2. Устроение религиозных
общин, независимых от Церкви
и государства, с выборными "кормщиками",
"христами" и "богородицами".
Это позволяло возродить языческие
камлания (в сектах мистических)
и произвольно толковать Священное
Писание (в сектах рационалистических),
вместо церковных молитв петь
свои "распевцы". 17Свойственное сектантским общинам
стремление к демократическим и общечеловеческим
ценностям импонировало как масонам, так
и революционным демократам, которые (например,
Бонч-Бруевич и Ленин) прозревали в русском
сектантстве прообразы и зародыши трудовых
коммун.
3. Ожидание наступления
мессианского царства. Его ждут
иудаисты и субботники, устраивают
протестанты и капиталистые хлысты-скопцы,
духоборы и молокане. Отсюда у
одних мечты о "царе иудейском"
и его воцарении в "пресвятом
граде Сионе", у других -- надежды
на воцарение "белого царя"
в новоявленном "граде Китеже".
Все они ожидают одного и
того же – тысячелетнего царства
мессии Христа на земле, а не Царства Божия
на Небесах.
4. По совокупности этих
признаков сектанты ощущают себя
народом избранным, обществом "святых",
"чистых", "совершенных" людей.
Всех остальных они считают "падшими",
Церковь -- "мерзостью запустения",
государство -- царством антихриста,
которое или надо разрушить, или
бежать из него (Российскую империю
масоны назвали "тюрьмой народов",
а Советский Союз масон Рейган
назвал "империей зла"). 18
5. В сектах гностико-манихейского
происхождения фактически "перевернута"
естественная нравственность, о
которой человечество никогда
не забывало. Зерном их учения
является представление о том,
что мир сотворен не высшим благим
Богом, а неким злым началом, закабалившим
людей установленными ими заповедями.
Чтобы душа могла вознестись к Богу свободной
от всех этих пут, она должна совершить
все запрещенное, все именуемое преступным,
скверным, постыдным. Как правило, главари
сект, считавшие себя "совершеннейшими",
"духовными", до пресыщения предаются
плотским наслаждениям, принципиально
объявляя зло добром и добро злом. Наиболее
вредные секты унаследовали учение каинитов
и карпократиан: "Люди не могут спастись,
то есть попасть к своему "богу", если
не пройдут через все виды греха".19
Эти общие идеологические установки
не всякого человека могут соблазнить
и удовлетворить, поэтому сектантом становится
далеко не каждый человек. Для этого, безусловно,
требуется легкая внушаемость и определенный
психологический склад. В Европе давно
написаны ученые труды на тему о протестантской
этике и психологии, и хотя в России подобных
сочинений еще нет, возможно, они и не понадобятся,
потому что такая этика и такая психология
присутствует в любом народе. Только в
одном в меньшей степени, в другом -- в большей.
В течение двух тысячелетий
происходил отбор, или, если так можно
сказать, фильтрация, православных народов
сквозь густую сеть антицерковных полуязыческих
сект. И в каждом народе выкристаллизовался
некий "сухой остаток" в виде обособленного
"малого народа" -- со своей (другой)
верой, с изуверскими ритуалами, с причудливым
жизненным укладом и склонностью к наживе
и накопительству. На Руси тоже возник
такой "малый народ", объединенный
общей ненавистью к Православной Церкви
и Царю и сладким сознанием своей избранности,
внешне -- раздробленный на множество сект,
внутренне -- одержимый одним духом, накатившим
на него в эпоху зарождения "народной
религии", то есть в самом начале богоотступничества.
