Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 21:32, контрольная работа
Описание работы
С середины 80-х и особенно с начала 90-х гг. в России, как и в целом в СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз.
Содержание работы
Задание 1. Этапы, характер и содержание политики «перестройки» (1985-1991гг.). Государственная деятельность М.С.Горбачева…………….....1 Введение…………………………………………………………………………...1 Глава 1. Этапы, характер и содержание политики «перестройки» (1985-1991гг.)…………………………………………………………..………….5 1.1 Поиск новой концепции развития страны………………………………….5 1.2 Принятие законов и их последствия………………………………………..7 1.3 Съезды народных депутатов СССР …………………………………………9 1.4 Формирование политических движений и партий…………………..……14 1.5 Последствия распада СССР…………………………………………….…..17 Глава 2. Государственная деятельность М.С.Горбачева…………………..….24 2.1 Внешняя политика……………………………………………………….….24 2.2 Внутренняя политика………………………………………………………..26 Заключение……………………………………………………………………….29 Список использованной литературы……………………………….…………..32 Задание 2. Характеристика и анализ роли Емельяна Пугачева и Ю.В.Андропова в истории России………………………………………..…….33 Список использованной литературы …………………………………………..35 Задание 3. «Союз 17 октября» (октябристы)…………………………………..36 Список использованной литературы……………………………….................38
Важнейшими событиями стали
вывод советских войск из Восточной Европы,
прекращение войны и вывод советских войск
из Афганистана. Центральным стержнем
советской внешней политики продолжали
оставаться советско-американские отношения.
За эти годы состоялось несколько встреч
президента М.С.Горбачева с президентами
США Р.Рейганом и Дж.Бушем. В 1987 году был
подписан договор о ликвидации ракет средней
и меньшей дальности. Летом 1991 года было
подписано соглашение о значительном
сокращении стратегических наступательных
вооружений. Через несколько месяцев стороны
обменялись новыми инициативами в области
разоружения.
В марте 1989 года во время визита
М.С.Горбачева в Китайскую Народную Республику
были нормализованы советско-китайские
отношения. В начале 1991 года во время войны
в Персидском заливе СССР вместе со странами
мирового сообщества осудил действия
Ирака. За многие десятилетия это был первый
случай, когда СССР выступил на стороне
ведущих стран мира против своих бывших
союзников, хотя и не принял участия в
военных действиях. Летом 1991 года впервые
на ежегодную традиционную встречу лидеров
семи ведущих стран был приглашен и советский
Президент. На встрече обсуждались меры
по оказанию помощи СССР по преодолению
экономического кризиса и переходу к рыночной
экономике. Ухудшение внутриэкономического
положения заставило советское руководство
идти на большие, часто односторонние,
уступки Западу в надежде добиться экономической
помощи и политической поддержки.
Кризис в Советском государстве,
ослабление его экономической и военной
мощи, отказ от прежних приоритетов, таких
как помощь и поддержка коммунистическому,
рабочему и национально - освободительному
движению, все большее пристраивание к
политике капиталистических государств
Запада вызвали изменение отношений с
бывшими союзниками. После того, как с
января 1991 года Советский Союз установил
торгово-экономические отношения со странами
Совета Экономической Взаимопомощи на
валютно-долларовой основе, экономические,
а затем и политические связи стали быстро
разрушаться. В марте 1991 года прекратила
существование военная организация Варшавского
Договора, завершил свою деятельность
Совет Экономической Взаимопомощи.
Конец 80-х-начало 90-х гг. вместе
с глубокими изменениями в политической
системе Советского Союза привел к подобного
рода изменениям в социалистический странах
Восточной Европы. За этот период там пришли
к власти демократические правительства,
тяготеющие к Западу, коммунистические
партии потеряли свое влияние и ведущую
роль. В октябре 1990 года ГДР вошла в состав
ФРГ. В многонациональной Югославии начались
межнациональные конфликты. Политический
ландшафт и расстановка сил в Европе коренным
образом изменились.
С ликвидацией Совета Экономической
Взаимопомощи значительно сократился
объем внешней торговли. Прекратились
поступления товаров легкой и пищевой
промышленности от европейских социалистических
стран, составлявшие значительную часть
внутреннего товарооборота СССР. Отрицательное
сальдо внешней торговли увеличилось
в 1990 году в 2,9 раза по сравнению с 1989 годом.
Гуманитарная помощь продуктами и медикаментами,
составившая 26 тыс.т. к январю 1991 года не
смогла спасти положение. Наряду с позитивными
процессами, "перестройка" во внешнеполитической
сфере привела к разрыву связей с бывшими
союзниками из социалистических и освободившихся
стран, к свертыванию экономических и
торговых отношений с ними, что еще более
увеличило внутренние трудности, способствовало
углублению экономического и политического
кризиса.
Прекращение "холодной войны"14 вместе с разрушением Берлинской
стены и ликвидацией Организации Варшавского
Договора не привели к желаемому всеобъемлющему
миру на основе "нового политического
мышления". Военно-политический блок
НАТО, созданный для войны с СССР, не только
не был распущен, но еще более укрепился.
