Геополитические последствия распада СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 17:56, реферат

Описание работы

Распад Союза Советских Социалистических Республик – одно из самых противоречивых событий, произошедших в истории нашей страны. Существует много различных мнений, характеризующих это событие. Кроме того, распад такого большого государства имеет очень много последствий, как позитивных, так и негативных. И среди этих последствий хотелось бы особенно выделить геополитические.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………….…………………………………….….………3
1 РАСПАД СССР……………………………………..…...…..……...….……...4
2 ВООРУЖЁННЫЕ КОНФЛИКТЫ……………………. ………………….....5
2.1 Нагорный Карабах…………………………………………………………..5
2.2 Приднестровская Молдавская Республика………………………………...6
2.3 Абхазия……………………..………………………………………………..8
2.4 Чечня…………………………………………………………………..……10
3 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СТРАН-ЧЛЕНОВ СССР………..……...……13
3.1 Прибалтика…………………………………………………………………13
3.2 Белоруссия, Украина и Молдавия.………………………………………..14
3.3 Страны Закавказья…………………………………………………………16
3.4 Страны Средней Азии……..……………..………………………………..17
4 РОССИЯ НА МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АРЕНЕ.……...……………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…24

Файлы: 1 файл

Геополит. последствия распада СССР.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Осенью 1991 года в условиях начавшегося распада СССР руководство Чеченской Республики (ЧР) заявило о государственном суверенитете республики и выходе ее из состава СССР и РСФСР. Органы советской власти на территории ЧР распускались, действие законов РФ отменялось. Началось формирование вооруженных сил Чечни во главе с верховным главнокомандующим президентом ЧР Джохаром Дудаевым. Сооружались рубежи обороны в Грозном, а также базы для ведения диверсионной войны в горных районах.

Режим Дудаева располагал, по расчетам Министерства обороны, 11-12 тыс.6 человек регулярных войск и 30-40 тыс.7 человек вооруженного ополчения, из них 5 тыс.8 составляли наемники из Афганистана, Ирана, Иордании, республик Северного Кавказа и др.

9 декабря 1994 года Президентом РФ  Борисом Ельциным был подписан  Указ № 2166 "О мерах по пресечению  деятельности незаконных вооруженных  формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта". В тот же день Правительством РФ было принято Постановление № 1360, предусматривавшее разоружение этих формирований силовыми методами.

11 декабря 1994 года началось выдвижение  войск в направлении чеченской  столицы - города Грозного. 31 декабря 1994 года войска по приказу министра обороны РФ начали штурм Грозного. Российские бронеколонны были остановлены и блокированы чеченцами в разных районах города, боевые подразделения федеральных сил, вошедшие в Грозный, понесли большие потери.

На дальнейший ход событий крайне отрицательно повлиял неуспех восточной и западной группировок войск, поставленную задачу не удалось выполнить и внутренним войскам МВД.

Ведя упорные бои, федеральные войска взяли Грозный к 6 февраля 1995 года. После взятия Грозного войска приступили к уничтожению незаконных вооруженных формирований в других населенных пунктах и в горных районах Чечни.

С 28 апреля по 12 мая 1995 года согласно Указу Президента РФ осуществлялся мораторий на применение вооруженной силы в Чечне.

Незаконные вооруженные формирования (НВФ), используя начавшийся переговорный процесс, осуществляли передислокацию части сил из горных районов к местам расположения российских войск, формировали новые группы боевиков, обстреливали блокпосты и позиции федеральных сил, организовали небывалые по масштабам террористические акты в Буденновске (июнь 1995), Кизляре и Первомайском (январь 1996).

6 августа 1996 года федеральные войска  после тяжелых оборонительных  боев, понеся большие потери, оставили  Грозный. НВФ вступили также в  Аргун, Гудермес и Шали.

31 августа 1996 года в Хасавюрте  были подписаны соглашения о  прекращении боевых действий, положившие  конец первой чеченской войне. После заключения соглашения  войска в предельно сжатые  сроки с 21 сентября по 31 декабря 1996 года были выведены с территории Чечни.

