Главные идеи и представители эпохи Ренессанса в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 22:38, реферат

Описание работы

Эпоха средневековья сменилась Ренессансом или эпохой Возрождения (XIV – XVII вв.). В этот период в социально – экономическом плане происходит переход от феодализма к капитализму. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством". Я выбрала эту тему, потому что считаю эту эпоху наиболее ярким периодом в истории эволюции человечества. Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Это эпоха развития промышленности, торговли, мореплавания, военного дела и соответственно техники, естествознания, механики, математики, невидан

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Периодизация эпохи Ренессанса и её характеристика……………………...4
2. Гуманизм…………………………………………………………….................9
3. Реформация…………………………………………………………………....13
4.Основные представители эпохи Возрождения………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников……………………………………..……20

Файлы: 1 файл

Мой реферат.docx

— 54.43 Кб (Скачать файл)

 

Литература  Высокого Возрождения характеризуется  расцветом героической поэмы  Л. Пульчи в Италии, Л. Камоэнса - в  Испании, в центре которой - человек, рожденный для великих дел. Во Франции период Высокого возрождения  представлен творчеством Франсуа  Рабле. В его произведении “Гаргантюа и Пантагрюэль” в народной сказочной  и философско-комической форме дана всесторонняя картина общества и  его героических идеалов.

 

В музыке периода Высокого Возрождения  появляются новые жанры - мадригал, шансон, вильянсико; приобретает самостоятельность  инструментальная музыка - канцоны, ричеркары, импровизационные пьесы - прелюдии, фантазии, токкаты. Происходит формирование национальных музыкальных школ - нидерландской (Жоскен Депре, Гийом Дюфаи), итальянской (Палестрина, Джезуальдо), французской (К.Жанекен), немецкой, английской, испанской и т.д.

 

В период, когда Италия вступила в  высшую стадию расцвета, начинается Северное Возрождение. В искусстве Северного  Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно  более условно по форме, более  архаично, менее знакомо с античностью. Философской основой Северного  Ренессанса был пантеизм, растворявший Бога в природе и наделявший ее божественными атрибутами. Пантеисты  считали, что каждый кусочек природы  достоин изображения, поскольку  в нем есть частица Бога. Это  привело к появлению пейзажа  как самостоятельного жанра. В это  же время возникает жанр портрета. Если в итальянском Возрождении  на первый план вышла эстетическая сторона, то в северном - этическая. Немецкие художники считали, что  духовная красота важнее телесной.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Гуманизм

 Новая светская культура, появившаяся  прежде всего в Италии в  XIV веке, получила название гуманизма,  а ее носители – гуманистов. Идеал гуманистов – всесторонне  развитая личность.

 Родоначальником европейского  гуманизма считают итальянского  поэта и философа Франческо  Петрарку. Основные философские  труды – «Моя тайна», «Об уединенной  жизни», «Старческие письма». Онтологические, гносеологические вопросы не  нашли отражения в его работах,  свои философские трактаты он  посвятил вопросам морали, искусству  жизни. С его точки зрения, философия  – это наука о человеке, о  его природе, жизни и смерти, путях развития человеческого  общества. Главный вопрос – как  достичь полной независимости,  самообладания и душевного покоя  при наличии смущающих человека  страстей и при постоянной  борьбе с окружающим миром. 

 Продолжил  традицию Петрарки  римский философ-гуманист Ф. Лоренцо  Валла (1407 – 1457). Как философ,  Л. Валла знаменит своим диалогом  «О наслаждении». В отличие от  Петрарки, возрождавшего этические  взгляды стоиков, Л. Валла показывает  в своем диалоге преимущества  морали эпикуреизма и является  одним из первых возобновителей  эпикуреизма в Европе. Л. Валла  реставрирует только этику эпикурейцев,  но не атомистическое учение  о природе. Элементы эпикурейской  морали сочетаются с религиозно-идеалистическим  взглядом на мир в целом,  что характерно и для других  гуманистов XV – XVI веков. 

 В истории философской и  общественно-политической мысли  эпохи Возрождения значительную  роль сыграла работа Мишеля  Монтеня «Опыты», написанная на  французском языке. Французский  мыслитель не ставил перед  собой цель разработать новую  философскую систему. Но в тоже  время он испытал влияние определенной  философской концепции – античного  скептицизма. Скептицизм М. Монтеня  направлен против схоластической  и религиозной идеологии, выдававших  свои положения за абсолютные  истины. Философия, по мнению М.  Монтеня, прежде всего наука  о человеке и его морали. Она  ведет человека к добродетели,  учит жить и умирать. Свой  этический идеал (жизнь в соответствии  с законами природы, стремление  к счастью, покою и комфорту) Монтень почерпнул из этики  эпикурейцев и стоиков, изменив  его в соответствии с духом  гуманизма и индивидуализма своей  эпохи. 

Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. К концу XVI в. это разочарование  стало повсеместным. Кризис гуманизма  вызревал постепенно, возникнув в  его глубине. Гуманистическая устремленность выразилась в результатах, неожиданных  для самих гуманистов. Так, в первой половине XVI в. публикуется сочинение  Коперника о гелиоцентрической  системе. Земля перестала быть центром мироздания. Человек стал маленьким и затерялся в бесконечной вселенной.

Кризис  гуманизма выразился также в  создании утопий. Первые утописты Т. Мор  и Т. Кампанелла были гуманистами. Утопические  идеи возникли как реакция на противоречия и несообразности гуманизма, его  неспособность ответить на волновавшие  гуманистов вопросы. Утопией - по названию вымышленной Т. Мором страны - называют фантастическое, не имеющее корней в реальности устройство идеального общества. Появление утопий свидетельствует  об утрате доверия к истории и  человеческой природе. Утописты отказывают человеку в творческом начале, ограничивая  его существование первичными потребностями.

В искусстве Западной Европы черты  кризиса гуманизма сказались  в возникновении академизма и  маньеризма. Обозначился разрыв между  искусством и наукой, красотой и  пользой, между духовной и физической жизнью человека. Уже в 20-30 гг. XVI века наряду с Возрождением в искусстве  Италии возникают новые явления. Разлад гуманистических идеалов  и действительности породил неверие  в возможность гармонического развития личности. Ряд художников отказался  от классических принципов для поиска новых средств выражения. В произведениях  этих художников нарушены принципы равновесия и гармонии, свойственные искусству  Высокого Возрождения. Это направление  получило название маньеризма. Окончательно он сформировался к середине XVI в. Для зрелого маньеризма характерно стремление отгородиться от жизни, поставить  искусство выше реальности. Новый  идеал изящества основан на произвольных нормах эстетического вкуса. Лишенное высокого идейного содержания, свойственного  искусству Возрождения, искусство  художников-маньеристов стало не только чересчур жеманным, но и холодным, маловыразительным. Во второй половине XVI века маньеризм распространился  на все европейское искусство, его  влиянию не поддается только венецианская школа, сохранившая верность традициям  Ренессанса и его гуманистическим  принципам, однако и она отказывается от героики и обращается к изображению  реальных живых людей и их окружения. Большое место в венецианском искусстве занимали пейзаж, портрет, массовые сцены. Крупнейшие представители  венецианской школы - Веронезе и Тинторетто. Картины Веронезе отличаются изысканностью  красочных сочетаний, динамичностью  и смелостью композиции, большинству  из них свойственна жизнерадостность и приподнятость. В последние  десятилетия XVI века кризис гуманизма  Возрождения оказал влияние и  на венецианскую школу. Это заметно  в творчестве Тинторетто, сочетающем реализм с маньерической изощренностью  форм.

Итальянское Возрождение оказало влияние  на искусство Испании. Испанские  художники переняли многое у итальянцев, но маньеризм оказался им ближе по духу, чем Ренессанс. С середины XVI в. это направление было вытеснено  придворным искусством. Наиболее известный  испанский художник второй половины XVI века - Эль Греко, чье творчество ближе к венецианской школе. Он стал последним крупным представителем европейского маньеризма.

В искусстве Нидерландов XVI в. развитие происходило постепенно, новые черты  сочетались со старыми. Одно из направлений  в нидерландской живописи - “романизм” - обращение к искусству Италии, испытавшее влияние как Ренессанса, так и маньеризма. Во второй половине XVI века в Нидерландах развивался жанр портрета, складывалась его новая  разновидность - групповой портрет. Выделяется в самостоятельный жанр бытовая картина. Величайший художник Нидерландов - Питер Брейгель, чье  искусство национально по форме  и содержанию. Брейгель ярко отражает современную ему жизнь.

Итальянское искусство Возрождения оказало  влияние и на культуру Германии. Немецкие художники приобщаются  к достижениям Ренессанса, овладевают научными основами искусства. Для немецкого  искусства XVI в. характерно расширение тематики, овладение изображением пространства и человеческого тела. Среди художников Германии XVI столетия выделяется Альбрехт Дюрер, живописец и гравер, оставивший трактаты по теории искусства. Дюрер, кроме  живописи и графики, занимался также  естественными и точными науками, воплощая ренессансный тип художника-ученого. Другие крупные немецкие художники  того времени - Лукас Кранах, Ганс Гольбейн.

