Городская культура Германии в эпоху средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:02, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть городскую культуру Германии в эпоху классического средневековья.
В задачи работы входит: выявить предпосылки развития городской культуры; на примере городской культуры Германии классического средневековья рассмотреть особенности культуры городской среды.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Предпосылки развития городской культуры в Западной Европе
1.1Мировоззрение средневековой Европы и его влияние на развитие культуры…………………………………………………………………………..5
1.2 Периодизация средневековой культуры…………………………….20
1.3 Становление городской культуры…………………………………..37
Глава 2. Городская культура Средневековой Германии в эпоху классического средневековья
2.1 Города, как важные очаги духовной жизни…………………………42
2.2 Культура городской среды…………………………………………...46
2.3 Городская архитектура Германии……………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...63
Библиография……………………………………………………………..66

Файлы: 1 файл

Городская культура Германии в эпоху средневековья( Дип).doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

         Глава 1. Предпосылки развития  городской культуры в  Западной  Европе

        1.1Мировоззрение средневековой Европы и его влияние на развитие культуры…………………………………………………………………………..5

          1.2 Периодизация средневековой культуры…………………………….20

1.3 Становление   городской культуры…………………………………..37

Глава 2. Городская  культура Средневековой Германии в  эпоху классического средневековья

2.1 Города, как  важные очаги духовной жизни…………………………42

2.2 Культура  городской среды…………………………………………...46

2.3 Городская архитектура  Германии……………………………………50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...63

Библиография……………………………………………………………..66

 

Введение

 

В начале средних  веков в Европе и Азии на базе древнейшей и античной культур образовались культурно-исторические регионы: восточно-китайский, индийский, арабо-мусульманский, греко-византийский и средиземноморский. Основой для их образования были идеологическая доминанта (чаще всего религиозная) и язык как средство общения и распространения культуры.

Культура Европы формировалась и развивалась  под мощным влиянием трех регионов: греко-византийского, средиземноморского и арабо-мусульманского. Европа усвоила и синтезировала их важнейшие культурные достижения и на этой основе создала собственную культуру. Основополагающими элементами возникновения и развития этой культуры были идея христианства и латинский язык как язык культуры и связанное с ней средство общения.

В исторической науке понятие «Средневековье»  укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.

Средневековую культуру Европы принято делить на три периода:

Раннее Средневековье, V - Х века;

Высокое (Классическое) Средневековье. От X-XI веков до XIV века;

Позднее Средневековье, XV и XVI века.

В средние века формируется новый, религиозный  тип культуры, пришедший на смену  мифологическому.

Бесконечные войны, междоусобицы, политический упадок в этот период привели к  разделу империи Карла Великого (843 г.) и положили начало трем государствам: Франции, Италии и Германии. В XI в. улучшение экономической ситуации в Европе, рост населения, уменьшение военных действий привели к ускорению процесса отделения ремесла от земледелия, следствием чего был рост  новых городов.

            Целью данной работы является рассмотреть городскую культуру Германии в эпоху классического средневековья.

             В задачи работы входит: выявить предпосылки развития городской культуры; на примере городской культуры Германии классического средневековья рассмотреть особенности культуры городской среды.

     

 

   Глава 1. Предпосылки развития  городской культуры в  Западной  Европе

        1.1Мировоззрение средневековой Европы и его влияние на развитие культуры

 

Термин "средневековье" возник в эпоху Ренессанса. Мыслители  итальянского Возрождения понимали его как мрачные "срединные" века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее  посередине между блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов. И хотя позже, в эпоху романтизма, возник "светлый образ" средневековья, обе эти оценки средневековья создавали крайне односторонние и ложные образы этого важнейшего этапа развития западноевропейской культуры.

На самом  деле все обстояло гораздо сложнее. Это была сложная, многообразная, противоречивая культура, как и сложным иерархическим  образованием было средневековое общество.

