в Америке, Бисмарк в Германии, Кавур в Италии, Масарик в Чехословакии.
Гаспринский не был революционером и бунтарем, и его мысли не могли вдохновить молодежь на радикальные действия. Да и как можно было поверить в историческую и революционную роль человека, который даже в глазах полиции выглядел благонамеренным обывателем.
Впрочем, уже его младшие современники, начиная с 1991 года и особенно на рубеже веков, достаточно адекватно оценивали его, называя « баба»- отцом- создателем тюрко- татарской нации, которая объединила мусульман России. В мировой историографии тюркского политического движения он считается основателем общетюркского общественного движения. Изучать Гаспринского сложно. В условиях цензуры он посторянно скрывал свою истинную позицию, надевал маску веркоподанного, которая, казалось срослась с его лицом. В его суждениях трудно найти гениальный полет мысли; будучи прекрасным педагогом, он всегда старался формулировать свои идеи понятно и для простых людей. Поражает его оптимизм, вера в свое дело и предназначение, постоянный подвижнический труд.
Исмагил бей Гаспринский становится отцом эпохи национального буржуазного развития. Он родился 8 марта 1851 г. в крымском селении Гаспра в семье офицера. После учебы в мекткбе Гаспринский неимоверными усилиями отца попадает в Московскую военную гимназию. Здесь он знакомится со славянофильскими взглядами издателя Михаила Каткова. У Каткого Исмагил бей заимствовал идею служения собственной нации и постоянного ее просвещения посредством издательской деятельности.
Из философской доктрины славянофилов Гаспринский заимствовал идеи Фитхе, выраженный им в « Речах к германской нации». Фитхе рассматривал идею « национальности как коллективной личности, имеющей свое особое призвание». В своей доктрине национального бытия Фитхе оценивал германскую нацию как единое целое, несмотря на государственные границы. Поэтому Гаспринский подразумевал под нацией не отдельные тюркские мусульманские этносы России, а всю совокупность мусульман России, объединенных под руководством духовенсива, буржуазии и интеллигенции.
Позднее Гаспринский отправляется в Стамбул и Париж, где знакомится с общественной жизнью Европы и Турции. Вторым источником вдохновения для Гаспринского стал период пребывания в Париже времен III Республики. Он изучал опыт фр. Министерства образования и был сильно впечатлен упором министерства на развитие именно начальных светских школ. Наряду с принципом обучения, Гаспринский заимствовал во Франции принцип всеобщей воинской обязанности как инструмента воспитания гражданственности среди мужского населения. Также Гаспринский заимствовал в Европе идею эволюции. Он утверждал, что причина отсталости мусульман от « других народов в умственной и политической жизни преде всего в отсутствии идеи и цели.
Гаспринский являлся инициатором открытия типографий, непосредственно принадлежащих муцсульманам. В 1881 г. он создал свой издательский дом в Бахчисарае. По возвращению в Крым в 1878 г. Гаспринский формирует и основные теоретические постулаты об отношении мусульман России к русской государственности и осоновным направлениям реформ в мусульманском обществе в статье « Русское мусульманство» мысли , замтки и наблюдения. Первым тезисом Гаспринского является тезис об исторической неизбежности поглощения земель бывших тюркских ханств российским государством. Главным символом деятельности Гаспринского стала газета « Тарджеман» , издававшаяся в 1883-1918 г.
3.2 Галимджан Баруди
Галимджан Баруди – крупнейший татарский богослов и просветитель конца XIX – начала XX вв.
Галимджан Галиев (Баруди) родился 2 февраля 1857 года в деревне Малые Ковали Казанского уезда, ныне Высокогорского района Татарстана.
Галимджан с юных лет проявлял повышенный интерес и большую способность к учёбе. В 1862 году его отдают в медресе «Касимия», где он проходит ступени начальных, средних и старших классов и одновременно занимается преподавательской деятельностью в старших классах. Уже в юношеском возрасте он начал задумываться над смыслом человеческой жизни, о роли общества, о роли человека в обществе.
В марте 1875 года Галимджан Баруди решил продолжить образование в Бухаре. В Бухаре он изучает религиозные предметы и Шариат, помимо этого уделял особое внимание математике.
Но учебный процесс в Бухаре разочаровал Баруди. Юноша не нашёл удовлетворения в тамошних занятиях – без программ и расписаний. В 1882 году Галимджан вернулся в Казань, где был назначен вторым имамом в Казанскую пятисборную мечеть (Белую мечеть).
В 1883 он женился на дочери известного татарского купца И. Утямышева – Бибимагруй. Эта прекрасно образованная девушка сумела стать достойной спутницей Галимджана, проникнуться его духовными устремлениями и интересами, а затем на протяжении всей жизни, руководя женским мектебе при приходском медресе, помогать мужу в просветительской деятельности.