Высший  взлет литературы Позднего Возрождения - драмы Шекспира и романы Сервантеса. Наиболее известным произведением  Сервантеса стал роман “Хитроумный  идальго Дон- Кихот Ламанчский”, в котором писатель дал широкую  реалистическую картину жизни Испании. “Дон Кихот” пародирует рыцарские  романы, вводя героя в чуждую ему  среду. Романтически настроенный идальго  не в состоянии понять, что время  рыцарских подвигов миновало. Драма  незадачливого рыцаря близка Сервантесу, который, как и значительная часть  испанского дворянства того времени, не мог приспособиться к новым условиям жизни и ощущал свою никчемность. Другие произведения Сервантеса, например, “Назидательные новеллы”, стали своеобразным описанием современных автору нравов.

В творчестве величайшего драматурга этой эпохи Шекспира кризис гуманизма  нашел особо яркое воплощение в образе Гамлета, который разрывается  между гуманистическими идеалами и  необходимостью действовать в условиях далеко не идеального общества, где  любое действие противоречит духу гуманизма. Творчество Шекспира явилось выражением богатства идей и страстей, возникавших  в переломную эпоху. Литература этого  периода обращается к земной природе  человека, его чувствам и страстям, борьбе за реальные интересы. Новая  личность, инициативная и предприимчивая, выступает в ней на первый план. Исторические драмы Шекспира воспроизводят  наиболее трагические моменты английской истории и проникнуты мыслями  о величии Англии. В произведениях  Шекспира отразились противоречия сознания, сомнения и колебания переломной эпохи.

Музыка  в конце XVI века подвергается тем  же изменениям, что и другие виды искусств. Часто музыку этого периода  относят к маньеризму. В то же время происходит дальнейшее развитие музыкальных жанров. Во второй половине века появляются жанры оперы и  балета. Большую роль в формировании оперы сыграл К. Монтеверди, который  развивал традиции ренессансной музыки и стремился к единству драматического и музыкального начал. Другой крупный  композитор конца XVI в., О. Лассо, соединил в своих сочинениях нидерландскую, немецкую, французскую и итальянскую  музыкальную культуру. Гуманистические  черты Возрождения отразились в  творчестве главы римской школы  Дж.Палестрины.

Искусство Италии в XVI в. еще переживает расцвет, но во второй половине столетия художник перестает ощущать себя божественным творцом. Столкновение гуманистического идеала с реальностью вызывает глубокое разочарование. Гуманисты начали рассматривать  свои представления о человеке не с точки зрения вечности, а в  конкретных жизненных ситуациях, и  тогда их гуманизм, претерпев радикальные  изменения и превращения, стал мировоззрением совсем не ренессансного типа.

Гуманистическая этика выдвинула  на  первый  план проблему земного  предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями.  Гуманисты по-новому подошли к  вопросам социальной этики, в  решении  которых они опирались на представления  о мощи творческих способностей и  воли человека,  о его широких  возможностях построения счастья на земле. Важной предпосылкой успеха они  считали гармонию  интересов  индивида и  общества,  выдвигали  идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним  совершенствования  социального  организма и политических порядков.  Это придавало многим этическим  идеям и учениям итальянских  гуманистов ярко  выраженный  характер.

Многие проблемы, разрабатывавшиеся  в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху,  когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию.

Гуманистическое мировоззрение стало  одним из крупнейших  прогрессивных  завоеваний эпохи Возрождения,  оказавшим  сильное влияние на все последующее  развитие европейской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Реформация

 

Важнейшим этапом в культурно-историческом развитии Европы явилась Реформация – широкое религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, начавшееся в первой четверти XVI в. в Германии и направленное на преобразование и исправление христианской религии, сложившейся в форме католического вероисповедания. [6, с.233]

Начало Реформации «официально» датируется 31октября 1517г. , когда профессор теологии Виттенбергского университета Мартин Лютер прибил к дверям собора свои 95 тезисов с осуждением злоупотреблений  про- дававших индульгенции (грамоты  церкви об отпущении грехов). Мартин Лютер — главная фигура в немецкой Реформации, был прекрасным оратором и блистательным религиозным  публицистом. Сравнивая «новую религиозность» протестантов с традиционной католической, Лютер утверждал, что не посредством  церковных обрядов и таинств, а только при помощи веры, даруемой Богом, человек обретает спасение души. Нет принципиальной разницы между  мирянином и профессиональными  священнослужителями папского Рима, присвоившими себе право быть посредниками при общении людей с Богом. Поэтому стать протестантским пастором мог в принципе любой человек, в отличие от священников католицизма. [4, c.61-63]

Информация о работе Главные идеи и представители эпохи Ренессанса в Европе