Главные идеи и представители эпохи Ренессанса в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 22:38, реферат

Описание работы

Эпоха средневековья сменилась Ренессансом или эпохой Возрождения (XIV – XVII вв.). В этот период в социально – экономическом плане происходит переход от феодализма к капитализму. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством". Я выбрала эту тему, потому что считаю эту эпоху наиболее ярким периодом в истории эволюции человечества. Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Это эпоха развития промышленности, торговли, мореплавания, военного дела и соответственно техники, естествознания, механики, математики, невидан

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Периодизация эпохи Ренессанса и её характеристика……………………...4
2. Гуманизм…………………………………………………………….................9
3. Реформация…………………………………………………………………....13
4.Основные представители эпохи Возрождения………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников……………………………………..……20

Файлы: 1 файл

Мой реферат.docx

— 54.43 Кб (Скачать файл)

Основное содержание лютеровской  Реформации позднее сжато было сформулировано его ближайшими сподвижником Ф. Меланхтоном  в «Аугсбургском вероисповедании» (1530г.) и заключалось в идее возможности  личного спасения одной только верой, признании условности папства и  всей церковной иерархии, в утверждении  равенства всех верующих в вопросах веры перед Богом, что приводило  к принципу «всеобщего священства»  и значительному сокращению дорогостоящей  церковной иерархии и культа. [6, c.244]

Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509-1564), которого прозвали “женевским папой”.

В конечном итоге Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой  западной цивилизации - протестантизм. От католичества отошла часть населения  Европы: Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии и т. д. Да и в самом католичестве происходили  существенные изменения.

Протестантизм освободил людей  от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом  человека. Религиозное сознание сменилось  светским мировоззрением. Религиозная  обрядность упростилась. Но главное  достижение Реформации было в той  особой роли, которая придавалась  личности в ее индивидуальном общении  с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был  отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности, проповедуя возможность общения с Богом через устроенное соответствующим образом общество.

Кальвин учил, что знак Божественного  благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности: успех или неуспех – критерий, позволяющий понять, проклятие или  благодарность лежит на человеке. Трудовая этика реформации освещала практицизм, предпринимательство, что  было наиболее адекватным западному  образу жизни. “Результатом реформации…  было прежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральное  значение мирского профессионального  труда и религиозное воздаяние  за него чрезвычайно выросли”.

Разными историками вопрос соотношения  Возрождения и Реформации решается по-разному. И Реформация и Ренессанс  поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при  этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки  морали, основанной на религиозных  ценностях.

С. М. Стам утверждает противоположность  двух идейных систем с несколько  иных позиций. Он не отрицает того очевидного факта, что и те и другие были противниками средневековой схоластики и духовной диктатуры католической церкви. Лютер  и Кальвин признавали известную  ценность земной жизни и практической деятельности, полезность некоторого светского знания. Невозможно отрицать индивидуалистическую тенденцию: признания  права собственного решения, а значит – разума и воли человека (кальвинистская идея божественного избранничества и обязанности каждого проявить максимум энергии в своем “призвании”).

На этом сходство заканчивается, и  начинаются противоположности: христианство стремилось ограничить человеческую любознательность, тогда как гуманизм всячески стремился  ее развить. Гуманисты были убеждены во всемогуществе человеческого  разума, напротив, реформаторы вдохновлялись  идеей всемогущества веры. “Пусть никто не думает, - писал Лютер, - что  он может постичь веру разумом… . То, что говорит Христос, - истина, независимо от того, могу ли я или  какой либо иной человек понять это”.

Гуманистам был ненавистен аскетизм, составляющий стержень религиозной  морали. Человек может достигнуть совершенства не в силу искупления и особой божественной милости, а  собственным разумом и волей, направленной на максимальное раскрытие  всех своих естественных способностей.

Напротив, Лютер исходил из “коренной  и общей испорченности человеческой природы”. Снискать божью благодать  человек может только покаянием, самоуничижением и самопопранием  перед богом, подавлением собственных  желаний и стремлений.

