Фрайбургская школа экономической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

В данной работе представлена информация об ордолиберализме и основных его идеях.

Содержание работы

Введение.
1. Исторические и философские предпосылки.
2. Особенности методологии фрайбургской школы.
3. Основные идеи представителей фрайбургской школы.
4. Место фрайбургской школы в неолиберализме.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 53.26 Кб (Скачать файл)

     Доктрина  «сформированного общества» Эрхарда - это поиск лучшего «естественного экономического порядка». В книге «Благосостояние для всех» (1956 г.), Эрхард отмечает, что основные цели социального рыночного хозяйства – свобода и справедливость, причем экономическая свобода невозможна без политической свободы, без государственных гарантий обеспечения прав и свобод человека, без социальной защищенности и социальной справедливости.

     В.Репке и О.Рюстов, что с 20-х гг. изучали проблемы общественного порядка, продолжали теоретические поиски во время второй мировой войны, находясь в эмиграции. Они старались определить принципы сознательного построения общественного порядка через объединение традиций классического либерализма, идеи естественного экономического порядка и руководящей роли государства.

     По  определению Репке, роль государства  может ограничиваться созданием  такой экономической атмосферы, которое бы наибольшей мерой оказывала  содействие поддерживанию хозяйственного порядка, за которого отрабатывали бы экономические стимулы к работе и стихийно определялись пропорции  производства. То есть экономическая  политика государства может гарантировать  свободу, под которой следует  понимать суровый порядок в экономической  деятельности, которая обеспечивается через рынок, свободную конкуренцию  и свободное ценообразование. Такой  хозяйственный порядок ученый называет «рыночным хозяйством», принципиальной основой которого есть частная собственность  и эгоистический интерес отдельного производителя, которому противостоит потребитель.

     Развитие  неолиберальной теории свободного рыночного  хозяйства связывается также  с именем А.Мюллера-Армака, который впервые сформулировал идею создания «социально-рыночной» экономики - такой экономической системы, в границах которой «принцип свободы рынка объединяется с принципом социального равенства»', если достижение рыночного хозяйства доступные для всех членов общества. Экономическая политика государства может состоять в том, что она будет оберегать конкуренцию и будет обеспечивать выравнивание доходов граждан с помощью рациональной фискальной политики.

     Если  Ойкен провозглашал венцом социальной справедливости рыночное распределение доходов в условиях совершенной конкуренции, то Мюллер-Армак выступал за активную социальную политику, подчиненную принципу социальной компенсации, что являлось основным отличием социального рыночного хозяйства от капитализма.

     Итак, составными социально-рыночного хозяйства есть: конкурентная рыночная экономика на основах частной собственности и государство, которое с помощью экономических механизмов перераспределяет национальный доход с целью обеспечения социальной справедливости.

     Важнейшим инструментом государственного вмешательства  в процесс перераспределения, по мнению Мюллера-Армака, есть налогообложение, которое регулируется соответственно экономической ситуации: для стимулирования или сдерживания инициативы, уравновешивание спроса и предложения в соответствии с уровнем дохода и с учетом его источников, а также с национальной структурной политикой государства. Все это должно быть направлено на достижение основной цели государственного управления - проведение социальное ориентированной политики.

     Важным  принципом налоговой политики он уважает стимулирование индивидов  в их деятельности из повышения благосостояния за счет собственных сил. Таким может  быть, например, установление льготных налогов на время, если организуется новое предприятие, на ли доходы, которые  используются для строительства  жилья.

     Налоги  служит основой формирования государственного бюджета, а итак, материальной основой  выполнение социальных программ государства. Мюллер-Армак в особенности делает акцент на том, что если налоговая система будет вредить рыночному хозяйству, то все это прежде всего отразится на доходах государства.

     Затраты государства на социальные потребности  также должны быть целенаправленными, то есть должны отвечать двум требованиям - социального выравнивания (не уравниловки!) и стимулирование инициативы.

