Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 21:32, контрольная работа
Описание работы
С середины 80-х и особенно с начала 90-х гг. в России, как и в целом в СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз.
Содержание работы
Задание 1. Этапы, характер и содержание политики «перестройки» (1985-1991гг.). Государственная деятельность М.С.Горбачева…………….....1 Введение…………………………………………………………………………...1 Глава 1. Этапы, характер и содержание политики «перестройки» (1985-1991гг.)…………………………………………………………..………….5 1.1 Поиск новой концепции развития страны………………………………….5 1.2 Принятие законов и их последствия………………………………………..7 1.3 Съезды народных депутатов СССР …………………………………………9 1.4 Формирование политических движений и партий…………………..……14 1.5 Последствия распада СССР…………………………………………….…..17 Глава 2. Государственная деятельность М.С.Горбачева…………………..….24 2.1 Внешняя политика……………………………………………………….….24 2.2 Внутренняя политика………………………………………………………..26 Заключение……………………………………………………………………….29 Список использованной литературы……………………………….…………..32 Задание 2. Характеристика и анализ роли Емельяна Пугачева и Ю.В.Андропова в истории России………………………………………..…….33 Список использованной литературы …………………………………………..35 Задание 3. «Союз 17 октября» (октябристы)…………………………………..36 Список использованной литературы……………………………….................38
К 1988 году явственно обозначилось
обострение внутренней идеологической
борьбы. В печати выдвигались непримиримые
политические позиции от официально-консервативных
до антисоветизма и национализма. Широкое
распространение получил антикоммунизм.
Идейные шатания охватили и политическое
руководство. Менялось отношение людей
к религии, к западным духовным ценностям.
В условиях острой критики деформаций
социализма в политическом руководстве
происходит раскол. М.С.Горбачев, А.Н.Яковлев
и некоторые другие пришли к выводу о необходимости
отказа от руководящей роли коммунистической
партии, отмене конституционных гарантий
этой роли. В июне 1988 года это положение
прозвучало в докладе М.С.Горбачева на
XIX партийной конференции. Впервые за историю
партии доклад был сделан без предварительного
обсуждения в ЦК, но конференция одобрила
положения доклада. Это событие стало
рубежным. Отказ правящей партии от руководства,
сохранение за ней лишь идеологической,
просветительской функции означал переход
к коренному изменению политической системы.
Конференция провозгласила
задачу построения правового демократического
государства. Были определены основные
направления политической реформы:- отказ
от монополии партии и переход к многопартийной
системе;- формирование Советов на альтернативной
демократической основе и утверждение
их полновластия;- демократизация органов
государственной власти;- расширение гласности
и плюрализм в идеологической сфере;- перестройка
национальных отношений на демократической
основе.
Положения конференции не были
единодушно восприняты в самой партии.
В январе 1989 года на Пленуме ЦК была отправлена
"в отставку" третья часть Центрального
Комитета, не согласная с решениями конференции.
Значительно увеличился выход из рядов
партии. Если в 1989 году ряды КПСС покинуло
140 тыс. человек, то в 1990 году - 2,7 млн. человек.
Из КПСС вышла большая часть состава компартий
Литвы, Латвии и Эстонии, организовав самостоятельные
партии социал-демократической ориентации.
Компартии Грузии, Армении, Молдовы фактически
прекратили свое существование. Последний
XXVIII съезд КПСС (1990 г.) показал неспособность
партии оказывать определяющее влияние
на жизнь страны.
После XIX партконференции были
приняты законы, сыгравшие решающее значение
в реформировании политической системы.
В их числе закон "Об изменениях и дополнениях
Конституции СССР", который ликвидировал
статью 6 о руководящей роли КПСС, а также
закон "О выборах народных депутатов".
Подлежали изменению высшие органы государственной
власти. Верховным представительным органом
власти становился Съезд народных депутатов
СССР. Вводился пост Председателя Верховного
Совета СССР. Создавался Комитет конституционного
надзора.
Формирование политических
движений и партий
В марте 1989 года состоялись
первые в истории Советской власти альтернативные
выборы. На I и II съездах народных депутатов
произошло оформление депутатских фракций.
III съезд (март 1990 г.) впервые в истории
страны ввел должность Президента СССР
как главы исполнительной власти, им был
избран М.С.Горбачев. Введение президентского
правления явилось мерой к укреплению
расшатывающейся политической системы.
Отмена 6-ой статьи Конституции
СССР способствовала активизации деятельности
новых политических партий. Первой оппозиционной
КПСС партией провозгласил себя "Демократический
союз" в мае 1988 года.9 С апреля 1988 года возникают
Народные фронты, первые национальные
организации, носившие массовый характер:
"Народный фронт Эстонии", "Народный
фронт Латвии", "Саюдис" (Латвия).
Позже аналогичные организации возникли
во всех союзных и автономных республиках.
1989 год стал годом появления многих партий.
Вновь образованные партии отражали все
ведущие направления политической жизни.