Наконец, доминантой ренессансного  гуманизма была идея человека, чье  высокое достоинство определялось не знатностью происхождения, не званиями или богатством, но только личной доблестью, благородством в делах и помышлениях. Новое понимание человека объективно противостояло феодально-сословной  дискриминации как программа  человеческого равенства. Отсюда, гуманизм Возрождения – идеология раннебуржуазная, т. е. антифеодальная, народная. Напротив близость церковно-реформационной идеологии  к массам и тем более ее революционность  представляются С. М. Стаму весьма относительными. Говоря о свободе христианина, Лютер  имеет в виду только духовную, а  отнюдь не мирскую свободу.

 Возрожденные на  античной основе гуманитарные знания,  включавшие этику, риторику, филологию, историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе.  Это учение складывалось преимущественно в этике и обогащалось в самых разных областях ренессанской культуры.

 Реформация сыграла важную  роль в становлении мировой  цивилизации. Не провозглашая  никакого определенного социально-политического  идеала, не требуя переделки общества  в ту или иную сторону, не  совершая никаких научных открытий  или достижений на художественно-эстетическом  поприще, Реформация изменила  сознание человека, открыла перед  ним новые духовные горизонты.  Человек получил свободу самостоятельно  мыслить, освободился от опеки  церкви, получил самую высшую  для него санкцию – религиозную  на то, чтобы только собственный  разум и совесть диктовали  ему, как следует жить.

 Реформация способствовала  появлению человека буржуазного  общества – независимого автономного  индивида со свободой нравственного  выбора, самостоятельного и ответственного  в своих суждениях и поступках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Представители эпохи Ренессанса

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304—1374) — родоначальник итальянского Возрождения, великий поэт и мыслитель, политический деятель. Выходец из пополанской  семьи Флоренции, он многие годы провел в Авиньоне при папской курии, а остаток жизни — в Италии. Петрарка много ездил по Европе, был близок с папами, государями. Его политические цели: реформа церкви, прекращение войн, единство Италии. Петрарка был знатоком античной философии, ему принадлежит заслуга собирания  рукописей античных авторов, текстологической их обработки.

Гуманистические идеи Петрарка развивал не только в  своей гениальной, новаторской поэзии, но и в латинских прозаических сочинениях — трактатах, многочисленных письмах, в том числе в его  основном эпистолярии «Книге о делах  повседневных». [1, c.3]

О Франческо  Петрарке принято утверждать, что  он сильнее, чем кто-либо – во всяком случае, в его времена – сосредоточен на себе. Что но был не только первым «индивидуалистом» Нового времени , но и гораздо более того –  поразительно законченным эгоцентриком. [2, c.235]

В произведениях  мыслителя на смену теоцентрическим  системам средневековья пришел антропоцентризм  ренессансного гуманизма. Петрарковское  «открытие человека» дало возможность  для более глубокого познания человека в науке, литературе, искусстве.

ЛЕОНАРДО  ДА ВИНЧИ (1454—1519) — гениальный итальянский  художник, скульптор, ученый, инженер. Родился в Анкиано, около селения  Винчи; отец его был нотариусом, перебравшимся  в 1469 г. во Флоренцию. Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. [3, c.110]

Интерес Леонардо к человеку и природе говорит  о его тесной связи с гуманистической  культурой. Созидательные способности  человека он считал безграничными. Леонардо одним из первых обосновал идею познаваемости  мира посредством разума и ощущений, которая прочно вошла в представления  мыслителей XVI века. Сам он говорил о себе: «Я бы постиг все тайны, добравшись до сути!» [10, c.103]

Исследования  Леонардо касались широкого круга проблем  математики, физики, астрономии, ботаники, других наук. Его многочисленные изобретения  были основаны на глубоком изучении природы, законов ее развития. Он был новатором  и в теории живописи. Наивысшее  проявление творчества Леонардо видел  в деятельности художника, научно постигающего мир и воспроизводящего на полотне. О вкладе мыслителя в ренессансную эстетику позволяет судить его «Книга о живописи». Был воплощением  созданного Возрождением «универсального  человека». [1, c.305]

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469—1527) — итальянский мыслитель, дипломат, историк.

