Горные науки и горнотехническое образование в России в XVII-XVIII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 01:07, реферат

Описание работы

Московское царство заявило о себе в конце пятнадцатого века, находясь в Европейской части континента. Но уже через сотню лет «перешагнуло» оно за Уральский хребет и пошло «встречь солнцу», чтобы «построить дом с окнами на пять земных морей», по образному выражению Марины Цветаевой.
По мере роста границ государства ширилось и поиски руд, и заведение промыслов горной добычи. Самые масштабные экспедиции велись в XVII веке, когда доблестью русских старателей и иностранных рудознатцев были освоены необозримые Сибирские просторы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Высшая школа России XVII-XVIII века………………………………5
1.1. Создание Академии наук………………………………………….…6
2. Появление и развитие горнотехнического
образования в Санкт- Петербурге………………………………….........9
2.2. Первые выпускники………………………………………………….11
3.Создание московского Университета………………………………….14
4. Появление и развитие горнотехнического
образования на Урале………………………………………………......…17
5.Горные науки……………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………..…25
Список использованной литературы…………………………………….27

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Высшая школа России XVII-XVIII века………………………………5

1.1. Создание Академии  наук………………………………………….…6

2. Появление и развитие  горнотехнического 

образования в Санкт-  Петербурге………………………………….........9

2.2. Первые выпускники………………………………………………….11

3.Создание московского  Университета………………………………….14

4. Появление и развитие  горнотехнического 

образования на Урале………………………………………………......…17

5.Горные науки……………………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………..…25

Список использованной литературы…………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Московское царство  заявило о себе в конце пятнадцатого века, находясь в Европейской части континента. Но уже через сотню лет «перешагнуло» оно за Уральский хребет и пошло «встречь солнцу», чтобы «построить дом с окнами на пять земных морей», по образному выражению Марины Цветаевой.

По мере роста границ государства ширилось и поиски руд, и заведение промыслов горной добычи. Самые масштабные экспедиции велись в XVII веке, когда доблестью русских старателей и иностранных рудознатцев были освоены необозримые Сибирские просторы. Но здесь, помимо борьбы с условиями природными и климатическими, новой промышленности пришлось выдержать и иные трудности. Внутри нарождающейся отрасли развернулась острейшая борьба частных капиталов и государственных интересов. Кроме того, решался вопрос: кому — иностранцам или россиянам — будут принадлежать стратегические ресурсы страны. Русские рудокопы не имели опыта горных работ и не знали технических новинок, да и откуда было знать: не только университетов не было в стране, но и латынь и немецкий язык считались еретическими. Даже геометрию, использующую только буковки латинские, почитали «богомерзкою», какие уж тут чертежи! И цифры-то русские писались буквами, как уж там расчеты выглядели?! И приходилось приглашать иноземцев — «мастеровых людей рудознатцев к царскому величеству своим ремеслом послужить». Но к концу XVII века засилие иностранного капитала в горной промышленности грозило перерасти в национальную проблему.

К тому же, русские «осваивали» чужие территории, и не всегда местные жители поддерживали пришельцев, а «Сибирский салтан» и его последователи время от времени «собирались с ратью дорог проведывати» да «побивали» подданных русского царя, «а жен и детей в полон вели». Вот и приходилось вместе с геологами отправлять в путь стрельцов, что было для государства весьма затратно. И все же, несмотря ни на какие препятствия, российские рудознатцы и землепроходцы проложили «проторы» вплоть до Тихого океана, а «заводчики» выполнили «государево задание», создав горную промышленность России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Высшая школа России XVII-XVIII века

 

Первым высшим учебным  заведением в России была Киевская академия, основанная в начале XVII в. В 1682 г. в Москве открылась Заиконоспасская школа, положившая начало будущей Славяно-греко-латинской академии. В 1700 г. Петр I основал в Москве математическую школу (математических и навигационных наук) для дворянских и приказных детей. Далее были открыты школы адмиралтейская, артиллерийская, инженерная и две горных на Урале. 

В 1715 г. школа навигационных  наук получила название Морской академии и была перенесена в Петербург. Обе  академии Морская и Славяно-греко-латинская  способствовали образованию сети низших школ, учрежденных Петром I в провинции. По отношению к этим школам академии играли роль учительских семинарий. Для столичных учебных заведений провинциальные школы служили подготовительной ступенью. В 1716 г. было открыто в разных городах 12 школ, в 1720-22 гг. к ним прибавилось еще 30. Новая школа обучала арифметике и геометрии и получила название "цифирной школы". Набрано было в эти школы более 2000 чел. из разных сословий (из духовного звания, солдатских детей, приказных, посадских, дворян и детей боярских). Большую часть составляли ученики из духовного звания. В эти времена был большой дефицит на товары для новорожденных, которые завозили из Европы. Петровская цифирная школа просуществовала до 1744 г.

