Форма государственного устройства зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:42, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть формы государственного устройства зарубежных стран.
Задачи работы – дать понятие форме государственного устройства, рассмотреть виды государственного устройства, а именно: унитарное государство, государственные объединения, автономные государства.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и виды форм государственного устройства зарубежных стран
2. Унитарное государство
3. Формы государственных объединений
3.1. Федерация
3.2. Конфедерация
3.3. Квазиконфедерации
4. Формы автономного государства
Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат Форма государственного устройства зарубежных стран.docx

— 37.40 Кб (Скачать файл)

11. Как правило, в конфедерациях  отсутствует единая система денежного  обращения.

12. Воинские формирования  набираются субъектами конфедерации, причем нередко сохраняется двойное  их подчинение государственным  органам конфедерации и ее субъектов.

13. В конфедерациях нет союзного гражданства. Федерация - это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач. В состав современных федераций входит различное число субъектов: в США - 50, Австралии - 6, Канаде - 10, Австрии - 9, ФРГ - 16, Бельгии - 3, Индии - 25, Югославии - 2 и т.д. В большей части государств федеративное устройство не служит формой решения национального вопроса. В Индии, Бельгии, Канаде и Нигерии территориально-политическая организация государства в той или иной мере отражает многонациональный состав населения.

Субъекты федераций имеют  собственные территорию, конституции  и органы власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой  степенью не-зависимости.

Федеральные конституции  включают в предметы ведения федерации  важнейшие вопросы государственной  жизни: оборону страны, внешнюю политику, финансы, на-логообложение, организацию высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации, регулирование торговли, развитие транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов федерации входит более широкий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие единообразного регулирования. В их числе - организация местных органов власти, общественный порядок и охрана окружающей среды, общественно необходимые работы и службы.

Конституции федеративных государств по-разному, с учетом уровня развития экономики, исторических традиций, соотношения  политических сил определяют объем  предметов ведения федерации и ее субъектов. Различным образом они решают и вопрос о принадлежности земли, недр и вод. Например, в Швейцарии и Мексике они подпадают под юрисдикцию федерации. В Австралии и Канаде земля и недра принадлежат субъектам федерации. Под юрисдикцией субъектов федерации находится земля и в Соединенных Штатах Америки, но здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что более 30% всей территории США принадлежит федерации на правах собственности. Во многих сферах федерация и ее субъекты тесно взаимодействуют. Об этом свидетельствует, в частности, решение вопроса охраны окружающей среды, ставшей в отсутствие каких-либо конкретных конституционных указаний объектом скоординированной политики федерации и ее субъектов во многих государствах мира. В целом взаимоотношения между федерациями и их субъектами развиваются противоречиво. Во многих областях происходит усиление центральной власти, в ряде других - ее ослабление. Эти процессы затрудняют объективную оценку федеративных отношений - задачу, решение которой необходимо искать в срезе федеративных отношений в области экономики, политики, национальных отношений и права.

Развитие современного федерализма  свидетельствует о том, что преобладающей  является тенденция к интеграции (при сохранении определенных гарантий прав и интересов субъектов федерации). В то же время наблюдаются и  весьма серьезные всплески сепаратизма. Причем они имеют место и в  высокоразвитых странах (Австралии, Канаде), и в странах со средним уровнем  развития (Индии), и в экономически слаборазвитых государствах (Нигерии).

3.3. Квазиконфедерации

Квазиконфедерация - более тесный союз, чем конфедерация, и менее тесный, чем федерация, при этом это союз между неравными, и часто - отдаленными друг от друга частями.

Квазиконфедеративные отношения обычно существуют:

• между бывшей метрополией  и ее бывшими колониями, которые  уже не колонии, но и не государства, и желают сохранить экономическую  и политико-правовую связь с метрополией, но в то же время обладать суверенитетом;

• в силу давних исторических традиций.

• В качестве примеров квазиконфедеративных отношений можно привести:

• Данию и Фарерские  о-ва, Гренландию;

• Голландию и Нидерландские  Антильские о-ва (Кюрасао и Бокайро);

• США и Пуэрто-Рико

• Великобританию и о-ва Пролива, о-в Мэн.

4. Формы автономного  государства

Государства иногда соглашаются  с требованиями местных сообществ  о расширении прав и свобод территорий. При таком обособлении они  могут приобрести форму автономии.

