Главные идеи и представители эпохи Ренессанса в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 22:38, реферат

Описание работы

Эпоха средневековья сменилась Ренессансом или эпохой Возрождения (XIV – XVII вв.). В этот период в социально – экономическом плане происходит переход от феодализма к капитализму. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством". Я выбрала эту тему, потому что считаю эту эпоху наиболее ярким периодом в истории эволюции человечества. Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Это эпоха развития промышленности, торговли, мореплавания, военного дела и соответственно техники, естествознания, механики, математики, невидан

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Периодизация эпохи Ренессанса и её характеристика……………………...4
2. Гуманизм…………………………………………………………….................9
3. Реформация…………………………………………………………………....13
4.Основные представители эпохи Возрождения………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников……………………………………..……20

Файлы: 1 файл

Мой реферат.docx

— 54.43 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО “БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ”

Кафедра экономической истории

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

      по дисциплине: История  Беларуси

по теме: «Главные идеи и представители эпохи Ренессанса в Европе»

 

 

 

 

 

Студент                                                                                 Кушнер М.А.

ФВШТ, 1-ый курс, ДТГ-2

 

Проверил                                                                               Сацукевич И.И.

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Периодизация  эпохи Ренессанса и её характеристика……………………...4

2. Гуманизм…………………………………………………………….................9

3. Реформация…………………………………………………………………....13

4.Основные  представители эпохи Возрождения………………………………16

Заключение……………………………………………………………………….19

  Список использованных источников……………………………………..……20

 

 

                                                       Введение

Эпоха средневековья  сменилась Ренессансом или эпохой Возрождения (XIV – XVII вв.). В этот период в социально – экономическом плане происходит переход от феодализма к капитализму. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный  переворот из всех, пережитых до того времени человечеством". Я выбрала эту тему, потому что считаю эту эпоху наиболее ярким периодом в истории эволюции человечества. Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Это эпоха развития промышленности, торговли, мореплавания, военного дела и соответственно техники, естествознания, механики, математики, невиданного творческого подъема в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Целью моего реферата является рассмотрение основных идей эпохи Возрождения, а также её представителей. Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи: дать характеристику эпохи Возрождения, рассмотреть гуманизм эпохи Ренессанса и её представителей.

В моем реферате я использовала следующую литературу: учебное пособие Д. Н. Зарецкой «МХК», очерки истории Е. П. Львовой «МХК. От зарождения до XVII века» и курс лекций «История мировой культуры. Наследие Запада» под редакцией С. Д. Серебряного, где дается детальная характеристика эпохи Возрождения и подробно рассматривается такое движение, как гуманизм. Я также использовала энциклопедию «История искусств. Ренессанс» и учебное пособие «Культурология» под редакцией Г. В. Драча, где дается описание самой эпохи Возрождения и уделяется особое внимание Реформации и ее деятелям. Интереснейшим источником является книга Шюре Э. «Пророки Возрождения», где автор пытается проанализировать некоторые ключевые идеи эпохи и показать, как осуществлялся синтез античного мира и христианства на примере пяти великих людей, но, чтобы выделить всех основных представителей эпохи Возрождения, я использовала очерки Л. М. Баткина «Европейский человек наедине с собой» и «Антологию мировой философии», где не только даются сведения о жизни и деятельности представителей этой эпохи, но и содержатся отрывки из их работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Периодизация эпохи Ренессанса и ее характеристика

Переход от средневековья к гуманизму не был скорым и повсеместным. Начало гуманистическому движению было положено в Италии. Это объясняется тем, что на Аппенинском полуострове  более всего сохранилось памятников античности. К тому же Италия была самой  развитой страной средневековья, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок .

Термин  Возрождение впервые введен Джорджо  Вазари, архитектором, живописцем и  историком искусства XVI в., для определения исторической эпохи, которая была обусловлена ранней стадией развития буржуазных отношений в Западной Европе. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле.[3, с.90]

Феномен Возрождения связан с целым рядом  факторов. Среди них:

- Исторические  причины. Громадное расширение  интеллектуального горизонта началось  прежде всего благодаря Крестовым  походам и торговле Италии  на Востоке. Исследователи Азии, такие как венецианец Марко  Поло, будоражили ограниченное воображение  Средневековья широкой панорамой  мира и подготавливали открытия  Америки Колумбом. [6, с. 213]

