Ефросиния Полоцкая и Кирилла Туровский - выдающиеся деятели белорусской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 21:52, реферат

Описание работы

Цель исследования: показать влияние восточнославянских мыслителей на развитие и становление белорусской культуры XII века.
Задачи данного исследования:
Узнать некоторые сведения из биографии Е. Полоцкой
Исследовать основные направления деятельности просветительницы
Ознакомиться с биографическими данными К. Туровского
Представить основные направления его деятельности
Изучить этапы формирования философии Кирилла Туровского

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ЕВФРОСИНИЯ ПОЛОЦКАЯ 4
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 4
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 10
КИРИЛЛА ТУРОВСКИЙ 16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 16
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 24

Файлы: 1 файл

Реферат история.docx

— 598.22 Кб (Скачать файл)

Процесс письма был тогда  чрезвычайно сложным и трудоемким, к тому же требовал немалой физической силы. Переписчиками в те времена  становились в основном мужчины. То, что юная инокиня взялась за такой нелегкий труд, само по себе уже  являлось подвигом.

Не исключено, что позже  преподобная Евфросиния открыла  при Софийском соборе скрипторий (мастерскую по переписыванию книг), а возможно, и школу, где готовили мастеров: переписчиков, златописцев, переплетчиков, миниатюристов.

Деньги, вырученные от продажи  изготовленных преподобной Евфросинией  и ее помощниками книг, раздавались  бедным.

Евфросиния Полоцкая желала, чтобы переписыванием книг занималось как можно больше грамотных людей. И действительно, изготовление книг на церковнославянском языке сделало  Древнюю Русь одной из передовых  стран в мире.

Спассо-Преображенский храм

Как повествует житие, однажды  во сне святой Евфросинии явился Ангел  Божий, который повел ее к месту, находившемуся неподалеку от Полоцка. Место это называлось Сельцо. Там были деревянная церковь Святого Спаса и каменный храм-усыпальница полоцких епископов. И сказал Ангел: «Подобает тебе здесь быть, потому что Бог через тебя на этом месте многих приведет к спасению». Сон этот повторился трижды. Явление Ангела, как сообщает житие, было и полоцкому епископу Илии. Ангел повелел ему ввести княжну-инокиню в церковь Святого Спаса.

Тогда епископ Илия пригласил  отца княжны – князя Святослава-Георгия, ее дядю – полоцкого князя Бориса, а также знатных бояр и объявил, что отдает Сельцо и прилежащую к нему землю во владение Евфросинии.

Так было положено начало девичьей Спасской обители (впоследствии она  стала называться Спасо-Евфросиниевской). Произошло это около 1125 года. Святая Евфросиния стала первой игуменьей  в устроенной ею обители.

С первых дней бытия Спасского  монастыря здесь была создана  библиотека, в основу которой легли  собственноручно переписанные княжной-инокиней книги, и открыта школа для  девиц.

Спасская обитель постепенно расширялась, пополнялась насельницами. Через некоторое время небольшая  деревянная церковка уже с трудом вмещала всех молящихся. В монастыре  необходимо было построить новый  большой храм. И вскоре игуменья Евфросиния заложила церковь каменную Святого Спаса, которая была возведена всего за 30 недель талантливым зодчим Иоанном – иноком одного из местных монастырей.

Об одном чуде сообщает нам житие. Незадолго до окончания строительства Спасского храма у каменщиков закончился кирпич. Когда сказали об этом Евфросинии, она обратилась к Богу с такой молитвой. И в один из последующих дней мастера обнаружили в печи уже готовые и успевшие просохнуть кирпичи. Вскоре строительство было завершено, и на куполе храма «крест воздвигли». Работа была выполнена точно в срок – к празднику Преображения Господня.

Спасо-Преображенская церковь представляла собой трехнефный шестистолпный крестово-купольный храм размером 8×12 метров. Снаружи фасады храма были украшены трехъярусными килевидными закомарами и кокошниками (особое завершение верхней части наружной стены здания, повторяющее очертания его внутренних сводов). Особенно привлекал взор высокий барабан с удлиненными световыми окнами и шлемовидным куполом.

В храме на хорах, по желанию  Преподобной, были устроены две небольшие  крестообразные кельи. В одной из них подвизалась сама Полоцкая игуменья, а в другой, вероятно, - духовно  близкая ей двоюродная сестра Евпраксия.

Интерьер церкви Спаса, по благословению святой Евфросинии, был  богато украшен фресковой росписью. На южной стене Спасо-Преображенского храма, например, есть изображение юной святой

Спасо-Преображенский храм сохранился до наших дней. Однако в XIX веке в связи с произведенным ремонтом облик Спасской церкви значительно изменился.

Около 1155 года игуменья Евфросиния возводит еще одну церковь – в  честь Пресвятой Богородицы. При  этом храме был устроен мужской  монастырь (к сожалению не сохранившийся  до наших дней).

