Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:20, реферат
И хотя мы можем характеризовать период правления Екатерины, как период безусловного усиления и расцвета крепостничества тем не менее ряд законопроектов её правительства привели к реальному улучшению жизни крестьян. Таких законопроектов много, напомню, на мой взгляд, наиболее важные: в 1771 году правительство Екатерины ограничило продажу крестьян без земли, запретив торговлю ими с аукциона, в 1773 году Сенат предписал строго соразмерять наказание крестьян с совершенным преступлением. Также во время её царствования было издано 123 указа для облегчения жизни народа
Её приемники продолжили реформы в этом направлении. Павел I ввёл закон, запрещающий помещикам увеличивать барщину более чем на 3 дня в неделю, а Александр I в 1803году подписал указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики могли отпускать крестьян на волю. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дело Екатерины было продолжено её потомками. Именно её крестьянская реформа заложила предпосылки для подписания манифеста об отмене крепостного права Александром II в 1861году.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Екатерина II-я, как руководительница дворянства в проведении западного влияния………………………………………………………………...5
§1Наказ……………………………………………………………………...5
§2Секуляризационная реформа……………………………………….…..8
§3Первые преобразования. ВЭО………………………………………....10
§4Крестьянский вопрос…………………………………………………...11
Глава 2. Золотой век дворянства…………………………………………….….13
§1 Учреждения для управления губерний…………………………….....13
§2 Жалованные грамоты………………………………………………..…17
§3 Роль дворянства в губернии…………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………27
Глава 1. Екатерина II-я, как
руководительница дворянства в проведении
западного влияния…………………………………
§1Наказ……………………………………………………………
§2Секуляризационная реформа……………………………………….…..8
§3Первые преобразования. ВЭО………………………………………....10
§4Крестьянский вопрос…………………………………………………...11
Глава 2. Золотой век
дворянства…………………………………………….….
§1 Учреждения для управления губерний…………………………….....13
§2 Жалованные грамоты………………………………………………..…17
§3 Роль дворянства в губернии…………………………………………...21
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Минуло много лет, но споры о значении царствования Екатерины и о ее личности, вопреки утверждению многих, так и не утихли. Все новые и новые поколения историков, литераторов, публицистов возвращались к событиям далекого и, казалось бы, хорошо изученного прошлого, всматривались в дела и мысли той, кого современники называли «Семирамидой Севера», пытаясь понять, чем была для России эта необычная женщина, какое место занимает она в судьбе страны, какой след оставила в ее истории. Екатерину и после ее смерти восхваляли и порицали, как восхваляют или порицают живого человека, стараясь поддержать или изменить его деятельность. И Екатерины II не миновал столь обычный и печальный вид бессмертия — тревожить и ссорить людей после смерти. Ее имя служило мишенью для дискуссии противников и приверженцев ее политического направления. Уронить ее бюст или удержать на пьедестале значило тогда дать то или другое направление жизни.
Я считаю тему «Реформаторская деятельность Екатерины II» достаточно актуальной, потому что в наше политически и экономически нестабильное время очень сложно выбрать верный путь развития страны, и мне кажется, что ответ на вопрос о правильной дороге в нашей истории, которая, как известно, повторяется, а именно в деятельности Екатерины II скрыто руководство к действию будущих правителей.
Её правительство не разрушало все традиции и устои, а пользовалось положительными наработками своих предшественников, тем не менее ведя государство по собственной программе. И значительное место в этой программе занимали не только задачи вытекающие из практических потребностей времени (усиление могущества империи, укрепление государственного строя и позиций в нем дворянства и пр.), но и отвлеченные теории, усвоенные императрицей преимущественно из французской литературы - Вольтера, Дидро, Монтескье, Д’Аламбера. Это последнее обстоятельство и позволяет характеризовать ее время как период "просвещенного абсолютизма".
Смысл просвещенного абсолютизма состоял в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее одиозные феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли тогдашних "просветителей" выступали и прусский король Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II. В России же развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии.
Глава 1. Екатерина II-я, как руководительница дворянства в проведении западного влияния.
Вскоре после вступления на престол Екатерина обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства: сборник законов был издан при Алексее Михайловиче, а жизнь, с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II решила составить новое Уложение. Она читала множество сочинений иностранных ученых о государственном устройстве и суде. Конечно, она понимала, что далеко не все применимо к русской жизни. К середине же 1760-х годов Екатерина окончательно убедилась, что вельможи из ее ближайшего окружения не в состоянии подготовить новое всеобъемлющее законодательство, отвечающее высоким принципам Просвещения. Уж слишком они были консервативны, слишком озабочены удовлетворением нужд сановной верхушки. И тогда у императрицы рождается мысль привлечь к работе над законодательством более широкие слои подданных. Сама идея была не столь уж оригинальна, ибо еще при Елизавете Петровне собирались созвать выборных депутатов для создания нового уложения. Но Екатерина поставила дело иначе. Прежде всего она принимается за детальную инструкцию для депутатов, где излагает основные принципы нового законодательства. Так появляется на свет знаменитый «Большой наказ» Екатерины II — один из самых замечательных памятников общественной мысли эпохи Просвещения.
