Европейское средневековое сектантство и его языческие корни
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 16:32, курсовая работа
Описание работы
Религиозное сектантство, пожалуй, одна из наиболее интересных и сложных страниц истории. Первые религиозные секты появились еще в истории народов и стран древнего мира. За 2000 лет существования христианства возникли сотни сект с различными названиями. Разница в названиях создает великую путаницу и иллюзию их "догматического" многообразия, но при ближайшем знакомстве с "программами" сект, разбросанных по ленте времени и пространству земного шара, оказывается, что с незначительными вариациями повторяются одни и те же тезисы, а одни и те же характерные обряды (особенно изуверские) сохраняются в течение не только веков, а порой и тысячелетий.
Содержание работы
СТР. I. Введение ...................................................................................................... 3 II. Теоретическая часть................................................................................. 4
Что такое секта?............................................................................................... 4 Древние секты…………………………........................................................... 10 Происхождение и особенности древних сект.............................................. 12 Общее в учениях всех сект.............................................................................. 22
III. Заключение……........................................................................................ 27 IV. Литература и интернет-источники…………………………….......... 29
Одной из крупнейших сект такого
рода были монтанисты -- последователи
крестившегося языческого жреца Монтана,
который проповедовал во Фригии, одной
из провинций Малой Азии, где процветал
культ "богини матери" Кибелы. Монтан
объявил себя "духом-утешителем"
(параклитом) и в сопровождении двух "пророчиц"
стал распространять учение о скором наступлении
нового небесного Иерусалима. Местечко
Пепузу (по которому монтанисты назывались
еще пепузианами, а от "Фригии" -- фригами)
Монтан переименовал в Новый Иерусалим
и в виду близкого наступления конца света
потребовал от своих последователей строжайшего
аскетизма (отказ от мяса, вина и брака)
и строгого покаяния. С течением времени
монтанисты воспроизвели многое из своего
языческого опыта: безбрачие породило
две крайности -- блуд, убийство младенцев
и скопчество, проповедь умерщвления плоти
привела к самобичеваниям и разным способам
самоистребления (самоуморение голодом,
самозаклание и самосожжение). 8
Монтанисты, как и многие секты
с языческим корнем, практиковали прием
новичков с кровопусканием, ритуальные
пляски для достижения экстаза путем быстрых
и долговременных прыжков, тряски, кружения.
Они не пили вина, но вместо этого упивались
"духовным пивом". Во время радений
сектанты испытывают особого рода наслаждение
и добиваются такого состояния, когда,
как они считают, получают дар пророчества
и вступают в непосредственный контакт
с духом. Этот дух вселяется в них, и они
уверяют себя и любознательных религиоведов,
что это Дух Святой. Секты, практикующие
подобные психомоторные способы, чрезвычайно
распространены, потому что их радения
сродни любому наркотику: раз его испытавшие
уже не могут от него отказаться.
За неимением места не будем
перечислять все иудействующие, гностические
и мистериально-языческие секты первых
веков христианства. Скажем лишь о том,
что к концу III века все они слились в один
"котел" под названием манихейство.
"Мани" по-персидски -- "дух-утешитель".
Так называл себя основатель этой мировой
антихристианской религии перс Сураик,
отец которого был жрецом-зороастрийцем
(а значит, крайним дуалистом), и так звали
его поклонники. Сураик не признавал божественности
Иисуса Христа и считал Его простым человеком
(как и иудаисты и гностики). Он учил, что
"христы" могут являться не раз (он,
как буддисты и гностики, верил в переселение
душ). 9
Мани был казнен в Персии, и
ни в одном народе, ни в одном государстве
манихейство не стало государственной
религией. Та смесь иудаистских, гностических,
парсийских и языческих учений и ритуалов,
которая была создана манихеями, устраивала
многих людей среди недавно крещенных
народов. Возможно, это были люди определенного
психологического склада: они не хотели
подчиняться церковной иерархии, выстаивать
службы, каяться в грехах и считать себя
грешными и потому охотно вступали в манихейские
общины, где все считались "чистыми"
(по-гречески -- катарами). В этих общинах
они удовлетворяли свои потребности в
"духовной жизни", как они ее понимали.
Коллективное кружение, бичевание (хлыстами
и палками), прыжки и тряски приводили
их в исступленное состояние, когда они
"получали духа", и он через них "пророчествовал".
Это давало уверенность, что ты не грешен,
а "свят" и "спасен", "чистый",
"белый", "совершенный", в отличие
от прочих, "грязных" и "падших".
Манихеи (так же, как и гностики)
требовали от своих последователей наистрожайшего
аскетизма: полного отказа от мяса, вина
и брака. В основе этого требования лежала
глубокая вера манихеев (и гностиков) в
то, что материя и плоть человека созданы
злым богом, сатаной, и только душа дана
Богом благим, который создал "мир невидимый".
Манихеи (и все сектанты, произошедшие
из этого корня) гнушаются творением Божиим,
потому что не верят в Единого Бога-Творца,
Вседержителя. Они считают, что "видимым
миром" (и плотью человека) управляет
сатана (или антихрист), а потому плоть
нужно умерщвлять. Брак -- "утеха плоти".