Первыми представителями либерального
направления стали "Демократическая
партия Советского Союза", "Демократическая
партия", "Либерально-демократическая
партия" и три конституционно-демократические
партии. В мае 1990 года оформилась крупнейшая
партия либерального лагеря - "Демократическая
партия России", а в ноябре - "Республиканская
партия Российской Федерации". В октябре
1990 года на базе движения избирателей
"Демократическая Россия" оформилась
одноименная массовая общественно-политическая
организация, объединившая партии, общественные
организации и движения либеральной направленности.
Социал-демократическое направление
было представлено двумя основными организациями:
"Социал-демократической ассоциацией"
и "Социал-демократической партией
России". В июне 1990 года была основана
"Социалистическая партия".
Многие из этих партий были
малочисленными, не имевшими прочной организационной
структуры и социальной базы и впоследствии
распались.
Политический плюрализм затронул
и крупнейшую политическую силу- КПСС.
В 1990 - нач. 1991 г. в ней обозначились пять
направлений: социал-демократическое,
"Демократическое движение коммунистов",
центристское, "Марксистская платформа
в КПСС", традиционалистское. Каждое
из них предлагало свой вариант реформ.
На базе КПСС были созданы партии социалистической
направленности (Народная партия свободной
России), прокоммунистической ориентации
(Всесоюзная коммунистическая партия
большевиков).10
С осени 1990 года началось формирование
политических партий, выступающих с позиций
праворадикального переустройства общества:
Русская национал-демократическая партия
и др. Особняком держались организации
российского государственного традиционализма
(монархисты) и революционно-социалистического
традиционализма, группа "Единство"
и др.
Осенью 1991 года возникли религиозно-политические
организации: Российское христианско-демократическое
движение, Исламское возрождение. При
всем многообразии партий и движений в
центре политической борьбы оказалось
два направления коммунистическое и либеральное.
Либералы (демократы) выступали сторонниками
коренных реформ, а коммунисты - сохранения
старого строя.
Новые политические партии
и движения, возникшие в стране, явились
реакцией на углубляющийся экономический
кризис и поиск выхода из создавшегося
положения. Их возникновение показывало,
что прежняя однопартийная политическая
система рухнула, перестали действовать
рычаги власти, сложившиеся десятилетиями,
общество вступило в глубокий политический
кризис.
Явственно обозначились три
тенденции общественно-политического
развития:
1) реформаторско-демократическая.
Представленная партиями демократической
направленности эта тенденция отражала
стремление к обществу западноевропейского
образца с его демократическими институтами
и свободами и рыночно-капиталистической
экономикой.
2) национально-патриотическая.
Эта тенденция проявлялась в многонациональной
стране и выражалась в образовании националистических
партий и движений, в том числе русских.
Этому способствовали религиозные и региональные
различия между народами СССР, ставшие
противоречиями в условиях экономического
и политического кризиса.
3) традиционно-коммунистическая.
Сформированный десятилетиями социалистический
образ жизни со многими элементами коммунистического
распределения, сохранения остатков почти
20 миллионной Коммунистической партии
и 1,5 миллионного партийного аппарата
способствовали проявлению данной тенденции.
Таким образом, пятилетка11 "перестройки" привела
к глубоким изменениям политической надстройки
на основе многопартийности, плюрализма
и вызвала с неизбежностью острую политическую
борьбу.
1.5 Последствия распада СССР
Советский Союз в течение нескольких
десятилетий существовал как уникальное
многонациональное федеративное государство,
которое объединяло 53 национально-государственных
формирования и более 100 наций и народностей.
Сотнями лет складывалось общежитие народов,
присоединившихся к России, как добровольным
путем, так и завоеванных. Многие из этих
народов имели многовековую самобытную
историю и гордились ею. Несмотря на различия
исторические, культурные, национальные,
региональные, экономические, религиозные,
народы России и СССР объединяли такие
факторы, как экономическая взаимопомощь,
общие интересы в борьбе с завоевателями,
общее территориальное пространство без
зафиксированных границ, многовековое
культурно-этническое взаимопроникновение
и взаимообогащение. В годы Советской
власти единство подкреплялось тесными
экономическими связями на основе единых
промышленных, транспортных, энергетических,
информационных систем, единого военно-промышленного
комплекса, а также государственной системой
с одной централизованной интернациональной
партией. Такая структура показала свою
эффективность и жизнеспособность в годы
Великой Отечественной войны.
Однако вместе с экономическими
трудностями стали усиливаться центробежные
тенденции, все более выделяться различия
и обостряться межнациональные противоречия.
В условиях разрушения прежней политической
системы центробежные процессы приобрели
обвальный характер, национальные противоречия
в ряде случаев приняли конфликтный облик,
на карте страны появились горячие точки.
В 1988 - 1989 гг. возник конфликт между Азербайджаном
и Арменией из-за Нагорного Карабаха, впоследствии
поставивший обе республики на грань войны.
