Геополитические последствия распада СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 17:56, реферат

Описание работы

Распад Союза Советских Социалистических Республик – одно из самых противоречивых событий, произошедших в истории нашей страны. Существует много различных мнений, характеризующих это событие. Кроме того, распад такого большого государства имеет очень много последствий, как позитивных, так и негативных. И среди этих последствий хотелось бы особенно выделить геополитические.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………….…………………………………….….………3
1 РАСПАД СССР……………………………………..…...…..……...….……...4
2 ВООРУЖЁННЫЕ КОНФЛИКТЫ……………………. ………………….....5
2.1 Нагорный Карабах…………………………………………………………..5
2.2 Приднестровская Молдавская Республика………………………………...6
2.3 Абхазия……………………..………………………………………………..8
2.4 Чечня…………………………………………………………………..……10
3 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СТРАН-ЧЛЕНОВ СССР………..……...……13
3.1 Прибалтика…………………………………………………………………13
3.2 Белоруссия, Украина и Молдавия.………………………………………..14
3.3 Страны Закавказья…………………………………………………………16
3.4 Страны Средней Азии……..……………..………………………………..17
4 РОССИЯ НА МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АРЕНЕ.……...……………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…24

Файлы: 1 файл

Геополит. последствия распада СССР.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

 


 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Кафедра истории и социологии

 

 

 

РЕФЕРАТ

по отечественной истории

на тему:

 

Геополитические последствия распада СССР

 

 

Выполнил:

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………….…………………………………….….………3

1 распад ссср……………………………………..…...…..……...….……...4

2 вооружённые конфликты……………………. ………………….....5

2.1 Нагорный Карабах…………………………………………………………..5

2.2 Приднестровская Молдавская Республика………………………………...6

2.3 Абхазия……………………..………………………………………………..8

2.4 Чечня…………………………………………………………………..……10

3 Политическая жизнь стран-членов ссср………..……...……13

3.1 Прибалтика…………………………………………………………………13

3.2 Белоруссия, Украина и Молдавия.………………………………………..14

3.3 Страны Закавказья…………………………………………………………16

3.4 Страны Средней Азии……..……………..………………………………..17

4 Россия на мировой политической арене.……...……………19

Заключение………………………………………………………………..23

Список использованных источников……………………….…24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Распад Союза Советских Социалистических Республик – одно из самых противоречивых событий, произошедших в истории нашей страны. Существует много различных мнений, характеризующих это событие. Кроме того, распад такого большого государства имеет очень много последствий, как позитивных, так и негативных. И среди этих последствий хотелось бы особенно выделить геополитические.

Вообще, геополитика – общественно-географическая наука, часть политической географии; а это значит, что в данной работе я не буду сильно вдаваться в подробности изменения жизни людей после распада СССР, а скорее просматривать изменения на международной политической арене, произошедших в связи с этим событием.

Таким образом, цель работы – внимательно проанализировать геополитические последствия распада СССР; выяснить, какие страны получили выгоду от исчезновения этого государства, а какие остались в крайне тяжёлом положении.

Хронологические рамки моей работы: 1988 – 2009 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Распад ссср

Я считаю, что прежде чем говорить о каких-либо последствиях распада СССР, нужно хотя бы коротко описать непосредственно сам процесс распада.

Существует множество причин распада СССР: многие страна Запада хотели как можно сильнее ослабить Советский Союз; снижение цен на нефть; беспринципность центральных и республиканских властей, разваливших страну из-за борьбы за власть и так далее. К тому же, в то время в стране проходил так называемый «парад суверенитетов», в котором некоторые страны выступали за выход из СССР (например, страны Прибалтики, Грузия, Азербайджан), что не укрепляло государство.

В скором времени произошёл августовский путч, сопротивление которому возглавил  президент РСФСР Б. Н. Ельцин. Путчисты выступали за сохранение СССР и хотели отставки Горбачёва. Но в течение трёх дней путч был подавлен, а его организаторы арестованы. Сразу после подавления путча депутатами Верховного Совета РСФСР Горбачёву было предъявлено требование немедленно подписать указ о роспуске КПСС. Президент СССР принял этот и другие ультиматумы. На следующий день он распустил союзный кабинет министров, отказался от поста Генерального секретаря ЦК КПСС.

