Городская культура Германии в эпоху средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:02, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть городскую культуру Германии в эпоху классического средневековья.
В задачи работы входит: выявить предпосылки развития городской культуры; на примере городской культуры Германии классического средневековья рассмотреть особенности культуры городской среды.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Предпосылки развития городской культуры в Западной Европе
1.1Мировоззрение средневековой Европы и его влияние на развитие культуры…………………………………………………………………………..5
1.2 Периодизация средневековой культуры…………………………….20
1.3 Становление городской культуры…………………………………..37
Глава 2. Городская культура Средневековой Германии в эпоху классического средневековья
2.1 Города, как важные очаги духовной жизни…………………………42
2.2 Культура городской среды…………………………………………...46
2.3 Городская архитектура Германии……………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...63
Библиография……………………………………………………………..66

Файлы: 1 файл

Городская культура Германии в эпоху средневековья( Дип).doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если наружный вид храма был скорее мрачным, крепостным, то внутри он должен был напоминать о царстве Божьем. Росписями покрывались практически  все стены. Расписывались даже скульптуры. Стволы колонн, и те были раскрашены. На наружные стены храма выливались только росписи портала (тимпана и поддерживающих его колонн). Особенно прихотливо и разнообразно расписывались капители колонн. Здесь изображали сцены из Священного писания, Жития святых, персонажей светских литературных произведений.

Наружный вид  романского собора суров, прост и  ясен. Он воздействует конструктивной логикой и предельно четко  передает внутреннюю структуру здания. Это единый, замкнутый объем, имеющий  с восточной стороны пирамидальную  форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода — над капеллами, над ними — главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они придают нерушимую устойчивость всему сооружению. Стены с массивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью.

Городской собор XIII века - это не только место богослужения. И на площади перед собором, и  в самом соборе происходят диспуты, читаются лекции, разыгрываются театральные представления. Поэтому собор теперь должен был вмещать почти все, сильно возросшее население города.

К концу XII в. на смену романскому искусству приходит готика. Термин был впервые применен ренессансными историками для характеристики всего средневекового искусства.

Эпоха готики (конец XII - XV вв.) - это период, когда в  средневековой культуре все большую  роль начинает играть городская культура. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере.

Одной из особенностей развития архитектуры в Германии является сознательное сохранение романских  традиций в готике. В дальнейшем отличительными чертами германской готики, особенно на юго-западе, было применение каркасной системы в строительстве дальних церквей и центрических в плане сооружений, а также создание однобашенного фасада.

В готический период большого развития достигла гражданская  архитектура. Немецкие города впервые  выступили на историческую арену в XI в. В течение двух следующих столетий они добились независимости и культурного подъема, который продолжался вплоть до XVI столетия.

Так же как и  в других странах. Запада феодальной эпохи, средневековый город Германии был городом укрепленным. На крепостных стенах возвышалось множество башен. Городские стены с башнями и подъемными мостами сохранились во многих  городах, например в Нюрнберге, Динкельсбюле.

Гражданская городская  архитектура Германии наиболее совершенно выражена в общественных зданиях - в  ратушах и гостиных дворах.

Динамическая  устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу, где ей обещано вечное блаженство. Главная особенность готического собора - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, во многом определяющие внутренний и внешний вид собора. Вся тяжесть громады собора ложилась на его каркас. Это позволило делать тонкие стены, в которых вырезались огромные окна. Самым характерным мотивом готической архитектуры стала стрельчатая арка, которая как бы тянула здание к небесам.

Строительство готических храмов осуществлялось не только церковью, но и городами. Причем самые крупные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Назначение готического храма было не только культовым, он служил и центром общественной жизни в городе. В нем читались университетские лекции, разыгрывались мистерии. Разного рода светские и церковные церемонии устраивались и на соборной площади, собирая толпы горожан. Соборы строились "всем миром", часто сооружение их длилось десятки лет, а иногда и несколько веков.

 С готическим зодчеством  неразрывно связано развитие  скульптуры, которой принадлежала  ведущая роль в изобразительном  искусстве этого периода. Готическая  скульптура более подчинена архитектуре и имеет более самостоятельное значение, чем романская. В многочисленных нишах на фасадах соборов помещались фигуры, олицетворяющие догматы христианской веры. Живые позы, легкие изгибы придают им подвижность, динамичность, в отличие от романских. Сами образы святых стали более разнообразными, конкретными, индивидуальными. Наиболее значимые фигуры были прикреплены к колоннам в проемах по сторонам от входа в собор.

Характерные черты  готической скульптуры могут быть сведены  к следующему: интерес к явлениям реального мира; фигуры, олицетворяющие догматы и верования католической церкви, становятся более реалистичными; усиливается роль светских сюжетов; появляется и начинает играть главенствующую роль круглая пластика. Прекрасный пример - скульптура Кёльнского собора.

 
 
              Готический стиль изменил облик средневекового города, способствовал развитию светского строительства. В городах начинают возводить Ратуши с открытыми галереями.

Замки аристократов все более напоминают дворцы. Богатые  горожане строят дома с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, угловыми башенками.

В готическую эпоху  высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода.

Готический собор в Кёльне  объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Высота 157 метров, был самым высоким зданием мира с 1880 по 1884 год.

Кёльн, один из самых богатых и политически  могущественных городов тогдашней  Германской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор — и его масштабы должны были затмить все остальные храмы. За образец был взят Амьенский собор во Франции.