12 мая 1997 года был заключен Договор  о мире и принципах взаимоотношений  между Российской Федерацией  и Чеченской Республикой Ичкерия.

Но Чеченская сторона, не соблюдая условий договора, повела линию на немедленный выход ЧР из состава России. Усилился террор по отношению к сотрудникам МВД и представителям местных органов власти, активизировались попытки сплотить вокруг Чечни на антироссийской основе население других Северокавказских республик. Вследствие чего произошла контртеррористическая операция в 1999-2009 гг. (вторая чеченская война) в ходе которой было уничтожено огромное количество бандитских формирований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 постсоветская  жизнь стран-членов ссср

Для бывших республик СССР, ставших независимыми государствами, стоит вопрос о своем месте в новом мире, и мне кажется целесообразным рассмотреть их экономику и взаимоотношение с другими странами.

3.1 Прибалтика

Во время распада СССР первой Советской Социалистической республикой, заявившей о своей независимости 11 марта 1990 года, была Литва; русская реакция проявилась в «кровавом воскресенье» 13 января 1991 года, когда 14 демонстрантов были убиты бойцами Советской Армии во время защиты телевизионной башни и здания парламента в столице Вильнюс. Об этом событии  литовцы все еще хранят живую память, оно составляет предмет гордости перед соседними прибалтийскими странами. «Каждый латыш готов умереть за Родину, после того как  последний литовец уже отдаст за нее жизнь», - гласит поговорка. Эстония и Латвия быстро последовали примеру Литвы, хотя формальное признание независимости наступило с опозданием в несколько месяцев из-за колебаний международного сообщества. Это решение официально было принято только после провалившегося путча 19-21 августа 1991 года. 
 С этого момента прибалтийские республики стали стремительно отдаляться от поверженного российского гиганта, осуществляя структурные реформы в целях организации свободных рыночных отношений, чтобы сократить разрыв с соседними западными странами. Эффективность принятых мер политически выразилась во вступлении в НАТО. 
 Только что став участниками престижных международных форумов, три страны продолжили свое продвижение по пути бурного экономического роста, чем заслужили название «тигров Балтики». Но непропорционально раздутое финансирование экономики, хотя и обеспечило процентный рост валового национального продукта, выразившийся в двузначных цифрах, оказалось палкой о двух концах во время кризиса 2008-2009 годов. Эстония, Латвия и Литва заслужили печальный титул стран, наиболее пострадавших от мирового финансового экономического кризиса в Северной Европе. 
 Очень сложное переплетение в этих странах хрупкой экономической ситуации, деликатного политического равновесия, двусторонних отношений с российским гигантом и политики предоставления гражданства, проводимой национальными правительствами, дает весьма многогранную картину с трудно предсказуемым геостратегическим положением  Восточной Европы.

3.2 Белоруссия, Украина и Молдавия

К настоящему моменту быстрые темпы урбанизации, миграционные процессы и рост числа межнациональных браков на Украине, в Белоруссии и в Молдавии способствовали ассимиляционным и интеграционным процессам. Также, в данный момент наблюдается возвращение в свои республики украинцев, белорусов, молдаван и других, так называемых, “русскоязычных” народов из других государств бывшего СССР, что в значительной степени связано с незнанием ими титульного языка этих государств, который с провозглашением независимости стал во многих из них единственным государственным языком, с опасениями потерять право на гражданство на Украине, в Белоруссии и в Молдавии или остаться вообще без гражданства, а также вследствие разделения армий.