     Важного значения Мюллер-Армак, как и Ойкен, предоставлял государственной структурной политике в сфере отношений собственности. Он уважал, что государство может оказывать содействие расширению частного сектора, поддерживать процесс демонополизации собственности, поощряя населения инвестировать сбережения в производство (предоставлять кредиты для приобретения акций, открытие новых предприятий, строительства и т.п.).

 

4. Место фрайбургской школы в неолиберализме.

 

       Ордолиберализм предпринял попытку создать собственное учение о народном хозяйстве на базе синтеза идей новой исторической школы, неоклассики и традиционного либерализма.

       Методологически ордолиберализм наиболее близок к новой исторической школе, для которой характерна трактовка процесса общественного развития как медленной, постепенной эволюции.

       С традиционным либерализмом ордолиберализм роднит идея индивидуальной свободы на основе всемерного укрепления и поощрения частной собственности на средства производства. Вместе с тем неолибералы, в отличие от своих предшественников, оценивали процессы хозяйственной жизни с макроэкономических позиций, а не микроэкономических. Кроме того, ордолиберализм отличается от либерализма эпохи капитализма свободной конкуренции тем, что он выступал за активное государственное воздействие на экономику. Причем объектами этого вмешательства ордолибералы, в отличие от кейнсианцев, считали не сам процесс воспроизводства, а институциональные основы механизма прибыли и конкуренции.

       Из  пассивности государства Ойкен выводил подрыв совершенной конкуренции и социальные издержки капитализма, которые могут быть устранены при помощи государства.

       Основным  направлением государственной экономической  политики является формирование хозяйственного строя: регулирование монополии  и конкуренции, соотношения частной  и государственной собственности, прямых и косвенных мер вмешательства  в экономику, установление правовых норм хозяйствования.

       Ордолибералы противопоставляли постоянство экономической политики идеям Кейнса, считавшего необходимой гибкую фискальную и кредитно-денежную антициклическую политику. Государственное воздействие на хозяйственный процесс ордолибералы допускали лишь в исключительных случаях, связанных с действием экзогенных факторов.

       Неолиберали́зм (англ. neoliberalism) - направление политической экономии и философии, возникшее в 1930-е годы и достигшее своего расцвета в конце 1980-х - 1990-е годах XX века.

       К неолиберализму обычно относят три  школы: чикагскую (Милтон Фридмен); лондонскую (Фридрих фон Хайек); фрайбургскую (Вальтер Ойкен, 1891-1950; Людвиг Эрхард, 1897- 1977).

       Неолиберализм, в отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование  экономики, рассматривает свободный  рынок и неограниченную конкуренцию  как основное средство обеспечения  прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Связывается с наступлением «второй эры глобализации» (не путать с новым либерализмом). Неолиберализм сформировался в качестве оппозиции развитию в середине XX века идей социал-либерализма, предполагавшего социальное сотрудничество и защиту, сочетания конкуренции с государственным регулированием и социальными программами.

     Особенностями немецкого неолиберализма есть то, что представители этого течения  не ограничиваются методологией неоклассиков, а применяют также институциональные  подходы, разработанные еще исторической школой. Немецкая неолиберальная теория объединяет идеи сильного государства, которое выполняет институциональные, организаторские и воспитательные функции, и имеет целью сознательно  создать сильную конкурентную экономику, опираясь на особый менталитет нации, способной к самоорганизации  и самопожертвования, и на неоклассические идеи саморегулирования экономики. 

Заключение

 

       Неолиберализм получил наибольшее распространение  и влияние в Германии. Там же была разработана наиболее систематизированная  теория, апробированная на практике в  послевоенный период. В связи с  этим в послевоенный период термин «неолиберализм» стал употребляться  чаще всего применительно к западногерманскому варианту данного течения.

       Неолибералы предприняли попытку создать собственное учение о национальном хозяйстве на базе синтеза новой (молодой) исторической школы, неоклассики и традиционного либерализма.

