Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:42, реферат
Цель работы – рассмотреть формы государственного устройства зарубежных стран.
Задачи работы – дать понятие форме государственного устройства, рассмотреть виды государственного устройства, а именно: унитарное государство, государственные объединения, автономные государства.
Введение
1. Понятие и виды форм государственного устройства зарубежных стран
2. Унитарное государство
3. Формы государственных объединений
3.1. Федерация
3.2. Конфедерация
3.3. Квазиконфедерации
4. Формы автономного государства
Заключение
Введение
1. Понятие и
виды форм государственного
2. Унитарное государство
3. Формы государственных объединений
3.1. Федерация
3.2. Конфедерация
3.3. Квазиконфедерации
4. Формы автономного государства
Заключение
Введение
В мире периодически появляются сильные политики и талантливые полководцы, происходят войны и ведется межгосударственная дипломатическая игра, возникают сепаратистские или объединительные идеологические течения, монархи и их наследники вступают в браки. Эти обстоятельства существенно, иногда решающим образом влияют на объединение территорий либо способствуют их разобщению.
Взаимодействие вышеназванных
тенденций более или менее
точно выражается в форме государственного
устройства. Необходимо, однако, иметь
в виду, что форма государственного
устройства описывает лишь внешнюю
сторону территориальной
Цель работы – рассмотреть формы государственного устройства зарубежных стран.
Задачи работы – дать понятие форме государственного устройства, рассмотреть виды государственного устройства, а именно: унитарное государство, государственные объединения, автономные государства.
1. Понятие и
виды форм государственного
Форма государственного устройства
- национально-территориальная
В отличие от формы правления, форма государственного устройства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.
Формы государственного устройства зарубежных стран разнообразны и сугубо индивидуальны. Тем не менее можно выделить две основные формы - унитарную и федеративную.
Форма государственного устройства
- это способ (форма) территориальной
организации государственной
Проблема территориальной
организации власти характерна именно
для государственно-
На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.
2. Унитарное государство
Простым является унитарное
государственное устройство. Унитарное
(от лат. «унус» - один) государство - это
одно, единое государство, которое подразделяется
лишь на административно-
Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
• единый властный «центр» - единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);
• одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;
• единая денежная система, одноканальная система налогов;
• территориальные элементы
унитарного государства (области, департаменты,
округа, графства и т. п.) не обладают
государственным суверенитетом, не
имеют никаких атрибутов
Унитарные государства допускают
внутри себя национально-территориальную
и законодательную (административно-
Унитарная форма ограничивает права территорий и их органов преимущественно решением местных дел. Обычно территории не имеют права участвовать в государственной политике. «Если местные учреждения должны получить политический характер, то это поведет к раздроблению государства. Даже в свободных государствах им запрещается выражать мнения по политическим вопросам, ибо это искажает истинное их значение...».
Политически единое государство не всегда становится централизованным в административном отношении. В этой форме устройства за гражданами, общественными ассоциациями и другими субъектами могут быть признаны различные права и свободы. Не являются исключением и территории. Права территорий в унитарном государстве являются более или менее обширными, вплоть до местного самоуправления. Однако эти полномочия, местные свободы и привилегии принадлежат территориям нс по собственному праву, а приобретаются в силу закона, изданного государством. Наиболее свободным правовым положением территорий может быть статус юридического лица, а в большинстве случаев местные органы административно подчинены правительству.
Учреждается одна система высших государственных органов. Ими являются только центральные политические учреждения - глава государства, правительство, парламент, верховные судебные инстанции. Представительные и административные учреждения территорий не относятся к числу высших государственных органов.
В унитарном государстве
действует единая система законодательства.
Только акты центральных органов
власти имеют ранг закона - акта высшей
юридической силы. Это не исключает
права местных органов
Системы налогообложения, применяемые в унитарных государствах, различаются. Однако первичным монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территории. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги.
В унитарном государстве
установлено единое гражданство (подданство).
Лица, пребывающие на территориях, являются
для них не гражданами, а жителями.
Такие понятия, как гражданин
области, провинции, города, не употребляются,
если не считать символического, почетного
гражданства. Обычно в унитарном
государстве устанавливается
Унитарная форма государственности широко распространена. Ее использует большинство стран Западной, Центральной и Восточной Европы и Африки.
3. Формы государственных объединений
3.1. Федерация
Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.
Эта форма, в отличие от унитарной сложна и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями.
Характерные признаки:
• территория федеративного
государства в политико-
• субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции;
• субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов;
• субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему;
• наличие двойного гражданства;
• двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм).
Федерация до настоящего времени является достаточно распространенной формой государственного устройства (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австрия, Швейцария, Индии, Австралия, Мексика и др.).
Федерализм как форма
решения вопроса о
3.2. Конфедерация
Конфедерация - союз государств, при конфедеративных связях части конфедерации продолжают быть суверенными государствами, но между ними существует тесное единство.
Конфедерация - это непрочное образование, которое создается, как правило, либо с целью дальнейшей интеграции и трансформации в федерацию, либо с целью «мягкого» развода составных частей федерации.
Примером конфедерации были:
Швейцария до 1848 г., затем преобразовалась в федерацию;
ОАР - Объединенная Арабская Республика - конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 г. по инициативе Г.А. Нассера, распалась через 3 года, в 1961 г.
Сенегамбия - конфедерация Сенегала и находящейся внутри его территории Гамбии, существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась.
Конфедерация как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась в истории. Конфедерациями были Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., Соединенные Штаты Америки с 1781 по 1789 г., Швейцария в период с 1815 по 1848 г. Попытки создания конфедераций предпринимались в различных регионах мира и в XX столетии. Одной из них была Сенегамбия, объединившая в 1982 г. два государства - Гамбию и Сенегал - в конфедеративный союз. Но через несколько лет она распалась. Такая же судьба постигла в 1961 г. Объединенную Арабскую Республику - конфедерацию, созданную Египтом и Сирией в 1958 г.
Опыт истории конфедераций
свидетельствует о том, что эта
форма является переходной либо к
полному распаду союза, либо к
федеративной форме государственного
устройства. Совмещая в себе черты
как международно-правовой, так и
государственной организации, она,
под воздействием тех или иных
причин, зачастую теряет равновесие, необходимое
для ее сохранения. Характерно то, что
к федеративной форме устройства
перешли только конфедерации с мононациональным
составом населения (США, Швейцария, Германия),
а многонациональные
1. Конфедерация образуется
на основе соответствующих
2. Субъекты конфедерации
имеют право свободного выхода.
В отличие от федераций, где
попытка сецессии
3. Суверенитет в конфедерации
принадлежит государствам, входящим
в ее состав. Никакие решения
союзной власти не имеют силы
без согласия субъектов
4. В предметы ведения
конфедерации входит небольшой
круг вопросов. Он включает вопросы
войны и мира, внешней политики,
формирования единой армии,
5. В конфедерациях образуются
только те государственные
6. Парламент конфедерации
формируется представительными
органами ее субъектов,
7. Постоянно действующие
государственные органы
8. Субъектам конфедерации
принадлежит право
9. Бюджет конфедерации
формируется за счет
10. Субъекты конфедерации
имеют право устанавливать
Информация о работе Форма государственного устройства зарубежных стран