С распадом СССР на независимые государства, межреспубликанская миграция населения превратилась в международную. В связи с этим резко изменились объёмы экономических, родственных и учебных миграций и возросли объёмы потоков, вызванных стрессовыми ситуациями. Распад СССР, экономический и политический кризис, возникновение военных конфликтов на территории ряда бывших республик СССР, последствия экологической катастрофы на Чернобыльской АЭС и другие причины обусловили, во-первых, широкое распространение репатриационных миграционных потоков; во-вторых, вызвали массовые потоки беженцев и переселенцев. 
 В результате, на Украине, в Белоруссии и в Молдавии в 90-е годы отмечаются существенные темпы снижения как внутри-, так и межреспубликанских потоков. Уменьшились объёмы выезда населения за пределы республик и въезда в них. В то же время возросли миграционные потоки, вызванные стрессовыми ситуациями. В результате, в обмене населением со всеми другими государствами по годам отмечаются существенные отклонения сальдо миграции как в ту, так и в другую сторону. Максимальный миграционный прирост населения на Украине, в Белоруссии и в Молдавии наблюдался в 1989, 1992 и 1993 годах, максимальный отток населения имел наибольшее значение в 1986 и 1990 годах.

Это связано с очень высокой обусловленностью миграционных потоков другими социальными процессами, а, как известно, в конце 80-х - начале 90-х годов Украина, Белоруссия, Молдавия и другие государства бывшего СССР отличались высокой нестабильностью политического, социального, экономического и экологического развития.

В 90-е годы миграционные потоки были сильно дифференцированы по национальному составу: лица еврейской национальности активнее выезжали за пределы бывшего СССР, украинцы возвращались на Украину из других республик, белорусы - в Белоруссию, молдаване - в Молдавию. Активнее, чем в предыдущие годы, приезжали в республики лица разных национальностей из “горячих точек” бывшего СССР. В итоге, после очередной переписи населения 1989 года произошли существенные изменения в национальной структуре.

Следует отметить, что абсолютное большинство среди прибывших на Украину, в Белоруссию и в Молдавию - лица, выехавшие из республик в прошлые годы. Об этом говорит , например, тот факт, что среди прибывших в республики большинство составляют лица национальностей, проживающих на территории этих республик.

Имеет место возвращение в республики “коренного” населения : среди всех зарегистрированных иммигрантов не последнее место занимают лица титульных национальностей. Наиболее высок этот процент среди прибывших из стран Балтии.

Реэмиграция “коренного” населения началась ещё в конце 80-х годов, но в 90-е годы она стала особенно интенсивной. Реэмиграция вызвана целым рядом причин. Основные из них - распад СССР и связанные с ним процессы, а также обострение конкуренции на рынках труда с населением титульных национальностей, разгорание национальных конфликтов в ряде республик бывшего СССР. Наибольшая интенсивность реэмиграции “коренного” населения была из стран Закавказья.

Среди потока иммигрантов из России значительное количество тех, кто жил и работал на Севере и в Сибири. Многие из них работали временно, надеясь за счёт высоких северных надбавок к зарплате поднакопить денег. В ряде случаев за ними сохранялась квартира в родном государстве. Распад СССР поставил их в неопределенное положение, накопленные деньги обесценились, появились опасения потерять квартиру, право на гражданство и пенсию на Украине, в Белоруссии и в Молдавии.

В 1994 году наблюдался отток населения из республик в Россию, где уровень жизни был несколько выше, правда, в 1995 году количество прибывших практически стало равно количеству выбывших.

 3.3 Страны Закавказья

После распада СССР на территории Закавказья образовалось три самостоятельных государства – Азербайджанская Республика, Республика Армения и Республика Грузия. Несмотря на географическое соседство, у каждой из них своя история, их отличает национальное своеобразие, они различны по природным богатствам и культуре, геополитической ориентации. До распада СССР закавказские республики по экономическому развитию находились на уровне среднеразвитых индустриально-аграрных стран. В постсоветской истории у них также много общего. 
 За годы независимости ни одной из закавказских республик не удалось избежать тотального спада производства, обнищания и миграции населения, военно-политических столкновений как между самими республиками (Армения – Азербайджан), так и внутри каждой из них (Грузия, Азербайджан).

