Европейское средневековое сектантство и его языческие корни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Религиозное сектантство, пожалуй, одна из наиболее интересных и сложных страниц истории. Первые религиозные секты появились еще в истории народов и стран древнего мира.
За 2000 лет существования христианства возникли сотни сект с различными названиями. Разница в названиях создает великую путаницу и иллюзию их "догматического" многообразия, но при ближайшем знакомстве с "программами" сект, разбросанных по ленте времени и пространству земного шара, оказывается, что с незначительными вариациями повторяются одни и те же тезисы, а одни и те же характерные обряды (особенно изуверские) сохраняются в течение не только веков, а порой и тысячелетий.

Содержание работы

СТР.
I. Введение ...................................................................................................... 3
II. Теоретическая часть................................................................................. 4

Что такое секта?............................................................................................... 4
Древние секты…………………………........................................................... 10
Происхождение и особенности древних сект.............................................. 12
Общее в учениях всех сект.............................................................................. 22

III. Заключение……........................................................................................ 27
IV. Литература и интернет-источники…………………………….......... 29

Файлы: 1 файл

Европейское сектантство и его языческие корни.Курсовая.docx

— 62.23 Кб (Скачать файл)

Одной из крупнейших сект такого рода были монтанисты -- последователи крестившегося языческого жреца Монтана, который проповедовал во Фригии, одной из провинций Малой Азии, где процветал культ "богини матери" Кибелы. Монтан объявил себя "духом-утешителем" (параклитом) и в сопровождении двух "пророчиц" стал распространять учение о скором наступлении нового небесного Иерусалима. Местечко Пепузу (по которому монтанисты назывались еще пепузианами, а от "Фригии" -- фригами) Монтан переименовал в Новый Иерусалим и в виду близкого наступления конца света потребовал от своих последователей строжайшего аскетизма (отказ от мяса, вина и брака) и строгого покаяния. С течением времени монтанисты воспроизвели многое из своего языческого опыта: безбрачие породило две крайности -- блуд, убийство младенцев и скопчество, проповедь умерщвления плоти привела к самобичеваниям и разным способам самоистребления (самоуморение голодом, самозаклание и самосожжение). 8

Монтанисты, как и многие секты с языческим корнем, практиковали прием новичков с кровопусканием, ритуальные пляски для достижения экстаза путем быстрых и долговременных прыжков, тряски, кружения. Они не пили вина, но вместо этого упивались "духовным пивом". Во время радений сектанты испытывают особого рода наслаждение и добиваются такого состояния, когда, как они считают, получают дар пророчества и вступают в непосредственный контакт с духом. Этот дух вселяется в них, и они уверяют себя и любознательных религиоведов, что это Дух Святой. Секты, практикующие подобные психомоторные способы, чрезвычайно распространены, потому что их радения сродни любому наркотику: раз его испытавшие уже не могут от него отказаться.

За неимением места не будем перечислять все иудействующие, гностические и мистериально-языческие секты первых веков христианства. Скажем лишь о том, что к концу III века все они слились в один "котел" под названием манихейство. "Мани" по-персидски -- "дух-утешитель". Так называл себя основатель этой мировой антихристианской религии перс Сураик, отец которого был жрецом-зороастрийцем (а значит, крайним дуалистом), и так звали его поклонники. Сураик не признавал божественности Иисуса Христа и считал Его простым человеком (как и иудаисты и гностики). Он учил, что "христы" могут являться не раз (он, как буддисты и гностики, верил в переселение душ). 9

Мани был казнен в Персии, и ни в одном народе, ни в одном государстве манихейство не стало государственной религией. Та смесь иудаистских, гностических, парсийских и языческих учений и ритуалов, которая была создана манихеями, устраивала многих людей среди недавно крещенных народов. Возможно, это были люди определенного психологического склада: они не хотели подчиняться церковной иерархии, выстаивать службы, каяться в грехах и считать себя грешными и потому охотно вступали в манихейские общины, где все считались "чистыми" (по-гречески -- катарами). В этих общинах они удовлетворяли свои потребности в "духовной жизни", как они ее понимали. Коллективное кружение, бичевание (хлыстами и палками), прыжки и тряски приводили их в исступленное состояние, когда они "получали духа", и он через них "пророчествовал". Это давало уверенность, что ты не грешен, а "свят" и "спасен", "чистый", "белый", "совершенный", в отличие от прочих, "грязных" и "падших".

Манихеи (так же, как и гностики) требовали от своих последователей наистрожайшего аскетизма: полного отказа от мяса, вина и брака. В основе этого требования лежала глубокая вера манихеев (и гностиков) в то, что материя и плоть человека созданы злым богом, сатаной, и только душа дана Богом благим, который создал "мир невидимый". Манихеи (и все сектанты, произошедшие из этого корня) гнушаются творением Божиим, потому что не верят в Единого Бога-Творца, Вседержителя. Они считают, что "видимым миром" (и плотью человека) управляет сатана (или антихрист), а потому плоть нужно умерщвлять. Брак -- "утеха плоти". Рожать детей -- значит множить творение сатаны. Поэтому в их среде распространилось скопчество, а также практика самоистребления (пощением до самоуморения), интерпретируемая как своего рода искупительная жертва. У манихеев было три крещения. Они называли себя "истинными христианами" и в эпоху гонений шли на добровольное мученичество, которое Церковь Христова осуждала.

