Ефросиния Полоцкая и Кирилла Туровский - выдающиеся деятели белорусской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 21:52, реферат

Описание работы

Цель исследования: показать влияние восточнославянских мыслителей на развитие и становление белорусской культуры XII века.
Задачи данного исследования:
Узнать некоторые сведения из биографии Е. Полоцкой
Исследовать основные направления деятельности просветительницы
Ознакомиться с биографическими данными К. Туровского
Представить основные направления его деятельности
Изучить этапы формирования философии Кирилла Туровского

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ЕВФРОСИНИЯ ПОЛОЦКАЯ 4
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 4
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 10
КИРИЛЛА ТУРОВСКИЙ 16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 16
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 24

Файлы: 1 файл

Реферат история.docx

— 598.22 Кб (Скачать файл)

Кирилл проводит в аллегорической форме взгляд на мирское, человеческое. Обращаясь к методу аллегории, по-видимому, Кирилл пытался найти моральные  критерии для светского человека. Эти поиски обусловлены пониманием, того что не все могут служить  Богу, принимая постриг. Сохранение пропасти между мирским и ангельским, в  конечном счете, приводило к тому, что Христос низводился до уровня монастырского Бога. Тем самым  совершалось сужение идеи Божества, ограничение его силы и мудрости. Мир, человечество представлялись собственной  участи, лишались покровительства. Осознав  это, Кирилл круто меняет свою позицию, что отражено в «Слове о расслабленном». Человек для Кирилла — центральная  фигура мироздания, "венец творения". Он наделен свободой воли и сам  должен принять "правду", возвещенную  Спасителем. Кирилл развивал учение о "стройном разуме" как возможном  для человека духовном состоянии, при  котором достигается гармония между  мышлением и верой и которое  неразрывно связано с духовно-нравственным опытом личности.

Существуют обоснованные мнения на тот счет, что Кирилл Туровский  вполне мог быть автором «Слова о  полку Игореве». Ответ на этот вопрос, по видимому, впереди. На вопрос, касающийся Кирилла Туровского, время уже  давно дало ответ: эта личность стояла у истоков белорусской письменности и культуры наряду с Ефросиньей Полоцкой.

Первым свидетельством признательности  потомков Кириллу Туровскому стал памятник святителю Кириллу в древнем  Турове ( Приложение 2).

Таким образом, образованнейший  человек своей эпохи, прошедший  путь от монаха до епископа, великий  мыслитель и философ, просветитель Кирилл Туровский, наряду с Ефросиньей Полоцкой явился основоположником белорусской  письменности и культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период становления белорусской  государственности ознаменован  жизнью и деятельностью выдающихся философов и просветителей, какими являются для нашей земли Ефросинья  Полоцкая и Кирилл Туровский.

Оба великих соотечественника выросли в богатой среде в  эпоху фактически существовавшего  двоеверья, получили блестящее образование  и выбрали единственно возможный  для себя путь: служить просвещению  родной земли. Такая деятельность была возможна, будучи служителями церкви в эпоху становления христианства на белорусской земле.

Так, деятельность Ефросиньи  Полоцкой была направлена на образование  детей в школах, книгописание, развивавшееся  при монастырях, поддержку и развитие искусств и ремесел. По праву Ефросинью  Полоцкую называют первой меценаткой белорусской земли. Другим направлением общественной деятельности Ефросиньи  стала борьба против братоубийственных  войн, феодальных между усобиц, раздиравших  родину.

Кирилл Туровский известен в первую очередь, как философ  прошедший путь от признания истины, как данности в «Святом писании» до признания человека «венцом творения». Его наследие, включающее дидактические  повести, проповеди и гимнографии, формирует идеал мирского человека того времени. Общественная деятельность Кирилла в разные периоды его  жизни, так же как и его великой  соотечественницы, направлена на борьбу против братоубийственных войн, раздора  и раскола.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Куцаева, Н.Г. Евфросиния Полоцкая / Н.Г. Куцаева. – Минск: ФУАинформ, 2007.
  2. Орлов, В. Тайны Полоцкой истории / В. Орлов. – Минск: 1994.
  3. Мельнікаў, А.А. Кірыл, епіскап Тураўскі: Жыццё. Спадчына. Светапогляд / А.А. Мельнікаў – Мінск: Бел. думка, 2000.
  4. Самойлюк, Т.А. Православная книга в Беларуси / Т.А. Самойлюк – Минск: Православ. Братство в честь Святого Архистратига Михаила, 2005.
  5. Гарошка, а. Леў. Сьв. Еўфрасіння-Прадслава Полацкая, патронка Беларусі / а.Леў Гарошка. – Парыж: 1950.
  6. Свободная энциклопедия [электронный ресурс] / Wikipedia – свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://www.wikipedia.ru. – Дата доступа: 04.05.2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподобная Евфросиния Полоцкая с житием. Икона XX века.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кирилла Туровский. На марке Беларуси 1996 года


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятник Кириллу  Туровскому открыт в Турове в 1993 году на Замковой горе.


Информация о работе Ефросиния Полоцкая и Кирилла Туровский - выдающиеся деятели белорусской культуры