Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 21:32, контрольная работа
Описание работы
С середины 80-х и особенно с начала 90-х гг. в России, как и в целом в СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз.
Содержание работы
Задание 1. Этапы, характер и содержание политики «перестройки» (1985-1991гг.). Государственная деятельность М.С.Горбачева…………….....1 Введение…………………………………………………………………………...1 Глава 1. Этапы, характер и содержание политики «перестройки» (1985-1991гг.)…………………………………………………………..………….5 1.1 Поиск новой концепции развития страны………………………………….5 1.2 Принятие законов и их последствия………………………………………..7 1.3 Съезды народных депутатов СССР …………………………………………9 1.4 Формирование политических движений и партий…………………..……14 1.5 Последствия распада СССР…………………………………………….…..17 Глава 2. Государственная деятельность М.С.Горбачева…………………..….24 2.1 Внешняя политика……………………………………………………….….24 2.2 Внутренняя политика………………………………………………………..26 Заключение……………………………………………………………………….29 Список использованной литературы……………………………….…………..32 Задание 2. Характеристика и анализ роли Емельяна Пугачева и Ю.В.Андропова в истории России………………………………………..…….33 Список использованной литературы …………………………………………..35 Задание 3. «Союз 17 октября» (октябристы)…………………………………..36 Список использованной литературы……………………………….................38
Список использованной литературы……………………………….................38
Задание 1. Этапы,
характер и содержание политики «перестройки»
(1985-1991гг.). Государственная деятельность
М.С.Горбачева.
Введение
С середины 80-х и особенно с
начала 90-х гг. в России, как и в целом в
СССР, стали происходить серьезные изменения.
Эти изменения затронули все стороны социально-экономической
и особенно политической жизни советского
общества. Они протекали весьма быстро,
носили противоречивый характер и имели
серьезные последствия для России и всех
республик, входивших в Советский Союз.
Вместе с тем политические события, проходившие
в советском союзе и в его республиках,
отразились и на процессе мировой политической
истории. Сегодня трудно объективно разобраться
во всех этих событиях и, особенно в их
последствиях. Сегодня же точка зрения
и оценки исследователей противоречивы,
во многом субъективны и далеки от совпадения.
Это естественно, так как для глубокого
и объективного осмысления этих событий
потребуются время, накопление и изучение
всестороннего и большого документального
материала. Тема перестройки1 и распада СССР особенно интересна
и тем, что в настоящий момент трудно найти
человека, судьба которого не изменилась
бы существенным образом в связи с реформами
М.С. Горбачева.
Цель работы: изучить причины,
развитие и последствия политического
кризиса в СССР в 1985-1991 гг.
Для решения данных целей я
ставлю следующие задачи:
- проанализировать основные
этапы реализации реформы2 политической системы в СССР;
- определить последствия
перестройки, дать характеристику
распада СССР;
- изучить государственную
и политическую деятельность
М.С. Горбачева.
Проблема освещения событий
истории СССР 1985-1991 гг. до настоящего момента
в различной литературе оценивается неоднозначно.
В качестве источников данного исследования
были выбраны работы двух отечественных
авторов: Согрин В.А. Политическая история
Современной России 1985-1994 гг. От Горбачева
до Ельцина; Афанасьев Ю.Н. Опасная Россия.
Важным источником послужила
книга М.С. Горбачева «Перестройка и новое
мышление», на основе которой можно было
давать анализ событиям с точки зрения
непосредственного их руководителя.
Также мною было изучено несколько статей,
одна из которых статья Симонова Юрия "Шахтерские забастовки
1989 года в СССР и некоторые размышления
по поводу нынешней ситуации в рабочем
движении".
Глава 1. Этапы, характер и содержание
политики «перестройки»
Поиск новой концепции развития
страны
В начале 1985 года новое руководство
партии выбрало курс на радикальную реформу
экономики. В основу экономической политики
была положена концепция "ускорения
социально-экономического развития страны".
Выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом
ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии
(март - апрель 1986 г.), экономическая реформа
нашла свое выражение в "Основных направлениях
экономического и социального развития
СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года".
Под ускорением понималось
повышение темпов экономического роста.
Так, за 15 лет предполагалось увеличить
национальный доход почти в два раза при
удвоении производственного потенциала,
повысить производительность труда в
2,3 - 2,5 раза. Стратегия "ускорения"
была основана на всемерной интенсификации
производства на базе научно-технического
прогресса, структурной перестройки экономики,
эффективных форм управления, организации
и стимулирования труда.
Чтобы быстрее получить желаемый
результат, были усилены волевые рычаги,
проведен ряд "кампаний". Основными
из них были: антиалкогольная кампания,
борьба с нетрудовыми доходами, введение
госприемки, активизация человеческого
фактора и др. В конце мая 1985 года, то есть
спустя два месяца после избрания М.С.Горбачева
Генеральным секретарем ЦК КПСС, была
объявлена решительная борьба с пьянством,
результаты которой должны были сказаться
на значительном повышении производительности
труда и укрепить трудовую дисциплину.
