Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:02, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотреть городскую культуру Германии в эпоху классического средневековья.
В задачи работы входит: выявить предпосылки развития городской культуры; на примере городской культуры Германии классического средневековья рассмотреть особенности культуры городской среды.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Предпосылки развития городской культуры в Западной Европе
1.1Мировоззрение средневековой Европы и его влияние на развитие культуры…………………………………………………………………………..5
1.2 Периодизация средневековой культуры…………………………….20
1.3 Становление городской культуры…………………………………..37
Глава 2. Городская культура Средневековой Германии в эпоху классического средневековья
2.1 Города, как важные очаги духовной жизни…………………………42
2.2 Культура городской среды…………………………………………...46
2.3 Городская архитектура Германии……………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...63
Библиография……………………………………………………………..66
Романский храм
сильно различался внутри и снаружи.
Если наружный вид храма был скорее
мрачным, крепостным, то внутри он должен
был напоминать о царстве Божьем.
Росписями покрывались
Наружный вид
романского собора суров, прост и
ясен. Он воздействует конструктивной
логикой и предельно четко
передает внутреннюю структуру здания.
Это единый, замкнутый объем, имеющий
с восточной стороны
Городской собор XIII века - это не только место богослужения. И на площади перед собором, и в самом соборе происходят диспуты, читаются лекции, разыгрываются театральные представления. Поэтому собор теперь должен был вмещать почти все, сильно возросшее население города.
К концу XII в. на смену романскому искусству приходит готика. Термин был впервые применен ренессансными историками для характеристики всего средневекового искусства.
Эпоха готики (конец XII - XV вв.) - это период, когда в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере.
Одной из особенностей развития архитектуры в Германии является сознательное сохранение романских традиций в готике. В дальнейшем отличительными чертами германской готики, особенно на юго-западе, было применение каркасной системы в строительстве дальних церквей и центрических в плане сооружений, а также создание однобашенного фасада.
В готический период большого развития достигла гражданская архитектура. Немецкие города впервые выступили на историческую арену в XI в. В течение двух следующих столетий они добились независимости и культурного подъема, который продолжался вплоть до XVI столетия.
Так же как и в других странах. Запада феодальной эпохи, средневековый город Германии был городом укрепленным. На крепостных стенах возвышалось множество башен. Городские стены с башнями и подъемными мостами сохранились во многих городах, например в Нюрнберге, Динкельсбюле.
Гражданская городская архитектура Германии наиболее совершенно выражена в общественных зданиях - в ратушах и гостиных дворах.
Динамическая устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу, где ей обещано вечное блаженство. Главная особенность готического собора - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, во многом определяющие внутренний и внешний вид собора. Вся тяжесть громады собора ложилась на его каркас. Это позволило делать тонкие стены, в которых вырезались огромные окна. Самым характерным мотивом готической архитектуры стала стрельчатая арка, которая как бы тянула здание к небесам.
Строительство готических храмов осуществлялось не только церковью, но и городами. Причем самые крупные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Назначение готического храма было не только культовым, он служил и центром общественной жизни в городе. В нем читались университетские лекции, разыгрывались мистерии. Разного рода светские и церковные церемонии устраивались и на соборной площади, собирая толпы горожан. Соборы строились "всем миром", часто сооружение их длилось десятки лет, а иногда и несколько веков.
С готическим зодчеством
неразрывно связано развитие
скульптуры, которой принадлежала
ведущая роль в
Характерные черты готической скульптуры могут быть сведены к следующему: интерес к явлениям реального мира; фигуры, олицетворяющие догматы и верования католической церкви, становятся более реалистичными; усиливается роль светских сюжетов; появляется и начинает играть главенствующую роль круглая пластика. Прекрасный пример - скульптура Кёльнского собора.
Готический стиль изменил облик средневекового
города, способствовал развитию светского
строительства. В городах начинают возводить
Ратуши с открытыми галереями.
Замки аристократов все более напоминают дворцы. Богатые горожане строят дома с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, угловыми башенками.
В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода.
Готический собор в Кёльне объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Высота 157 метров, был самым высоким зданием мира с 1880 по 1884 год.
Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор — и его масштабы должны были затмить все остальные храмы. За образец был взят Амьенский собор во Франции.
В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Хор с обходом, расположенный целиком по типу, принятому во Франции, но в Германии мало распространенному, был закончен в 1332 году.
Для Кельнского собора характерна необычайная вышина среднего корабля, однимающегося над боковыми с отношением 5 :2, прорезанные окнами трифории и часто расположенные большие верхние окна, Заполняющие всю стену. Строительство продолжалось в течение XIV и XV в.в., но медленно, а позднее совсем прекратилось.
