Джадидизм как этап в развитии татарского просветительства и национальной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:45, контрольная работа

Описание работы

Джадидизм - (от арабского усул-и-джадид- новый метод),культурно-реформаторское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии в конце XIX — начале XX вв.
В конце XIX —начале XX вв. данное движение стало господствующим в общественно-политической жизни мусульман. Оно не было чисто религиозным или светским, хотя имело различные течения. Идеи джадидизма активно внедрялись среди мусульманского населения при активном участии крымско-татарских просветителей И.Б. Гаспринского, Г.Баруди.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Возникновение и пути развития джадидизма..................................4
Возникновение, социальная природа и идейные истоки джадидизма……………………………………………………………4
Историография джадидского движения…………………………….7
Глава II. Рассвет джадидского движения…………………………………...10
2.1 Джадидизм в сфере национального образования и культуры……10
2.2 Джадидизм –идейная борьба в татарском обществе………………13
Глава III. Основные основоположники развития джадидизма……………15
3.1 И.Гаспринский……………………………………………………….15
3.2 Г.Баруди………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

osnovnoy_referat_pro_dzhadidizm.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Глава II. Джадидизм в сфере национального образования и культуры.

Центральной в джадидизме была проблема обучения и воспитания подрастающего  поколения, реформы мектебе и  медресе (начальной и высшей мусульманской школы). Острота этой проблемы обусловливалась следующими обстоятельствами:

1. Сложившейся к концу XIX в. в татарском обществе ситуацией. Оно в то время продолжало жить под властью традиций, в его жизни преобладали средневековые порядки и идеологические установки. Между тем в жизнь России под влиянием европейских стран все шире вливались новые веяния, мощными шагами развивалась наука. А это в свою очередь обусловило, обусловило бурное развитие производства, обмена и общения. В жизнь страны вторглись технические новшества. Татарское общество встало перед необходимостью примкнуть к этому пути развития, чтобы не остаться на обочине мирового культурного, научного и технического прогресса.

Для джадидистов было очевидно, что существующая система образовательных учреждений не обеспечивает подготовку личности, отвечающей запросам времени, вооруженной практическими знаниями. Поэтому они добивались реформы мектебов и медресе, введения в них преподавания наряду с традиционными для мусульманской школы дисциплинами и светских наук. Джадидисты требовали преподавания в школах на основе новой педагогике, соблюдения санитарно - гигиенических условий, провозглашали необходимость использования научно - технических достижений Европы.

2. Обостренное внимание к проблемам  школы и обучения джадидистов  было обусловлено также историческими  опытом татарского народа, методом  в его жизни и исторических судьбах мектебов и медресе. У татар существовала исторически сложившаяся система образовательных учреждений. Историки далекого прошлого свидетельствуют о наличии в селениях у предков современных татар - волжско-камских булга-мектебов при мечетях, в которых дети получали необходимые по тем временам знания

Идеологи коммунистической системы  усиленно насаждали мысль, будто  у татар образовательный уровень  был очень низок, будто они  почти все не умели читать и  писать. В то же время в трудах многих дореволюционных русских авторах подчеркивалось, наоборот, приверженность татар к учебе и знаниям. То, что грамотность среди татар была довольно высокой, были вынуждены признать  и миссионеры. Магометане, почти все, за исключением, грамотные и очень ценят образование и заботятся о нем.

Традиционная татарская школа, в особенности медресе в определенной степени обеспечивала и довольно высокое умственное развитие своих  питомцев. Так, академик В.В.Радлов, долгие годы работавший инспектором Казанского учебного округа и изучивший уровень образованности среди татар, пишет о более высоком умственном развитии воспитанников татарских медресе по сравнению с учениками русских городских училищ. Это было обеспечено постановкой учебного дела в татарских медресе, обстоятельным изучением в них богословия, мусульманкой философии, логики, арабского языка, литературы.

 В то же время  следует отметить, что преподавание  в татарских медресе являлось  традиционным. Как уже указывалось,  за последние столетия в Европе  получили развитие новые науки, в том числе практические предметы. В татарских медресе они не вводились.  Поэтому традиционные знания, которые давала татарская школа, не соответствовали практическим значениям времени. Джадидисты добивались преодоления именно этой ограниченности традиционности татарской школы, введения в ней преподавания светских наук, при сохранении основ религиозного образования и воспитания.

Необходимость перестройки  татарской школы видели и предшественники джадидистов- представители старшего поколения просветителей. Известно, что уже Ш. Марджани вносит в обучение своих шакирдов новые веяния, пытался расширить круг их знаний. А его ученик и последователь Х. Фаизханов в 60-х годах  XIX века с одобрения своего учителя выступил с проектом реформы медресе, который предусматривал коренные изменения в татарской школе.

 Вскоре после открытия  школы Гаспринского в Бахчисарае новометодная школа появляется в г. Кисамове. А в Казани основу такого учебного заведения заложил Галимджан Баруди, сыгравший существенную роль в развитии татарской общественной мысли. Работа его учебного заведения, получившего названия медресе " Мухаммадия", имела большой резонанс в татарской нации.

