Ефросиния Полоцкая и Кирилла Туровский - выдающиеся деятели белорусской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 21:52, реферат

Описание работы

Цель исследования: показать влияние восточнославянских мыслителей на развитие и становление белорусской культуры XII века.
Задачи данного исследования:
Узнать некоторые сведения из биографии Е. Полоцкой
Исследовать основные направления деятельности просветительницы
Ознакомиться с биографическими данными К. Туровского
Представить основные направления его деятельности
Изучить этапы формирования философии Кирилла Туровского

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ЕВФРОСИНИЯ ПОЛОЦКАЯ 4
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 4
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 10
КИРИЛЛА ТУРОВСКИЙ 16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 16
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 24

Файлы: 1 файл

Реферат история.docx

— 598.22 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра экономической истории

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: История Беларуси

на тему: «Ефросиния Полоцкая и Кирилла Туровский - выдающиеся деятели белорусской культуры»

 

 

Студентка

ФМ, 1-й курс, ДКЭ-1 О.В. Шушкевич

 

 

 

Проверила

ассистент Г.В. Алексашина

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ЕВФРОСИНИЯ ПОЛОЦКАЯ 4

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 4

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 10

КИРИЛЛА ТУРОВСКИЙ 16

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 16

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 23

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

К 862 относится первое упоминание о Полоцке. С тех пор Полоцк в течение многих веков оставался оплотом белорусской государственности, религиозным и культурным центром на территории Беларуси. Уже в 992 году образовалась Полоцкая Епархия – церковный орган, которым руководил епископ. Несколько позднее в 1005 году епархия была основана в древне белорусском городе Турове.

Сегодня мы живем в новом  духовном свете. Белорусы осознали себя как нацию. Наша история, такая далекая и не всегда однозначно понятная, призвана одухотворять жизнь. Возможно, что возвращение к основателям белорусской культуры, таким как Евфросиния Полоцкая и Кирилла Туровский, и определит направления развития белорусской национальной идеи в ближайшем и отдаленном будущем.

Цель исследования: показать влияние восточнославянских мыслителей на развитие и становление белорусской культуры XII века.

Задачи данного исследования:

  • Узнать некоторые сведения из биографии Е. Полоцкой
  • Исследовать основные направления деятельности просветительницы
  • Ознакомиться с биографическими данными К. Туровского
  • Представить основные направления его деятельности
  • Изучить этапы формирования философии Кирилла Туровского

Объект исследования: Е. Полоцкая и Кирилла Туровский, их просветительская деятельность на Беларуси.

Предмет исследования: белорусская культура XII века Беларуси.

При написании данной работы была использована следующая литература:   Н.Г. Куцаева Евфросиния Полоцкая; В. Орлов Тайны Полоцкой истории; Т.А. Самойлюк Православная книга в Беларуси; а. Леў Гарошка Сьв. Еўфрасіння-Прадслава Полацкая, патронка Беларусі.

ЕВФРОСИНИЯ ПОЛОЦКАЯ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Основным источником сведений о жизни и духовном подвиге  святой Ефросинии Полоцкой стала  агиографическая повесть, которая  называется «Повесть жития и представления  святой и блаженной и преподобной  Евфросинии, игуменьи монастырей Святого Спаса и Пречистой Его Матери, что во граде Полоцке» [1, с.21] ( Приложение 1).

«Агиография» переводится  с греческого как «писания о святых». Агиографические повести вводят нас в особый мир святости, где  честность, самоотверженность, презрение к материальным благам, доброта и правдолюбие, забота о ближних – это норма жизни. 

Родилась княжна Предслава около 1105 года. В те времена в Древней Руси новорожденному младенцу давали вначале родовое, славянское имя. Затем в крещении ребенок получал имя христианское. Какое имя было получено Предславой в крещении, остается неизвестным.

Отцом Предславы был сын  Всеслава Брячиславовича – князь  Святослав-Георгий, а матерью –  княгиня София. Таким образом, княжна Предслава принадлежала к очень  знатному, именитому роду. Только вот  в Полоцке ли родилась княжна? Существует мнение, что город Полоцк, который  стал местом подвижничества великой  просветительницы, мог и не быть местом ее рождения [1, с.22]. Князь Георгий был одним из шестерых сыновей Всеслава. Все братья именовались полоцкими князями. А в столице княжества мог править только один из них – наследник, старший по возрасту. Остальные имели право лишь на небольшие земельные наделы в Полоцке. Князь Святослав-Георгий был самым младшим ребенком в семье, и при разделе отцовской вотчины ему, возможно, достался город Витебск, также считавшийся в XII веке достаточно крупным городом.

