Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 11:11, курсовая работа
В данной работе представлена информация об ордолиберализме и основных его идеях.
Введение.
1. Исторические и философские предпосылки.
2. Особенности методологии фрайбургской школы.
3. Основные идеи представителей фрайбургской школы.
4. Место фрайбургской школы в неолиберализме.
Заключение
Литература
Центрально-управляемое хозяйство, по определению Ойкена, характеризуется таким уровнем планирования, за которого все экономические связи между экономическими субъектами замещен административными вертикальными связями центра с предприятиями. Централизованное планирование он рассматривает исключительно как экономическую политику, приводя исторические примеры ее реализации в старинном мире и указывая на современные ее формы- экономическую политику социализма в СССР и централизованное управление в фашистской Германии.
Экономическая политика надцентрализации управление предусматривает такая степень развития планирование, если с одного центра определяются объемы и качество создаваемых продуктов к наименьшим деталям. Такая форма распределения противоречит принципу свободного выбора. Тому центрально-управляемому хозяйству присущий постоянное отсутствие равновесия, инфляция и хронический дефицит.
Ойкен считал, что такая централизация противоречит самой природе экономики и постепенно разрушает ее.
Но в границах централизованных форм управления он различал целый ряд вариантов: тоталитарное центрально-управляемое хозяйство; центрально-управляемое хозяйство с свободным обменом потребительских товаров; центрально-управляемое хозяйство с свободным выбором для потребителя; центрально-управляемое хозяйство с свободным выбором профессии и рабочего места. Экстремальной (очищенной, идеальной) формой, по его мнению, есть тоталитарная, в которой содержатся все недостатки и признаки центрально-управляемого хозяйства. Однако другим формам централизации могут быть присущие признаки экономики рыночного типа.
Свободное
рыночное хозяйство, построенное на
конкуренции и частной
Решающим
фактором экономического развития он
называл потребности, которые свободно
формируются и требуют
Экономическая свобода производителя, как и потребителя, связывается Ойкеном с частной собственностью, которая обеспечивает потребителю право свободного выбора благ, а производителю - право свободного выбора рода деятельности и получение доходов. Конкуренция между производителями создает условия, если на рынке решается проблема определения необходимых объемов производства, его структуры и уровня цен.
Однако, по его мнению, абсолютизация принципа свободы может привести к анархии, надмонополизации, тоталитаризма и социальных потрясений и также будет подрывать основы хозяйствования.
Относительно «справедливости» такого хозяйства, то Ойкен признает, что рыночная экономика, построенная за принципами индивидуализма и конкурентности, хотя и оказывает содействие экономическому прогрессу общества, противоречит принципу социальной справедливости, которая может обеспечить лишь центрально-управляемая система, построенная на общественной собственности.
Неолиберальная методология Ойкена родственна с методологией неоклассиков, поскольку осуждает центрально-управляемое хозяйство. Но Ойкен, в отличие от неоклассиков, всегда подчеркивал, что не только центрально-управляемое хозяйство, а и децентрализованная рыночная экономика возникает не стихийно, а формируется сознательно государством.
Рациональный «хозяйственный порядок» он определяет как оптимальную комбинацию обоих типов хозяйства. Он отмечает, что история развития общества всегда сопровождалась поиском хозяйственного порядка, который наибольшей мерой отвечал бы естественной сути людей и явлений, то есть устанавливал порядок, который обеспечивал бы справедливость и экономическое равновесие. По мнению Ойкена, решение проблемы оптимального объединения форм двух «идеальных типов» может взять на себя государство, которое может влиять на экономику и социальную сферу, перераспределяя общественный продукт в тех, конечно, границах, которые не приводят к нарушению экономического равновесия. Главной задачей такой деятельности государства есть обеспечение оптимального объединения преимуществ двух разных типов хозяйств в единую экономическую систему. Учитывая, что характер общественного порядка зависит от того, какой тип хозяйства в системе будет преобладать, общество, по его мнению, может сознательно определиться с комбинацией хозяйственных форм. Он уважал, в отличие от других неолибералов, что за реальных этих условий тогдашней Германии вмешательство государства не может быть минимальной. Наоборот, оно должно быть определяющей, ведь необходимый экономический порядок может установить лишь сильное государство.