Апостольскую Церковь манихеи не признавали и разработали учение о том, что Церковь "испорчена, что в ней господствует сатана", что ее священство "безблагодатно" и таинства "мерзостны". Они были против иконопочитания.

 

Название основанной Сураиком-Мани религии исчезло, но это не значит, что исчезли манихеи. Они вот уже 1600 лет воспроизводятся в виде сект под разными названиями, сект, члены которых вряд ли знают о манихействе, но тем не менее тщательно хранят эту "религию". В IV веке в среде манихеев появились проповедники усиленной молитвы ("месса" по-сирийски, "евха" по-гречески). От этих слов они получили название мессалиан или евхаитов, а также экстатиков, потому что на своих собраниях они добивались состояния экстаза. Манихеи-мессалиане были популярны именно в монашеской среде, где так ценится молитвенный труд. 10

C VII века манихеи стали  называться павликианами -- по получившей  в их среде огромную популярность  проповеди некоего Константина  из города Самосаты (Южная Армения). Его мать была манихейкой, а в Самосатах с начала II века сохранилась община древней гностической секты Маркиона. Константин обвинил Апостольскую Церковь в "порче", отверг Евангелия и признал только Послания апостола Павла. Затем назвал себя Павлом, и потому его последователи-манихеи стали называться павликианами. В качестве павликиан манихеи получили будто второе рождение. В борьбе с Церковью и византийскими императорами (Империю павликиане трактовали как "царство антихриста") они объединились с внешними врагами Империи и в течение последующих веков постоянно нападали на ее границы. Наконец в 971 году император Иоанн Цимисхий переселил беспокойных павликиан с восточной границы на северные, во Фракию, где жили болгары.

Манихеи-павликиане тут же стали распространять свое антицерковное учение, и очень скоро вся Болгария была охвачена этой гностико-манихейской сектой. В Болгарии их стали называть богомилами, как предполагают, по имени попа Богомила. Богомилы унаследовали от павликиан не только "учение об антихристе", то есть то, что он "господствует в Церкви", но и патологическую ненависть к "грекам", которые, мол, "испортили" Церковь и с которыми нужно бороться насмерть. Что богомилы и делали в течение многих веков.11 Этой нелюбовью к "грекам" богомилы заразили и русских людей, что проявилось у стригольников, уже в XIV веке.

 

Богомилы распространились на запад и восток, от берегов Черного моря до Атлантики. В Киевской Руси дважды на церковных Соборах осуждалась богомильская ересь (Адриан Скопец в 1004 году и Дмитр в 1123-м). В XIII веке весь юг Европы был покрыт столь густой сетью общин манихеев-богомилов, что трудно было бы некоторые города и села считать христианскими. В XIII--XIV веках по дорогам Италии, Франции и Германии, по городским улицам двигались процессии обнаженных бичующихся (флагеллантов-хлыстов). Иногда они останавливались, чтобы совершить радение: становились в круг, хором пели гимны -- "распевцы" и затем с пением и стонами двигались по кругу, бичуя себя ремнями. В этих гимнах пересказывались популярные в среде всех богомилов апокрифические сказания о Христе и Богородице, где Спаситель изображался безжалостным карающим богом, требующим жертв и угрожающим казнями. Как мы увидим из дальнейшего изложения, именно так воспринимал Иисуса Христа русский философ В. В. Розанов в 1911 году.

Академик А. Н. Веселовский пишет: странники-богомилы имели влияние на наших странников-слепцов (калек), которые веками бродили по дорогам России и пели "духовные стихи" (те же гимны флагеллантов), основанные на тех же апокрифических сказаниях.12 "Отреченные", то есть запрещенные Церковью, книги приходили на Русь все из той же Болгарии, переписывались "заволжскими старцами" и сохранились во многих списках в монастырских книгохранилищах.13 Раз был "самиздат", должны были быть и тайные диссиденты (так в Англии в XVI--XVII веках называли отступников от Церкви). Можно ли сомневаться в том, что богомильство, распространяясь на запад и охватив пол-Европы, не распространялось на восток, в родственную славянскую страну? Псковские стригольники (XIV век) были богомилами, и дальнейшие события показали, что богомильство пустило на православной Руси корни. После двухвекового подпольного существования оно проявило себя открыто в первой половине XVII века, когда целая когорта хорошо подготовленных агитаторов распространяла его в Поволжье.

