Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:02, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотреть городскую культуру Германии в эпоху классического средневековья.
В задачи работы входит: выявить предпосылки развития городской культуры; на примере городской культуры Германии классического средневековья рассмотреть особенности культуры городской среды.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Предпосылки развития городской культуры в Западной Европе
1.1Мировоззрение средневековой Европы и его влияние на развитие культуры…………………………………………………………………………..5
1.2 Периодизация средневековой культуры…………………………….20
1.3 Становление городской культуры…………………………………..37
Глава 2. Городская культура Средневековой Германии в эпоху классического средневековья
2.1 Города, как важные очаги духовной жизни…………………………42
2.2 Культура городской среды…………………………………………...46
2.3 Городская архитектура Германии……………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...63
Библиография……………………………………………………………..66
При этом существенным образом смещаются акценты: труд, который традиционно воспринимался как «нужда», «мука», «забота», «наказание», обретает новый смысл — социально полезной деятельности, основы существования общества. «Ты хотел бы быть господином, а должен пахать землю; ты хотел бы быть графом, а ты — сапожник; то же самое говорю я всем работникам. Если бы Бог всех сделал господами, то мир был бы неустроен и в стране не было бы спокойствия и порядка», — наставляет проповедник свою паству.
Другим Божьим даром Бертольд Регенсбургский называет имущество. Если у проповедников более раннего времени идеалом была евангельская бедность и желательность раздачи богатства с целью спасения души, то в проповедях францисканского монаха, вышедшего из городской южнонемецкой среды, знавшего запросы своей аудитории (проповедовал Бертольд в городах Южной Германии, где торгово-ремесленная деятельность приобрела особый размах), эти ценности ревизуются.
Так, рассуждая на тему «Люби ближнего своего, как самого себя», проповедник следующим образом интерпретирует этот библейский идеал. Воображаемый собеседник возражает проповеднику: «Увы, брат Бертольд, сам ты наверняка так не поступаешь. Я твой ближний, но у тебя имеются два хороших одеяния, а у меня — один плащ, и тем не менее скорее ты оставишь в нужде меня, нежели самого себя». — «Да, это верно, — отвечает проповедник, — у меня есть одежда, а тебе я не даю, но я хотел бы, чтобы и у тебя было не хуже и даже более моего.
Любовь в том, чтобы желать ближнему того же, что и самому себе...» Несомненна переоценка отношения к собственности и богатству, свойственного раннему Средневековью, произошедшая под влиянием городской среды.
Важно подчеркнуть, что изменение отношения к богатству, формирование новых установок, связанных с более рациональным и практичным отношением к нему, расчет и накопительство были характерны в первую очередь именно для бюргерских слоев.
Феодальные магнаты в большей мере сохраняли верность традициям рыцарской среды с присущей ей склонностью публично демонстрировать и «расточать» богатство даже в тех условиях, когда жизнь диктовала новые требования.
Это особенно ярко видно в повседневной жизни. Так, в XV в. тирольский герцог Сигизмунд мог задаривать кубками, наполненными до краев серебряными самородками, своего знатного гостя и племянника, молодого короля Максимилиана I. По-видимому, такого рода жестами расточительной щедрости и было вызвано возмущение сословий разорительной для герцогства финансовой политикой их правителя, и Сигизмунд был вынужден передать свои владения императору в 1490 г.
Другой пример: в 1477 г. саксонский курфюрст Альбрехт, заехав на рудник в Шнееберге, приказал накрыть себе стол на большой глыбе серебряной руды шириной в 2, высотой в 4 метра с тем, чтобы иметь возможность посостязаться с самим императором. Во время застолья курфюрст горделиво заметил своим сотрапезникам, что могучий и богатый император Фридрих III, как бы ни был богат, не имеет «такого великолепного стола».
В том же веке накануне первого заседания нового органа власти — «имперского регимента» — нюрнбержцы демонстрировали готовность невзирая ни на что приращивать свои сбережения, даже если при этом может пострадать репутация. Так, горожанин Леонхард фон Плобен требовал с Майнцского архиепископа за квартиру 3 гульдена вдень. На жалобу епископа в городской совет последний ответил, что и с других князей, останавливавшихся у фон Плобена, тот брал столько же, а на цены поскромней гости могут рассчитывать лишь соглашаясь, соответственно, на более скромные квартиры.