Императрица считала, что законы должны быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Для этого решено было созвать выборных (депутатов) из различных сословий государства для выработки нового Уложения. Это собрание выборных было названо Комиссией для составления проекта нового Уложения. Комиссия должна была сообщить правительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты новых, лучших законов.
Комиссия была открыта торжественно в 1767 году самой Екатериной II в Москве, в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от каждого уезда), купечества, государственных крестьян, а также оседлых инородцев. Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей, Екатерина для этой Комиссии составила “Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения”. Это были правила, на основании которых должно быть составлено новое Уложение и которыми должны были руководствоваться депутаты. Стоит отметить, что «Наказ» является образцом литературы эпохи Просвещения, который печатался в качестве такого в Европе. Над “Наказом” Екатерина II трудилась более двух лет. В “Наказе” Екатерина говорит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и прочих вопросах. “Наказ” показывал и знание дела, и любовь к людям. Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к человеку. “Наказ” был встречен везде с восторгом. В частности, Екатерина требовала смягчения наказаний: “любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений”. Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое тело. Екатерина выступала против применения пыток. Она считала пытку вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и избежит наказания. Особенно большой осторожности она требовала от судей. “Лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного”. Еще одно мудрое изречение: “гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать”. Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились к добродетели. “Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучше есть приведение в совершенство воспитания”. Хотите предупредить преступления - сделайте чтобы просвещение распространялось между людьми.
Также Екатерина казалось необходимым предоставить дворянству и городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не состоялась. В “Наказе” говорится о том, как помещики должны обращаться с крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу.
Комиссия разделилась на 19 комитетов, которые должны были заниматься различными отраслями законодательства.
Вскоре обнаружилось, что многие депутаты не понимают того, для чего они призваны, и хотя депутаты относились к делу серьезно, работы шли весьма медленно. Бывали случаи, что общее собрание, не кончив рассмотрение одного вопроса, переходило к другому. Дело, порученное Комиссии, было большое и сложное, и приобрести соответствующие навыки было не так легко. Екатерина перевела Комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год Комиссия не только не приступила к составлению нового Уложения, но даже не разработала ни одного его отдела. Екатерина была этим недовольна. Многие депутаты из дворян в 1768 году должны были отправиться на войну с турками. Екатерина объявила о закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные комитеты продолжали работу еще несколько лет.
Можно сказать, что деятельность Комиссии об Уложении закончилась провалом. Комиссия преподнесла Екатерине II предметный урок о невозможности реализации теоретических построений европейских философов на русской почве. Шанс, который история давала России, не был и не мог быть реализован. Роспуск Уложенной Комиссии стал для Екатерины прощанием с иллюзиями в области внутренней политики.
Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она ознакомила Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии, Екатерина II издала много важных законов. Сама Екатерина писала, что она “получила свет и сведения обо всей Империи, с кем дело иметь, и о ком пещись должно”. Теперь она могла действовать вполне сознательно и определенно.
Екатерина II хорошо понимала место России в тогдашнем мире. Она не слепо копировала европейские образцы, но была на уровне тогдашнего мирового политического знания. Она стремилась использовать европейский опыт для реформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазного гражданского общества, но, напротив, имелось традиционно развитое государственное хозяйство, господствовало крепостное право.
Одной из проблем разрешением которой занялась Екатерина в первую очередь была связана с церковными имениями. Число крестьян числившихся за духовенством составляло почти миллион человек. Кирилловский монастырь один владел 35 000 душ: Троицке – Сергиевский – 120 000. Факт того, что церковь владела подобными богатствами, не вписывался в екатерининскую концепцию идеального государства, не соответствовал ее взглядам на роль церкви.
Также страна остро нуждалась в деньгах и изъятие у церкви земель позволяло быстро пополнить казну. Наконец, в-третьих, взаимоотношения между крестьянами и монастырскими властями обострились как никогда прежде и государству приходилось вмешиваться, чтобы улаживать конфликты. Этим очень удобным предлогом и воспользовалось государство. Оно как бы говорило церкви: или справляйтесь с крестьянами сами, или отдайте их мне, а на то, чтобы всякий раз посылать для их усмирения воинские команды, средств нет.
