Государственная система управления после февральской революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования является система управления российским государством после Февральской революции.
Цель данной работы: изучить и проанализировать систему управления российским государством после февраля 1917 года.

Файлы: 1 файл

курсовая форма госуд.единства.docx

— 70.07 Кб (Скачать файл)

Выводы по главе.

Таким образом, события февраля  – октября 1917 года можно рассматривать как единый революционный процесс, который имел определенные этапы в своем развитии. Произошла перегруппировка политических сил в стране. Революция началась как буржуазно-демократическая, открыв перед Россией возможности претворения в жизнь либеральной модели развития общества. Власть в стране была разделена между Временным правительством и Светами. Однако, основная задача Советов заключалась в контроле за деятельностью Временного правительства и давлении на него в случае отклонения от демократического курса. Сложилась система двоевластия. Но продолжение войны, замедленный характер реформ, отсутствие твердой государственной власти, экономический кризис и снижение уровня жизни населения привели к росту революционных настроений. Большевики сумели использовать эту ситуацию для захвата власти. А это означало крах буржуазно-либеральной альтернативы развития страны.

 

    Глава  2. Государственная система управления  после февральской   революции

                   2.1 Местные органы самоуправления  в период февраля-октября 1917 года

 

При проведении реформы местного самоуправления в современной России определенный интерес представляет исторический опыт подобной реформы Временного правительства в период февраля–октября 1917 г. Именно тогда в стране впервые стали создаваться бессословные органы земского и городского самоуправления с широкими полномочиями.5

В ходе революции были освобождены  от занимаемых должностей генерал-губернаторы, губернаторы, градоначальники, полицеймейстеры, исправники, становые приставы, урядники, земские начальники с соответствующими канцеляриями и делопроизводствами, были упразднены такие местные учреждения, как полицейские управления, комитеты по делам печати. 
        Упраздненные должности и учреждения правительственного аппарата на местах были заменены губернскими, городскими и уездными комиссарами Временного правительства и их аппаратом (канцеляриями). Циркулярным распоряжением Временного правительства от 5 марта временно обязанности этих комиссаров до выборов новых органов самоуправления возлагались на председателей губернских и уездных земских управ и городских голов, которые были избраны еще при старом режиме.

Первое время права  комиссаров не были регламентированы. Созданное в марте 1917 г. при Министерстве внутренних дел Особое совещание по местным реформам ввиду сложности работы только к сентябрю подготовило Проект положения о комиссарах, согласно которому компетенция комиссаров напоминала компетенцию губернаторов и исправников. Само “Временное положение о губернских и уездных комиссарах” было обнародовано лишь 25 сентября 1917 г. Такая медлительность порождала кризис власти на местах.

       В первые же дни февраля повсеместно самочинно, без всякого указания из центра, стали возникать организации, получившие общее название общественных комитетов. В отличие от Советов они объединяли умеренные элементы и заявляли о своей поддержке Временного правительства. Эти организации, именовавшиеся в советской литературе не иначе как “буржуазно-помещичьи” или “мелкобуржуазные”, имели гораздо большее распространение и признание, нежели Советы рабочих, крестьянских и прочих депутатов.        В короткое время вся страна покрылась сетью подобных комитетов. В сельских обществах и волостях образовывались сельские и волостные комитеты, избираемые на сходах жителей; уездные комитеты по большей части избирались косвенным путем – представителями волостных комитетов; губернские общественные комитеты создавались путем кооптации в их состав представителей всевозможных самодеятельных организаций, в том числе и Советов. 
Общественные комитеты на время стали, главными органами местной администрации, заменив собой старые земства. Они демонстрировали приверженность новому строю и высокую степень самоорганизации, создавая из своей среды бюро, комиссии, заведовавшие отдельными отраслями управления. 
       Подобные органы, при всей их привлекательности, тем не менее, не могли служить постоянным источником власти ввиду их импровизированного характера. И если большевики после победы провозгласили Советы постоянной и единственной основой государственной жизни, то только потому, что они вовсе не собирались передавать им какую-либо власть. 
       Органы местного самоуправления, которые сохраняли прежнее название, наделялись правом управления всеми делами местного значения. Их компетенция расширялась за счет сужения полномочий органов центральной власти на местах.

  В ведение местного самоуправления была полностью передана охрана общественного порядка, органы которой приобретали характер муниципальной милиции. «Милиция есть исполнительный орган государственной власти на местах, состоящий в непосредственном ведении земских и городских общественных управлений». Определение состава и численности милиции вверялось уездным земским собраниям и городским думам.  
       Органы местного самоуправления отныне могли издавать постановления обязательного характера по всем вопросам ведения. Некоторые решения земских учреждений подлежали утверждению правительственной властью, но их круг по сравнению с прежним порядком управления заметно сужался. 
        Реформа местного самоуправления принесла значительное облегчение правительственного надзора за земской деятельностью. Ограничивался надзор за целесообразностью земских решений: губернские и уездные комиссары могли опротестовывать постановления земских собраний, не подлежащих утверждению, только по мотиву их незаконности. Протест приносился в административный суд – новое учреждение в системе российской юстиции, призванное восстанавливать законность в деятельности институтов публичной власти и должностных лиц.6

Элементом земского самоуправления стала волость и, таким образом, местное самоуправление получило завершенный  характер. До описываемой реформы волостная организация оставалась сословной, крестьянской, сильно зависимой от правительственной власти в лице земских начальников. Учитывая, что в волостях проживала основная часть населения государства, организация волости на принципах самоуправления становилась событием большой политической важности.