Не абсолютизируя различие отношения к богатству бюргерства и знати, все же следует подчеркнуть, что горожанин раньше и быстрее вырабатывал практицизм, задавал тон новому, более рациональному обращению с земными благами.
Вернемся к проповедям Бертольда Регенсбургского. Третий дар, или «талант», врученный человеку Творцом, — это время, отпущенное ему для жизни. Оно даровано для трудов, и его нельзя расходовать попусту. Время, потраченное на небогоугодные дела — игры, танцы, пьянство, распутство, наживу и т. п., умножит муки на том свете.
Говоря о том, что время необходимо использовать для спасения (на молитвы, пост, добрые дела и т. д.), Бертольд Регенсбургский подчиняет время вечности в соответствии с христианской традицией. Однако, увязывая его с осуществлением службы, призвания, проповедник возводит его в число неотъемлемых параметров человеческой личности.
Конечно, время не стало в глазах проповедника самостоятельной земной ценностью. Бюргерское сознание, тем более сознание монаха, не могло разглядеть в нем некоего неотъемлемого свойства повседневной жизни. И, тем не менее, первый шаг в этом направлении был сделан. Новое ощущение времени нашло отражение и в практике каждодневной жизни германского города: появившиеся на городских башнях часы были знаком постепенно меняющегося менталитета.
Наконец, самый главный дар Бога человеку — это его собственная персона, сотворенная по образу и подобию Божьему. Конечно, эта персона не обладает той степенью свободы, которая будет признаваться за личностью столетия спустя. Она сотворена Богом и должна к Нему возвратиться.
Но то, что Бертольд ставит персону в начале всего смыслового ряда «талантов», подаренных Богом человеку, как залога реализации его социальной функции — призвания, служения, — говорит о своеобразном понимании ценности личностного, индивидуального начала.
2.3 Городская архитектура Германии
Архитектура
была ведущим видом искусства в средние
века. Ее формирование связано с монументальным
строительством, начавшимся в Западной
Европе в пору образования государств
и оживления хозяйственной деятельности.
В области архитектуры западноевропейское
средневековье выработало два значительных
стиля - романский и готический. Именно
в них наиболее полно выразилось мировоззрение
эпохи.
Романский стиль европейского средневековья начинается в X веке, когда после многочисленных междоусобных войн и "великого переселения народов" наступил период некоторого затишья. К этому времени из обширной империи Карла Великого уже складываются отдельные европейские государства, которые еще не успели приобрести культурную самостоятельность и своеобразие, и культура каждого их них была лишь вариацией на общеевропейскую тему.
Однако раздробленность земель еще оставалась значительной. И потому многие замки, монастыри и городские сооружения более походили на крепости. Легко горящее дерево довольно быстро заменилось в них камнем. Стены строений старались теперь делать как можно более толстыми, дверные и оконные проемы как можно более узкими. Тем более, что стекла в них не ставили, и потому, чтобы сохранить тепло, старались расположить как можно выше. Толстые стены, во-первых, способствовали обороне, а во-вторых, помогали сдерживать распор каменного перекрытия, которое заменило в замках и базиликах деревянное.
На смену романскому стилю в период развитого средневековья приходит готический.
Немецкая готика дала миру замечательные, необычайно красивые сооружения, многие из которых внесены ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия человечества.
Мы рассмотрим основные архитектурные стили городов и их особенности развития в Германии.
- Романский стиль;
- Готика.
Романская архитектура опиралась на достижения предшествующего периода, в частности Каролингского Возрождения, и формировалась под сильным влиянием традиций античного, византийского или арабского искусства, отличаясь большим разнообразием форм.
Это исторический
стиль зрелого Средневековья, характеризующийся
общностью типов построек, их конструктивных
приемов и выразительных
Многие замки, монастыри и городские сооружения
этого стиля более походили на крепости.
Легко горящее дерево довольно быстро
заменилось в них камнем. Сам тип феодального
замка окончательно сложился именно в
эту эпоху.
С развитием торговли в XI-XII веках все большую роль начинают играть города. Они защищались рвом и мощными крепостными стенами (часто в несколько рядов) с высокими дозорными башнями. Стены эти сдерживали разрастание города вширь, и ему поневоле приходилось расти вверх, увеличивая этажи зданий.
Форма романского храма, его планировка отвечали потребностям культа. Храм вмещал массу людей, различных по социальному положению: мирян и духовенство, простых людей и знать. Он был рассчитан также на многочисленных паломников. Паломничество к местам, где хранились мощи и реликвии святых, было характерно для этой эпохи. Все это вызвало необходимость увеличения размеров храма, создания дополнительных помещений и разграничение внутреннего пространства на зоны.