У Екатерины необходимость секуляризационной реформы, видимо, никогда сомнений не вызывала, и она лишь собиралась провести ее постепенно, когда улягутся страсти вокруг поспешных преобразований ее мужа. Она создаёт Комиссию о духовных имениях во главе с Г. Н.Тепловым — человеком деятельным, способным, преданным и довольно циничным. К концу года комиссия Теплова представила императрице «Мнение о монастырских деревнях». 12 мая 1763 года восстанавливается работавшая при Петре и закрытая Екатериной Коллегия экономии, но не ради конфискации церковных владений, а формально лишь для того, чтобы их описать. Комиссия между тем работала над проектом реформы, который был готов в начале 1764 года. Екатерина приняла его благосклонно и 26 февраля подписала манифест, по которому все монастырские вотчины вновь оказались в ведении Коллегии экономии, то есть государства. А поскольку монахи теперь перешли на его содержание, все епархии подразделялись на три класса — каждому соответствовало определенное число монастырей и находившихся в них монахов. Лишние монастыри выводились «за штат», - а монахи или переходили в другие монастыри, или доживали свой век, кормясь подаянием. Общее число монастырей сократилось в три с лишним раза. Иные из них представляли собой историческую или культурную ценность и в результате запустения погибли. Но в XVIII веке о сохранении памятников архитектуры еще не задумывались.
Государство между тем поправило свои денежные дела, обложив около миллиона вышедших из крепостной зависимости крестьян полуторарублевым налогом. Но главное, реформа окончательно лишила православную церковь какого-либо политического влияния, поставив ее в финансовую зависимость от государства. Таким образом появился еще один важный рычаг регламентации духовной жизни общества. Ограничивая жесткими рамками количество подданных, имеющих право посвятить себя Богу, государство тем самым определяло и место церкви в социально-политической системе. Секуляризация церковных земель означала продолжение секуляризации общества в целом. Духовенство же окончательно превращалось в один из отрядов чиновничества. Именно в этом видела его роль и Екатерина и впоследствии, занимаясь созданием в России полноценных сословий, она никогда не пыталась сделать таковым духовенство.
Избранная Екатериной тактика постепенных реформ принесла плоды: секуляризация, начатая еще при Петре I, так дружно принятая в штыки при Петре III, теперь почти не вызвала в обществе протеста: поведение императрицы не давало повода заподозрить ее в пренебрежительном отношении к православию.
Из числа первых преобразований Екатерины хотел бы отметить, что в 1765 году интересах дворянства было учреждено Вольное экономическое общество (ВЭО). Главой его избирается фаворит императрицы Григорий Орлов, что является одним из доказательств степени внимания уделявшегося Екатериной ВЭО. Одно из старейших в мире и первое в России экономическое общество (вольное - формально независимое от правительственных ведомств) было учреждено в Петербурге. Землевладельцы стремившиеся в условиях роста рынка и торгового земледелия рационализировать сельское хозяйство, повысить производительность крепостного труда. Остальные же через ВЭО хотели найти точки понимания с властью или занимались политическим лоббизмом. Стоит отметить, что основание ВЭО было одним из проявлений политики просвещенного абсолютизма. ВЭО начало деятельность объявлением конкурсных задач, изданием “Трудов ВЭО” (1766-1915, более 280 томов) и приложений к ним. Первый конкурс был объявлен по инициативе самой императрицы в 1766 году: “В чем состоит собственность земледельца (крестьянина) в земле ли его, которую он обрабатывает, или в движимости и какое он право на то и другое для пользы общенародной иметь должен?”. С помощью этого «пробного камня» Екатерина хотела выяснить общественное настроение. Сама постановка этого вопроса была для того времени поистине революционным событием и, хотя каких-либо практических последствий конкурс не имел, крестьянский вопрос именно с тех пор стал предметом общественного обсуждения. Из 160 ответов русских и иностранных авторов наиболее прогрессивным было сочинение правоведа А.Я. Поленова, критиковавшего крепостничество. Ответ вызвал недовольство конкурсного комитета ВЭО и напечатан не был. До 1861 года было объявлено 243 конкурсные задачи социально-экономического и научно-хозяйственного характера. Социально-экономические вопросы касались трех проблем: 1) земельной собственности и крепостных отношений, 2) сравнительной выгодности барщины и оброка, 3) применение наемного труда в сельском хозяйстве. Деятельность ВЭО способствовала внедрению новых сельскохозяйственных культур, новых видов сельского хозяйства, развитию экономических отношений. Еще стоит отметить, что впервые в России власть и бизнес начали вести цивилизованный диалог. ВЭО существовало в России более 150лет. В члены ВЭО обсуждали широкий круг вопросов касающихся не только экономики, но и политики, социальной сферы, государственного устройства. Благодаря этому в 19 веке ВЭО становится центром либерального движения, откуда вышла целая плеяда известных политических деятелей, таких как Петрункевич Иван Ильич, Шаховской Дмитрий Иванович.