Манихеи-павликиане громили
города Малой Азии в VII--X веках; иконоборцы
открыли гонения на монахов в VIII веке;
богомилы "бунтовали" в Болгарии
с X по XVI век; войны с богомилами-альбигойцами
на юге Франции продолжались почти десять
лет в начале XIII века. "Героические"
крестовые походы происходили все в ту
же эпоху и были не чем иным, как все теми
же "религиозными войнами", которые
охваченный языческим безумием Запад
непрерывно вел с православным Востоком,
делая вид, что борется с "нечестивыми
агарянами". Описание разгрома крестоносцами
Константинополя в 1204 году не оставляет
сомнения, кто находился в их рядах, точно
так же, как ритуальные сожжения ими монахов
в монастырях на святой горе Афон. Языческий
ритуал манихеев -- второе "огненное
крещение", искупление греха огнем --
был заимствован у завоевавших католическую
Европу адептов "религии Свободного
духа" и взят на вооружение инквизицией,
теперь же совершенно бесстыже приписывается
христианству, хотя при желании нетрудно
установить, кто был изобретателем этих
огненных жертвоприношений.
В эпоху Реформации (XIV--XV века)
разразились так называемые "крестьянские
войны". На самом деле это были "религиозные
войны", объявленные язычниками-анабаптистами
(перекрещенцами) римской Церкви и ее иерархии.
В России после неудавшейся Реформации
в середине XVII века и несостоявшегося
конца света русские сектанты начали "религиозные
войны" (их обычно называют "русскими
бунтами"), которые тянулись 100 лет --
с 1668 по 1774 год, от Разина до Пугачева. И
возбуждались они тем же "религиозным
дуновением". Теперь,
когда "мировое сектантство" охватило
своей "религией Свободного духа"
весь мир и хлынуло в Россию, многие явления
нашей современной жизни кажутся необъяснимыми
-- отчасти оттого, что забыли предыдущие
опыты, отчасти же потому, что объяснения
ищем не там, где их следует искать. Коллективные
голодовки (самоуморения), самоубийства
взрослых и детей (недавно сразу трех девочек-подростков),
"свободная любовь" и десятки тысяч
абортов, тысячи подкидышей и брошенных
детей, "случайные" самовозгорания
и гибель в пожарах сотен людей -- разве
это не повторяет все то, что происходило
тогда, в XVII веке, когда европейские секты
пришли в Россию, и зародилось "русское
сектантство"?20 И все это принято объяснять
экономическим кризисом и видеть в этом
не более чем пассивное сопротивление
терпеливого русского народа. И одновременно:
откровенный культ "золотого тельца",
проституция, наркомания, оргии в ночных
клубах и исступление в дискотеках -- разве
это не напоминает "серебряный век"
и эпоху промышленного развития в конце
XIX века, когда "малый народ" готовился
взять власть, а интеллектуалы "кружились"
в хлыстовских "кораблях"?
Поскольку и то и другое душевно
здоровыми людьми отторгается и воспринимается
как явное безумие, то искать причину такой
массовой психопатологии следует не в
повреждении экономики, а в состоянии
духа. Различить, какой дух принуждает
людей заниматься самоистреблением в
той или иной форме, не трудно.
Заключение
Итак, проанализировав имеющуюся
по вопросу сектантства информацию, мы
приходим к следующим выводам:
- Сектантство является уникальным
явлением, существующим на протяжении
длительного исторического периода и,
проявляющимся в разных социальных, политических,
экономических условиях в религиозной,
псевдорелигиозной и светской формах.
- Европейское сектантство представляет
собой множество сходных по "программам"
и обрядовости сект, имеющих общие корни.
- Корни сектантства уходят в
толщу многотысячелетнего язычества,
именно в нем беря устойчивость, силу и
живучесть.
- Сектантство вовсе не является прерогативой
только Европейских государств. Оно охватывает все страны Земли, включая Россию, людей разного возраста, пола,
социального положения, физического здоровья
и психического состояния.
- Секты - это особые социальные
группы, имеющие свои ценности, принципы,
цели (явные и тайные). Для достижения истинных
целей (в соответствии с тайной доктриной,
существующей в каждой секте при наличии
официально пропагандируемого учения)
руководители сект применяют к адептам
и неофитам методы агрессивного манипулирования
(контроля и деформации сознания), что
приводит личность в состояние частичной
или полной психологической зависимости,
при которой адепт готов выполнить любой
приказ.
В заключение хотелось бы добавить,
что с течением времени количество сект
различного толка на территории нашей
страны, к сожалению, увеличивается. Сектантство
существует в различных формах, в том числе
и наиболее часто - в социально опасных
(криминальных) формах. Деятельность многих
сект представляет опасность для жизни,
здоровья и соблюдения прав личности.