Житие не указывает, где получила образование Предслава, но говорит, что «была девица научена писанию  книжному, еще не достигнув возраста телесного естества… являлась она плодом молитвы, и так любила учение, что дивился отец такой любви дочери к наукам». Обучение княжны, скорее всего, было поручено какому-нибудь духовному лицу – священнику или монахине. А возможно, с определенного возраста Предславу отправили учиться в школу при Софийском соборе или при каком-либо из полоцких монастырей.

Когда княжне исполнилось 12 лет (с такого возраста девочка в  то время уже считалась невестой), родители решили выдать ее замуж.

Юную Предславу ждала  обычная для княжон того времени  судьба: замужество, рождение и воспитание детей, домашние хлопоты, вечное ожидание мужа из похода или с охоты. В такой  жизни уже не оставалось бы места  духовным занятиям, книгам, науке. Ведь на Руси тогда даже элементарная грамотность  для женщины считалась излишней. А Предслава жаждала всей душой знаний и мудрости. Она желала поучаться мудрости божественной из духовных книг и просвещать светом веры сердца других людей. И юная княжна понимала, что это сможет осуществиться лишь в том случае, если она уйдет в монастырь и примет постриг.

Предслава тайком от родителей  приходит к своей тете – вдове князя Романа, которая была в то время настоятельницей одного из полоцких монастырей, и постригается в иночество с именем Евфросинии (от гр. – «радость»).

Узнав о поступке дочери, князь Святослав-Георгий от горя рвал на голове волосы, а княгиня  София безутешно скорбела о любимой  дочери. Но Предслава была непреклонна  в своем решении [1, c.29].

Поселившись в обители, юная инокиня полностью отдалась чтению, размышлениям, посту и молитве. Евфросиния проводила свои часы не только в молитвах и богомыслии, она «постигала премудрость книжную», занимаясь чтением и переписыванием священных книг.

Какие же книги читала Евфросиния? Прежде всего, Библию и святоотеческие творения, а также жития святых и патерики. В кругу чтения юной инокини была и патристическая литература – произведения византийских отцов Церкви: Василия Великого, Георгия Богослова, Иоанна Златоуса и др.

В то время каждый образованный человек обязан был знать историю  своего Отечества и других народов. Вероятно, Евфросиния читала и «Повесть временных лет», в которой подробно описана история славянских племен, а также византийские и римские хроники с жизнеописаниями византийских, римских и персидских царей.

Представление о творении и устройстве мира Евфросиния могла  получить из произведений «Шестоднев»  и «Физиолог».

В «Беседах на Шестоднев» Василия  Великого, которые, возможно, также  изучала юная инокиня, содержалась  богословская концепция мироздания и утверждалось, что Земля шарообразна.

С рассуждениями о строении Вселенной Евфросиния могла познакомиться и из сочинения «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, который совершил великое путешествие в страны Ближнего Востока и Северной Африки.

Современные ученые полагают, что белорусская просветительница была знакома также с трудами  великих греческих философов  Платона и Аристотеля.

Ближайшими сподвижницами  и помощницами Евфросинии Полоцкой стали ее сестры-княжны: родная сестра Градислава (в монашестве - Евдокия) и двоюродная – Звенислава (в  монашестве - Евпраксия).

Житие повествует о том, как  пожелала Преподобная приобщить  свою младшую сестру Градиславу к  иноческой жизни. Евфросиния обратилась к отцу с просьбой: отпустить его дочь на учение. Князь Святослав-Георгий внял этой просьбе и отпустил младшую дочь к Полоцкой игуменье. Евфросиния же, научив Градиславу грамоте, а вместе с тем подготовив сестру духовно, пожелала постричь ее в инокини. Тогда отец начал просить отпустить дочь Градиславу домой. Но вскоре князь Георгий узнал о том, что и Градислава стала инокиней. Он был разгневан и опечален.

С княжной Звениславой, дочерью  князя Бориса, было все несколько  иначе. Она пришла к двоюродной сестре сама, пожертвовав для храма Спаса  вначале все свое приданое, а затем  и «…всю свою утварь златую и  наряды многоценные». Евфросиния приняла ее с радостью и повелела священнику постричь ее в иночество с именем Евпраксии.

Все три сестры были духовно  дружны на протяжении всей жизни. Святая Евфросиния избрала Евпраксию своей  спутницей во время паломничества  в Иерусалим. А Евдокию Преподобная  перед отшествием во Святую Землю  назначила настоятельницей Спасского  монастыря. И впоследствии родная сестра Евфросинии, уже будучи игуменьей, усердно  заботилась о вверенной ей обители, явилась достойной продолжательницей просветительских трудов великой своей сестры и наставницы.

