Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 01:07, реферат
Московское царство заявило о себе в конце пятнадцатого века, находясь в Европейской части континента. Но уже через сотню лет «перешагнуло» оно за Уральский хребет и пошло «встречь солнцу», чтобы «построить дом с окнами на пять земных морей», по образному выражению Марины Цветаевой.
По мере роста границ государства ширилось и поиски руд, и заведение промыслов горной добычи. Самые масштабные экспедиции велись в XVII веке, когда доблестью русских старателей и иностранных рудознатцев были освоены необозримые Сибирские просторы.
Введение……………………………………………………………………3
1. Высшая школа России XVII-XVIII века………………………………5
1.1. Создание Академии наук………………………………………….…6
2. Появление и развитие горнотехнического
образования в Санкт- Петербурге………………………………….........9
2.2. Первые выпускники………………………………………………….11
3.Создание московского Университета………………………………….14
4. Появление и развитие горнотехнического
образования на Урале………………………………………………......…17
5.Горные науки……………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………..…25
Список использованной литературы…………………………………….27
Им же дано очень емкое и по своей сути современное определение горной науки, ее предмета и задач: "Наука, которая учит минералы знать, приискивать и приводить в такое состояние, чтобы они в обществе человеческому годны были ..." "Велико есть дело достигать в глубину земную разумом ... странствовать размышлением в преисподней, проникать рассуждением сквозь тесные расселины ... и деяния выводить на солнечную ясность".
В Петровскую эпоху в обществе укрепилось понимание необходимости светского государственного регулярного воспитания и обучения. Примером служит проект Федора Салтыкова. В его "Пропозициях" предлагалось учредить в каждой губернии академии. Проектируемые академии напоминали западноевропейские учебные заведения Дворцовые школы:
Кроме того, в каждой губернии предусматривалось создание по две женские школы.
Реально указ об открытии Горнозаводских школ осуществил Василий Никитич Татищев (1686 - 1750 гг.) Он разрабатывал проекты построения широкой системы образования по сословному принципу. Им были открыты горнозаводские школы на Урале. В.Н.Татищев планировал создание школ и для детей приписанных к заводам крестьян. Его наиболее известная работа "Разговор о пользе наук и училищ". Главной наукой Татищев считал такую "чтоб человек мог себя познать". Высшие ступени школы должны обучать: математике, логарифмическим исчислениям, приборному искусству, иностранным языкам, производственным навыкам, токарному, коммерческому, столярному, граверному, горному делу. "Однако ж я вам скажу: в начале науки разделяются сугубо: душевное богословие и телесное философия. По первому к совершенству, нужно стараться, чтоб память, смысл и суждения в добрый порядок привести и сохранить. Другое внешнее, еже душа с телом толико связаны, что от повреждения телесных органов повреждаются и силы ума".
При организации училищ Татищев опирался на указ Петра I от 1714 года, но при этом он отмечал, что "I низшие слои нужно особы от подлости отделять, II учителя к наставлению нужного и полезного способны и достаточны, III низшим слоям, чтоб без всякого недостатка к научению могло быть показано - материальная база, IV чего не вынесет казенное, то нужно низшим слоям на то доходы сложить, V чтоб над всем назирание таким было поручено, которые довольно искусны в науках". В.Н.Татищев приходит к заключению, что воспитание и обучение человека должно соответствовать его возрасту. Татищев считал, что учитель не только должен знать свой предмет, но и обладать умением обучать. Он выдвинул идею создания гимназий и академий ремесел. Знания делились им на:
Следует отметить работы В.И. Геннина, описавшего горно-металлургическое производство на Урале (1735г.); И.А. Шлатера - "Обстоятельное наставление рудному делу" (1761 г.); Н.А.Львова "О пользе и употреблении русского земляного угля" (1799 г.); И.Ф.Германа"О сибирских рудниках и заводах" (1797 г.) и"Историческую начертания горного производства в Российской империи" (1810 г.), А.С. Ярцева "Российская горная история" (1807 г.). Значительную роль в развитии горной науки сыграло открытое в 1773 г. Петербургское горное училище и создание в 1825 г. «Горного журнала».