Официально же СССР распался в декабре 1991 г. На встрече в Беловежской пуще президенты БССР, УССР и РСФСР заявили о роспуске СССР. В тот же день был образовано Содружество Независимых Государств (СНГ). 21.12.91 г. одиннадцать республик подписали в Алма-Ате соглашение о роспуске СССР. 25.12.1991. президент Советского Союза М.С.Горбачёв сложил свои полномочия.

 

 

 

 

2 Вооружённые  конфликты

После распада СССР в некоторых странах резко обострились отношения за спорные территории.

2.1 Нагорный Карабах

Нагорный Карабах – область в Закавказье, де-юре входит в состав Азербайджана. Численность населения – 138 тысяч человек1, подавляющее большинство – армяне. Столица – город Степанакерт. Население – около 50 тысяч человек2.

10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

В ходе конфликта регулярные армянские части полностью или частично захватили семь районов, которых Азербайджан считал своими. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом.

В то же время армянская сторона считает, что под контролем Азербайджана остается часть Карабаха – села Мардакертского и Мартунинского районов, весь Шаумяновский район и Геташенский подрайон, а также Нахичевань.

В описании конфликта стороны приводят свои цифры о потерях, отличающиеся от данных противоположной стороны. По консолидированным данным, потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили убитыми от 15 до 25 тысяч человек, более 25 тысяч раненых, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания3.

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали протокол, вошедший в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский, на основании которого 12 мая была достигнута договоренность о прекращении огня.

12 мая того же года в Москве  состоялась встреча министра  обороны Армении Сержа Саргсяна, министра обороны Азербайджана  Мамедраффи Мамедова и командующего  Армией Обороны НКР Самвела  Бабаяна, на которой была подтверждена приверженность сторон ранее достигнутой договоренности о прекращении огня.

2.2 Приднестровская Молдавская Республика

Отправной точкой возникновения нынешнего конфликта между Кишиневом и Тирасполем явилась разработка в начале 1989 г. Верховным Советом (ВС) МССР законопроектов "О государственном языке" и "О функционировании языков на территории МССР".

Отправной точкой возникновения конфликта между Кишиневом и Тирасполем явилась разработка в начале 1989 г. Верховным Советом (ВС) МССР законопроектов "О государственном языке" и "О функционировании языков на территории МССР". В качестве единственного государственного языка признавался не молдавский на основе кириллицы, а румынский. Русскому - была отведена лишь роль языка межнационального общения. Это решение, сопровождавшееся шумной кампанией румынизации общественно-политической и культурной жизни, резко обострило национальный вопрос и вызвало рост межэтнических противоречий в республике. Весьма болезненно оно было воспринято в наиболее развитом в промышленном отношении по сравнению с остальной Молдавией промышленном регионе - Приднестровье, большинство жителей которого в силу исторических причин являлось русскоязычным. Представленные в ВС МССР приднестровские депутаты выступили с инициативой введения двух государственных языков, сохранения кириллической графики и проведения обязательного референдума по упомянутым законопроектам, но оно было отвергнуто националистически настроенным большинством. В итоге 31 августа 1989 г. эти два документа были приняты, а сама дата провозглашена национальным праздником - Днем языка.

Действия Кишинева Приднестровье расценило как законодательное ущемление равенства граждан всех национальностей, проживающих в МССР. В городах региона прошли массовые акции протеста.

Весь ход таких событий способствовал созреванию идеи создания в Приднестровье самостоятельного государства. Если 2 июня 1990 г. прошедший в Приднестровье первый съезд депутатов всех уровней высказался только за автономный статус региона, то спустя ровно три месяца на втором аналогичном съезде было уже провозглашено создание Приднестровской ССР.

Это привело к обострению внутриполитической ситуации между Приднестровьем с остальной Молдавией, что привело к первым жертвам среди мирного населения. 2 ноября 1990 г. возле г.Дубоссары в ходе операции молдавской полиции трое приднестровцев было убито, шестнадцать ранены.4 27 августа 1991 г. в Кишиневе принимается Декларации о независимости Республики Молдова (РМ). В ответ на это Верховный Совет Приднестровья вскоре провозглашает Приднестровскую молдавскую республику (ПМР) и утверждает решение о переводе в свое подчинение всех государственных органов Левобережья. 1 декабря 1991 г. в регионе проходят президентские выборы и референдум о независимости ПМР от Молдавии.