Рожать детей -- значит множить творение
сатаны. Поэтому в их среде распространилось
скопчество, а также практика самоистребления
(пощением до самоуморения), интерпретируемая
как своего рода искупительная жертва.
У манихеев было три крещения. Они называли
себя "истинными христианами" и в
эпоху гонений шли на добровольное мученичество,
которое Церковь Христова осуждала.
Апостольскую Церковь манихеи
не признавали и разработали учение о
том, что Церковь "испорчена, что в ней
господствует сатана", что ее священство
"безблагодатно" и таинства "мерзостны".
Они были против иконопочитания.
Название основанной Сураиком-Мани
религии исчезло, но это не значит, что
исчезли манихеи. Они вот уже 1600 лет воспроизводятся
в виде сект под разными названиями, сект,
члены которых вряд ли знают о манихействе,
но тем не менее тщательно хранят эту "религию".
В IV веке в среде манихеев появились проповедники
усиленной молитвы ("месса" по-сирийски,
"евха" по-гречески). От этих слов
они получили название мессалиан или евхаитов,
а также экстатиков, потому
что на своих собраниях они добивались
состояния экстаза. Манихеи-мессалиане
были популярны именно в монашеской среде,
где так ценится молитвенный труд. 10
C VII века манихеи стали
называться павликианами -- по получившей
в их среде огромную популярность
проповеди некоего Константина
из города Самосаты (Южная Армения).
Его мать была манихейкой, а в Самосатах
с начала II века сохранилась община древней
гностической секты Маркиона. Константин
обвинил Апостольскую Церковь в "порче",
отверг Евангелия и признал только Послания
апостола Павла. Затем назвал себя Павлом,
и потому его последователи-манихеи стали
называться павликианами. В качестве павликиан
манихеи получили будто второе рождение.
В борьбе с Церковью и византийскими императорами
(Империю павликиане трактовали как "царство
антихриста") они объединились с внешними
врагами Империи и в течение последующих
веков постоянно нападали на ее границы.
Наконец в 971 году император Иоанн Цимисхий
переселил беспокойных павликиан с восточной
границы на северные, во Фракию, где жили
болгары.
Манихеи-павликиане тут же стали
распространять свое антицерковное учение,
и очень скоро вся Болгария была охвачена
этой гностико-манихейской сектой. В Болгарии
их стали называть богомилами, как предполагают,
по имени попа Богомила. Богомилы унаследовали
от павликиан не только "учение об антихристе",
то есть то, что он "господствует в Церкви",
но и патологическую ненависть к "грекам",
которые, мол, "испортили" Церковь
и с которыми нужно бороться насмерть.
Что богомилы и делали в течение многих
веков.11 Этой нелюбовью к "грекам"
богомилы заразили и русских людей, что
проявилось у стригольников, уже в XIV веке.
Богомилы распространились
на запад и восток, от берегов Черного
моря до Атлантики. В Киевской Руси дважды
на церковных Соборах осуждалась богомильская
ересь (Адриан Скопец в 1004 году и Дмитр
в 1123-м). В XIII веке весь юг Европы был покрыт
столь густой сетью общин манихеев-богомилов,
что трудно было бы некоторые города и
села считать христианскими. В XIII--XIV веках
по дорогам Италии, Франции и Германии,
по городским улицам двигались процессии
обнаженных бичующихся (флагеллантов-хлыстов).
Иногда они останавливались, чтобы совершить
радение: становились в круг, хором пели
гимны -- "распевцы" и затем с пением
и стонами двигались по кругу, бичуя себя
ремнями. В этих гимнах пересказывались
популярные в среде всех богомилов апокрифические
сказания о Христе и Богородице, где Спаситель
изображался безжалостным карающим богом,
требующим жертв и угрожающим казнями.
Как мы увидим из дальнейшего изложения,
именно так воспринимал Иисуса Христа
русский философ В. В. Розанов в 1911 году.
Академик А. Н. Веселовский пишет:
странники-богомилы имели влияние на наших
странников-слепцов (калек), которые веками
бродили по дорогам России и пели "духовные
стихи" (те же гимны флагеллантов), основанные
на тех же апокрифических сказаниях.12 "Отреченные", то есть
запрещенные Церковью, книги приходили
на Русь все из той же Болгарии, переписывались
"заволжскими старцами" и сохранились
во многих списках в монастырских книгохранилищах.13 Раз был "самиздат", должны
были быть и тайные диссиденты (так в Англии
в XVI--XVII веках называли отступников от
Церкви). Можно ли сомневаться в том, что
богомильство, распространяясь на запад
и охватив пол-Европы, не распространялось
на восток, в родственную славянскую страну?
Псковские стригольники (XIV век) были богомилами,
и дальнейшие события показали, что богомильство
пустило на православной Руси корни. После
двухвекового подпольного существования
оно проявило себя открыто в первой половине
XVII века, когда целая когорта хорошо подготовленных
агитаторов распространяла его в Поволжье.