Сказались разрыв прежних экономических связей, социально-экономическая и политическая нестабильность, резкое расслоение населения по уровню и качеству жизни, коррумпированность и криминализация общества. 
 Россия заинтересована строить отношения с целостными и стабильными Азербайджаном, Арменией и Грузией. Ей выгодно, чтобы эти страны справились с социальными и экономическими неурядицами и встали на рельсы устойчивого развития. Закавказье географически, исторически, экономически и политически было и остается теснейшим образом связано с Россией. 
 России придется решать с закавказскими государствами не только вопрос о русском языке, о положении русского и русскоязычного населения в этих государствах, но и проблемы многочисленных диаспор закавказских народов в Российской Федерации.

Нельзя забывать и о том, что при всех возможных недоработках и трудностях миротворческая деятельность России сыграла и продолжает играть ключевую роль в разрешении конфликтов в Закавказье, в установлении относительно устойчивого мира в этом регионе.

3.4 Страны Средней Азии

В 1991 году после распада Советского Союза в центре Евразийского континента возникло пять молодых республик: Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан.

В отличие от балтийских и кавказских стран, которые решительно отстранились от Советского Союза, эти пять государств вышли из него, можно сказать, как выгнанные дети из дома. После присоединения к Царской России в 19 веке, Средняя Азия в течение долгого времени была отсталым сельскохозяйственным и скотоводческим регионом, где наблюдался высокий уровень неграмотности. Советский Союз поддерживал эти республики, выделял огромные финансовые средства, помогал в строительстве заводов и работе по ликвидации неграмотности. Несмотря на то, что отраслевая структура промышленности СССР оставила много негативных следов на экономических структурах центрально-азиатских стран, а русификация "оторвала" их от собственных культур и традиций, они все еще вспоминают те времена, когда были в составе Советского Союза.

Именно поэтому, после краха СССР страны Центральной Азии прошли непростой путь достижения независимости, столкнулись с большим количеством вызовов и трудностей, чем другие республики бывшего Советского Союза. Из-за отсутствия опыта создания современного государства, перед угрозой вмешательства Запада, они не смогли определить свой путь развития, поэтому в начальный период после обретения независимости государственные режимы стран Центральной Азии постоянно менялись, пока в середине 90-х не установились президентские формы правления. Отдельные государства подверглись новому политическому кризису, например, в Кыргызстане разразилась "цветная" революция. Говоря об экономике, распад СССР нанес прямой удар по странам Центральной Азии: оставшись без финансовой помощи центрального правительства СССР, прервав связи с другими республиками, центрально-азиатские государства стали самыми бедными на постсоветском пространстве. В области безопасности, страны долгое время пребывали в бесконтрольном состоянии. Террористические кампании в Афганистане, транснациональная преступность оказывали и оказывают все большее влияние на Центральную Азию. В таких условиях, эти страны вынуждены были обратиться к ведущим державам мира.

 

 

 

 

 

4 россия на мировой политической арене

Даже после ликвидации Советского Союза и сегодня продолжают сохраняться и действовать факторы, связывавшие бывшие советские народы. Среди них отметим глубоко осознанное чувство принадлежности к единой великой стране. Поэтому можно понять и как-то объяснить те сложные отношения, которые возникли между народами бывшего СССР в условиях образования СНГ. Многим трудно смириться с той ситуацией, в которой они оказались сегодня. Это и понятно, ибо возникла достаточно аморфная, неизвестная мировой практике политическая структура. Было не совсем ясно, как она поведёт себя при решении многих проблем внутреннего и международного характера, которые были до образования СНГ всем жителям единого государства были ясны и понятны. Даже сравнительно беглый взгляд на последствия распада СССР дат полное основание для следующего вывода – исчезновение с геополитической арены столь мощного военно-политического субъекта повлекло сильнейшую формацию «силового поля» всей мировой политики. Безвозвратно нарушенным оказался тот глобальный баланс сил, который установился на планете в результате Второй мировой войны. Биполярная системы мира, основывавшаяся на стратегическом паритете двух равновеликих «центров силы» - СССР и США, - отошла в прошлое.

Информация о работе Геополитические последствия распада СССР