Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:42, реферат
Цель работы – рассмотреть формы государственного устройства зарубежных стран.
Задачи работы – дать понятие форме государственного устройства, рассмотреть виды государственного устройства, а именно: унитарное государство, государственные объединения, автономные государства.
Введение
1. Понятие и виды форм государственного устройства зарубежных стран
2. Унитарное государство
3. Формы государственных объединений
3.1. Федерация
3.2. Конфедерация
3.3. Квазиконфедерации
4. Формы автономного государства
Заключение
11. Как правило, в конфедерациях
отсутствует единая система
12. Воинские формирования
набираются субъектами
13. В конфедерациях нет союзного гражданства. Федерация - это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач. В состав современных федераций входит различное число субъектов: в США - 50, Австралии - 6, Канаде - 10, Австрии - 9, ФРГ - 16, Бельгии - 3, Индии - 25, Югославии - 2 и т.д. В большей части государств федеративное устройство не служит формой решения национального вопроса. В Индии, Бельгии, Канаде и Нигерии территориально-политическая организация государства в той или иной мере отражает многонациональный состав населения.
Субъекты федераций имеют собственные территорию, конституции и органы власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой степенью не-зависимости.
Федеральные конституции
включают в предметы ведения федерации
важнейшие вопросы
Конституции федеративных государств по-разному, с учетом уровня развития экономики, исторических традиций, соотношения политических сил определяют объем предметов ведения федерации и ее субъектов. Различным образом они решают и вопрос о принадлежности земли, недр и вод. Например, в Швейцарии и Мексике они подпадают под юрисдикцию федерации. В Австралии и Канаде земля и недра принадлежат субъектам федерации. Под юрисдикцией субъектов федерации находится земля и в Соединенных Штатах Америки, но здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что более 30% всей территории США принадлежит федерации на правах собственности. Во многих сферах федерация и ее субъекты тесно взаимодействуют. Об этом свидетельствует, в частности, решение вопроса охраны окружающей среды, ставшей в отсутствие каких-либо конкретных конституционных указаний объектом скоординированной политики федерации и ее субъектов во многих государствах мира. В целом взаимоотношения между федерациями и их субъектами развиваются противоречиво. Во многих областях происходит усиление центральной власти, в ряде других - ее ослабление. Эти процессы затрудняют объективную оценку федеративных отношений - задачу, решение которой необходимо искать в срезе федеративных отношений в области экономики, политики, национальных отношений и права.
Развитие современного федерализма
свидетельствует о том, что преобладающей
является тенденция к интеграции
(при сохранении определенных гарантий
прав и интересов субъектов
3.3. Квазиконфедерации
Квазиконфедерация - более тесный союз, чем конфедерация, и менее тесный, чем федерация, при этом это союз между неравными, и часто - отдаленными друг от друга частями.
Квазиконфедеративные отношения обычно существуют:
• между бывшей метрополией и ее бывшими колониями, которые уже не колонии, но и не государства, и желают сохранить экономическую и политико-правовую связь с метрополией, но в то же время обладать суверенитетом;
• в силу давних исторических традиций.
• В качестве примеров квазиконфедеративных отношений можно привести:
• Данию и Фарерские о-ва, Гренландию;
• Голландию и Нидерландские Антильские о-ва (Кюрасао и Бокайро);
• США и Пуэрто-Рико
• Великобританию и о-ва Пролива, о-в Мэн.
4. Формы автономного государства
Государства иногда соглашаются с требованиями местных сообществ о расширении прав и свобод территорий. При таком обособлении они могут приобрести форму автономии.
В большинстве случаев
автономии создаются в
Фактические основания, побуждающие
к образованию автономий, различны.
