Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 01:07, реферат
Московское царство заявило о себе в конце пятнадцатого века, находясь в Европейской части континента. Но уже через сотню лет «перешагнуло» оно за Уральский хребет и пошло «встречь солнцу», чтобы «построить дом с окнами на пять земных морей», по образному выражению Марины Цветаевой.
По мере роста границ государства ширилось и поиски руд, и заведение промыслов горной добычи. Самые масштабные экспедиции велись в XVII веке, когда доблестью русских старателей и иностранных рудознатцев были освоены необозримые Сибирские просторы.
Введение……………………………………………………………………3
1. Высшая школа России XVII-XVIII века………………………………5
1.1. Создание Академии наук………………………………………….…6
2. Появление и развитие горнотехнического
образования в Санкт- Петербурге………………………………….........9
2.2. Первые выпускники………………………………………………….11
3.Создание московского Университета………………………………….14
4. Появление и развитие горнотехнического
образования на Урале………………………………………………......…17
5.Горные науки……………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………..…25
Список использованной литературы…………………………………….27
Соколов Дмитрий Иванович (1788-1852). В 1805 г. закончил курс наук и был оставлен при Горном Кадетском корпусе, а в 1809 г. назначен преподавателем горных наук — сначала металлургии и пробирного дела, а потом геогнозии и минералогии. Принял активное участие в организации «Горного журнала».
Ковалевский Евграф Петрович (1790-1867). Окончил Горный кадетский корпус в 1810 году. В 20-хгг. XIX в. провел первое крупное исследование геологического строения Донбасса. В 1830 г. назначен Томским губернатором. В 1858-1861 гг. - министр народного просвещения.
Бестужев Александр Александрович (1797–1837). Воспитывался в Горном кадетском корпусе (1810–1815), курса не окончил, поступил юнкером в л.-гв. Драгунский полк. Прозаик, критик, поэт. С 1825 г. — штабс-капитан л.-гв. Драгунского полка. Член Северного общества (с конца 1823 г.), активный участник восстания на Сенатской площади.
Аносов Павел
Петрович (1799-1851). Выдающий
Цебриков Николай Романович (1800 -1862). Поручик л.-гв. Финляндского полка. Из дворян С.-Петербургской губернии. Воспитывался в Горном кадетском корпусе, но курса не кончил. В службу вступил юнкером в л.-гв. Артиллерийскую бригаду. Активный участник восстания на Сенатской площади.
Каратыгин Василий Андреевич (1802–1853). Родился в Петербурге. Учился в Горном кадетском корпусе. С 1820 г. актер Большого театра. С 1832 г. до конца жизни — ведущий трагик Александринского театра. Перевел и переделал для постановки на русской сцене более 40 пьес. Мастер сценического классицизма; в совершенстве владел искусством декламации.
Языков Николай Михайлович (1803–1846). Русский поэт. Родился в Симбирской губернии в семье богатого и образованного помещика. Учился в Петербургском горном кадетском корпусе и в Институте инженеров путей сообщения. Летом 1826 г. в Тригорском, в имении своего университетского товарища А. Вульфа, он встретился и подружился с Пушкиным, который оказал на его творчество особое влияние.
Черкасов Александр
Карпинский Александр Петрович (1846–1936). Русский геолог, академик, с мая 1917 — первый выборный президент Российской академии наук. Происходил из старинной уральской фамилии, члены которой по мужской линии после окончания Петербургского кадетского горного корпуса служили инженерами и управляющими уральских заводов и горных округов. В 12 лет Карпинский был определен в Институт корпуса горных инженеров, который и закончил в 1866 г. со званием поручика и горного инженера.
3.Создание московского Университета
Благодаря содружеству и сотрудничеству графа Шувалова и академика Ломоносова родилась мысль о создании московского университета.
Эта идея была воплощена в проекте И.И. Шувалова, написанного совместно с М.В. Ломоносовым, который императрица утвердила 24 января 1755 г. именным указом “Об учреждении Московского университета и двух гимназий”. 26 апреля того же года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух его гимназий.
Из указа следовало, что при
Московском университете создавалось
две гимназии: одна для молодых
дворян, а другая для разночинцев.
У последних возникали
В гимназиях при Московском университете было создано четыре школы. Первая школа называлась «российской» и в ней изучались следующие предметы: грамматика и чистый стиль, стихотворство и оратории. Вторая школа считалась «латинской», где ученики изучали: основы латинского языка и вокабулы, переводы с латинского языка на русский. В третьей школе преподавали: арифметику, геометрию и географию, сокращенный курс философии. Четвертая школа предназначалась для освоения немецкого и французского языков. Лучших учеников обеих гимназий зачисляли на первый курс университета.