Внутри страны начались вооруженные конфликты.
Военно-политическая обстановка осложнилась.
Внутриполитические, национальные
и внешнеполитические события к середине
1991 года подошли к критическому рубежу.
Главной, определяющей проблемой было
сохранение союзного государства. Центробежные
тенденции стали доминирующими. Они усугублялись
все большим расколом в отношениях между
руководством Союза ССР и Российской Федерации.
Два Президента, находящиеся в Москве,
открыто выражали неприязнь друг к другу.
Без взаимности действовали и государственные
органы: Верховные Советы СССР и РСФСР,
правительства СССР и России. Хотя союзное
руководство предпринимало усилия вернуть
утраченный авторитет, попытки были малоэффективными.
Весной-летом 1991 года в подмосковной резиденции
Президента СССР Ново-Огареве проходили
совещания глав республик. В результате
было достигнуто соглашение "9+1",
то есть девяти республик и центра, которое
регулировало отношения между сторонами
на основе конфедерации. Подписание договора
было намечено на 20 августа. Однако в окружении
Президента СССР к этому времени сформировалась
группа, поставившая своей целью любым
способом изменить ситуацию.
Глава 2. Государственная деятельность
М.С. Горбачева
2.1 Внешняя политика
М. С. Горбачев объявил о необходимости
выхода из застоя и начал процесс «перестройки».
Перестройка привела к значительным переменам
в жизни страны и мира в целом (гласность,
политический плюрализм, окончание «холодной
войны»). Во время перестройки были преданы
гласности многочисленные факты чудовищных
преступлений сталинского режима. В память
о массовых репрессиях советских людей
под Магаданом в 1990-е гг. был установлен
памятник, созданный знаменитым скульптором
Эрнестом Неизвестным. В апреле 1986 года
на Чернобыльской АЭС произошел взрыв,
приведший к колоссальной экологической
катастрофе.
Горбачёв одним из первых в
советско-партийном руководстве осознал
необходимость глобальных перемен в жизни
страны, но как их осуществить, как реформировать
огромную неповоротливую махину под названием
Советский Союз, он представлял довольно
смутно, поэтому многие его начинания
были обречены.
На посту генсека М.С. Горбачев
большое внимание уделял внешнейполитике
СССР. Не случайно его авторитет на Западе
достаточно высок и поныне. Среди успехов,
достигнутых им во внешней политике следует
сказать прежде всего о разрушении “железного
занавеса”, прекращение холодной войны
и окончание ядерного противостояния.
В 1985-1988 годах Горбачев произвел
радикальные изменения во внешнеполитическом
курсе СССР. На XXVII съезде КПСС (февраль
- март 1986 года) он обнародовал советскую
программу построения безъядерного мира
к 2000 году.15 В том же году во время визита
в Индию подписал Делийскую декларацию
о принципах ненасильственного и свободного
от ядерного оружия мира.
В мае 1985 года на праздновании
40-летия победы над фашизмом Горбачев
впервые за 20 лет упомянул в положительном
контексте имя Иосифа Сталина, что вызвало
бурные овации присутствовавших. На первой
(закрытой) встрече с творческой интеллигенцией
сказал, что сейчас не время возобновлять
антисталинскую кампанию: "Мы же народ
лбами столкнем!".
С ноября 1985 по декабрь 1988 года
состоялось 5 встреч Горбачева с президентом
США Рональдом Рейганом, в ходе которых
были выработаны соглашения по сокращению
некоторых видов ядерных и обычных вооружений.
Например, в ходе встречи М.С.
Горбачева с президентом США Рональдом
Рейганом в ноябре 1985 года стороны признали
необходимость улучшения советско-американских
отношений и оздоровления международной
обстановки в целом. Заключены договоры
СНВ-1,2. Заявлением от 15 января 1986 года
М.С. Горбачев выдвинул ряд крупных внешнеполитических
инициатив:
Полная ликвидация ядерного
и химического оружия к 2000 году;
Строгий контроль при хранении
ядерного оружия и уничтожении его на
местах ликвидаций;
Во время визита Михаила Сергеевича
в Индию была подписана Делийская декларация
о принципах свободного от ядерного вооружения и ненасильственного
мира;
Кроме того, именно М.С. Горбачеву
принадлежит основная заслуга в окончании
войны в Афганистане и деле воссоединения
Германии.
2.2 Внутренняя политика
Вся внутренняя политика Горбачёва
была проникнута духом перестройки и гласности.
Он впервые ввел термин "перестройка"
в апреле 1986 г., которое сначала понималось
только, как "перестройка" экономики.
Но позднее, особенно после проведения
XIX Всесоюзной партийной конференции,
слово "перестройка" расширилось
и стало обозначать всю эпоху перемен.
Первые шаги Горбачёва после
избрания в основном повторяли меры Андропова.
Прежде всего он отменил "культ" своей
должности. На глазах у телезрителей 1986
г. Горбачёв грубовато оборвал одного
оратора: "Поменьше склоняйте Михаила
Сергеевича!".