Духовная школа в  провинции появилась в связи  с предписанием духовного регламента, обязывавшего архиереев открывать школы при архиерейских домах. За 1721-25 гг. было открыто около 46 епархиальных школ. В последние годы царствования Петра I почти каждый губернский город имел по две школы - светскую и духовную. Епархиальные школы почти в таком же количестве дожили до того времени, когда началось их превращение в семинарии ( начиная с 1737 г.).

Задумав основание Академии наук, Петр I решил присоединить к  академии университет и гимназию. В первый год (1726 г.) в гимназию поступили 120 учеников, во второй - 58, в третий - 56, в четвертый - 74. Чтобы остановить быстрое падение числа учеников, начиная с 1729 г. в нее разрешили принимать детей солдат, мастеровых и даже крепостных. Дети среднего сословия сделались единственными учениками академической гимназии, так как после открытия в 1730 г. Сухопутного шляхетского корпуса дворянских детей стали отдавать в него. Ученики гимназии, как правило, ограничивались прохождением низших классов, и университет оставался почти без слушателей.

Неудачные попытки устроить общеобразовательные учебные заведения  в Петербурге не остановили правительство, которое  учредило подобные учебные заведения в Москве. В 1755 г. в Москве был создан университет и при нем две гимназии: одна - для дворян, другая - для разночинцев. Становясь студентом, гимназист получал шпагу и с ней дворянское достоинство, кончая университет, студент получал обер-офицерский чин. В 1758 г. в Казани были открыты две гимназии (для дворян и разночинцев). Университет в первые годы своего существования наполнялся учениками духовных семинарий и академий.

 

1.1. Создание Академии наук

История высшего образования  в России, а на тот момент Киевской Руси началась в 1632 году в Киеве путем  объединения Киевской братской школы  и Лаврской школы была создана Киево-Могилянская академия, в которой изучали славянский, латинский и греческий языки, богословие и «семь свободных искусств» - грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

В это время поддержка преемственной ступенчатой системы образования с высшей ступенью - академией, нашла в трудах чешского педагога-гуманиста, общественного деятеля, фактически основоположника педагогической науки Яна Амоса Коменского.

В 1687 году в Москве была организована Славяно-греко-латинская академия, которую окончили Л. Ф. Магницкий, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов.

Развитие науки, техники, мореплавания на рубеже XVII-XVIII веков приводит к  повышенному спросу наспециалистов с высшим образованием (т. н. в России «служилых людей»).

В 1724 году в Петербурге была создана  Академия наук, при которой открывается  Академический университет (ныне Санкт-Петербургский  государственный университет) и  гимназия. В становлении Российского  высшего образования сыграл роль Михаил Ломоносов, которому в 1758 году было поручено «смотрение» за Академией наук. Он разработал оригинальный учебный план, в котором на первом году обучения «для того, чтобы иметь понятие о всех науках, чтобы всяк мог видеть, в какой кто науке больше способен и охоту имеет» предусматривалось обязательное посещение всех лекций, на втором - посещение только специальных циклов, а на третьем - прикрепление студентов к отдельным профессорам для «упражнения в одной науке».

Стараниями Михаила Ломоносова в 1755 году был учреждён Московский университет. Среди первых профессоров которого были Н. Н. Поповский, А. А. Барсов и другие ученики Ломоносова.

В результате изобретения паровой  машины произошел переход от мануфактурного производства к фабричному. За этим последовал промышленный переворот. Это способствовало появлению первых высших технических университетов, дающих систематическое инженерное образование. В России первым подобным заведением было основанное в 1773 году Горное училище (ныне Санкт-Петербургский государственный горный институт). В нём первоначально изучались арифметика, алгебра, геометрия, маркшейдерское искусство, минералогия, металлургия, рисование, химия, механика, физика, французский, немецкий, латинский языки. Постоянно расширяющийся список до начала XIX века пополнился многими дисциплинами, в их числе: палеонтология, горное искусство, пробирное искусство, горная статистика, горное право, черчение с моделей, всеобщая и русская история, география, логика, зоология, ботаника, чистая математика, архитектура и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Появление и развитие горнотехнического образования в Санкт-Петербурге.

 

Во второй половине XVIII века в Российской империи началось бурное развитие горного дела, особенно на Урале. Для горной промышленности нужны были многочисленные специалисты, в т.ч. высшей квалификации. Приглашение в Россию инженеров-иностранцев дорого обходилось государственной казне, да и качество их работы не всегда удовлетворяло запросы горнорудной промышленности. В этих условиях группа башкирских рудопромышленников во главе с Исмаилом Тасимовым в 1771 г. обратилась в Берг-Коллегию (орган руководства горнорудной промышленности России) с предложением о создании училища по подготовке горных специалистов.