- Политические  и социальные причины. Смена  республиканских правительств тираниями  или диктатурами, такими как  Сфорца в Милане, дом Эсте в  Ферраре, Медичи во Флоренции  и т.д. Отсюда пышность дворов, более свободные нравы, большая  роскошь в искусствах. С другой  стороны, в интеллектуальную и  социальную жизнь вливается класс  буржуазии. Отсюда замена рыцарского  идеала насмешливостью и распущенностью  и начало свободомыслия. Изменения,  которые можно наблюдать в  «Декамероне» Бокаччо. [10, с.85]

- Научные причины. Горячая любознательность, глубокая жажда знаний овладела умами. Когда душа погрузилась в мистические мечты и размышления, разум предъявил свои права. Вера не была ниспровергнута, но появилось желание изучать и понимать Природу. Наряду с Библией изучали Гомера и Вергилия. Отцам церкви предпочитали Цицерона. Аристотель и Платон заняли место Альберта Великого и Дунса Скотта. Галилей и Джордано Бруно еще не пришли, но были уже не далеко. Человеческий дух желал измерить и охватить видимый мир.

- Глубинная причина, внутренний импульс. Все эти влияния, пришедшие извне, являются перед нами как неотъемлемые факторы Возрождения, но они были объединены одним фактором, еще более мощным, который как бы собрал их воедино. Этот фактор существовал в воле человека того времени, в глубинном импульсе его внутренней жизни. То была новая необходимость личности развиваться свободно, без ярма и преград, раскрываться во всей своей полноте и независимости.

В искусствоведении принята следующая периодизация Ренессанса: Дученто (XIII-XVI в.) - проторенессанс; Кватроченто (XV в.) - ранний Ренессанс; Чинквеченто (первая половина XVI в.) - высокий Ренессанс.

В разных странах культура Возрождения развивается  различными темпами. В Италии эпоху  Возрождения относят в XIV-XVI векам, в других странах - XV-XVI вв. Наивысшая  точка развития культуры Ренессанса приходится на XVI век - Высокое, или классическое, Возрождение, когда Ренессанс распространяется на другие страны Европы.

Проторенессанс

Этот  период тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями, он явился подготовкой Возрождения. Начало новой эпохи связано с именем Джотто ди Бондоне, которого художники Возрождения считали реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности. Крупнейшие художественные школы Италии помещались в Пизе и Сиене. Творчество Никколо и Джованни Пизано во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства. В это же время зарождается национальная литература на итальянском языке. Крупнейший поэт этой эпохи Данте сохранил в своем творчестве следы средневековой поэзии и соединил их с ренессансной реалистичностью образов. В творчестве поэта Франческо Петрарки и родоначальника итальянской литературной прозы Джованни Боккаччо гуманистические, ренессансные черты торжествуют над средневековьем. Главным содержанием литературных произведений становится описание земного реального мира, человека с его переживаниями и страстями.

 Раннее Возрождение

Эпоха Возрождения  считается переходной от Средних  веков к Новому времени. В этот период происходят изменения в экономической  и культурной жизни. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности, развивается банковское дело, международная  торговлю. В это время формируется  научная картина мира, зарождается  экспериментальное естествознание, крупнейшими учеными эпохи Н.Коперником, Дж.Бруно, Г.Галилеем обосновывается гелиоцентрическая  система. Кроме того, совершаются  открытие новых земель и первые кругосветные путешествия Колумба, Магеллана.

Важной особенностью культуры Возрождения  стало обращение к античному  наследию. Возродился античный идеал  человека, понимание красоты как  гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в  отличие от средневекового символизма. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекали сюжеты античной мифологии и истории, древние  языки - латинский и греческий. Большую  роль в распространении античного  наследия сыграло изобретение книгопечатания.

 

На культуру Ренессанса оказала  влияние средневековая культура с ее многолетней историей и прочными традициями, но гуманисты критиковали  культуру средневековья, считая ее варварской; в эпоху Возрождения появляется огромное количество сочинений, направленных против церкви и ее служителей. В  то же время, ренессанс не был полностью  светской культурой. Некоторые деятели  хотели примирить христианство с  античностью или создать новую, единую религию, переосмыслить ее. Искусство  Возрождения было своеобразным синтезом античной физической красоты и христианской духовности.

 

В начале XV века Возрождение в Италии окончательно победило готику. Возникновение  мощного очага ренессансной культуры во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Творчество величайших мастеров Раннего  Возрождения, или кватроченто, - Донателло, Мазаччо, Боттичелли - проникнуто идеалами гуманизма, оно поднимает человека над уровнем обыденности, возвеличивая его.