В Московском университете было образовано три факультета со штатом 10 профессоров. На первом, философском, факультете полагалось четыре профессора: философии, физики, красноречия и истории. На втором, юридическом факультете, работали три профессора: всеобщей и российской юриспруденции, а также политики. Планировалось, что на третьем, медицинском, факультете будет три профессора: химии, натуральной истории и анатомии (здесь несколько лет были вакансии).
Занятия на факультетах проводились пять дней в неделю. Студенты обязаны были посещать все публичные лекции, а желающие могли также слушать дополнительные курсы. Кроме того, все студенты участвовали в ежемесячных диспутах, которые проводились под руководством штатных профессоров университета. За неделю до очередного диспута объявлялась его тематика и фамилии докладчиков из числа студентов. В конце каждого полугодия в университете организовывались открытые диспуты с участием профессоров, всех студентов и поклонников наук из числа жителей Москвы. Подготовка к диспутам помогала студентам в учебе.
Только тридцать студентов из числа казеннокоштных получали то казны жалованье в размере 40 руб. в год, а остальные жили на собственные средства. В протоколе конференции университета от 2 июля 1759 г. есть такая запись: “Одной из причин, препятствовавших успешности занятий, было отсутствие учебников, которыми казеннокоштные не могли обзавестись по бедности”.
Не случайно еще в конце 1757 г. граф И.И. Шувалов приказал отпускать деньги на обувь и платья, чтобы прилично одеть студентов. Учеба и повседневная жизнь студентов Московского университета регламентировалось уставом и другими документами. Студенты, допускавшие нарушения правил внутреннего распорядка, по решению директора наказывались университетским судом (чаще всего денежными штрафами). Кроме университетского суда, наказывать студентов-нарушителей имели право директор, инспектор и надзиратели. Для реализации мер наказания, при необходимости, привлекались солдаты постоянного караула, который охранял университет.
В силу особого указа от 5 марта 1756 г. Московский университет был подчинен только Правительствующему Сенату. Директор коллежский советник А.М. Аргамаков имел право посылать во все судебные места от имени университета указы, которые подлежали исполнению. Эта существенная привилегия делала Московский университет достаточно независимым от чиновников.
Укреплению дисциплины среди студентов, поощрению их усердия
в учебе служила такая мера, как награждение
маленькими шпагами, что давало личное
дворянство. За особые заслуги лучшие
студенты досрочно получали очередные
воинские звания. Само обучение в Московском
университете приравнивалось к прохождению
военной службы. Заканчивая полный курс
университета, студент получал обер-офицерский
чин.
С весны в вечернее время студенты и университетские
гимназисты привлекались к военной подготовке.
Для ее организации из полков Московского
гарнизона выделялись офицеры, которые
помогали в организации военного обучения
молодежи. Занятия проводились по строевой,
огневой и тактической подготовке, интенсивность
которых усиливалась в летнее время.
4. Появление и развитие горнотехнического образования на Урале
В России уже в XVIII веке появлялись профессиональные учебные заведения. Импульсом к этому послужило стремительное развитие горно-металлургической промышленности на Урале в первой четверти XVIII века, в связи с чем потребовалось значительное количество квалифицированных рабочих. Сначала мастеров привозили из Москвы. Как указывает Н. В. Нечаев, «первыми мастеровыми, осуществившими пуск в 1701 году доменных печей Невьянского завода, были присланные из Москвы Семен Петров и Аверкий Туманов» . Кроме того, приглашали специалистов с Тульских и Олонецких заводов, где «в 1716 г. В. И. Генин, начальник Олонецких заводов, создал при заводе школу для подготовки мастеров доменного, пушечного, якорного производства».
Горнозаводские школы были созданы по инициативе Петра I, который приказал открыть 50 «цифирных школ». Если школы Центральной России готовили преимущественно профессиональные кадры для учреждений армии и флота, то открытые на Урале горнозаводские «арифметические» (цифирные) школы были предназначены для подготовки заводских производственников, специалистов горного дела.
Организацией горных
школ на Урале занимался русский
ученый, государственный деятель
В. Н. Татищев, который открыл первые
заводские школы при
Факты свидетельствуют о том, что школы создавались именно при горных заводах и имели назначение сугубо практическое – обеспечить производство квалифицированными кадрами. Далее мы остановимся на истории Богословского горного округа.