В Европе манихеи-богомилы распространялись по сети ремесленного цеха ткачей, поэтому во Франции так и назывались -- ткачами (позднее альбигойцами). Заметим, что склонность к ткачеству передалась и русским манихеям: почти вся текстильная промышленность России до революции находилась в руках сектантов. У французов, видимо, принято называть секты по тому цеху, в котором распространяются сектанты, что вызывает дополнительную путаницу, потому что в названии ремесла нет указания на религиозную ориентацию. 14

Параллельно с богомилами-ткачами, рядившимися под христиан, в Европе стала распространяться еще одна сатанинская, люциферианская секта по цеховым общинам -- франкмасонов, то есть мастеров-строителей, работавших с мягким (франк) камнем (масон). За разглашение тайны члену этой секты грозила смерть, и угроза исполнялась неукоснительно, поэтому секте очень долго удавалось скрываться. Эти сектанты имели те же корни, что и манихеи, они дополняли друг друга.

Одна секта (манихеи-богомилы) была "демократическим" вариантом и предназначалась для "народной религии Свободного духа". Ее члены -- крестьяне и ремесленники -- были организованы в общины, управляемые выборными "совершенными". Хотя и у них была со временем устроена иерархия наподобие церковной, вплоть до "патриарха" в Болгарии, управлявшего всеми богомилами южной Европы. Другая секта, со времени своей легализации (XV век) получившая название масоны, была более элитарной и построена по иерархическому принципу, с огромным числом степеней --градусов. Ее членами становились те, кто вскоре был назван в Европе "третьим сословием" или буржуазией, они, собственно, стали устроителями удобной для себя "протестантской" псевдорелигии и организаторами истребления монархий и монархов. Первую процедуру масоны-протестанты назвали Реформацией, а все последующие -- великими революциями: в Англии в 1649 году (казнен король Карл I), во Франции -- в 1789 году (казнен король Людовик XVI), в России -- в 1917 году (убит император Николай Александрович).

Во всех этих делах самым активным образом участвовали управляемые и вдохновляемые сектантами-масонами их "меньшие братья" -- ткачи и карбонарии. Каменщики, ткачи и угольщики, если придерживаться их "родословной", -- манихеи-богомилы. Связь между этими двумя сектами, из которых одна изображала себя христианской, а другая на тайных собраниях практиковала поклонение сатане, была всегда самой тесной и никогда не прерывалась. Поэтому там, где мы замечаем народные секты манихеев, там должны разыскивать и масонов, и наоборот.

Итак, мы прошли утомительный и малоприятный путь от первой секты гностика Симона-волхва, через эпоху слияния всех тогдашних мировых религий (иудаизма, парсизма, языческих мистерий) в одном "котле" манихейства в III веке, затем проследили, как манихеи-павликиане в конце X в. перебрались в Болгарию и вскоре оккупировали весь юг Европы, где остались в памяти потомков под самыми различными названиями (армяне, болгары, патарены, катары, альбигойцы). Вскользь упомянем о том, что им удалось возродить (эпоха Возрождения) любезное сердцу язычество (эллинский классицизм), и оно под названием "гуманизм" навеки украсило их детище -- европейскую (антихристианскую) культуру, заменившую собою ненавистный христианский культ. Гуманисты воспитали Лютера, Кальвина и Цвингли, чтобы из слишком экзальтированной "народной религии Свободного духа" они создали респектабельную и удобную для буржуазной психологии псевдорелигию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее в учениях всех сект

 

Так что же общего в учениях всех сектантов? Что дает нам право говорить о конгломерате подобий? И как все же объяснить наличие общего в сектах, рассеянных на протяжении  2000 лет по огромным пространствам планеты?

Религиовед А. И. Клибанов хотя и недоумевает, но не берется объяснить, "почему в одной и той же социальной среде, в пределах одного и того же исторического отрезка времени возникли течения, казалось бы, столь отличные друг от друга по религиозной форме".15 Действительно, стоит приглядеться к тем краеугольным камням, которые по воле тогдашних "великих архитекторов" были положены в основание будущего храма "народной религии Свободного духа", как любили называть сектантский мир русские интеллектуалы. Но при этом рассмотрении обратим внимание не на различия в "учениях" иудействующих субботников, протестантствующих капитонов и неистовствующих на своих радениях-мистериях хлыстов, а на тот известковый раствор, который скрепил разнородные камни фундамента и позволил возвести на нем общий дом. Общими чертами "учений" основателей сект всех времен и народов, а значит и русских, были и остаются следующие:

1.Решительное неприятие Апостольской Церкви и священноначалия, то есть не только ее догматов, но и ее иерархического устройства. Для обоснования своего неприятия Церкви любые сектанты обвиняют ее в том, что она "испорчена", что "в ней царствует сатана", что таинства ее безблагодатны, а священство порочно. Отсюда -- отрицание Священного Предания, призывы не ходить в православные храмы, гнушаться священниками и совершаемыми ими таинствами, святыми иконами и мощами. 16

Информация о работе Европейское средневековое сектантство и его языческие корни