В докладе Сенату от 10 марта 1771 г. Берг-Коллегия одобрила предложение “О заведении горной школы” и признала его полезным и нужным для Горного корпуса. Все предложения и материалы по созданию горного учебного заведения Берг-Коллегия передала на рассмотрение обер-прокурора Сената М.Ф.Соймонову. Доклад “Об учреждении горного училища при Берг-Коллегии” с проектом училища и планом обучения Сенат представил императрице Екатерине II, которая утвердила его 21 октября 1773 г. Торжественное открытие Петербургского горного училища состоялось 28 июня 1774 г.

Согласно уставу Горного училища в вуз разрешалось принимать детей дворян и разночинцев, владевших латинским, французским и немецким языками, а также основами арифметики, геометрии и химии. В первый набор училища вошли 23 чел., в т.ч. 19 студентов Московского университета, Все студенты являлись российскими подданными в возрасте от 16 до 23 лет. По первоначальному плану студенты Горного училища должны были обучаться 4 года и осваивать математику, физику, химию, механику, гидравлику, металлургию, минералогию, маркшейдерское искусство, черчение и рисование. 
Учебный процесс в Горном училище сочетал в себе теоретические и практические занятия. Например, лекции по химии профессор И.И. Хемницер сопровождал интересными опытами. Полезные практические занятия по физике и минералогии проводил профессор И.М. Ренованц. Для лучшей практической подготовки студентов в самом училище проводили примерную промывку и плавку руд. Расходные материалы для практических занятий, ежегодно по 100 пудов, доставлялись с казенных и частных заводов.

Устав горного училища требовал от преподавателей формировать у студентов профессиональные инженерные качества. Для этого по инициативе первого директора училища М.Ф. Соймонова во дворе вуза был построен “примерный рудник”, в забоях выработки которого находились вмазанные естественные штуфы различных горных пород ископаемых рудных элементов. Позже учебный рудник училища стал составной частью первого отечественного Горного музея в Петербурге.

Финансирование училища  осуществлялось за счет государственной  казны, а также регулярными отчислениями от доходов уральских горнопромышленников. На нужды училища шли также деньги от продажи части Гороблагодатского железа. Помощь инженерному вузу оказывали меценаты со всей России.

Этих средств было вполне достаточно для развития учебно-материальной базы училища, оплаты труда профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала, а также для содержания 24 казеннокоштных студентов (на каждого учащегося выделялось до 150 руб. в год). Казеннокоштные студенты постоянно проживали в здании вуза на Васильевском острове, питались за общим столом. Их выезд за пределы Петербурга мог разрешить только директор училища. Платье и обувь учащимся покупались за казенный счет.

Каждые полгода студенты сдавали экзамены, которые проводились  в присутствии президента Берг – Коллегии и ее членов. На сессии также приглашались крупные ученые и специалисты горного дела. Первые выпускники горного училища показали себя зрелыми специалистами, каждый из которых был на учете в Берг – Коллегии. Дальнейшее развитие горного дела в России требовало все большего числа инженеров, поэтому встал вопрос о расширении приема в вуз.

При училище был создан гимназический класс, который в  течение нескольких лет готовил  мальчиков для последующего обучения по программе инженерного вуза. Это позволило уже в 80-е гг. XVIII века отказаться от приема в Горное училище студентов Московского университета. До конца века училище подготовило несколько десятков квалифицированных горных инженеров, среди которых выделялись А.Ф. Дерябин, М.И. Логинов, Е.И. Мечников, В.Ю. Соймонов и П.К. Фролов.

В связи с упразднением Берг – Коллегии на основании указа  Сената то 6 февраля 1783 г. Горное училище  было передано в ведение Петербургской  казенной палаты. Управляющим училища  стал член Палаты Н.С. Ярцев, который добился увеличения казенного содержания вуза до 13.500 руб. в год и провел ряд полезных преобразований.2

19 октября 1784 г. Горное  училище было подчинено непосредственно  Кабинету императрицы Екатерины  II, а его директором стал генерал  – майор П.А. Соймонов. По представлению нового директора училища с 1784 г. число казеннокоштных воспитанников увеличилось до 30 человек, а через несколько лет – до 60. Период руководства П.А. Соймонова продолжался до 1792 г. и был весьма благоприятным для Горного училища. За эти годы удалось построить большой трехэтажный флигель, существенно увеличить государственное финансирование вуза (до 30.000 руб. в год) и привлечь к занятиям крупных специалистов.

 

2.2. Первые выпускники

 

Измайлов Александр  Ефимович (1779–1831). Баснописец, писатель, журналист. Воспитание получил в горном кадетском корпусе, по окончании которого в 1797 г. поступил в Министерство финансов. Был вице-губернатором в Твери и Архангельске.

Информация о работе Горные науки и горнотехническое образование в России в XVII-XVIII веке