Кишинев, признав действия приднестровцев незаконными и отказавшись от политических средств урегулирования создавшейся ситуации, стал на путь силового решения проблем с Тирасполем. Именно тогда для наведения террора среди жителей Приднестровья спецслужбы Молдавии и Румынии создают отряды боевиков из числа националистов. Одной из наиболее активной среди них стала диверсионная группа "Бужор" во главе с Илашку, который со своими подельниками "отличился" особой жестокостью.

Очаговые столкновения в марте 1992 г. к лету того же года постепенно переросли в крупномасштабный вооруженный конфликт на берегах Днестра. В отношении Приднестровья применялся весь арсенал молдавской армии. Фактически это была подлинная агрессия против региона, которая привела к гибели сотен людей. Боевые действия велись в непосредственной близости от воинских частей бывшей 14-й армии, которая была расквартирована в приднестровском регионе. Ее военнослужащие подвергались провокациям путем захвата заложников и оружия. Несмотря на это и многочисленные обращения мирных граждан, 14-я армия сохраняла нейтралитет. Когда же конфликт приобрел угрожающий характер и его эскалация достигла апогея, командование армии по просьбе молдавского президента М. Снегура приняло решение вмешаться и развести воющие стороны, чтобы положить конец кровопролитию.

В результате 21 июля 1992 г. в Москве президентами России и Молдавии в присутствии руководителя Приднестровья было подписано Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова.

2.3 Абхазия

Вскоре после развала СССР Абхазия, с 1931 года входившая в состав Грузинской ССР на правах автономной республики, заявила о независимости от Тбилиси. Принятие 25 августа 1990 года Верховным Советом Абхазии "Декларации о государственном суверенитете" явилось первым шагом к ее воссозданию.

Разрыв государственно-правовых отношений между Абхазией и Грузией, произошедший по инициативе властей Грузии, и последовавшая за этим абхазо-грузинская война 1992-1993 годов привели де-юре и де-факто к независимости Абхазии.

23 июля 1992 года Верховный Совет  Абхазии принял решение об отмене Конституции 1978 года и переходе к Конституции 1925 года, согласно главе II которой Абхазия являлась суверенным государством, субъектом международного права. Одновременно парламент Абхазии обратился к руководству Грузии с предложением начать переговоры об установлении равносубъектных отношений на основе федеративного договора. Однако, власти Грузии предпочли политическому диалогу с Абхазией применение силы, начав 14 августа 1992 года вооруженную агрессию против Абхазии.

30 сентября 1993 года  вооруженные силы Абхазии вышли  к государственной границе с Грузией по реке Ингури, где водрузили государственный флаг, что ознаменовало собой окончание длившейся 13 месяцев и 13 дней войны. С тех пор Грузия лишилась контроля над Абхазией, которая стала самоуправляющейся территорией, не признававшей юрисдикцию Тбилиси.

Грузино-абхазскую войну 1992-1993 годов в Абхазии называют Отечественной. С абхазской стороны в ней принимало участие 12 тысяч человек, во время боевых действий погибло 3,5 тысячи человек, порядка 5 тысяч получили ранения, более 200 человек числятся пропавшими без вести; с грузинской стороны погибло около 10 тысяч человек5.

В 1994 году в зону конфликта в приграничные районы Абхазии и Грузии были введены миротворческие силы России под флагом СНГ.

26 ноября 1994 года была принята  новая Конституция Республики  Абхазия, первым президентом Абхазии  был избран Владислав Ардзинба.

12 октября 1999 года по итогам референдума был принят Акт о Государственной независимости Республики Абхазия.

Руководство Грузии всегда рассматривало Абхазию как часть территории страны и добивалось возвращения в регион всех грузинских беженцев. В свою очередь, власти Абхазии не соглашались на предлагаемый Грузией статус автономии и настаивали на признании региона как субъекта международного права.

2.4 Чечня

Чеченский вооруженный конфликт 1994-1996 годах - военные действия между российскими федеральными войсками (силами) и вооруженными формированиями Чеченской Республики Ичкерии, созданными в нарушение законодательства РФ.

Информация о работе Геополитические последствия распада СССР