В конце ХУШ века, т.е. к началу нового периода развития горная наука обрела свой солидный научный фундамент. Более того, в ХУII веке были установлены многие законы физики, механики, созданы новые аналитические методы в математике, и основные идеи этих открытий привносятся в горном деле, способствуют некоторому совершенствованию техники разработки месторождений полезных ископаемых.
Итак, подводя итог первому периоду развития горной науки, можно сказать, что предпосылки ее возникновения появляются еще в государствах Древнего Востока, Древней Греции. С того времени вплоть до индустриальной революции ХУШ века главная функции горной науки - объясняющая, основная задача - познание с целью расширения горизонта науки.
Заключение
Высшее горное образование –
это система подготовки специалистов
для горнодобывающих отраслей промышленности:
угольной, рудной, горнохимического сырья,
нерудных строительных материалов, нефтяной
и газовой, а также для научно-исследовательских
и проектных организаций.
С началом промышленной добычи месторождений
полезных ископаемых и строительством
горных предприятий в России создаются
учебные заведения. В них велась теоретическая
и практическая подготовка специалистов
в горном деле, геологии и металлургии,
а также квалифицированных рабочих и техников
для горной и горнозаводской промышленности
«Hачалом организации первых Горных учебных заведений. в Pоссии стало отправленное в 1702 Петром I указание Hиките Демидову построить в г. Hевьянск школу, в которой "...работников добрых и смышлённых тому делу y домен и y молотов и руд и угольного жжения учить...". Oткрытие этого Учебного заведения., ставшего прообразом горнозаводских школ (повсеместно распространившихся в Pоссии в нач. 18 в.), состоялось в 1709 . B 1715 горнозаводскую школу открывает B. И. де Геннин при Oлонецком заводе в г. Петрозаводск. Позже (в 1721) на Урале B. H. Tатищевым создаются горнозаводские словесные и арифметические школы в заводских селениях Kунгур и Уктус и словесная на Aлапаевском заводе. B марте 1724 арифметическая школа из Уктуса была переведена в г. Eкатеринбург (ныне Cвердловск). C 1735 в Eкатеринбурге действовало пять школ: немецкая, латинская, словесная, арифметическая и знаменнованная, B 1-й пол. 18 в. на Урале действовали Kаменская (арифметическая и словесная), Bepx-Исетская, Aлапаевская, Лялинская, Полевская, Cысертская, Уктусская школы (словесные), a также школы при заводах Пермского начальства (Eгошинском, Пыскорском и Kунгурском). Ha Aлтае горнозаводские школы были созданы в cep. 18 в. Cначала такое учебное заведение было основано в Барнауле (1753), затем (в 1827) при Павловском, Cузунском, Локтевском и Tомском з-дах, Змеиногорском руднике. Первое среднее учебное заведение. учреждено в 1779 в г. Барнаул (закрыто в 1898). Cтановление отраслей горн. промети в 19 в. привело к расширению сети учебных заведений. B ведении Штаба Корпуса горных инженеров в 1834 состояли учебные заведения.: в Петербурге - Интернат корпуса горн. инженеров (260 учащихся), Горная техническая школа при Tехнологии, инернате (41) и Mедальерное отделение при Mонетном дворе (27); в Петербургской губ. - школа при Aлександровском чугунолитейном з-де (52 ученика); в Oлонецкой губ, - 2 школы (221); в Bятской - 1 школа (72); в Пермской - 18 школ (957); в Oренбургской - 5 школ (258); в Eкатеринославской - 2 школы (88); в Tомской - горн. уч-ще и 8 школ (1438); в Иркутской - горн. уч-ще и 9 школ (264). Hизшие горнозаводские уч-ща в 30-x гг. 19 в. были в Hерчинском горн. округе при з-дах Hерчинском, Дучарском, Kутомарском, Aлександровском, Газимурском, Шилькинском, Петровском; в дистанциях - Заректуйской, Kличкинской. B Kолывано-Bоскресенском округе уч-ща действовали на Барнаульском, Павловском, Cузанском, Tомском, Локтевском, Змеевском, Cалаирском заводах.
Список использованной литературы
Информация о работе Горные науки и горнотехническое образование в России в XVII-XVIII веке