Крест

Особое место в Спасо-Преображенском храме занимал Крест, который  по заказу Евфросинии был создан полоцким мастером-ювелиром Лазарем Богшей и  являлся подлинным шедевром древнерусского искусства.

Изготовленный в 1161 году Крест  представлял собой ковчег, в котором  находились великие христианские святыни, привезенные из Иерусалима и Константинополя: частица Древа Животворящего  Креста Господня с каплей Крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и  Гроба Пресвятой Богородицы, капля  крови великомученника Димитрия Солунского, частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона. Собрать  эти святыни было весьма нелегко и стоило громадных затрат труда и средств. Путешествия (паломничества) по святым местам были в те времена преимущественно пешими. Для совершения их требовались месяцы и годы.

Крест преподобной Евфросинии Полоцкой был изготовлен из кипариса. Высота его составляла 52 сантиметра, а толщина – 2,5 сантиметра. Длин верхней  перекладины – 14 сантиметров, нижней – 21 сантиметр. Основание Креста было обито 22 золотыми пластинами и 20 серебряными  с позолотой. Кроме того, Крест  был украшен драгоценными камнями, изысканным орнаментом, жемчугом и 20 миниатюрными эмалевыми иконками с изображениями  Иисуса Христа, Богородицы, святого  Иоанна Предтечи, святых архангелов Михаила, Марка, Луки и Иоанна, а также небесных покровителей преподобной Евфросинии и ее родителей.

На оборотной стороне  Креста ювелир обозначил свое православное имя «Лазарь» и прозвище «Богша». Так сохранилось имя мастера, создавшего столь драгоценное с  духовной и материальной точки зрения произведение.

Евфросиниевский Крест также  является замечательным памятником древнерусской письменности. На его  серебряных пластинах выбит большой  текст, содержащий исторические сведения. Надписи сообщают дату торжественного помещения этой святыни в Спасском храме (1161 год), имя заказчицы, стоимость работ и материалов. По боковым сторонам Креста идет надпись-завещание святой Полоцкой игуменьи.

Несмотря на такое предостережение, судьба этой святыни оказалась нелегкой. На протяжении нескольких столетий Евфросиниевский  Крест неоднократно вывозился за пределы Полоцка.

После октябрьской революции 1917 года начался крестный путь Спасо-Евфросиниевской  обители и ее святынь. А в 1941 году Крест бесследно исчез.

Спустя полвека, в 1992 году Белорусская Православная Церковь  праздновала тысячелетие Полоцкой епархии. В этот год в Бресте начались работы по воссозданию Креста преподобной Евфросинии Полоцкой. В течение пяти лет продолжались труды по возрождению святыни, и в 1997 году, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, воссозданный Евфросиниевский Крест был торжественно привезен в Спасский монастырь. Изготовленный брестским мастером Николаем Петровичем Кузьмичем в древневизантийской технике перегородчатой эмали, Крест хранит в себе частицы тех же святынь, которые некогда помещались в древнем.

Священный Синод Белорусской  Церкви решением от 24 сентября 1998 года учредил награду – орден Креста Преподобной Евфросинии Полоцкой. Первым этой высокой награды был удостоен Патриарх Алексий II.

Не напрасно святую Евфросинию именуют просветительницей Белой  Руси, ибо она усердно желала, чтобы все люди были просвещены светом Истины. Откуда же можно было узнать о премудром устройстве Вселенной, о существовании Добра и Зла,  о смысле жизни человека, как не из божественных книг?! И Преподобная начала устраивать школы при своих обителях. В них детей учили чтению, письму, «цифири» (счету) и церковному пению. Учебниками служили «Псалтирь», «Апостол», «Часослов» и другие душеполезные книги, которые читала в свое время и переписывала святая Евфросиния.

Преподобная сама проводила  уроки для сестер монастыря и  приходивших в обитель девиц, ей помогали и другие инокини, получившие прежде необходимое бля этого образование.

В житии описывается, как  святая Евфросиния наставляла своих сподвижниц и духовных чад. Ее поучения становились настоящими уроками духовной мудрости, любви к Богу и людям.

Трудами преподобной Евфросинии при ее монастырях были открыты не только школы, но также библиотеки, скриптории, богадельни, гостиницы, ювелирные  и иконописные мастерские.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КИРИЛЛА ТУРОВСКИЙ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Теперешний Туров –  небольшой поселок на юге Беларуси. Но когда-то на его месте стоял  богатый красивый город с каменными  храмами и монастырями, который  был столицей отдельного княжества. В отличие от Полоцка Туров  признавал власть Киева.

Время жизни Кириллы Туровского приходится на эпоху резкого падения политического значения Киева, феодализации великокняжеской власти. Все более затяжной характер принимали княжеские усобицы, ослаблявшие и разъединявшие силы народа перед лицом возрастающей угрозы иноземного нашествия.