Особенности романской
архитектуры обусловлены
Внутреннее
пространство в романском соборе
строго замкнуто и окружено со всех сторон
инертной каменной массой. Интерьер воздействует
грандиозностью пространства, удлиненным
и высоким средним нефом, обилием гладких
поверхностей стен с щелевидными окнами,
тяжелых арок, массивных колонн, которые
рождают впечатление спокойного величия
и неподвижности.
В романской
архитектуре применяются традиционные
римские формы: полуциркульные арки, столбы,
колонны. Но романские колонны не имеют
устойчивых типов ордеров. Пропорции и
формы капителей разнообразны, их декор
не имеет аналогии в истории архитектуры.
В ранний период капители, по форме близкие
к усеченной пирамиде, обычно покрывались
орнаментом со стилизованными мотивами
растений и фантастических животных. В
эпоху зрелости стиля часто применяется
скульптурная капитель.
Самый
яркий пример романского стиля в Германии
- Вормский
собор.
В Вормском соборе (1171 —1234), построенном из желто-серого песчаника, четкие грани наружных форм ясно выражают объемно пространственную структуру здания. Приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма придают ему характер суровой крепости. Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. Слабо выступающие лизены («лопатки» — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют арочный фриз, цоколь и галереи в верхней части. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа, приходится два пролета боковых.
Самыми важными точками на символическом пути верующего в храме становились начало пути - портал и цель этого пути - престол. Форма средневекового портала уже сама по себе символична. Квадрат двери, перекрытый полукруглым тимпаном, символизировал землю, перекрытую небом. Недаром латинское слово "arcus" переводится как "арка, дуга, лук, свод, изгиб, радуга". Особенно по душе было средневековым авторам значение арки как радуги. Ведь по средневековым понятиям радуга - мост между землей и небом.
Входной портал символизировал Силу и Могущество, переход из мирской жизни в священную. Символизировал он и Христа, ведь сам Христос говорил: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет".
Имел символическое значение и размер двери. Их делали уже за счет уменьшающихся арок, опираясь на евангельское: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их".
Роза - круглое окно на фасаде над порталом появилось уже в романское время и часто символизировало солнце, Христа или Деву Марию, про которую говорилось, что она - "роза без шипов".
Своеобразным и типичным украшением романского храма становятся скульптуры. Очень рано проявилась основная особенность романской скульптуры - она не приставлена к стене, не прилаживается к ней извне, но составляет одно целое со стеной, как бы извлекается из нее.. Немецкие средневековые соборы буквально наполнены скульптурными изображениями. Именно в немецких землях в XIII веках над самым алтарем подвешивали свободно парящее огромное распятие. Однако чаще между алтарем и храмом устраивали невысокую алтарную стенку - леттнер, украшая ее многофигурными скульптурными композициями распятие с предстоящими - Богоматерь, Иоанн Креститель, архангелы.
Большое место
в романском, а потом и в
готическом соборе занимают статуи реальных
исторических лиц. Это либо донаторы
- дарители, содержатели храма, либо короли и князья,
захороненные в соборе.
В Германии символом XII века стал "Бамбергский
всадник" - конная статуя рыцаря, помещенная
в соборе св. Петра в городе Бамберг.
Даже в алтарной части собора ставятся
статуи земных правителей. Так за леттнером
собора св. Петра и Павла в Наумбурге расположена
целая галерея с 12 статуями маркграфов
- наумбургских правителей. На многих скульптурах
уцелела интересная раскраска.
Здесь особенно ярко выявилось своеобразие западно-христианской скульптуры по сравнению с восточно-христианской иконописью. Скульптура намного натуралистичнее иконы. Здесь правильнее пропорции, естественнее позы, детальнее разработаны одеяния. В скульптуре чаще передается не отрешенность и погруженность в духовный мир, а вполне земные переживания. Особенно большую роль при этом играют жесты, которых почти лишена икона. В немецкой же скульптуре жесты передают практически все эмоциональные оттенки. Да и сюжеты часто выбираются вполне земные. Например, в декоре собора св. Петра в Бамберге изображены спорящие апостолы - они обсуждают трудные для понимания места из Ветхого завета. Все они очень разные, со своими индивидуальными чертами, и движения их активны, действенны.
Информация о работе Городская культура Германии в эпоху средневековья