Форма государственного устройства зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:42, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть формы государственного устройства зарубежных стран.
Задачи работы – дать понятие форме государственного устройства, рассмотреть виды государственного устройства, а именно: унитарное государство, государственные объединения, автономные государства.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и виды форм государственного устройства зарубежных стран
2. Унитарное государство
3. Формы государственных объединений
3.1. Федерация
3.2. Конфедерация
3.3. Квазиконфедерации
4. Формы автономного государства
Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат Форма государственного устройства зарубежных стран.docx

— 37.40 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Понятие и  виды форм государственного устройства  зарубежных стран

2. Унитарное государство

3. Формы государственных  объединений

3.1. Федерация

3.2. Конфедерация

3.3. Квазиконфедерации

4. Формы автономного  государства

Заключение

 

 

 

 

 

 

Введение

В мире периодически появляются сильные политики и талантливые  полководцы, происходят войны и ведется  межгосударственная дипломатическая  игра, возникают сепаратистские или  объединительные идеологические течения, монархи и их наследники вступают в браки. Эти обстоятельства существенно, иногда решающим образом влияют на объединение территорий либо способствуют их разобщению.

Взаимодействие вышеназванных  тенденций более или менее  точно выражается в форме государственного устройства. Необходимо, однако, иметь  в виду, что форма государственного устройства описывает лишь внешнюю  сторону территориальной организации. От нее в известной мере зависит  реальный статус территорий. Но выявить  объем их самостоятельности только по формальным признакам невозможно.

Цель работы – рассмотреть  формы государственного устройства зарубежных стран.

Задачи работы – дать понятие форме государственного устройства, рассмотреть виды государственного устройства, а именно: унитарное  государство, государственные объединения, автономные государства.

1. Понятие и  виды форм государственного устройства  зарубежных стран

Форма государственного устройства - национально-территориальная организация  государства, а также взаимоотношения  центральных и региональных органов.

В отличие от формы правления, форма государственного устройства рассматривается с точки зрения распределения государственной  власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Формы государственного устройства зарубежных стран разнообразны и  сугубо индивидуальны. Тем не менее можно выделить две основные формы - унитарную и федеративную.

Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной  организации государственной власти, который выражается в национально-государственном  и административно-территориальном  устройстве государства, в характере  взаимоотношений между частями  государства, а также между центральными и местными органами.

Проблема территориальной  организации власти характерна именно для государственно-организованного  общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как  это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а  опосредствованно - через организацию  государством социально-производственного  процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку  они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства - наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная  власть и государственное управление строятся но территориальному принципу.

На форму государства  влияют разнообразные факторы: тип  государства, экономический строй  общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные  размеры государства и др.

2. Унитарное государство

Простым является унитарное  государственное устройство. Унитарное (от лат. «унус» - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие  черты:

• единый властный «центр» - единая, общая для всей страны система  высших и центральных органов  государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный  суд);

• одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;

• единая денежная система, одноканальная система налогов;

• территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.

Унитарные государства допускают  внутри себя национально-территориальную  и законодательную (административно-территориальной  единице предоставляется право  законодательствовать) автономию.

Унитарная форма ограничивает права территорий и их органов  преимущественно решением местных  дел. Обычно территории не имеют права  участвовать в государственной  политике. «Если местные учреждения должны получить политический характер, то это поведет к раздроблению государства. Даже в свободных государствах им запрещается выражать мнения по политическим вопросам, ибо это искажает истинное их значение...».

Политически единое государство  не всегда становится централизованным в административном отношении. В  этой форме устройства за гражданами, общественными ассоциациями и другими  субъектами могут быть признаны различные  права и свободы. Не являются исключением  и территории. Права территорий в  унитарном государстве являются более или менее обширными, вплоть до местного самоуправления. Однако эти  полномочия, местные свободы и  привилегии принадлежат территориям  нс по собственному праву, а приобретаются в силу закона, изданного государством. Наиболее свободным правовым положением территорий может быть статус юридического лица, а в большинстве случаев местные органы административно подчинены правительству.

Учреждается одна система  высших государственных органов. Ими  являются только центральные политические учреждения - глава государства, правительство, парламент, верховные судебные инстанции. Представительные и административные учреждения территорий не относятся к числу высших государственных органов.

В унитарном государстве  действует единая система законодательства. Только акты центральных органов  власти имеют ранг закона - акта высшей юридической силы. Это не исключает  права местных органов осуществлять правовое регулирование по вопросам, имеющим локальное значение. Вместе с тем их акты являются подзаконными, издаются в пределах компетенции, установленной  государством, и не могут противоречить  законам.

Системы налогообложения, применяемые  в унитарных государствах, различаются. Однако первичным монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территории. Взимание местных  налогов, как правило, допускается  с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать  и взимать налоги.

В унитарном государстве  установлено единое гражданство (подданство). Лица, пребывающие на территориях, являются для них не гражданами, а жителями. Такие понятия, как гражданин  области, провинции, города, не употребляются, если не считать символического, почетного  гражданства. Обычно в унитарном  государстве устанавливается единая судебная система.

Унитарная форма государственности  широко распространена. Ее использует большинство стран Западной, Центральной  и Восточной Европы и Африки.

3. Формы государственных  объединений

3.1. Федерация

Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных  образований, обладающих юридической  и определенной политической самостоятельностью.