В 1752 году в районе слияния рек Вагран и Колонга рудознатец Г. Н. Постников отыскал три месторождения железных руд, которые в 1754 году продал купцу М. Походяшину. В1757 году из Екатеринбургской горной канцелярии Походяшин получил разрешение открыть новые заводы, а также «привилегию и содействие со стороны правительства». За счет частного капитала в 1758 году Походяшиносновал Петропавловский, Николае-Павдинский (1760), Богословский(1768) заводы, в 1770 году были пущены в ход восемь медеплавильных печей на реке Турья (правом притоке реки Сосьва). Все это способствовало формированию Богословскогогорного округа. На базе Турьинских медных рудников: Васильевского (1758), Ольховского и Першинского (1766), Фроловского (1765) М. Походяшин организовал горняцкий поселок Турьинские Рудники.
С 1758 года М. М. Походяшин
основывал предприятия в
По данным М. В. Кричевцева, именно во время так называемой «кабинетской системы управления» в 1791– 1796 годах для подготовки кадров в БГО было создано «особое училище», в котором на май 1796 года обучалось 46 человек. Кроме того, известно, что «правление банка могло рассчитывать на распределение выпускников Санкт-Петербургского горного училища, находившегося в ведении того же кабинета», поэтому весьма ожидаемо выпускники «А. Ломаев, Р. Борзунов, Н. Ковонко, В. Никитин, Н. Мамышев, Н. Малышевский, А. Фарафонтов, В. Шестаков, Ф. Гельман, Х. Лео, А. Говорков, И. Трофимов были определены и служили в разных отраслях Богословского производства». Еще в 1792 году студенты Вятской духовной семинарии И. Суворов и Д. Попов прошли подготовку в городе Перми специально для работы в заводских школах Богословского горного округа.
5. Горные науки
ГО́РНЫЕ НАУ́КИ, комплекс наук об освоении недр и первичной переработке добытыхполезных ископаемых. Первые научные обобщения опыта добычи и переработки полезных ископаемых относятся к 16-18 вв. (Г. Агрикола, М. В. Ломоносов). Становлению горных наук способствовало увеличение масштабов добычи полезных ископаемых в нач. 20 в. Горные науки изучают процессы разработки месторождений полезных ископаемых в тесной взаимосвязи с геологическими условиями их залегания; физические явления и процессы, происходящие в толще горных пород в связи с проведением в ней горных выработок ; технологию извлечения полезных ископаемых и их первичной переработки; вопросы строительства горных предприятий, экономики горного производства и комплексного освоения недр.
В трудах естествоиспытателя Георга Агриколы (ХУI век) горные знания получают свое определение как "горное искусство". Агрикола высказывает свои взгляды на предмет и задачи горного искусства, описывает систему приемов и методов разведки, добычи, и переработки полезных ископаемых. Агрикола считает горное искусство синтетическим: "Горное дело является чрезвычайно обширным" и "чрезвычайно полезным и необходимым делом для человеческого рода". Он говорит о том, что работающим в этой области не обходимы широкие геологические и горные знания — "горняку, кроме того, нельзя быть несведущим и во многих других искусствах и науках. Прежде всего, в философии, дабы он мог знать происхождение и природу подземного мира, ибо он благодаря этому сможет находить более легкий и более удобный путь к недрам земли и получить из них более обильные плоды". Правильное в основе определение зарождающейся горной науки Агриколой, как комплексной, призванной по существу своего объекта изучать его много аспектно, - одно из важнейших теоретических обоснований ее развития. И то обстоятельство, что оно тесно связано с другими смежными науками, на практике сталкивающимися с изучением тех же реальных объектов и явлений, которые представляют интерес и для горной науки, определило пути и темпы ее развития в последующие периоды.
В связи с этим следует заметить, что горное дело в рассматриваемый период в еще неполном и неглубоком, но зато в широком охвате явлений вобрало в себя огромные области знаний, из которых в последующем сформировались многие научные дисциплины, целые циклы геологических, горных и других наук.
Еще больший вклад в развитие горной науки был сделан М.В. Ломоносовым, выступившим с теоретическими и практическими обоснованиями ряда научных положений в горном деле. Глубокие и новаторские взгляды М.В. Ломоносов изложил в работах "Слово о рождении металлов от трясения земли" (1757 г.), "Первые основания металлургии и рудных дел" (1759 г.). Эти сочинения М.В. Ломоносова с215 полным основанием следует рассматривать как заложившие основу современным представлениям в области геологии, горной науки и других отраслей знания. Здесь разработаны основы количественных методов исследований; на уровне геологических знаний ХУIII века обоснованы наиболее доступные и объективные методы оценки строения недр, главным образом, при поисках рудных месторождений; поставлена проблема необходимости изучения природных условий рудных месторождений, особенно при разработке их. Характерно, что теоретические положения увязываются решением практических задач.
Информация о работе Горные науки и горнотехническое образование в России в XVII-XVIII веке