Родился Кирилла Туровский около 1130 года в Турове, столице сильного княжества, городе с развитой культурой. Сведений о его жизни немного. В рукописных прологах сохранилась его житие (написанное, скорее всего, в XIII в. и включавшееся в рукописные Прологи под 28 апреля.) — каноническая церковная биография: «Этот счастливый Кирилл родился и вырос в городе Турове. Сын состоятельных родителей, он не любил, однако же, богатства и тленной славы сего мира; но прежде всего, старался постигнуть учение Божественных книг и достиг совершенного их познания».

Учился будущий философ, скорее всего дома, а так же при монастыре: курс богословия, светские книги, а также специально обучался красноречию. Позднее постигал высшие науки и искусства от греческих учителей. Искусно владел образным народным и старославянским языками, глубоко знал византийскую культуру, особенно поэзию. Все это накладывалось на природную одаренность Кирилла.

В пору фактически существующего  на территории Беларуси двоеверья деятельность монастырей приобретала особое значение. Там новые взаимоотношения и  новая религия проповедовались  словом, делом и личным примером.

Кирилла рано стал послушником одного из туровских монастырей. В 1161 году он принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. После чего, как пишет автор его жития, «стремясь к большему подвигу, Туровский ушёл в затвор на столп и прожил там некоторое время, работая в посте и молитвах, написал здесь многие Писании божественные». Кирилл Туровский был первым известным на Руси «столпником». Там он не только созерцал мир Божий и молился: в затвор молодой послушник перенёс богатую по тем временам библиотеку и написал там свои первые произведения.

В 1157 году князь и уважаемые  жители города выбрали Кирилла епископом, и утвердил его Киевский митрополит. Так начался второй период его  жизни, мировосприятия и общественной деятельности. Епископ Кирилл боролся  с феодальной раздробленностью восточного славянства. Это известно по его отношению к делу Феодорца. Дело состояло в том, что епископ Ростовский надумал отделить автокефалию от православной церкви. Слова и мысли Кирилла летели в разные города древней Руси, где он выкрывал ересь зазнавшегося епископа, вразумлял князя. Боролся святитель и с язычеством. Только в церкви, в «Новом завете» видит Кирилл единственный путь. В книгах призывает он искать смысл теперешнего бытия.

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Из творческого наследия сохранились три дидактические  повести притчи: «Притча о душе и теле», «Повесть о белоризце  и монашестве», «Сказание об иноземском чине». Кроме того, известны восемь проповедей, принадлежащие его перу. И еще часть наследия – гимнографическая: два канона и около 30 молитв –  исповедей. До сих пор все гимнографические произведения Кирилла Туровского, которые  рядом исследователей признаются как  наиболее важная часть наследия, полностью  не установлены.

Первоначально, в период монашества и затворничества он писал, что мирской человек не наследует  «царства», поскольку он отягощен страстями  и весь запятнан грехом: «нет места  чистого, все скверна». Оттого душа его «с Богом не смирится, живет  сама по себе». Есть только один путь спасения, согласно мировоззрению Кирилла в этот период – монашество. Кирилл сравнивает удаление из мира в монашество с избавлением от рабства мысленному «фараону» – дьяволу. В то же время, Кирилл считает, что очеловечивание Христа было мнимым. Не мог принять образ человека тот, кто пожелал спасти человечество. И в этом его взгляды перекликаются с мировоззрением его предшественника философа Феодосия Печерского. В этот период для Кирилла не существовало проблемы познания мира. Истина для него была дана изначально в откровении, изложенном в «Священном писании». В этот же период им были записаны чудесные мысли о красоте природы, как проявлении божественной красоты. Кирилл не отрицал ценности земной красоты, но ставил ее значительно ниже духовной. [2, c. 68]

В религиозной антропологии Кирилла этого периода решающим критерием в оценке всех аспектов человеческой жизнедеятельности служил критерий сотериологический. Подлинный  смысл и значение имеет только то, что способствует достижению спасения — единственной существенной цели человеческого бытия. Поэтому Кирилл отдавал решительное предпочтение "ангельскому житию", монашескому  пути. Только подвиг смиренномудрия, который должен осуществить инок в своем служении, позволяет пройти тем единственно верным, "узким путем", который ведет к спасению.

Второй этап жизни и  общественной деятельности связан с  его пастырской деятельностью. Новая  деятельность способствовала смягчению  его прежнего аскетизма, выработке  более терпимых мировоззренческих  ориентаций. В это время философ  занят выработкой общезначимого  идеала мирской личности. Идеи этого  времени, заключенные в стихах, просты: человеческие помыслы, не пронизанные духовным началом, грешны и недобродетельны. В своих проповедях Кирилл скорее поэт, нежели богослов: строки написаны не столько благодаря анализу священного текста, сколько под воздействием чувства, радостно взволнованного в обстановке праздничного богослужения.

Информация о работе Ефросиния Полоцкая и Кирилла Туровский - выдающиеся деятели белорусской культуры