Флорентиец, происходил из древней, но обедневшей патрицианской семьи. В течение 14 лет занимал место секретаря  Совета десяти, ведавшего военными и иностранными делами Флорентийской  Республики. После реставрации во Флоренции власти Медичи был отстранен от государственной деятельности. В1513—1520 годах находился в изгнании. К этому периоду относится создание наиболее значительных произведений Макиавелли — «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции», снискавших ему европейскую славу. Политический идеал Макиавелли — Римская Республика, в которой он видел воплощение идеи сильного государства, народ которой «много превосходит государей и в добродетели, и в славе». («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»). [1, c.326]

Идеи Н. Макиавелли оказали весьма значительное влияние  на развитие политических учений.

ТОМАС MOP (1478—1535) — английский гуманист, писатель, государственный деятель.

Родился в  семье лондонского адвоката, получил  образование в Оксфордском университете, где примыкал к кружку оксфордских  гуманистов. При Генрихе VIII занимал ряд высоких государственных постов. Очень важное значение для формирования и развития Мора как гуманиста имела его встреча и дружба с Эразмом Роттердамским. Был обвинен в государственной измене и казнен 6 июля 1535 года.

Самое известное  произведение Томаса Мора — «Утопия», в котором отразилось и увлечение  автора древнегреческой литературой  и философией, и влияние христианской мысли, в частности трактата Августина  «О граде Божьем», а также прослеживается идейная связь с Эразмом Роттердамским, гуманистический идеал которого был во многом близок Мору. Его идеи оказали сильное воздействие  на общественную мысль. [1, c.479]

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469—1536) — один из наиболее выдающихся представителей европейского гуманизма  и наиболее многосторонний из тогдашних  ученых.

Эразм, незаконнорожденный сын бедного приходского священника, свои юные годы провел в монастыре  августинцев, который ему удалось  покинуть в 1493 году. Он с большим  увлечением изучал произведения итальянских  гуманистов и научную литературу, стал крупнейшим знатоком греческого и латинского языков.

Наиболее  известное произведение Эразма —  созданная им по образцу Лукиана  сатира «Похвала Глупости» (1509), которая  всего за одну неделю была написана в доме Томаса Мора. Эразм Роттердамский  пытался синтезировать культурные традиции античности и раннего христианства. Он верил в естественную доброту  человека, хотел, чтобы люди руководствовались  требованиями разума; среди духовных ценностей Эразма — свобода духа, воздержанность, образованность, простота. [1, c.395]

ТОМАС МЮНЦЕР (около 1490—1525) — немецкий теолог и  идеолог ранней Реформации и Крестьянской войны 1524— 1526 годов в Германии.

Сын ремесленника, Мюнцер получил образование в  университетах Лейпцига и Франкфурта-на-Одере, откуда вышел со степенью бакалавра  богословия, и стал проповедником. Испытал влияние мистиков, анабаптистов и гуситов. В первые годы Реформации Мюнцер выступал приверженцем и сторонником Лютера. Затем он развил свое учение о народной Реформации.

В понимании  Мюнцера главные задачи Реформации заключались не в установлении новой  церковной догмы или новой  формы религиозности, а в провозглашении близкого социально-политического  переворота, который должен быть произведен массой крестьян и городской бедноты. Томас Мюнцер стремился к республике равноправных граждан, в которой  люди будут заботиться о том, чтобы  господствовали справедливость и право.

Для Мюнцера  Священное Писание подлежало  свободному толкованию в контексте  современных событий, — толкованию, непосредственно обращенному к  духовному опыту читателя.

Томас Мюнцер был схвачен после поражения  восставших в неравном бою 15 мая 1525 года и, после жестоких пыток, казнен. [1, c.539]

 

 

Заключение

На основании первой главы можно  сделать вывод, что основными  чертами культуры Возрождения являются антропоцентризм, гуманизм, особое отношение к античности – возрождение античных памятников и античной философии, новое отношение к миру.

Что касается гуманизма, то его деятели подчеркнули  ценность человеческой личности, независимость  достоинства личности от происхождения  и родовитости, способность человека к постоянному совершенствованию  и уверенность в его безграничных возможностях.

Информация о работе Главные идеи и представители эпохи Ренессанса в Европе