В средствах массовой информации
вновь заговорили о "наведение порядка"
в стране. Весной 1985 г. вышел указ о борьбе
с пьянством. Вдвое была сокращена продажа
винно-водочных изделий, в Крыму и Закавказье
вырубили тысячи гектаров виноградников.
Это привело к росту очередей у винных
магазинов и к повышению употребления
самогона более чем в пять раз.
С новой силой возобновилась
борьба с взяточничеством, особенно в
Узбекистане. В 1986 г. арестовали, а позднее
осудили на двенадцать лет заключения
зятя Брежнева Юрия Чурбанова.
В начале 1987 г. Центральный комитет
ввел некоторые элементы демократии на
производстве и в партийном аппарате:
появились альтернативные выборы партийных
секретарей, иногда открытое голосование
заменялось тайным, вводилась система
выборов руководителей предприятий и
учреждений. Все эти нововведения в политической
системе обсуждала XIX Всесоюзная партийная
конференция, происходившая летом 1988 г.
Её решения предусматривали соединение
"социалистических ценностей" с политической
доктриной либерализма - был провозглашен
курс на создание "социалистического
правового государства", планировалось
провести разделение властей, разрабатывалась
доктрина "советского парламентаризма".
Для этого был создан новый высший орган
власти - съезд народных депутатов, а Верховный
Совет было предложено сделать постоянно
действующим "парламентом".
Изменению подверглось и избирательное
законодательство: выборы предполагалось
проводить на альтернативной основе, сделать
их двухступенчатыми, одну треть депутатского
корпуса формировать от общественных
организаций.
Главной идеей конференции
была передача части властных полномочий
партии правительству, то есть усиление
советских органов власти, при сохранении
в них партийного влияния.
Вскоре, инициатива проведения
более интенсивных реформ перешла к избранным
на I съезд народным депутатам, по их предложению
концепция проведения политических реформ
была несколько изменена и дополнена.
III съезд народных депутатов, заседавший
в марте 1990 г. счел целесообразным ввести
пост Президента СССР, тогда же была отменена
6-я статья Конституции, закреплявшая монополию
коммунистической партии на власть, это
позволило формировать многопартийность.
Так же в ходе политики перестройки
произошла на государственном уровне
переоценка некоторых моментов истории
государства, особенно это касается осуждения
культа личности Сталина.
Одновременно с проведением
реформ в стране, в ней появился, казалось
уже давно решенный, национальный вопрос,
который вылился в кровавые конфликты:
в Прибалтике и в Нагорном Карабахе.
Одновременно с проведением
политических реформ проводились и реформы
экономические. Главными направлением
социально-экономического развития страны
был признан научно-технический прогресс,
техническое перевооружение машиностроения
и активизация "человеческого фактора".
Первоначально основной акцент делался
на энтузиазм трудящихся, но на "голом"
энтузиазме ничего не построишь, поэтому
в 1987 г. была проведена экономическая реформа.
Она заключала в себе: расширение самостоятельности
предприятий на принципах хозяйственного
расчета и самофинансирования, постепенно
возрождение частного сектора экономики,
отказ от монополии внешней торговли,
более глубокая интеграция в мировой рынок,
сокращение числа отраслевых министерств
и ведомств, реформа сельского хозяйства.
Но все эти реформы, за редким исключением,
не приводили к желаемому результату.
Одновременно с развитием частного сектора
экономики, государственные предприятия
столкнувшиеся с совершенно новыми способами
работы, были не способны выжить в условиях
нарождающегося рынка.
Заключение
За годы «перестройки» было
сделано удивительно мало для реального
реформирования хозяйственного механизма.
Принятые союзным руководством законы
расширяли права предприятий, разрешали
мелкое частное и кооперативное предпринимательство,
но не затрагивали принципиальных основ
командно-распределительной экономики.
Паралич центральной власти и, как следствие,
ослабление государственного контроля
за народным хозяйством, прогрессировавший
распад производственных связей между
предприятиями разных союзных республик,
возросшее самовластье директоров, недальновидная
политика искусственного роста доходов
населения, как и другие популистские
меры в экономике - все это привело к нарастанию
в течение 1990 - 1991 гг. экономического кризиса
в стране. Разрушение старой экономической
системы не сопровождалось появлением
на ее месте новой. Эту задачу предстояло
решать уже новой России.
Предстояло продолжить процесс
формирования свободного демократического
общества, успешно начатый «перестройкой».
В стране уже была реальная свобода слова,
выросшая из политики «гласности», складывалась
многопартийная система, проводились
выборы на альтернативной (из нескольких
кандидатов) основе, появилась формально
независимая пресса. Но сохранялось преимущественное
положение одной партии - КПСС, фактически
сросшейся с государственным аппаратом.
Советская форма организации государственной
власти не обеспечивала общепризнанного
разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную ветви. Требовалось
реформировать государственно-политическую
систему страны, что оказалось вполне
по силам новому российскому руководству.