В ряде мест ликвидировались вино-водочные
заводы, вырубались виноградники. В итоге
антиалкогольной кампании производство
винно-водочных изделий значительно сократилось.
Вместо повышения производительности
труда борьба с пьянством вызвала нежелательные
явления, а именно:
- была подорвана экономическая
база южных винодельческих районов,
например, Нагорного Карабаха в
Азербайджане, Молдавии и др;
- увеличились потери рабочего
времени в силу того, что возникли
большие очереди за алкогольными
напитками;
- участились случаи отравления
людей от самодельных и технических
спиртосодержащих жидкостей;
- значительно сократились
поступления в доходную часть
бюджета, возникли перебои с выплатой
заработной платы, правительство
начало денежную эмиссию.3
Впервые после войны был включен
денежный станок.
В результате подобного рода
кампаний государственный финансово-кредитный
механизм оказался разбалансированным,
кризисные проявления стали возрастать.
Общие показатели народнохозяйственной
деятельности продолжали оставаться низкими.
Это означало, что концепция "ускорения"
фактически провалилась. Начались поиски
иных путей реформирования.
Принятие законов и их последствия
В июне 1987 года Пленумом ЦК КПСС
были приняты "Основные положения коренной
перестройки управления экономикой".
Тем самым политическое руководство сделало
упор на изменение системы управления
народным хозяйством. Поскольку управление
огромной 300-млн. страной с сотнями тысяч
предприятий из одного центра представлялось
затруднительным, был определен путь предоставления
самостоятельности предприятиям.
Принятый закон "О государственном
предприятии (объединении)" существенно
расширил права предприятий, предоставил
им полный хозрасчет, самоокупаемость
и самоуправление. Директивный государственный
план был заменен госзаказом. Был принят
также закон "О кооперации", который
стимулировал развитие кооперативных
форм в сфере производства и обслуживания,
предоставлял возможность возникшим кооперативам
получения значительных субсидий из государственной
казны.
В условиях господства государственной
экономической системы без налаженного
рыночного механизма такие меры могли
привести лишь к негативным последствиям,
что не замедлило сказаться. Новые кооперативы,
не имевшие первоначального капитала
из-за отсутствия соответствующих социальных
слоев в советском обществе, получили
огромные финансовые кредиты, которые
не дали сиюминутной прибыли, а лишь способствовали
оттоку денежных средств из бюджета и
стимулировали инфляцию. Тем более, что
налог на кооперативы был установлен в
размере всего лишь 3 процентов.
Расширение прав предприятий
сразу же привело к повышению заработной
платы при минимальном росте выпуска продукции.
В результате с 1988 года разбалансировка
народного хозяйства стала приобретать
кризисные черты, которые проявились в
глубоком расстройстве финансовой системы,
возрастающем дефиците бюджета, усиливающейся
инфляции, процветании теневого рынка,
нехватке потребительских товаров. С лета
1989 года острота экономических проблем
усугубилась серией забастовок на шахтах
основных угольных бассейнов и осенью
в Воркуте. Ухудшение условий труда, продовольственного
снабжения вызвало взрыв недовольства.
Принятый осенью 1988 года закон о порядке
разрешения трудовых конфликтов не дал
результатов.4
Складывающаяся обстановка
требовала новых подходов.В 1989 - 1991 гг.
в основу стратегии преобразования хозяйственного
механизма закладывается идея его построения
по рыночным принципам. В конце 1989 года
правительство продолжило свою программу
перехода к "планово-рыночной экономике",
рассчитанную на 6 лет. На первом этапе
(1990-1992 гг.) должен был осуществиться комплекс
чрезвычайных мер. Предполагалось использовать
как директивные методы управления, так
и экономические рычаги, роль которых
постепенно должна была возрастать. На
втором этапе (1993-1995 гг.) ведущее место
отводилось экономическим методам руководства.
Съезды народных депутатов
СССР
Помимо правительственной,
был ряд альтернативных программ, в том
числе программа межрегиональной депутатской
группы Верховного Совета, которая предлагала
более радикальные меры, ускоренный переход
к рыночной экономике. Для нормализации
потребительского рынка и обеспечения
социальной защищенности трудящихся предлагалось
создать два сектора на рынке:
1)ввести карточки и обеспечить
всех необходимым минимумом продуктов
и товаров по низким ценам;
2) свободный рынок (коммерческие
цены), который должен был постепенно расширяться.
Съезд народных депутатов СССР
утвердил правительственную программу.
Однако уже через несколько месяцев стало
ясно, что она не действует. Положение
на потребительском рынке усложнилось.