В 1248 году, когда  архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден  заложил первый камень в основание  Кёльнского собора, началась одна из самых  длинных глав в истории европейского строительства.  Хор с обходом, расположенный целиком по типу, принятому во Франции, но в Германии мало распространенному, был закончен в 1332 году.

Для Кельнского собора характерна необычайная вышина среднего корабля, однимающегося над боковыми с отношением 5 :2, прорезанные окнами трифории и часто расположенные большие верхние окна, Заполняющие всю стену. Строительство продолжалось в течение XIV и XV в.в., но медленно, а позднее совсем прекратилось.

Оно было возобновлено лишь в XIX в., после того как в 1814 г. были найдены подлинные чертежи. С 1841 по 1880 г. строительство было закончено. Фасад собора с двумя башнями, достигающими 160 м высоты, является, таким образом, произведением 19 в. и несет на себе отпечаток сухости и схематизма.

Кельнскому  собору в высокой мере присуще  типичное для поздней готики исключительное обилие изощренного  архитектурного декора, покрывающего все детали конструкции беспокойно колеблющимся, бегущим, сплетающимся в великолепные каменные кружева узором. Стены, своды и пол Кёльнского собора выложены серым рейнским камнем, добытым в каменоломнях под Бонном.

Стройные 44-метровые колонны, словно стволы древнего леса, поддерживают высокие своды, уложенные  в форме звезд. Ощущение огромности пространства создается еще и перепадом высот: центральный неф более чем вдвое выше боковых, на разных уровнях расположены неф и хор.  
          За высоким алтарем возвышается золотой саркофаг, украшенный драгоценными камнями. Это рака Трех королей, Трех волхвов, которые первыми увидели свет Вифлеемской звезды и поспешили принести дары младенцу Христу. Эта сцена запечатлена на знаменитом престольном образе «Поклонение волхвов» работы Стефана Лохнера (1440 г.), размещенном в капелле Девы Марии.

Огромный основной зал собора окружен множеством часовен-капелл, в одной из которых погребен основатель Кёльнского собора епископ Конрад фон  Хохштаден. В соборе находится множество  значительных произведений средневекового искусства. Это и резные готические скамьи в хоре, и фрески над скамьями, и главный алтарь.

Высоко в  верхних рядах окон сияют великолепные витражи — окна Трех королей, — а в галерее хора, в боковой капелле, находятся так называемые Библейские окна. Витраж открыл новые возможности для средневекового художника. Христианство придавало свету божественное и мистическое значение. Свет, льющийся с неба, символизировал идущий от Бога свет. Игра света, проникающего через витраж, уводила мирян от всего конкретного, земного, вела к неосязаемому, светозарному. Витраж как бы приглушал телесность, выразительность, конкретность образов готической пластики. Светоносность внутреннего пространства собора как бы лишала материю непроницаемости, одухотворяла ее.

Две крутые винтовые лестницы - в 509 ступенек каждая - ведут  на колокольни, устроенные в средних  ярусах обрамляющих фасад башен. Отсюда, с высоты около 100 метров, открывается  великолепная панорама Кельна и окрестностей.

Самым большим  колоколом Кельнского собора и самым  большим "действующим" колоколом  в мире является "Петер" - его  вес 24 тонны. Он отлит сравнительно недавно - в 1923 году, из металла пушек, захваченных у французов в 1871 году. За ним следует старинный колокол "Претиоза" ("Изысканная"), получивший свое название из-за изумительного по чистоте тона. Отлитый в 1448 году он весит 11 тонн, и в свое время был самым большим в Европе. Своим знаменитым собратьям вторят еще два колокола. Огромные башни Кельнского собора видны практически из любой точки города, но особо потрясающее впечатление - благодаря зеленоватым отблескам подсветки на темном камне - собор производит в вечернее время

 

Заключение

Итак, средние  века в Германии — время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники, создала новый городской образ жизни. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать, прежде всего, университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.

Таким образом, средневековье предстает перед  нами не как "темные века", некий  провал в истории человечества, а  время, когда создавалась и существовала замечательная культура, ценная и сегодня для нас своей яркостью, многоликостью, великими духовными взлетами и прозрениями, ошибками и заблуждениями людей, ее создававших.

В этот период быстро развивается городская литература, для которой были характерны реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев населения, а также появление сатирических произведений.

Развитие городской  литературы свидетельствовало о  новом явлении в культурной жизни немецкого общества – городской культуре. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Новым и чрезвычайно  важным явлением, свидетельствующим о развитии городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие.

Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и в других областях культуры, она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальных культур, это находило выражение в особенностях архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнаментах, сочетаниях цветовой гаммы и пр.

Для городской культуры Германии был характерен отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей античности реалистической.

Для скульптур  романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке  природы и человеческого тела. Исключительно церковный по содержанию была и настенная живопись – плоскостная, отрицающая фигур и перспективу.

К XII в. относится  появление нового архитектурного стиля  – готике, ставшей после романского стиля вторым каноном Средневековья. Причудливый мир готики явился своеобразным отражением протекавшим в Германии экономических и политических процессов (усложнения структуры общества, рост городов, усиление влияния третьего сословия, религиозные воины). Основа готического собора – высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большей высоте. В таком здании стены не являются несущим элементам конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами –витражами. Характерная черта готики – устремление зданий ввысь.

С развитием готической архитектуры меняется и скульптура, и живопись. Человеческие фигуры становятся более реалистичными, богаче становятся гамма красок. Все отчетливее сказывается наследие античности. Итак, XIII-XIV вв.– непосредственные предшественники культуры Возрождения.

Информация о работе Городская культура Германии в эпоху средневековья