Оно было возобновлено лишь в XIX в., после того как в 1814 г. были найдены подлинные чертежи. С 1841 по 1880 г. строительство было закончено. Фасад собора с двумя башнями, достигающими 160 м высоты, является, таким образом, произведением 19 в. и несет на себе отпечаток сухости и схематизма.
Кельнскому собору в высокой мере присуще типичное для поздней готики исключительное обилие изощренного архитектурного декора, покрывающего все детали конструкции беспокойно колеблющимся, бегущим, сплетающимся в великолепные каменные кружева узором. Стены, своды и пол Кёльнского собора выложены серым рейнским камнем, добытым в каменоломнях под Бонном.
Стройные 44-метровые
колонны, словно стволы древнего леса,
поддерживают высокие своды, уложенные
в форме звезд. Ощущение огромности
пространства создается еще и перепадом
высот: центральный неф более чем вдвое
выше боковых, на разных уровнях расположены
неф и хор.
За высоким
алтарем возвышается золотой саркофаг,
украшенный драгоценными камнями. Это
рака Трех королей, Трех волхвов, которые
первыми увидели свет Вифлеемской звезды
и поспешили принести дары младенцу Христу.
Эта сцена запечатлена на знаменитом престольном
образе «Поклонение волхвов» работы Стефана
Лохнера (1440 г.), размещенном в капелле
Девы Марии.
Огромный основной зал собора окружен множеством часовен-капелл, в одной из которых погребен основатель Кёльнского собора епископ Конрад фон Хохштаден. В соборе находится множество значительных произведений средневекового искусства. Это и резные готические скамьи в хоре, и фрески над скамьями, и главный алтарь.
Высоко в верхних рядах окон сияют великолепные витражи — окна Трех королей, — а в галерее хора, в боковой капелле, находятся так называемые Библейские окна. Витраж открыл новые возможности для средневекового художника. Христианство придавало свету божественное и мистическое значение. Свет, льющийся с неба, символизировал идущий от Бога свет. Игра света, проникающего через витраж, уводила мирян от всего конкретного, земного, вела к неосязаемому, светозарному. Витраж как бы приглушал телесность, выразительность, конкретность образов готической пластики. Светоносность внутреннего пространства собора как бы лишала материю непроницаемости, одухотворяла ее.
Две крутые винтовые лестницы - в 509 ступенек каждая - ведут на колокольни, устроенные в средних ярусах обрамляющих фасад башен. Отсюда, с высоты около 100 метров, открывается великолепная панорама Кельна и окрестностей.
Самым большим колоколом Кельнского собора и самым большим "действующим" колоколом в мире является "Петер" - его вес 24 тонны. Он отлит сравнительно недавно - в 1923 году, из металла пушек, захваченных у французов в 1871 году. За ним следует старинный колокол "Претиоза" ("Изысканная"), получивший свое название из-за изумительного по чистоте тона. Отлитый в 1448 году он весит 11 тонн, и в свое время был самым большим в Европе. Своим знаменитым собратьям вторят еще два колокола. Огромные башни Кельнского собора видны практически из любой точки города, но особо потрясающее впечатление - благодаря зеленоватым отблескам подсветки на темном камне - собор производит в вечернее время
Заключение
Итак, средние века в Германии — время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники, создала новый городской образ жизни. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать, прежде всего, университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.
Таким образом, средневековье предстает перед нами не как "темные века", некий провал в истории человечества, а время, когда создавалась и существовала замечательная культура, ценная и сегодня для нас своей яркостью, многоликостью, великими духовными взлетами и прозрениями, ошибками и заблуждениями людей, ее создававших.
В этот период быстро
развивается городская литерату
Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни немецкого общества – городской культуре. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.
Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим о развитии городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие.
Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и в других областях культуры, она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальных культур, это находило выражение в особенностях архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнаментах, сочетаниях цветовой гаммы и пр.
Для городской культуры Германии был характерен отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей античности реалистической.
Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковный по содержанию была и настенная живопись – плоскостная, отрицающая фигур и перспективу.
К XII в. относится появление нового архитектурного стиля – готике, ставшей после романского стиля вторым каноном Средневековья. Причудливый мир готики явился своеобразным отражением протекавшим в Германии экономических и политических процессов (усложнения структуры общества, рост городов, усиление влияния третьего сословия, религиозные воины). Основа готического собора – высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большей высоте. В таком здании стены не являются несущим элементам конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами –витражами. Характерная черта готики – устремление зданий ввысь.
С развитием готической архитектуры меняется и скульптура, и живопись. Человеческие фигуры становятся более реалистичными, богаче становятся гамма красок. Все отчетливее сказывается наследие античности. Итак, XIII-XIV вв.– непосредственные предшественники культуры Возрождения.
Информация о работе Городская культура Германии в эпоху средневековья