Поэтому принято условно
Не исключено, что учреждение
подобных автономий способствует сохранению
национальных общностей и языков
на их традиционной территории, сглаживанию
межэтнических разногласий и
конфликтов, поддержанию местных
обычаев в области культуры, языка,
политики, религии. Автономия арабов
на территории Израиля преследует именно
эти цели; автономии, образованные в
результате исторических событий и
обстоятельств. История развития и
фактическое состояние
Более сотни лет Гонконг
(Сянган) находился под управлением
Великобритании, а Макао (Аомынь) состоял
в аренде у Португалии. Обе эти
территории подлежат передаче Китаю. Однако
в них выросли целые
Учреждая автономию, признавая ее права, государство, естественно, ограничивает пределы применения своей власти. Это, однако, не означает, что на автономной территории появляется государственность. Возможно, автономия обеспечивает уважение интересов местных сообществ, но ее нельзя считать формой национального государства.
Права автономии в области
внутреннего регулирования
Права автономии могут
быть зафиксированы в конституции,
основных законах государства. Органы
государства могут издавать правовые
акты, специально посвященные правовому
положению автономной территории. В
50-60-е годы положения о национальных
автономиях в Китае принимались
народными правительствами
Бывает также, что автономия сама разрабатывает статут, закрепляющий ее права. Но поскольку она не наделена государственностью и не имеет учредительной власти, статут об автономии, а также вносимые в него изменения подлежат утверждению государственными органами, обычно парламентом. Так, в Италии парламентом утверждены статуты об автономии Сицилии, Сардинии и некоторых других областей. Ясно, что возможность са-мостоятельно разрабатывать собственные статуты упрочивает правовое положение автономии и меру ее самостоятельности в отношениях с государством. Государство, желающее ограничить автономные права, встречает не только общественное сопротивле-ние, но и формальные препятствия в изменении статута, если его автором является сама автономия.
Возможно, однако, более широкое
понимание автономии как
Иными словами, под автономией
подразумевается не только то пространство,
где имеются свободы и
Не являясь государством, автономия не имеет своего гражданства. Лица, проживающие на ее территории, гражданами автономии не являются и юридически связаны с ней только местом жительства. Изменяя его, человек прекращает правоот-ношения с территорией независимо от своих культурных привязанностей, национальности, языка и прочих обстоятельств. Вместе с тем проживание в пределах автономии может существенным образом сказываться на правовом положении человека. В частности, национально-территориальная автономия позволяет представителям коренных национальностей в большем объеме пользоваться культурными правами, родным языком, следовать сложившимся правовым обычаям. Образование территорий типа Гонконга обеспечивает сохранение прежних гражданских, экономических и даже политических прав и свобод личности.
В автономии нет высших государственных органов. Учреждения, действующие в автономии, относятся к разряду органов местного управления, независимо от того, назначаются они или избираются населением, именуются парламентом, советом, прави-тельством или как-либо еще. Наименование органа в данном случае существенного значения не имеет. Высшим государственным органом может быть признан лишь тот, который осуществляет власть именем суверена. У высшего государственного органа нет вышестоящей административной инстанции. Напротив, ему подчиняются нижестоящие органы, включая учреждения автономий.
Автономия не издает законов. Нормативные акты, принимаемые ее органами, производны от законов государства, то есть подзаконны. Акты, принимаемые областными советами в Италии, называются законами. Но это только символ, причем не вполне точный, с помощью которого итальянские политики решили подчеркнуть «самую широкую автономию» областей в сфере местного правового регулирования. В действительности круг вопросов, по которым в Италии издаются областные «законы», ограничен государством, а не вытекает из суверенной власти автономии. Ведь именно парламент Италии в конечном счете определяет объем ее прав. Кроме того, «закон», изданный советом области, должен соответствовать законодательству всей республики.
Автономиям могут быть
предоставлены экономические
Автономия не является единственной формой обособления правового статуса территорий. Она имеет некоторые сходства с резервациями в США, бантустанами в прежней ЮАР, создаваемыми для коренных народов. Аналогии могут быть обнаружены между автономией и пристоличными территориями (федеральный округ Колумбия, административный округ Парижа, союзная территория Дели), а также территориями, состоящими в управлении вооруженных сил, занятыми военными базами.
Следует упомянуть также
о таком явлении, как национально-культурная
автономия. К территориальному устройству
государства она прямого
Информация о работе Форма государственного устройства зарубежных стран