Житие повествует о том, что  перед отправлением в паломничество  Преподобная постригла в иночество  племянниц Кирианну и Ольгу –  дочерей своего младшего брата, князя  Вячеслава. В постриге обеим княжнам  нарекли имена Агафии и Евфимии. И опять Евфросиния совершила  это против воли родителей княжон.

На склоне лет Евфросиния Полоцкая решила исполнить свое давнее желание: совершить паломничество  а Иерусалим, ко Гробу Господню, поклониться  святым местам, надеясь завершить  там свой земной путь.

Со всех уделов и вотчин съехались к ней попрощаться  родственники – князья, потомки  знаменитого князя Всеслава Брячиславовича, с домочадцами. У Спасо-Преображенского  храма собрались насельницы и  насельники Спасского и Богородичного монастырей, а также простые люди. Казалось, весь Полоцк пришел проводить свою духовную мать и наставницу.

С собою в паломничество  Евфрасиния взяла сестру Евпраксию  и брата Давида. В дорогу отправились  зимой 1173 года. Не посещавшая раньше никаких  других стран и даже городов, по пути ко Святому Граду прошла Преподобная через многие земли. В столь преклонном возрасте (более 60 лет) это явилось поистине великим подвигом.

Достигнув Киева, паломники  получили от великого князя грамоту, подтверждавшую, что прибывшие «с миром приходят». Далее их путь пролегал через земли нынешней Молдавии и  Румынии.

Из жития известно, что  на своем пути Евфросиния встретила  византийского императора Мануила  Комнина, шедшего войной против венгров. Он дал Полочанке сопровождающих, приказав проводить знатную паломницу  в столицу Византии, куда путешественники  прибыли весной.

В Царьграде Евфросиния, «войдя в великую церковь Святой Софии… получила благословение от Патриарха, купила многоразличные фимиамы  и золотую кадильницу». Вскоре полоцкие путешественники двинулись дальше, и в мае они достигли стен Иерусалима.

Во время паломничества  Евфросинии город принадлежал крестоносцам. Но православной княжне-игуменье оказали  великую честь: по ее просьбе открыли  знаменитые Золотые Врата, те самые, через которые Господь вошел  в город в Вербное воскресенье.

Три дня Ефросиния провела  в молитвах у Гроба Господня. И явился к Евфроинии Ангел Божий со словами: «Блаженна ты в женах, благословен труд твой! Вот уже райские двери отворены перед тобою, и все Ангелы собрались со свечами, ожидая тебя. А дар, который просишь у Бога, будет дарован!»

Вскоре преподобная Евфросиния впала в недуг. Из-за болезни она  даже не могла пойти к реке Иордан, и Давид с Евпраксией приносили  ей воду из этой священной реки.

Святая, предчувствуя близкую  кончину, стала заботиться о своем  погребении. Поэтому она обратилась к монахам мужского монастыря святого Саввы, чтоб те дали ей место захоронения. Но такая просьба не была удовлетворена, так как по воле Святого Саввы в монастыре разрешено хоронить только мужчин. Тогда она обратилась в монастырь Святой Богородицы, где было похоронено много святых женщин. Евфросиния купила себе место для захоронения в монастыре и спокойно ждала последней минуты.

Когда на 24 день болезни она  почувствовала близкий конец, позвала  священника, исповедалась и быстро отдала душу Богу 23 мая 1167 года.

С честью похоронили Святую Евфросинию в ранее купленном гробе. Опечаленные возвращались сопровождающие Святой в родной Полоцк. Они несли грустное известие о смерти Евфросинии. Все полочане восприняли это известие с горечью и постановили праздновать память Св. Евфросинии.

 

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Скрипторий

Вскоре после своего пострижения  в инокини Евфросиния, получившая свое имя в честь святой Евфросинии Александрийской, испросила от полоцкого  епископа Илии разрешение поселиться в Софийском соборе, в устроенной здесь небольшой каменной келье  – «голубице». В этом она подражала  самой Пресвятой Богородице, жившей некогда при Иерусалимском храме. В Полоцкой Софии княжну-черницу  очень привлекала богатая библиотека, из книг которой можно было «насытиться  премудрости».

В средние века книги представляли собой большую ценность. И не только потому, что их переписка была трудоемка и дорога. Считалось, что книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию, побуждают восхищаться миром и мудростью его устройства. В книгах – истина, в них - красота. Они нужны праведнику, как оружие воину, как паруса кораблю.

Здесь, как сообщает житие, святая Евфросиния начала своими руками переписывать священные книги.

Информация о работе Ефросиния Полоцкая и Кирилла Туровский - выдающиеся деятели белорусской культуры