Вскоре в Казани начинает работать второе джадидское медресе -           " Усмания" . Джадидское учебные заведения появляются и в других районах Российской империи, где проживают татары. Среди них особой популярностью пользуются медресе " Хусаиния", " Усмания" и " Галлия",        " Расулия". Стараниями видного татарского коммерсанта Гани-бая Хусаинова в начале 90-х годов в Самарканде начинает функционировать джадидская школа, которая получает известность под названием " Мектеб- машина".

В работах, негативно  оценивающих джадидское движение, прослеживается тенденция, во что бы ни стало доказать, будто джадидские школы и медресе ничем не отличались от кадимитских учебных заведений. В джадидской школе действительно сохранялись религиозные предметы, продолжалось обучение этническим нормам ислама. В таких условиях джадидская  школа прикладывает себе путь с большим трудом. Сначала при наличии учителей с соответствующей подготовкой и учебников вводится преподавание тех или иных предметов. В то же время предпринимаются попытки по подготовке учительских кадров. В 1898, 1899, 1902, 1904 годах татарская общественность неоднократно обращается в Министерство просвещения России с прошениями об открытии школ по подготовке учителей. Однако правительство оставляет эти просьбы без внимания. В такой ситуации татары были вынуждены предпринять самостоятельные шаги. Первым из таких шагов был предпринят Г. Хусаиновым в 1896-1897 года. Благодаря его стараниям в 1898 в Саидской слободе под Оренбургом было положено начало курсам по подготовке учителей  по различным дисциплинам для татарских начльных школ.

Расширяется также издание  владельцами татарских типографий учебников и учебных пособий  по отдельным дисциплинам. По данным книговеда А.Г. Каримуллина только в 1913 г. было издано на татрском языке  по истории 46, языкознанию-71, экономике и коммерции-6, философского характера-15, по педагогике-20, по техническим и прикладным наукам-9, по истории татарского народа-7,  истории Российской империи-3 учебника

2.2 Джадидизм и идейная  борьба в татарском обществе

Джадидизм внес весьма существенный вклад в развитие духовного потенциала татарского народа. В период формирования и распространения джадидизма среди татар широкую и многоплановую работу вели православные миссионеры. Деятельность джадидистов сыграла важную роль в нейтрализации этой деятельности и сохранении верности основной массы татар традициям и вере отцов и дедов.

В основе кадимизма лежали многовековой жизненный опыт татарского народа, с одной мтороны, и учение ислама- с другой. Это направление  общественной мысли сыграло весьма важную роль в исторических судьбах татарского народа. В условиях национальных притеснений и религиозных гонений после завоевания Казанског ханства русским царем эти вековые традиции сыграли для татар защитную функцию, помогли сохранить свою национальную самобытность. Но новое время, развитие науки и текники, новые факторы в сфере общественных отношений поставили перед народом новые проблемы. Джадидисты, отвечая требованиям времени,  определили новые ориентиры на пути татарского народа  к прогрессу и обновлению. Кадмисты же решительно выступали против любого свежего поветрия, наотрез отрицаои возможность каких-либо заимствований у других, не мусульманских народов, старались задержать проникновение научных знаний и освободительных идей. Светское образование молодежи, посещение ею библиотеки, театров, свободное и открытое появление женщины- татарки на улицах представлялось им разрушением нравов, ведущим к зарождению у молодого поколения Ц крамольных» идей против бога и власти царя. Истинный мусульманин, по их мнению, должен отличаться исключительной преданностью исламу и шариату своим внешним видом, поведением, привычками и нравами.

Один из ярких кадмистов, некий Г.Мухутдинов, писал в 1899 г: « В мире есть три вещи, которым  нельзя давть волю: враг, огонь и болезнь, и против которых нужно немедленно употребить оружие, воду и лекарство, а не то человек погибнет: враг-новые порядки, огонь- учение их и болезнь- результат учения.». Другим венрным союзником сторонников кадимизма в их борьбе против джадидистов являлось правительство, которое в любом новом движении видело опасность для основ саможержавия. Муллы- кадмисты всеми мерами мтарались обратить внимание властей на деятельноть джадидистов, представляя ее как антиправительственную, шли на провокации и доносы. В 1908 г. 12 имамов тайно доносили министру внутренних дел Столыпину, что среди мусульман появились смутьяны, представляющие собой « особого рода общества революционеров». Новометодисты далее обвиняютс в революционной деятельности и подстрекатльстве татарского населения к выступлению против властей и распространении среди учащихся текста « Марсельевы».

Реакция со стороны правительства  была незаиедлительной. Министерство внутренних дел и департамент  полиции предложили казанскому, оренбургскому, саратовскому, уфимскому губернаторам принять меры к выявлению « вредной преподавательской деятельности мугаллимлв» , в результате чего были начаты преследования против целого ряда джадидистов, произведены обыски в медресе.

Распространение джадидского  движения означало, что татары начали осознавать свои национальные интересы.