Западноевропейская  средневековая культура представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности и охватывающую более чем тысячелетний период ( V - XV вв.). 1

Переход от античной цивилизации к средневековью  был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Глубинный кризис римской цивилизации, выразившийся в кризисе всего социально-экономического строя, лежащего в ее основе, обозначился уже в III в. Остановить процесс начавшегося распада было невозможно. Не помогла и духовная реформа императора Константина, превратившая христианскую религию в дозволенную, а затем и господствующую. Варварские народы охотно принимали крещение, но это отнюдь не уменьшало силу их натиска на одряхлевшую империю.

Во-вторых - Великим  переселением народов (с IV по VII вв.), в  ходе которого десятки племен устремились  к завоеванию новых земель. С 375 г., когда первые отряды вестготов пересекли  дунайскую границу империи, и до 455 г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный процесс угасания величайшей цивилизации. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки варварских королевств.

С падением Римской  империи начинается история западноевропейского  средневековья (Восточная Римская  империя - Византия - существовала еще 1000 лет - до сер. XV в.)

Становление средневековой  культуры происходило в результате драматического и противоречивого  процесса столкновения двух культур - античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением  античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры (так, взятие Рима вандалами в 455 г. стало символом уничтожения культурных ценностей - "вандализмом"), с другой стороны, - взаимодействием и постепенным слиянием римской и варварской культур.

Культурное  взаимодействие между варварскими племенами и Римом существовало и до гибели империи. После падения Рима культурное влияние античности происходило в форме освоения ее наследия (особенно способствовало этому освоение латыни, ставшей языком общеевропейского общения и правовых актов). Знание латыни позволило осмыслить не только античное право, но и науку, философию, искусство и т.д.

Таким образом, становление средневековой культуры происходило в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен (германское начало) и античной культуры (романское начало). Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.

Таким образом, средневековая культура - это результат  сложного, противоречивого синтеза  античных традиций, культуры варварских народов и христианства.

Однако влияние  этих трех начал средневековой культуры на ее характер не было, да и не могло быть равнозначным. Доминантой средневековой культуры, ее духовным стержнем стало христианство. Оно выступало в качестве новой мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи.

Социальной  основой средневековой культуры были феодальные отношения, для которых  характерны:

Отчужденность от основного производителя (земля, на которой трудился крестьянин, являлась собственностью феодала).

Условность (феод считался пожалованным за службу и, хотя позже он превратился в наследственное владение, формально за несоблюдение договора он мог быть отчужден у вассала).

Иерархичность - собственность была как бы распределена между всеми феодалами сверху вниз, таким образом, полной частной собственностью не обладал никто. Это обусловило характерную для средневековья сословно-иерархическую структуру общества, так называемую феодальную лестницу - иерархию светских феодалов, где почти каждый мог быть и вассалом, и сюзереном одновременно с четкими взаимными обязательствами.

На основе феодальной земельной собственности сформировались два основных полюса социокультурного поля средневековой культуры - феодалы (светские и духовные) и феодально-зависимые  производители - крестьяне, что, в свою очередь, обусловило существование двух полюсов средневековья: 1) ученой культуры духовной и интеллектуальной элиты, 2) культуры "безмолвствующего большинства", т.е. культуры простонародья, в массе своей безграмотного.

Средневековая культура формировалась в условиях:

-господства натурального хозяйства, существовавшего примерно до XIII в., когда оно начало превращаться в товарно-денежное в результате роста и усиления городов;

-замкнутой феодальной вотчины - сеньории, являющейся основной хозяйственной, судебной и политической единицей;

-слабой центральной власти,

-феодальной раздробленности, порождавшей нескончаемые войны, смерть, разрушение.

После окончательного раскола Римской империи в 395г. на Западную и Восточную и перемещения  политического центра империи на восток, в новую столицу Константинополь, западная часть империи переживала упадок. С конца IV в. и особенно в V в. на её территорию устремились многочисленные варварские (от латинского barba - борода) племена, в основном германские. Они образовывали здесь племенные объединения и федерации племён и в V в. фактически завоевали всю территорию империи. Завоевание варварами империи сопровождалось их массовым переселением на её территорию: вандалы расселились в Северной Африке, вестготы – на территории Испании, остготы – в Италии, франки – в Галлии, англы, саксы и юты – в Британии.