Страну потрясли кровавые события в Фергане
(1989 г.), в Ошской области Киргизии (1990 г.),
где жертвами национальной розни стали
сотни невинных людей. Обострились отношения
между Грузией, с одной стороны, Абхазией
и Южной Осетией - с другой, которые превратились
в вооруженные конфликты.с многочисленными
жертвами. Тяжелая обстановка сложилась
в Прибалтийских республиках, где нарастала
напряженность между коренным и русскоязычным
населением. Серьезным дестабилизирующим
фактором стала проблема беженцев, которых
в 1990 году насчитывалось по стране более
600 тыс. человек. Национализм выплеснулся
на улицы под знаменем многочисленных
политических партий и движений, открывая
свои темные стороны.
Союзное руководство, лишенное
опоры бывшей правящей партии, всей своей
вертикальной структурой обеспечивавшей
межнациональные связи и поддержку государственной
власти, предприняло карательные действия
с помощью вооруженной силы. Большой общественно-политический
резонанс вызвали события в Тбилиси в
апреле 1989 года, где в результате пресечения
войсками несанкционированной демонстрации
погибло 18 человек. В январе 1990 года при
вводе войск в Баку для предотвращения
погромов было убито около 100 человек.
В январе 1991 года произошли столкновения
с войсками в Вильнюсе и Риге, сопровождающиеся
человеческими жертвами. Эти события резко
обострили противоречия между центром
и республиками, усилили стремление к
суверенизации .
С распадом правящей партии
и самоустранением ее от власти начался
процесс отделения национальных республик
от общесоюзного центра. В ноябре 1988 года,
через несколько месяцев после XIX партконференции
Верховный Совет Эстонии принял декларацию
о суверенитете. В марте 1990 года Верховный
Совет Литвы принял решение "О восстановлении
независимости литовского государства".12
К 1990 году стремление к суверенизации
приняло широкий характер. В представительных
органах союзных республик под влиянием
национальных фронтов и движений все чаще
стали раздаваться голоса о выходе из
Союза ССР. Попыткой удержать этот процесс
под контролем явилось принятие в апреле
1990 года Верховным Советом СССР законов
"Об основах экономических отношений
Союза СССР, союзных и автономных республик",
"О порядке решения вопросов, связанных
с выходом союзной республики из СССР".
Тяготение к национальной независимости
не обошло стороной Российскую Федерацию,
опорный столп Союза ССР. Ранее в национальной
политике коммунистической партии всячески
подчеркивалось политическое равенство
всех республик и закреплялось в государственном
устройстве. К примеру, в Совете национальностей
Верховного Совета СССР Эстонская республика
с 1,5 млн. населением была представлена
32 депутатами, как и Российская Федерация
с ее 140 млн. населением. Эти и другие несоответствия
привели к тому, что в печати все чаще стали
появляться статьи, показывающие, что
Россия обделена, является донором других
республик. В результате I Съезд народных
депутатов Российской Федерации 12 июня
1990 г. почти единогласно принял Декларацию
о государственном суверенитете России.
Этот день был объявлен национальным праздником.
Спустя год 12 июня 1991 года всенародным
голосованием Президентом Российской
Федерации был избран Б.Н.Ельцин.
Распад Советского Союза стал
неизбежным. Еще одна попытка спасти Союз
была предпринята весной 1991 года. В соответствии
с решениями IV Съезда народных депутатов
СССР 17 марта по всей стране был проведен
первый в истории всесоюзный референдум
по вопросу о сохранении СССР. 76,4 процента
проголосовавших ответили утвердительно,
несмотря на то, что руководство Литвы,
Латвии, Эстонии, Молдовы, Армении и Грузии
отказались участвовать в референдуме.Результаты
референдума дали основание для подготовки
нового Союзного договора, подписание
которого было назначено на конец августа
1991 года.
С началом перестройки во внешней
политике СССР произошли серьезные изменения.
В ее основу легла философско-политическая
концепция, получившая название нового
политического мышления. Эта концепция
провозглашала отказ от классово-идеологической
конфронтации, исходила из тезиса о многообразном,
но взаимозависимом и целостном мире.
В системе взаимосвязанных государств
все глобальные проблемы: ядерного разоружения,
экологии, медицины и т.д. можно было решить
только совместно, исходя из признания:
а) приоритета общечеловеческих ценностей
перед классовыми; б) перехода от конфронтации
к диалогу, как основной форме международных
отношений; в) деидеологизации международных
отношений; г) строгого уважения права
каждого народа на свободный выбор своей
судьбы; д) понимания невозможности военного
решения межгосударственных споров и
поиска баланса интересов.
В заявлении М.С.Горбачева от
15 января 1986 года, в подписанной им Делийской
декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении
на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание
советским руководством приоритета общечеловеческих
ценностей над классовыми, приверженность
новому политическому мышлению, мирному
разрешению конфликтов, разоружению.13