Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексный анализ научных трудов дореволюционных представителей государственной школы, а также осмысление тех мыслей и идей, которые они отстаивали в своей научной деятельности.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:
• рассмотрение непосредственно самой сущности государственной школы, как одного из течений русской буржуазной историографии.
• изучение трудов ученых;
• выявление особенностей теории;
• рассмотрение преимуществ и недостатков Государственной школы
Введение
Государственная школа: характеристика направления, основы мировоззренческой концепции
Представители Государственной школы:
1. Кавелин
2. Чичерин
3. Соловьёв
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова
Юридический институт
Кафедра истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу «История отечественного государства и права»
По теме «Государственная школа в историографии истории Российского законодательства XIX века»
Газизова Наталья Андреевна
на базе высшего образования
очная форма обучения
Научный руководитель
Шаляпин
Архангельск
2012
Введение |
|
Государственная школа: характеристика направления, основы мировоззренческой концепции. |
|
Представители Государственной школы: |
|
1. Кавелин |
|
2. Чичерин |
|
3. Соловьёв |
|
Заключение |
|
Список использованной литературы: |
По сложившейся в советской науке традиции историография относилась к числу так называемых вспомогательных исторических дисциплин. Само по себе это определение как бы заведомо предполагало второстепенность историографии в общей системе исторических наук.
К счастью, отношение к историографии радикально изменилось в последнее время. Кризис, переживаемый исторической наукой в современной России, не только пробудил естественный интерес к трудам дореволюционных и эмигрантских русских историков, но и явственно показал, что без знания истории исторической науки в России, без четкого представления о закономерностях и этапах ее развития, достижениях предшествующих исторических школ и отдельных историков невозможно преодолеть существующее кризисное состояние, выйти на новые рубежи осмысления исторического прошлого России, а также наметить новый путь развития нашего государства и права. Разумеется, сейчас историография играет немаловажную роль в системе знаний, как исторических, так и юридических.
В своей курсовой
работе я хотела бы затронуть непосредственно
Государственную школу, а так
же то влияние, которое она оказала
на становление Российского
По словам Н. Л. Рубинштейна, «Государственная школа - основное направление в русской буржуазной историографии 2-й половины 19 века. Представители Государственной школы считали главной силой в истории надклассовое государство, выражающее якобы интересы общества в целом.»
Теоретико-философской основой Государственной школы была реакционная сторона идеалистической философии Гегеля с её защитой монархического государства. В отличие от исторической школы С. М. Соловьева, Государственная. школа значила отказ либерально-буржуазной историографии от принципа исторической закономерности. Её основатель, Б. Н. Чичерин, сформулировал в основные положения:
Именно тогда и создалась классическая формула данной школы. о «закрепощении и раскрепощении сословий государством» как определение социального содержания русской истории. Могущество государства прежде всего объяснялось природными условиями: степь препятствовала образованию прочных обществ; народ представлялся «одиночными, блуждающими лицами», «затерянными в необозримом, едва заселённом пространстве». В свою очередь, этому противопоставлялась организующая роль государства, которое образовывало сословия и закрепляло их на службе общественным интересам. Чичерин, основатель данного направления в историографии, считал, что все преобразования могут быть совершены только государством, то есть путём реформ, санкционируемых непосредственно властью. В этом отразились стремления русской буржуазии к реформам, осуществляемым сильной властью, которая была бы способна предотвратить демократическую революцию в стране. Положения Чичерина воспринял К. Д. Кавелин, а к концу 60-х гг. к Государственной школе присоединился и В. И. Сергеевич.
Теории следовали А. Д. Градовский, Владимирский-Буданов, а так же многие другие буржуазные историки.
Отдельные положения Государственной школы нашли своё отражение в работах С. М. Соловьева, принявшего в последний период деятельности тезис о «закрепощении и раскрепощении сословий», впрочем, сохранившего до конца основной принцип единства внутренней закономерности и органичности исторического развития.
Последователи государственной школы детально и углублённо изучали политическую историю, историю государственных учреждений, а также самого права, но, при этом, отвергали саму возможность единства всемирного исторического процесса. Так или иначе, идея государственной школы в начале двадцатого столетия наглядно показывала всё углублявшийся идейно-методологический кризис русской буржуазной историографии.
Здесь же я буду
подробно описывать не только видных
идейных вдохновителей и
На мой взгляд, данная тема курсовой работы весьма и весьма актуальна даже сейчас, поскольку, к сожалению, во времена Советского союза труды большинства дореволюционных историков и правоведов были запрещены, а некоторые и вовсе уничтожены. Именно поэтому очень длительное время юридическая наука находилась на недостаточно развитом уровне. Однако сейчас, в начале двадцать первого столетия у нас, наконец, появилась возможность изменить данное положение.
Сейчас же, мы имеем доступ к колоссальным по содержанию трудам дореволюционных юристов и правоведов, а так же историков, учёных, чьи работы нам следует изучать, поскольку они несут в себе множество различных идей, мнений, и, это, конечно же, безусловный вклад в развитие науки, а так же государства и права в целом.