Варвары, завоевавшие  Рим, находились, несомненно, на более  низкой ступени культурного развития, чем римляне. В стране обработанных полей и виноградников они  продолжали добывать пищу охотой, вытаптывая нивы и сады, масштабное каменное строительство прекратилось полностью - строили из дерева или растаскивали на свои нужды камни римских зданий. Неумеренные в еде и питье, варвары быстро уничтожали запасы и бросались грабить соседей. Сухопутная торговля прекратилась  из-за опасностей и из-за того, что некому и нечем было торговать. Римские дороги заросли, торговые поселения исчезли. Но варвары не были совершенно дикими народами, какими их нередко изображали их ненавистники. Большинство из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, было развито ювелирное искусство и кожевенное ремесло, известен их восхитительный орнамент со стилизованными животными мотивами.

Как ни странно, несмотря на захватнический образ, варвары находили поддержку у римского населения, особенно по принятии христианства. Их язычество и мифология  оказали большое влияние на последующее культурное развитие народов Европы. Прежде всего это относится к фольклорной традиции - литературной, музыкальной и изобразительной. В эту эпоху сложился общегерманский эпос, который не дошел до нас, но частично вошел в известные эпические сказания ("Беовульф", "Песнь о Нибелунгах" и др.). В них еще господствует языческое мировоззрение, хотя записаны они были уже в средние века.

 Языческая  культура очень долго оказывала  большое влияние на духовную  жизнь народных масс и в  определенной степени на культуру профессиональную. Христианство же как религия не потерпело тяжелых потерь, хотя кое-где отступало - население возвращалось к язычеству. Но в других местах миссионеры завоевывали новые души. Немаловажную роль при этом играло монашество, которое к тому времени стремительно развивается: в монастырях наряду с духовной жизнью сочетается физический и интеллектуальный труд. В дальнейшем монастыри становятся центрами аграрного производства, мастерскими по переписыванию и иллюстрированию рукописей, яркими очагами религиозной и культурной жизни. Монахам предписывается простота и скромность во всём, но не рекомендовалось впадать в крайности, когда дело касалось самоотречения или одежды. 

Из монастырей вышло огромное число миссионеров-проповедников, которые начали свою деятельность по всей Европе, неся христианские обычаи, ритуал и свою неутомимую страсть к созданию всё новых и новых монастырей, как бы объединяя страны Европы под жезлом папы. Таким образом, церковь в большой мере подготовила почву для Каролингского возрождения.

Империя Карла  Великого возникла когда король франков  Карл (742-814) объединил под своей властью почти все германо-романские земли, принявшие христианство, кроме Британии и Ирландии. Его империя охватывала территории современной Франции, Германии, Бельгии, Нидерландов, Швейцарии и Италии. Обширность своих владений, естественно, приводила Карла Великого и его советников к мысли о перемене титула. В 800 г. на рождественской мессе в Риме папа Лев III возложил на голову Карла золотую корону «императора римлян». Этот титул показывает, какое громадное влияние на людей всё ещё оказывала римская традиция. Карл был провозглашен не императором франков, а императором римлян, хотя римляне как народ к этому времени уже не существовали.

Современники  воспринимали деятельность Карла как  восстановление Римской империи, которая  для многих оставалась желанным идеалом на фоне окружающего варварства. Возобновляется каменное строительство, при котором в качестве украшений широко использовались римские колонны и капитолийская волчица (символ Рима), но к ним добавляется варварский декор. Происходят преобразования и в обучении: Карл Великий  издаёт ряд указов, по которым при монастырях открываются школы и все родители обязываются обучать своих детей в школах (однако людей, желающих учиться, находилось очень немного, и народ в основной своей массе оставался неграмотным). Развивается схоластика («школьная учёность») – средневековая форма философской культуры и образованности, которая видела свою главную задачу не в раскрытии новых истин, а в обучении, объяснении, комментировании имеющихся знаний.

Информация о работе Городская культура Германии в эпоху средневековья