В Европе манихеи-богомилы распространялись
по сети ремесленного цеха ткачей, поэтому
во Франции так и назывались -- ткачами
(позднее альбигойцами). Заметим, что склонность
к ткачеству передалась и русским манихеям:
почти вся текстильная промышленность
России до революции находилась в руках
сектантов. У французов, видимо, принято
называть секты по тому цеху, в котором
распространяются сектанты, что вызывает
дополнительную путаницу, потому что в
названии ремесла нет указания на религиозную
ориентацию. 14
Параллельно с богомилами-ткачами,
рядившимися под христиан, в Европе стала
распространяться еще одна сатанинская,
люциферианская секта по цеховым общинам
-- франкмасонов, то есть мастеров-строителей,
работавших с мягким (франк) камнем (масон).
За разглашение тайны члену этой секты
грозила смерть, и угроза исполнялась
неукоснительно, поэтому секте очень долго
удавалось скрываться. Эти сектанты имели
те же корни, что и манихеи, они дополняли
друг друга.
Одна секта (манихеи-богомилы)
была "демократическим" вариантом
и предназначалась для "народной религии
Свободного духа". Ее члены -- крестьяне
и ремесленники -- были организованы в
общины, управляемые выборными "совершенными".
Хотя и у них была со временем устроена
иерархия наподобие церковной, вплоть
до "патриарха" в Болгарии, управлявшего
всеми богомилами южной Европы. Другая
секта, со времени своей легализации (XV
век) получившая название масоны, была
более элитарной и построена по иерархическому
принципу, с огромным числом степеней
--градусов. Ее членами становились те,
кто вскоре был назван в Европе "третьим
сословием" или буржуазией, они, собственно,
стали устроителями удобной для себя "протестантской"
псевдорелигии и организаторами истребления
монархий и монархов. Первую процедуру
масоны-протестанты назвали Реформацией,
а все последующие -- великими революциями:
в Англии в 1649 году (казнен король Карл
I), во Франции -- в 1789 году (казнен король
Людовик XVI), в России -- в 1917 году (убит император
Николай Александрович).
Во всех этих делах самым активным
образом участвовали управляемые и вдохновляемые
сектантами-масонами их "меньшие братья"
-- ткачи и карбонарии. Каменщики, ткачи
и угольщики, если придерживаться их "родословной",
-- манихеи-богомилы. Связь между этими
двумя сектами, из которых одна изображала
себя христианской, а другая на тайных
собраниях практиковала поклонение сатане,
была всегда самой тесной и никогда не
прерывалась. Поэтому там, где мы замечаем
народные секты манихеев, там должны разыскивать
и масонов, и наоборот.
Итак, мы прошли утомительный
и малоприятный путь от первой секты гностика
Симона-волхва, через эпоху слияния всех
тогдашних мировых религий (иудаизма,
парсизма, языческих мистерий) в одном
"котле" манихейства в III веке, затем
проследили, как манихеи-павликиане в
конце X в. перебрались в Болгарию и вскоре
оккупировали весь юг Европы, где остались
в памяти потомков под самыми различными
названиями (армяне, болгары, патарены,
катары, альбигойцы). Вскользь упомянем
о том, что им удалось возродить (эпоха
Возрождения) любезное сердцу язычество
(эллинский классицизм), и оно под названием
"гуманизм" навеки украсило их детище
-- европейскую (антихристианскую) культуру,
заменившую собою ненавистный христианский
культ. Гуманисты воспитали Лютера, Кальвина
и Цвингли, чтобы из слишком экзальтированной
"народной религии Свободного духа"
они создали респектабельную и удобную
для буржуазной психологии псевдорелигию.
Общее
в учениях всех сект
Так что же общего в учениях
всех сектантов? Что дает нам право говорить
о конгломерате подобий? И как все же объяснить
наличие общего в сектах, рассеянных на
протяжении 2000 лет по огромным пространствам
планеты?
Религиовед А. И. Клибанов хотя
и недоумевает, но не берется объяснить,
"почему в одной и той же социальной
среде, в пределах одного и того же исторического
отрезка времени возникли течения, казалось
бы, столь отличные друг от друга по религиозной
форме".15 Действительно, стоит приглядеться
к тем краеугольным камням, которые по
воле тогдашних "великих архитекторов"
были положены в основание будущего храма
"народной религии Свободного духа",
как любили называть сектантский мир русские
интеллектуалы. Но при этом рассмотрении
обратим внимание не на различия в "учениях"
иудействующих субботников, протестантствующих
капитонов и неистовствующих на своих
радениях-мистериях хлыстов, а на тот известковый
раствор, который скрепил разнородные
камни фундамента и позволил возвести
на нем общий дом. Общими чертами "учений"
основателей сект всех времен и народов,
а значит и русских, были и остаются следующие:
1.Решительное неприятие Апостольской
Церкви и священноначалия, то есть не только
ее догматов, но и ее иерархического устройства.
Для обоснования своего неприятия Церкви
любые сектанты обвиняют ее в том, что
она "испорчена", что "в ней царствует
сатана", что таинства ее безблагодатны,
а священство порочно. Отсюда -- отрицание
Священного Предания, призывы не ходить
в православные храмы, гнушаться священниками
и совершаемыми ими таинствами, святыми
иконами и мощами. 16