Целью курсовой работы является комплексный анализ научных трудов дореволюционных представителей государственной школы, а так же осмысление тех мыслей и идей, которые они отстаивали в своей научной деятельности.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:
В ходе своей научной работы я буду использовать такие методы, как исторический, логический, а так же сравнительно-исторический и диалектический. Источниками информации будут служить непосредственно историографии, а так же различные научные статьи.
Результатом данной научной работы должен стать анализ вклада Государственной школы в развитие Российского законодательства девятнадцатого века и науки как таковой.
Государственная школа: характеристика направления, основы мировоззренческой концепции.
С именами Константина Дмитриевича Кавелина , Бориса Николаевича Чичерина, Сергея Михайловича Соловьева связано направление в отечественной исторической науке, за которым позднее утвердилось название “государственная школа”. На основе диалектического метода Гегеля учёные сделали попытку соединить историческую теорию с конкретно-историческим материалом, тем самым сформулировав концепцию развития российской государственности, ее институтов и правовых норм. Государство рассматривалось ими как субъект и двигатель исторического процесса. Они относили русский народ “к семье народов европейских”.
Если же попытаться сформулировать
основные принципы государственной теории,
как они утвердились в русской исторической
науке в результате деятельности Соловьева,
Кавелина и Чичерина, то они заключались
в следующем:
1. Признание органического, закономерного
развития русского народа от родовых отношений
к государственным.
2. Понимание этого развития чисто идеалистически
как формально-юридической смены правовых
норм: сначала право, основанное на кровном
родстве, затем вотчинное, договорное,
частное право и, наконец, публичное право.
3. Особенностью русской истории признавалась
инертность народа. Прогрессивное движение
заключалось в складывании и развитии
государства и государственности.
4. Государство рассматривалось как движущая
и единственно могущественная сила в стране.
В интересах обороны оно закрепостило
в XVI-XVII веках все сословия и лишь в XVIII
веке начало их постепенное раскрепощение.
И хотя не все представители государственной
школы придерживались этой концепции,
но в основе она оказалась весьма живучей.
Становление новой школы было связано
с именами Кавелина и Соловьева, а вот
ее утверждение - непосредственно с именем
Бориса Николаевича Чичерина. Всех этих
историков объединяло не только увлечение
философскими идеями Гегеля, но и интерес
к истории государства, к его институтам
и правовым нормам. Также их объединяло
критическое отношение к режиму Николаевской
России и осознание необходимости проведения
мирных реформ. Важной составной частью
выдвинутой ими концепции было обоснование
внутренней закономерности исторического
процесса вообще и российского исторического
процесса в частности. Прослеживая развитие
общественных отношений, Кавелин особое
значение придавал изучению процесса
становления общественных отношений.
Вся русская история, считал Кавелин, есть
по преимуществу государственная, политическая,
в особом, нам одним свойственном значении
этого слова. Таким образом, он сформулировал
основную задачу к выявлению общих закономерностей
исторического развития России. При этом
первостепенное внимание, по мнению ученого,
необходимо уделять истории государства,
государственным институтам и юридическим
памятникам, их становлению и эволюции
Для Соловьева “государство есть необходимая форма для народа”, поэтому историю страны он сводил к истории возникновения и развития государства.
Чичерин, Соловьёв, Кавелин - именно с этими тремя именами связывают новое направление в нашей исторической и юридической науке, за которым утвердилось название «государственная школа».
С учётом всех особенностей восприятия и анализа каждый из них исторического прогресса учёных объединяла общая система взглядом на отечественную историю. Все они, разумеется, проявляли интерес к философским положениям Гегеля, его диалектическому методу. Идеи позитивизма привлекали их в той или иной степени. Необходимость теоретического осмысления прошлого получила обоснование именно в трудах учёных госудаственной школы, и тогда они предприняли попытку соединить воедино историческую теорию с конкретно-историческим материалом, а так же сформулировать концепцию исторического прогресса отечественной государственности, её правовых норм и социальных институтов.
И Кавелин, и Чичерин, и Соловьев достаточно критически относились к николаевскому режиму, и, признавая необходимость реформ, были единодушны в методах их проведения, то есть они осознавали необходимость проведения реформ непосредственно исходящих от правительства, не допуская возможности революции, которая, на их взгляд, пагубно бы отразилась не только на развитии государства и права, но и на жизни общества в целом.
Индивидуальность каждого ученого проявлялась как в восприятии и трансформации идей эпохи, использовании тех или иных методов исследования, так и в определении содержания и хронологических рамок отдельных периодов русской истории, отношении к определённым событиям и явлениям.
Кавелин представлял историю России как «живое целое» Заслугой Соловьева можно считать использование богатейшего практического материала и создании целой концепции русской истории, истории происхождения и развития государства.
Чичерин изучал не только правовые нормы, а так же юридические учреждения.
Государство в свою очередь рассматривалось ими как субъект и двигатель исторического прогресса. Признавая ведущую роль государства, оно нашло отражение в теории «закрепощения и раскрепощения сословий»,
характеристике государства как органа внесословного и внеклассового. Гражданская история стала основным предметом русской историографии. Ученые государственной школы рассматривали историю как наукупознания. Они были солидарны в том утверждении о способности русского народа к развитию и во включении его «к семье народов европейских». Русский исторический процесс при всех его особенностях — исторических, физических и нравственных — следовал общим с Западной Европой законам и «началам жизни».