В. Ойкен утверждал, что человеческому обществу присущи только два типа экономики: «централизованно управляемая» (тоталитаризм) н «меновая экономика» (свободное открытое хозяйство). Эти типы имеют либо крайние формы, либо смешанные. В книге «Основания национальной экономики» он доказывает естественное существование в одних и тех же обществах двух идеальных, на его взгляд, типов экономики: меновой и централизованно управляемой, которые «реализуются в трех формах»:
•
«тотальная централизованно управляемая
экономика» - обмен вообще не допускается;
производство и распределение продуктов
«до последней мелочи»
• «централизованно управляемая экономика со свободным обменом предметами потребления» - обмен осуществляется также при наличии центральной инстанции, определяющей способ использования производительных сил, временную структуру производственного процесса, способ распределения продуктов. Но в отличие от первого потребители могут здесь вносить коррективы в распределение выделяемых предметов потребления путем обмена.
•
«централизованно управляемая экономика
со свободным потребительским
Государство
должно проводить активную денежную
политику, так как циклические
колебания экономической
Следует подчеркнуть, что Ойкен отрицал возможность сочетания конкуренции с централизацией, но не с планированнием, которое не обязательно должно осуществляться из центра.
Однако идеалом Ойкена является не просто рынок, а рынок организованный, социально ответственный, противостоящий политическому и экономическому подавлению личности, обеспечивающий достойное существование человека. Такое понимание рынка предопределяет специфическую особенность неолиберальной теории: требование дополнить политику экономического порядка системой социальных амортизаторов. Ойкен предлагал устанавливать гарантированный минимум заработной платы, ограничивать женский и детский труд на вредных производствах, развивать сеть благотворительных учреждений.
Вальтер Ойкен был глубоко убежден в том, что свободу и достоинство человека обеспечит только такая экономика, которая базируется на конкуренции, и что успех экономической политики государства возможен лишь в случае, если будут применяться комплексно все выдвинутые им принципы.
Основные принципы строя конкуренции по Ойкену:
1)
неприкосновенность частной
2) стабильность денежной валюты;
3) открытые рынки;
4)
свобода всех сделок и
5)
возложение материальной
6)
постоянство экономической
Цели и средства, необходимые для их достижения, можно характеризовать следующим образом:
-достижение
максимально высокого
-обеспечение
экономически эффективной и
-социальная
обеспеченность и
Хороший
хозяйственный порядок
-содействие
экономическому росту и
-обеспечение полной занятости;
-поддержание неспособных к труду на уровне существования, воспринимаемом как достаточный;
-воспрепятствование инфляции;
-гарантирование
основных прав человека и
-обеспечение
координации интересов наемных
рабочих и нанимателей,
Теоретикам неолиберализма ФРГ также принадлежит идея сочетания принципа «свободы рынка» и справедливого распределения по принципу «социального выравнивания». Автор идеи А. Мюллер-Армак (книга «Хозяйственное управление и рыночное хозяйство», 1947г.), развитие его идей продолжили Репке, Эрхард, Ойкен и др.
Канцлер ФРГ К. Аденауэр заявил о создании модели «социального рыночного хозяйства» как главной задачи экономической политики страны. «Социальное рыночное хозяйство» по характеристике В. Репке -это путь к «экономическому гуманизму».
В книге «Гуманное общество» он писал, что этот тип хозяйства противопоставляет: коллективизму - персонализм, концентрации власти - свободу, централизму - децентрализм. организации - самопроизвольность и т.д.
Понимая невозможность и нереальность автоматического функционирования «свободного рыночного хозяйства», Репке и Эрхард признали необходимость противопоставить любому проявлению анархии производства соответствующие меры государственного вмешательства, которые должны обеспечить «синтез между свободным и социально обязательным общественным строем».
Роль
государства сравнивается с положением
судьи на футбольном поле - строго наблюдает
за действием команд на поле в соответствии
с определенными правилами, но сам
играть не имеет право. Государство
для поддержания условий
• следить за соблюдением «правил» свободной конкуренции («честной игры»);
•
контролировать условия ценообразования
и пресекать попытки
• гарантировать охрану и приоритетное значение частной собственности в товарно-денежном хозяйстве без монополий.
В 1957г. Л. Эрхард на съезде ХДС провозгласил о начале второго этапа «социального рыночного хозяйства» в ФРГ. В 1965г. он заявил о завершении в ФРГ программы создания «социального рыночного хозяйства» и превращении ФРГ в «оформленное общество».