Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 22:38, реферат
Эпоха средневековья сменилась Ренессансом или эпохой Возрождения (XIV – XVII вв.). В этот период в социально – экономическом плане происходит переход от феодализма к капитализму. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством". Я выбрала эту тему, потому что считаю эту эпоху наиболее ярким периодом в истории эволюции человечества. Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Это эпоха развития промышленности, торговли, мореплавания, военного дела и соответственно техники, естествознания, механики, математики, невидан
Введение………………………………………………………………………….3
1. Периодизация эпохи Ренессанса и её характеристика……………………...4
2. Гуманизм…………………………………………………………….................9
3. Реформация…………………………………………………………………....13
4.Основные представители эпохи Возрождения………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников……………………………………..……20
Основное содержание лютеровской
Реформации позднее сжато было сформулировано
его ближайшими сподвижником Ф. Меланхтоном
в «Аугсбургском
Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509-1564), которого прозвали “женевским папой”.
В конечном итоге Реформация породила
новое направление в
Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Религиозная обрядность упростилась. Но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности, проповедуя возможность общения с Богом через устроенное соответствующим образом общество.
Кальвин учил, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности: успех или неуспех – критерий, позволяющий понять, проклятие или благодарность лежит на человеке. Трудовая этика реформации освещала практицизм, предпринимательство, что было наиболее адекватным западному образу жизни. “Результатом реформации… было прежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно выросли”.
Разными историками вопрос соотношения Возрождения и Реформации решается по-разному. И Реформация и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.
С. М. Стам утверждает противоположность двух идейных систем с несколько иных позиций. Он не отрицает того очевидного факта, что и те и другие были противниками средневековой схоластики и духовной диктатуры католической церкви. Лютер и Кальвин признавали известную ценность земной жизни и практической деятельности, полезность некоторого светского знания. Невозможно отрицать индивидуалистическую тенденцию: признания права собственного решения, а значит – разума и воли человека (кальвинистская идея божественного избранничества и обязанности каждого проявить максимум энергии в своем “призвании”).
На этом сходство заканчивается, и начинаются противоположности: христианство стремилось ограничить человеческую любознательность, тогда как гуманизм всячески стремился ее развить. Гуманисты были убеждены во всемогуществе человеческого разума, напротив, реформаторы вдохновлялись идеей всемогущества веры. “Пусть никто не думает, - писал Лютер, - что он может постичь веру разумом… . То, что говорит Христос, - истина, независимо от того, могу ли я или какой либо иной человек понять это”.
Гуманистам был ненавистен аскетизм, составляющий стержень религиозной морали. Человек может достигнуть совершенства не в силу искупления и особой божественной милости, а собственным разумом и волей, направленной на максимальное раскрытие всех своих естественных способностей.
Напротив, Лютер исходил из “коренной
и общей испорченности
Наконец, доминантой ренессансного
гуманизма была идея человека, чье
высокое достоинство
Возрожденные на античной основе гуманитарные знания, включавшие этику, риторику, филологию, историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Это учение складывалось преимущественно в этике и обогащалось в самых разных областях ренессанской культуры.
Реформация сыграла важную
роль в становлении мировой
цивилизации. Не провозглашая
никакого определенного
Реформация способствовала
появлению человека
4.Представители эпохи
ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА
(1304—1374) — родоначальник итальянского
Возрождения, великий поэт и мыслитель,
политический деятель. Выходец из пополанской
семьи Флоренции, он многие годы провел
в Авиньоне при папской курии,
а остаток жизни — в Италии.
Петрарка много ездил по Европе,
был близок с папами, государями.
Его политические цели: реформа церкви,
прекращение войн, единство Италии.