 

XV столетие явилось переломным  в истории европейской культуры. Почти одновременно художники  в Италии и Нидерландах обратились  к изображению земного мира  и стали утверждать этическую  ценность и красоту человека. Реальный мир и телесная природа  человека требовали достоверного  изображения пространства и заполнения  его фигурами и предметами. Развитие  искусства в эту эпоху тесно  взаимодействует с ростом научных  познаний. С этого времени искусство  Италии приобретает реалистическую  направленность и жизнеутверждающий  светский характер, составляющие  важнейшую черту Возрождения.  Художники Раннего Возрождения  используют античное наследие  более широко и творчески. Стремление  к познанию мира побуждает  художников к его изучению, что  способствует расширению их кругозора,  освобождению искусства от узости  цехового ремесла и созданию  вспомогательных дисциплин. Художники  этого времени открывают законы  линейной перспективы. В это  же время ренессансный стиль  оформляется и в архитектуре,  на которую оказала влияние  античная, готическая и византийская  культура. Совершенствуется строительная  техника, архитекторы Возрождения  проектируют здания и часто  сами осуществляют постройку,  нередко они являются и скульпторами, декораторами, живописцами. 

Первая половина XV века характеризуется  как начало Возрождения в музыке. В это время формируется ренессансный идеал гармонии и красоты, нормы  так называемого строгого стиля. В музыке, как и в других видах  искусства, усиливается тенденция  к изображению разнообразия мира, причем идея разнообразия сочетается со стремлением к гармонии и соразмерности  всех элементов целого. Происходит переосмысление социального статуса  музыки - появляется демократическая  публика, широко распространяется любительское музицирование. Возрастает роль светских жанров, появляется интерес к танцевальному искусству.

Новое искусство, победившее в начале XV в. во Флоренции, не сразу получает признание в других областях страны. В северной Италии долго господствовала готика, постепенно вытесняемая Ренессансом. Флоренция в это время является центром итальянского гуманизма. В  середине XV века здесь была основана Платоновская академия, осуществившая  преемственную связь Возрождения  с античностью.

Высокое Возрождение 

В XVI веке в Италии ренессансное искусство  вступило в фазу наивысшего расцвета. Искусство Италии в эту пору сложно и противоречиво. В это время  происходит высочайший взлет искусства, основанного на традициях гуманистической  культуры. И в это же время возникают  новые художественные явления, выражающие крушение гуманистических идеалов, породившие маньеризм, который распространяется во многих европейских странах.

 

Мастера Высокого Возрождения стремились достигнуть в своих произведениях гармонического синтеза наиболее прекрасных сторон действительности. Формирование искусства  Высокого Возрождения началось в  конце XV века во Флоренции. Первым художником Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник-ученый, живописец, пробовавший силы и в архитектуре  и скульптуре, математик, естествоиспытатель, механик, изобретатель. Он был исследователем и новатором во всех начинаниях и  оставил след в истории науки  и техники, во многом опередив свое время. С самого начала творческой деятельности Леонардо определились основные особенности  его искусства - интерес к психологическим  решениям, стремление к лаконичности и обобщению, к пространственному  расположению и объемности форм. Большое  внимание уделял художник разработке перспективного построения и расположения фигур в пространстве. В оставленных  им заметках о живописи содержится много сведений по анатомии, перспективе, взаимодействии цветов. Теоретические  труды Леонардо не были опубликованы при его жизни, но многие его идеи получили известность и оказали  влияние на творчество ряда художников. Другой известнейший художник Высокого Возрождения, Рафаэль, синтезировал достижения своих предшественников и создал в традициях гуманизма образ  совершенного человека. В произведениях  Рафаэля многое перекликается с  творчеством его великих современников - Леонардо да Винчи и Микеланджело. Микеланджело в своем творчестве отразил глубокие противоречия своего времени, воплотил тревогу и предчувствие грядущих катастроф. Венецианская школа  занимала в итальянском искусстве XVI в. особое место. Здесь у истоков  Высокого Возрождения стоял Джорджоне. В своем творчестве он стремился  к ритму и гармоническому единству, одухотворенности и психологической  выразительности образов, основным мотивом его картин являлось единство человека и природы. Продолжил дело Джорджоне Тициан, работам которого свойственно земное, жизнерадостное чувство. В его творчестве большое значение придается цвету, цветовым отношениям. Большое место в творчестве Тициана занимают портреты, в которых он стремился создать образ, соответствующий гуманистическим идеалам, раскрыть духовный облик человека. Тициан применил новые приемы живописи, оказавшие значительное влияние на развитие европейского искусства.

Информация о работе Главные идеи и представители эпохи Ренессанса в Европе