В большинстве случаев  автономии создаются в унитарных  государствах, где она используется для наделения территориальных  единиц самостоятельностью в вопросах местного управления. В федерациях же имеется форма, позволяющая территориям  по-лучить необходимую свободу, - это форма субъекта союзного государства. Вместе с тем и в сложном государстве автономные права могут быть закреплены за территориями, не имеющими статуса субъекта федерации, находящимися под прямой юрисдикцией союзного государства. В Индии, например, автономиями являются союзные территории, хотя само государство представляет собой федерацию и образовано объединением штатов.

Фактические основания, побуждающие  к образованию автономий, различны. Поэтому принято условно разграничивать несколько видов автономий: автономии, образованные по национально-лингвистическим признакам. Этот тип автономии создается на территориях с особенностями национального состава населения, возможно - со спецификой языка, местными диалектами и наречиями. Например, Страна Басков является автономией в составе Испании, учрежденной на территории, которую традиционно занимает определенный этнос - баски. Аналогичные автономии образованы Испанией для каталонцев, галисийцев. Наименования национальных автономий зачастую отражают имя этносов, ставших основой их образования, - к примеру, Шотландия является автономией, образованной на основе шотландской национальности.

Не исключено, что учреждение подобных автономий способствует сохранению национальных общностей и языков на их традиционной территории, сглаживанию  межэтнических разногласий и  конфликтов, поддержанию местных  обычаев в области культуры, языка, политики, религии. Автономия арабов на территории Израиля преследует именно эти цели; автономии, образованные в  результате исторических событий и  обстоятельств. История развития и  фактическое состояние отдельных  территорий не позволяют применять  к ним общие правила местного государственного управления. Особый правовой статус требуется им для того, чтобы избежать отрицательных экономических и политических последствий.

Более сотни лет Гонконг (Сянган) находился под управлением  Великобритании, а Макао (Аомынь) состоял  в аренде у Португалии. Обе эти  территории подлежат передаче Китаю. Однако в них выросли целые экономические  комплексы, достигнут высокий уровень  жизни, сложились традиции местного управления. Основную часть населения  этих территорий составляют китайцы, которые  не могут ссылаться на национальные отличия в обоснование особых местных прав. Вместо национально-языкового  действует исторический фактор образования  автономии. В соответствии с соглашениями, достигнутыми между Китаем и уходящими  владельцами Сянгана и Аомыня, они получат автономию, сохранят сложившийся общественный строй и систему экономики. Они становятся специальными административными районами; автономии как общий принцип местного управления. Их называют административно-территориальными автономиями. Применение административно-территориальной автономии означает, что государство признает необходимым предоставить всем крупным территориальным единицам некоторую самостоятельность в решении местных дел. В сущности, административно-тер-риториальная автономия едва ли отличается от таких понятий, как местное самоуправление, децентрализованное управление. Однако такие страны, как Коста-Рика, Япония закрепили своими законами принцип автономии своих территорий. И поэтому приходится выделить для них отдельное место в ряду других, действительных автономий.

Учреждая автономию, признавая  ее права, государство, естественно, ограничивает пределы применения своей власти. Это, однако, не означает, что на автономной территории появляется государственность. Возможно, автономия обеспечивает уважение интересов местных сообществ, но ее нельзя считать формой национального  государства.

Права автономии в области  внутреннего регулирования являются производными, а не собственными. Источником этих прав является акт власти государства, центра. Так, первоначально автономия  Шотландии была закреплена Актом  об Унии, изданным Британским парламентом 1 мая 1707 г. По этому закону отношения  простой унии между двумя странами и последующая аннексия Шотландии  О.Кромвелем были завершены, а Шотландия включена в состав единого государства на правах автономии.

Права автономии могут  быть зафиксированы в конституции, основных законах государства. Органы государства могут издавать правовые акты, специально посвященные правовому  положению автономной территории. В 50-60-е годы положения о национальных автономиях в Китае принимались  народными правительствами провинций, народным правительством КНР и затем  утверждались постоянным комитетом  Всекитайского собрания народных представителей.

Бывает также, что автономия  сама разрабатывает статут, закрепляющий ее права. Но поскольку она не наделена государственностью и не имеет учредительной  власти, статут об автономии, а также  вносимые в него изменения подлежат утверждению государственными органами, обычно парламентом. Так, в Италии парламентом  утверждены статуты об автономии  Сицилии, Сардинии и некоторых других областей. Ясно, что возможность  са-мостоятельно разрабатывать собственные статуты упрочивает правовое положение автономии и меру ее самостоятельности в отношениях с государством. Государство, желающее ограничить автономные права, встречает не только общественное сопротивле-ние, но и формальные препятствия в изменении статута, если его автором является сама автономия.