Петрарка был знатоком античной философии,
ему принадлежит заслуга
Гуманистические идеи Петрарка развивал не только в своей гениальной, новаторской поэзии, но и в латинских прозаических сочинениях — трактатах, многочисленных письмах, в том числе в его основном эпистолярии «Книге о делах повседневных». [1, c.3]
О Франческо Петрарке принято утверждать, что он сильнее, чем кто-либо – во всяком случае, в его времена – сосредоточен на себе. Что но был не только первым «индивидуалистом» Нового времени , но и гораздо более того – поразительно законченным эгоцентриком. [2, c.235]
В произведениях мыслителя на смену теоцентрическим системам средневековья пришел антропоцентризм ренессансного гуманизма. Петрарковское «открытие человека» дало возможность для более глубокого познания человека в науке, литературе, искусстве.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1454—1519) — гениальный итальянский художник, скульптор, ученый, инженер. Родился в Анкиано, около селения Винчи; отец его был нотариусом, перебравшимся в 1469 г. во Флоренцию. Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. [3, c.110]
Интерес Леонардо к человеку и природе говорит о его тесной связи с гуманистической культурой. Созидательные способности человека он считал безграничными. Леонардо одним из первых обосновал идею познаваемости мира посредством разума и ощущений, которая прочно вошла в представления мыслителей XVI века. Сам он говорил о себе: «Я бы постиг все тайны, добравшись до сути!» [10, c.103]
Исследования Леонардо касались широкого круга проблем математики, физики, астрономии, ботаники, других наук. Его многочисленные изобретения были основаны на глубоком изучении природы, законов ее развития. Он был новатором и в теории живописи. Наивысшее проявление творчества Леонардо видел в деятельности художника, научно постигающего мир и воспроизводящего на полотне. О вкладе мыслителя в ренессансную эстетику позволяет судить его «Книга о живописи». Был воплощением созданного Возрождением «универсального человека». [1, c.305]
НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469—1527) — итальянский мыслитель, дипломат, историк.
Флорентиец, происходил из древней, но обедневшей патрицианской семьи. В течение 14 лет занимал место секретаря Совета десяти, ведавшего военными и иностранными делами Флорентийской Республики. После реставрации во Флоренции власти Медичи был отстранен от государственной деятельности. В1513—1520 годах находился в изгнании. К этому периоду относится создание наиболее значительных произведений Макиавелли — «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции», снискавших ему европейскую славу. Политический идеал Макиавелли — Римская Республика, в которой он видел воплощение идеи сильного государства, народ которой «много превосходит государей и в добродетели, и в славе». («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»). [1, c.326]
Идеи Н. Макиавелли оказали весьма значительное влияние на развитие политических учений.
ТОМАС MOP (1478—1535) — английский гуманист, писатель, государственный деятель.
Родился в
семье лондонского адвоката, получил
образование в Оксфордском
Самое известное
произведение Томаса Мора — «Утопия»,
в котором отразилось и увлечение
автора древнегреческой литературой
и философией, и влияние христианской
мысли, в частности трактата Августина
«О граде Божьем», а также прослеживается
идейная связь с Эразмом
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469—1536) — один из наиболее выдающихся представителей европейского гуманизма и наиболее многосторонний из тогдашних ученых.
Эразм, незаконнорожденный
сын бедного приходского
Наиболее
известное произведение Эразма —
созданная им по образцу Лукиана
сатира «Похвала Глупости» (1509), которая
всего за одну неделю была написана
в доме Томаса Мора. Эразм Роттердамский
пытался синтезировать
ТОМАС МЮНЦЕР (около 1490—1525) — немецкий теолог и идеолог ранней Реформации и Крестьянской войны 1524— 1526 годов в Германии.
Сын ремесленника, Мюнцер получил образование в университетах Лейпцига и Франкфурта-на-Одере, откуда вышел со степенью бакалавра богословия, и стал проповедником. Испытал влияние мистиков, анабаптистов и гуситов. В первые годы Реформации Мюнцер выступал приверженцем и сторонником Лютера. Затем он развил свое учение о народной Реформации.
В понимании Мюнцера главные задачи Реформации заключались не в установлении новой церковной догмы или новой формы религиозности, а в провозглашении близкого социально-политического переворота, который должен быть произведен массой крестьян и городской бедноты. Томас Мюнцер стремился к республике равноправных граждан, в которой люди будут заботиться о том, чтобы господствовали справедливость и право.
Для Мюнцера Священное Писание подлежало свободному толкованию в контексте современных событий, — толкованию, непосредственно обращенному к духовному опыту читателя.
Томас Мюнцер был схвачен после поражения восставших в неравном бою 15 мая 1525 года и, после жестоких пыток, казнен. [1, c.539]
Заключение
На основании первой главы можно сделать вывод, что основными чертами культуры Возрождения являются антропоцентризм, гуманизм, особое отношение к античности – возрождение античных памятников и античной философии, новое отношение к миру.
Что касается
гуманизма, то его деятели подчеркнули
ценность человеческой личности, независимость
достоинства личности от происхождения
и родовитости, способность человека
к постоянному
Информация о работе Главные идеи и представители эпохи Ренессанса в Европе