Эта форма, в отличие от унитарной сложна и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями.

Характерные признаки:

• территория федеративного  государства в политико-административном отношении не представляет собой  единого целого, она состоит из территорий субъектов федерации;

• субъект федерации, как  правило, наделяется учредительной  властью, т.е. ему предоставляется  право принятия собственной конституции;

• субъекты федерации наделяются в пределах установленной для  них компетенции правом издания  законодательных актов;

• субъект федерации может  иметь свою собственную правовую и судебную систему;

• наличие двойного гражданства;

• двухпалатная структура  союзного парламента (бикамерализм).

Федерация до настоящего времени  является достаточно распространенной формой государственного устройства (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австрия, Швейцария, Индии, Австралия, Мексика и др.).

Федерализм как форма  решения вопроса о территориально-политической организации общества и разграничения  предметов ведения между союзом и входящими в его состав государственными образованиями вызывает особый интерес  в силу той роли, которая принадлежит  федеративным государствам в современном  мире. В их числе такие мощные в политическом и экономическом отношении государства, как США, Канада, ФРГ и Австралия, государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем развития капитализма (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Коморские острова).

3.2. Конфедерация

Конфедерация - союз государств, при конфедеративных связях части  конфедерации продолжают быть суверенными  государствами, но между ними существует тесное единство.

Конфедерация - это непрочное  образование, которое создается, как  правило, либо с целью дальнейшей интеграции и трансформации в  федерацию, либо с целью «мягкого»  развода составных частей федерации.

Примером конфедерации были:

Швейцария до 1848 г., затем  преобразовалась в федерацию;

ОАР - Объединенная Арабская Республика - конфедерация Сирии и  Египта, созданная в 1958 г. по инициативе Г.А. Нассера, распалась через 3 года, в 1961 г.

Сенегамбия - конфедерация Сенегала и находящейся внутри его территории Гамбии, существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась.

Конфедерация как форма  союза государств, сохраняющих суверенитет  практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась в истории. Конфедерациями были Австро-Венгрия  до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., Соединенные Штаты Америки с 1781 по 1789 г., Швейцария в период с 1815 по 1848 г. Попытки создания конфедераций предпринимались в различных  регионах мира и в XX столетии. Одной  из них была Сенегамбия, объединившая в 1982 г. два государства - Гамбию и Сенегал - в конфедеративный союз. Но через несколько лет она распалась. Такая же судьба постигла в 1961 г. Объединенную Арабскую Республику - конфедерацию, созданную Египтом и Сирией в 1958 г.

Опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта  форма является переходной либо к  полному распаду союза, либо к  федеративной форме государственного устройства. Совмещая в себе черты  как международно-правовой, так и  государственной организации, она, под воздействием тех или иных причин, зачастую теряет равновесие, необходимое  для ее сохранения. Характерно то, что  к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом населения (США, Швейцария, Германия), а многонациональные конфедерации (Австро-Венгрия, Швеция и Норвегия и ряд других) распались. При переходе к федеративной форме государственного устройства огромное значение приобретают экономические факторы. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое. Для конфедеративной формы государственного устройства характерны следующие черты.

1. Конфедерация образуется  на основе соответствующих договоров.  Договорной была и первая общенациональная  конституция США — Статьи о  конфедерации 1781 г., для ратификации  которой требовалось согласие  всех американских штатов.

2. Субъекты конфедерации  имеют право свободного выхода. В отличие от федераций, где  попытка сецессии рассматривается  как мятеж, выход из состава  конфедерации означает только  расторжение договорной связи  с союзом.

3. Суверенитет в конфедерации  принадлежит государствам, входящим  в ее состав. Никакие решения  союзной власти не имеют силы  без согласия субъектов конфедерации. Фактически суверенитет конфедераций  не признается и международным  правом, поскольку конфедерации  лишены суверенной власти над  своей территорией и населением. Международные договоры с конфедерациями  носили ограниченный характер  и за-ключались, главным образом, для решения вопросов войны и мира.

4. В предметы ведения  конфедерации входит небольшой  круг вопросов. Он включает вопросы  войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, общей  системы коммуникаций, разрешения  споров между субъектами конфедерации. Расширение их возможно, как правило,  только с согласия всех государств, входящих в состав конфедерации.

5. В конфедерациях образуются  только те государственные органы, которые необходимы для осуществления  задач, особо выделенных по  договорным актам. В частности,  нет судебных органов. Ограничен  круг органов исполнительной  власти.

6. Парламент конфедерации  формируется представительными  органами ее субъектов, которые  обязывают своих делегатов неукоснительно  следовать выданным им инструкциям  и указаниям.

7. Постоянно действующие  государственные органы конфедерации  лишены властных полномочий. Как  правило, акты конфедеративной  власти не содержат норм прямого  действия: они адресованы не гражданам,  а органам власти субъектов  конфедерации.

8. Субъектам конфедерации  принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании либо  отказа в применении актов  союзной власти.

9. Бюджет конфедерации  формируется за счет добровольных  взносов ее субъектов. Правом  непосредственного налогообложения,  как и возможностью принудительного  взыскания взносов, конфедерация  не обладает.

10. Субъекты конфедерации  имеют право устанавливать таможенные  и иные ограничения, препятствующие  передвижению лиц, товаров, услуг  и капиталов.

Информация о работе Форма государственного устройства зарубежных стран