Возможно, однако, более широкое  понимание автономии как территории, нуждающейся в обособленном правовом режиме.

Иными словами, под автономией подразумевается не только то пространство, где имеются свободы и привилегии, а просто часть, изъятая из целого. Тогда автономными следует считать  и те территории, права которых  ограничены в сравнении с правами других частей государства. Например, Франция признает автономные права своих заморских департаментов и заморских территорий. Однако до 80-х годов нашего столетия Французская Полинезия, Французская Гвиана, Новая Каледония не имели выборных представительных органов, тогда как обычные, неавтономные департаменты во Франции уже давно избирают свои советы. Автономный Курдистан в Ираке едва ли находится в привилегированном положении по сравнению с другими территориями этого государства. Верховная Рада (парламент) Украины приняла в 1995 г. закон об Автономной Республике Крым, который установил строгую подчиненность непокорного региона центральной власти и существенно ограничил самостоятельность Крыма.

Не являясь государством, автономия не имеет своего гражданства. Лица, проживающие на ее территории, гражданами автономии не являются и  юридически связаны с ней только местом жительства. Изменяя его, человек  прекращает правоот-ношения с территорией независимо от своих культурных привязанностей, национальности, языка и прочих обстоятельств. Вместе с тем проживание в пределах автономии может существенным образом сказываться на правовом положении человека. В частности, национально-территориальная автономия позволяет представителям коренных национальностей в большем объеме пользоваться культурными правами, родным языком, следовать сложившимся правовым обычаям. Образование территорий типа Гонконга обеспечивает сохранение прежних гражданских, экономических и даже политических прав и свобод личности.

В автономии нет высших государственных органов. Учреждения, действующие в автономии, относятся  к разряду органов местного управления, независимо от того, назначаются они  или избираются населением, именуются  парламентом, советом, прави-тельством или как-либо еще. Наименование органа в данном случае существенного значения не имеет. Высшим государственным органом может быть признан лишь тот, который осуществляет власть именем суверена. У высшего государственного органа нет вышестоящей административной инстанции. Напротив, ему подчиняются нижестоящие органы, включая учреждения автономий.

Автономия не издает законов. Нормативные акты, принимаемые ее органами, производны от законов государства, то есть подзаконны. Акты, принимаемые  областными советами в Италии, называются законами. Но это только символ, причем не вполне точный, с помощью которого итальянские политики решили подчеркнуть  «самую широкую автономию» областей в сфере местного правового регулирования. В действительности круг вопросов, по которым в Италии издаются областные  «законы», ограничен государством, а не вытекает из суверенной власти автономии. Ведь именно парламент Италии в конечном счете определяет объем ее прав. Кроме того, «закон», изданный советом области, должен соответствовать законодательству всей республики.

Автономиям могут быть предоставлены экономические привилегии. В национальных автономиях обычно делаются изъятия из общих правил о применении государственного языка, то есть практикуется использование в документообороте и деловых отношениях национальных языков.

Автономия не является единственной формой обособления правового статуса  территорий. Она имеет некоторые  сходства с резервациями в США, бантустанами в прежней ЮАР, создаваемыми для  коренных народов. Аналогии могут быть обнаружены между автономией и пристоличными территориями (федеральный округ Колумбия, административный округ Парижа, союзная территория Дели), а также территориями, состоящими в управлении вооруженных сил, занятыми военными базами.

Следует упомянуть также  о таком явлении, как национально-культурная автономия. К территориальному устройству государства она прямого отношения  не имеет, а представляет собой совокупность особых правил, условий, на которых  в государстве про-живают общности, не имеющие определенной автономной территории. Национально-культурная автономия существует в виде особых прав отдельных национальностей в области политики, культуры, языка, образования. Преимуществами такой автономии пользуются, например, саами в Швеции или шведы в Финляндии. Эти народности внутри государства имеют свои учреждения, объединяющие их на национальном уровне, - Шведская народная ассамблея и Саамский парламент в Финляндии, Саамитинг в Норвегии. При правительстве Австрии и Венгрии действуют советы национальных меньшинств.

Информация о работе Форма государственного устройства зарубежных стран