К сожалению, на данный момент
научно не достаточно изучены вопросы
исторического развития сектантства как
уникального социального феномена, а также
проблемы выявления, предупреждения и
пресечения преступлений, совершаемых
адептами сект и иных преступлений, связанных
с деятельностью сект. Можно констатировать
недооценку, как в России, так и во всём
мире той угрозы, которую представляют
собой для национальной безопасности
социально опасные формы сектантства.
Литература
и интернет-источники
- Ангелов Д., Богомильство в Болгарии,
пер. с болг., М., 1954.
- Бонч-Бруевич В. Д., Избр. соч.,
т. 1 - О религии, религиозном сектантстве и церкви, М., 1959.
- Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н., Никонов К.И., «Основы религиоведения»//М., 2002.
- Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. "Энциклопедический
Словарь". http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/
- Булгаков С.В..- Справочник по
ересям, сектам, расколам.- «Современник», М., 1994.
- Веселовский А.Н.. –Калики перехожие/"Вестник
Европы", 1972 - 04
- Дьяконов М. М., Очерк истории
древнего Ирана, М., 1961
- Евсевий Памфил, "Церковная
История". www.krotov.info
- Ивановский Н. И. Руководство
по истории и обличению старообрядческого
раскола. Казань, 1889.
- Клибанов А.И., Религиозное сектантство
в прошлом и настоящем, М., 1973.
- Конкретные исследования современных
религиозных верований (методика, организация,
результаты), М., 1967.
- Путинцев Ф., Политическая роль
и тактика сект, М., 1935;
- Св. Иоанн Дамаскин. "Точное изложение Православной Веры". http://www.vehi.net/damaskin/
- "Словарь книжников", вып. 2, ч. 1—2 (статьи об Апокрифах, о монахе Кирилло-Белозерского монастыря книгописце Ефросине) http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2048
- Тихомиров Л. А. Религиозно-философские
основы истории. М., 1998
- Христианство. Энциклопедический
словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
- Якобий П. Религиозно-психические
эпидемии. // Вестник Европы. 1903. - Кн. 10 –
11
1 Клибанов А.И. - Религиозное сектантство
в прошлом и настоящем. с. 3
2 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза
и И.А. Ефрона
3 С.В. Булгаков.- Справочник по
ересям, сектам, расколам.- «Современник»,
Москва, 1994.
4 Евсевий Памфил, "Церковная История",
4, 22
5 Конкретные исследования современных
религиозных верований (методика, организация,
результаты), М., 1967
6 Клибанов А.И. - Религиозное сектантство
в прошлом и настоящем. с. 3
7 Св. Иоанн Дамаскин. "Точное
изложение Православной Веры".
8 Конкретные исследования современных
религиозных верований (методика, организация,
результаты), М., 1967;
9 Дьяконов М. М., Очерк истории древнего
Ирана, М., 1961
10 Ангелов Д., Богомильство в Болгарии,
пер. с болг., М., 1954, стр. 12
11 Там же, стр 33
12 Веселовский А.Н.. –Калики перехожие/"Вестник
Европы", 1972 - 04
13 "Словарь книжников", вып. 2, ч. 1—2
(статьи об Апокрифах, о монахе Кирилло-Белозерского
монастыря книгописце Ефросине)
14 Христианство. Энциклопедический словарь,
тт. 1-3. М., 1993-1995
15 Христианство. Энциклопедический словарь,
тт. 1-3. М., 1993-1995
16 Ивановский Н.И. "Руководство
по истории и обличению сектантства".
17 Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н., Никонов К.И.,
«Основы религиоведения»\\Москва, 2002.
18 Путинцев Ф., Политическая роль
и тактика сект, М., 1935;
19 Тихомиров Л. А. Религиозно-философские
основы истории. М., 1998. С. 186--188
20 Якобий П. Религиозно-психические
эпидемии. // Вестник Европы. 1903. - Кн. 10 –
11. С.732 – 758, 117 – 166.