В сложившейся обстановке правительство
срочно приступило к подготовке целого
пакета законопроектов с целью ускорить
переход к регулируемой рыночной экономике.
На третьей сессии Верховного
Совета СССР правительство выступило
с новой программой осуществления экономических
реформ (докладчик Н.И.Рыжков), в которой
намечалось резкое повышение цен на продукты
и на промышленные товары с частичной
компенсацией.
В июле 1990 года состоялась встреча
Президента СССР М.С.Горбачева и Председателя
Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцина, на
которой была достигнута договоренность
о разработке альтернативной программы.
Была создана комиссия под руководством
академика С.С.Шаталина и заместителя
Председателя Совета Министров РСФСР
Г.Я.Явлинского.
Таким образом, разработкой
программы перехода к рыночной экономике
одновременно занимались две комиссии:
правительственная и Шаталина - Явлинского.
Комиссия Шаталина Явлинского подготовила
общесоюзную "Программу 500 дней".
В ее разработке принимали участие представители
почти всех союзных республик.5
В качестве первого решающего
шага предусматривалась стабилизация
финансово-денежной системы. При этом
цены на основные продукты и товары планировалось
сохранить на неизменном уровне и лишь
по мере стабилизации рубля они должны
были "опускаться" по группам товаров
при сохранении контроля над ценами по
другим товарам. Авторы программы расписали
по периодам - какие меры должны быть осуществлены
в течении каждого из них. Это давало возможность
осуществлять постепенный контроль за
выполнением программы. В ней были также
обстоятельно проработаны такие вопросы
как разгосударствление и приватизация
экономики, вопросы структурной перестройки
хозяйства, внешнеэкономической деятельности
и валютной политики, социальной защиты
населения и т.д.
В начале сентября 1990 г. сессия
Верховного Совета РСФСР в целом одобрила
"Программу 500 дней"6 и определила начало ее осуществления
- 1 октября 1990 года. Затем эта программа
была представлена на Верховный Совет
СССР. Одновременно был заслушан доклад
Председателя Совета Министров Н.И.Рыжкова
о правительственной программе.
Обсуждение на сессии не привело
к принятию ни той, ни другой программы.
Было решено выработать единый компромиссный
вариант, хотя эти программы были концептуально
несовместимы. В октябре 1990 года Верховный
Совет СССР утвердил новый вариант президентской
Программы "Основные направления по
стабилизации народного хозяйства и перехода
к рыночной экономике". Многие специалисты
оценили ее как скорее документ политический,
чем экономический: она носила общий неконкретный
характер, не указывала сроки осуществления
тех или иных мер. В отличие от "Программы
500 дней" предусматривались более медленные
темпы приватизации. В президентскую программу
не вошли наиболее радикальные предложения
шаталинской группы. Президентская программа
по существу фактически блокировала выполнение
"Программы 500 дней", что вызвало конфликт
между Центром и Россией.
Однако в 1991 году разразился
экономический кризис, который принял
комплексный характер, затрагивая политическую
и межнациональную сферу. В 1990 году, впервые
за послевоенный период, валовый национальный
продукт снизился на 2 процента по сравнению
с предыдущим годом, национальный доход
- на 4 процента. В 1991 году положение еще
более усугубилось. Падение производства
в 1991 году в процентах к 1990 году составило
по продукции промышленности - 6,2, сельского
хозяйства - 11. валовый национальный продукт
снизился на 10 процентов. Добыча нефти
упала до уровня середины 70-х годов, угля
- до уровня начала 70-х годов. Инфляция
переросла в гиперинфляцию и составила
145 процентов в 1991 году.
Таким образом, пятилетний эксперимент
на базе планово-государственного хозяйства
и командных методов руководства оказался
неудачным. Более того, недостаточно глубокий
анализ причин спада и застойных явлений,
недооценка происшедших качественных
изменений в международной политике и
структурных сдвигов в экономическом
механизме, расчет на волевые воздействия
со стороны руководства и проведение непродуманных
до конца экспериментов привели к глубокому
экономическому, а также политическому
и межнациональному кризису.
Неэффективность принимаемых
мер приводила к выводу о необходимости
коренной перестройки политического механизма,
что проявилось в реформе политической
системы советского общества.7
Изменения в области
экономической жизни, необходимость
реформирования вместе с ухудшением
положения народа вызвали к
жизни волну критики. Демократизация
затронула идеологию, культуру и
политику. Впервые общественность
узнала о том, что в 1985 году
было совершено 2080 тыс. преступлений,
а в 1990 - 2787 тыс., при этом осуждено
было в 1985 г. 1269 тыс., а в 1990 - 820 тыс.
человек. Количество осужденных оказалось
сопоставимо с периодом 30-х годов, то есть
годами политических репрессий8.