       Основоположником  неолиберализма в Германии стал Вальтер  Ойкен, заведовавший в начале 30-х годов кафедрой политэкономии во Фрайбургском университете, в честь которого школа получила название «фрайбургской». К числу видных неолибералов первого поколения относятся также Ф.Бем, X.Гроссман-Дерт, А.Рюстов, В.Репке, Л.Микш, К.Гестрих, Ф.Лутц и др. Немецкий неолиберализм часто называют «ордолиберализмом».

       Методологически ордолиберализм наиболее близок к новой исторической школе, для которой характерна трактовка процесса общественного развития как медленной, постепенной эволюции.

       С традиционным либерализмом ордолиберализм роднит идея индивидуальной свободы на основе всемерного укрепления и поощрения частной собственности на средства производства.

       В. Ойкен утверждал, что человеческому обществу присущи только два типа экономики: «централизованно управляемая» (тоталитаризм) н «меновая экономика» (свободное открытое хозяйство). Эти типы имеют либо крайние формы, либо смешанные.

       Рациональный  «хозяйственный порядок» Ойкен определяет как оптимальную комбинацию обоих типов хозяйства. Он уважал, в отличие от других неолибералов, что за реальных этих условий тогдашней Германии вмешательство государства не может быть минимальной. Наоборот, оно должно быть определяющей, ведь необходимый экономический порядок может установить лишь сильное государство.

       В книге «Основания национальной экономики» он доказывает естественное существование  в одних и тех же обществах  двух идеальных, на его взгляд, типов  экономики: меновой и централизованно  управляемой, которые «реализуются в трех формах»:

       • «тотальная централизованно управляемая  экономика»;

       • «централизованно управляемая экономика  со свободным обменом предметами потребления».

       • «централизованно управляемая экономика  со свободным потребительским выбором».

       Теоретикам  неолиберализма ФРГ  принадлежит  идея сочетания принципа «свободы рынка» и справедливого распределения  по принципу «социального выравнивания».

       Роль  государства сравнивается с положением судьи на футбольном поле - строго наблюдает  за действием команд на поле в соответствии с определенными правилами, но сам  играть не имеет право. Основным направлением государственной экономической  политики является формирование хозяйственного строя: регулирование монополии  и конкуренции, соотношения частной  и государственной собственности, прямых и косвенных мер вмешательства  в экономику, установление правовых норм хозяйствования.

       Немецкая  неолиберальная теория объединяет идеи сильного государства, которое выполняет  институциональные, организаторские  и воспитательные функции, и имеет  целью сознательно создать сильную  конкурентную экономику, опираясь на особый менталитет нации, способной к самоорганизации и самопожертвования, и на неоклассические идеи саморегулирования экономики

       Социальное  рыночное хозяйство рассматривается  как третий путь, позволяющий избежать стихийный капитализм, который был в XIX- нач. ХХ века, и тоталитаризм сталинской системы. Оно "может быть определено как идея политического упорядочения, целью которого является соединения общества, построенного на конкуренции, частной инициативе с социальным прогрессом, обеспеченным именно производительностью рыночной экономики. На основе рыночного экономического порядка может быть создана многообразная и всеобъемлющая система социальной защиты".

 

Литература

 
     
  1. Бартеньев С.А. История экономических учений: Учебник. – М.: Экономистъ, 2003. – 456с.
  2. Гутник В. П. Организационный рынок в ФРГ: Опыт концептуальной разработки и практического воплощения. Проблема перехода к рыночной системе хозяйства в СССР и мировой опыт. Выпуск I. Часть 2. – М., 1991. 220с.
  3. История экономических учений. М.: Изд-во МГУ, 1994. 426с.
  4. История экономических учений: В 2ч. Ч.I: Учебное пособие / Под ред. В.Жамина, Е.Василевского. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 258с.
  5. История экономических учений: В 2ч. Ч.II : Учебник./ Под общ. ред. А.Худокормова. -М.: Изд-во МГУ, 1994. 364с.
  6. История экономической мысли: Учебное пособие / Н.М.Телевич. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006.- 224с.
  7. Современные экономические теории Запада. Под общей редакцией А.Н.Марковой – М.: Финстатинформ, 1996. 368 с.

Информация о работе Фрайбургская школа экономической мысли