 

Глава III. Основные основоположники развития джадидизма

3.1.И. Гаспринский.   В истории человечества найдется не так много примеров личностей, изменивших историю своего народа и своей эпохи. Это полулегендарный Ликург в Спарте, Солон и Перикл в Афинах, Нума Помпилий в Риме; в Новое время это « отцы- основатели» в Америке, Бисмарк в Германии, Кавур в Италии, Масарик в Чехословакии.

Гаспринский не был революционером и бунтарем, и его мысли не могли вдохновить молодежь на радикальные действия. Да и как можно было поверить в историческую и революционную роль человека, который даже в глазах полиции выглядел благонамеренным обывателем.

Впрочем, уже его младшие  современники, начиная с 1991 года и  особенно на рубеже веков, достаточно адекватно оценивали его, называя « баба»- отцом- создателем тюрко- татарской нации, которая объединила мусульман России. В мировой историографии тюркского политического движения он считается основателем общетюркского общественного движения. Изучать Гаспринского сложно. В условиях цензуры он посторянно скрывал свою истинную позицию, надевал маску веркоподанного, которая, казалось срослась с его лицом. В его суждениях трудно найти гениальный полет мысли; будучи прекрасным педагогом, он всегда старался формулировать свои идеи понятно и для простых людей. Поражает его оптимизм, вера в свое дело и предназначение, постоянный подвижнический труд.

Исмагил бей Гаспринский  становится отцом эпохи национального  буржуазного развития. Он родился 8 марта 1851 г. в крымском селении Гаспра в семье офицера. После учебы в мекткбе Гаспринский неимоверными усилиями отца попадает в Московскую военную гимназию. Здесь он знакомится со славянофильскими взглядами издателя Михаила Каткова. У Каткого Исмагил бей заимствовал идею служения собственной нации и постоянного ее просвещения посредством издательской деятельности.

Из философской доктрины славянофилов Гаспринский заимствовал  идеи Фитхе, выраженный им в « Речах  к германской нации». Фитхе рассматривал идею « национальности как коллективной личности, имеющей свое особое призвание». В своей доктрине национального бытия Фитхе оценивал германскую нацию как единое целое, несмотря на государственные границы. Поэтому Гаспринский подразумевал под нацией не отдельные тюркские мусульманские этносы России, а всю совокупность мусульман России, объединенных под руководством духовенсива, буржуазии и интеллигенции.

Позднее Гаспринский  отправляется в Стамбул и Париж, где знакомится с общественной жизнью Европы и Турции. Вторым источником вдохновения для Гаспринского стал период пребывания в Париже времен III Республики. Он изучал опыт фр. Министерства образования и был сильно впечатлен упором министерства на развитие именно начальных светских школ. Наряду с принципом обучения, Гаспринский заимствовал во Франции принцип всеобщей воинской обязанности как инструмента воспитания гражданственности среди мужского населения. Также Гаспринский заимствовал в Европе идею эволюции. Он утверждал, что причина отсталости мусульман от « других народов в умственной и политической жизни преде всего в отсутствии идеи и цели.

Гаспринский являлся  инициатором открытия типографий, непосредственно  принадлежащих муцсульманам. В 1881 г. он создал свой издательский дом в  Бахчисарае. По возвращению в Крым в 1878 г. Гаспринский формирует и основные теоретические постулаты об отношении мусульман России к русской государственности и осоновным направлениям реформ в мусульманском обществе в статье « Русское мусульманство» мысли , замтки и наблюдения. Первым тезисом Гаспринского является тезис об исторической неизбежности поглощения земель бывших тюркских ханств российским государством. Главным символом деятельности Гаспринского стала газета « Тарджеман» , издававшаяся в 1883-1918 г.

3.2 Галимджан  Баруди

Галимджан Баруди – крупнейший татарский богослов и просветитель конца XIX – начала XX вв.

Галимджан Галиев (Баруди) родился 2 февраля 1857 года в деревне  Малые Ковали Казанского уезда, ныне Высокогорского района Татарстана.

Галимджан с юных лет  проявлял повышенный интерес и большую способность к учёбе. В 1862 году его отдают в медресе «Касимия», где он проходит ступени начальных, средних и старших классов и одновременно занимается преподавательской деятельностью в старших классах. Уже в юношеском возрасте он начал задумываться над смыслом человеческой жизни, о роли общества, о роли человека в обществе.

В марте 1875 года Галимджан  Баруди решил продолжить образование  в Бухаре. В Бухаре он изучает  религиозные предметы и Шариат, помимо этого уделял особое внимание математике.

Но учебный процесс  в Бухаре разочаровал Баруди. Юноша  не нашёл удовлетворения в тамошних занятиях – без программ и расписаний. В 1882 году Галимджан вернулся в Казань, где был назначен вторым имамом в  Казанскую пятисборную мечеть (Белую мечеть).          

В 1883 он женился на дочери известного татарского купца И. Утямышева  – Бибимагруй. Эта прекрасно образованная девушка сумела стать достойной  спутницей Галимджана, проникнуться его духовными устремлениями  и интересами, а затем на протяжении всей жизни, руководя женским мектебе при приходском медресе, помогать мужу в просветительской деятельности.

Информация о работе Джадидизм как этап в развитии татарского просветительства и национальной культуры