  21 мая было принято Временное положение о волостном земском управлении. С открытием волостных земских собраний упразднялась прежняя система волостной организации – волостные сходы, волостные правления, волостные старшины и их помощники.

Ведомству волостного земства  подлежали в пределах волости  дела местного хозяйства и управления. Объем этих дел определялся по соглашению волостных земств с уездными, а в некоторых случаях – губернскими земствами.

       География  земского самоуправления была  значительно расширена. К 1917 г.  земства существовали в 43 губерниях  и областях, остальные 53 губернии и области России оставались без местного самоуправления. Временному правительству удалось за 6 месяцев учредить земства дополнительно в 27 губерниях и областях, что свидетельствовало о высоких темпах реформы.  Таким образом, одно из главных достижений административной реформы в том, что земские самоуправления были созданы на территории всей России, тогда как до революции они отсутствовали в национальных окраинах. Предполагалось введение местного самоуправления на Кавказе, в Донской области и др., но этому помешал большевистский переворот.

Земским учреждениям было предоставлено право объединяться в союзы. 1 июня 1917 г. Временное правительство приняло Положение о Всероссийском Земском Союзе. Союз этот мог осуществлять мероприятия, вызываемые потребностями общеземского характера, а также войной и ее последствиями. В состав Земского Союза входили все земства, которые принимали решение о своем вхождении в Союз и делали взнос в средства Союза. Всероссийский Земский Союз был вправе учреждать коммерческие предприятия, открывать учебные заведения лечебные и просветительские учреждения, издавать и распространять печатные произведения, осуществлять иные мероприятия по соглашению с правительскими властями.

Необходимо было осуществить  реформу самоуправления и в городах, таких городов в стране было более 900. До 1917 г. 183 города были вообще лишены общественного управления и всецело подчинены администрации; 308 городов управлялись на основании упрощенного городского самоуправления, где вместо Думы действовало собрание уполномоченных7 
       Существенной модификации подверглось земское избирательное право, основанное на сословном начале. 15 апреля 1917 г. был принят самый главный документ — постановление “О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях”. Документ содержит указания о численности гласных, поименный перечень муниципалитетов 453 городов России, которых необходимо избрать на основе всеобщего избирательного права. Куриальные и цензовые выборы были заменены всеобщими и равными. Правом участия в выборах наделялись граждане обоего пола всех национальностей и вероисповеданий, достигшие ко времени составления избирательных списков 20 лет. В законе подчеркивалось, что “лица, состоящие на военной службе, принимают участие в выборах на общем основании”. Таким образом, впервые в России правом полного и равного голоса наделялись женщины и военнослужащие. Отменялись национальные и имущественные цензы, отвергался даже ценз оседлости, свойственный муниципальному избирательному праву многих стран. Избирательных прав лишались:

       а) лица, признанные в установленном порядке  “безумными, сумасшедшими и глухонемыми”;

      б) осужденные  за совершение некоторых серьезных  преступлений – до истечения  3-х лет по отбытии наказания;

      в) монашествующие лица.

Выборы в волостные  и уездные земства были прямые, избрание гласных губернских (областных) земств, как и прежде, осуществлялось опосредованным образом – уездными земскими собраниями и городскими думами. В губернское земское собрание, в отличие от прежней практики, разрешалось избирать лиц, не состоявших членами уездных и городских самоуправлений. 
       О результатах выборов в реформированные органы местного самоуправления имеются неполные данные. Наиболее полные данные имеются по выборам в городские самоуправления, которые состоялись в июле–августе 1917 г. В. Рудневым приводятся цифры о выборах по 84 наиболее крупным городам России в соответствии с партийной принадлежностью избранных депутатов. Из 4894 гласных, избранных в этих городах, социалисты-революционеры получили 2176 мест (44%), социал-демократы меньшевики – 416 (8%), социал-демократы большевики – 558 (12%), объединенные социал-демократы – 413 (8%)

Довольно сложной и  не решенной оставалась проблема разграничения  компетенции органов местного самоуправления и центральной власти. Так, Законом  от 21 апреля 1917 г. одновременно с Главным  земельным комитетом учреждались губернские, уездные и волостные земельные комитеты. На главный и местные комитеты возлагались задачи “подготовки земельной реформы и неотложных временных мер, впредь до разрешения земельного вопроса Учредительным Собранием”. Местные земельные комитеты занимались сбором необходимых для земельной реформы сведений, составлением предварительных заключений и соображений по этим вопросам, приведением в исполнение постановлений центральных органов Министерства земледелия. Все эти мероприятия были рассчитаны на отвлечение крестьян от немедленного “самочинного” разрешения аграрного вопроса.  
       В первые дни революции стихийно возникли губернские, уездные, городские и волостные продовольственные комитеты, деятельность которых была закреплена Законом от 2 апреля 1917 г. в составе Министерства земледелия. С учреждением Министерства продовольствия в мае 1917 г. эти комитеты стали его органами на местах. Но решить продовольственную проблему на местах не удалось из-за жесткой продовольственной монополии проводимой Временным правительством.

  Реформу местного самоуправления в России предполагалось завершить зимой 1917 – весной 1918 г. Принять стабильное законодательство о местном самоуправлении должно было Учредительное Собрание России. Избирательная система была демократизирована. Но в проведении реформы самоуправления правительство не проявило необходимой настойчивости.

                

     2.2. Советы на местах.

 
        Февральская буржуазно-демократическая революция, ликвидировав монархию, поставила в повестке дня вопрос о демократизации местного административного аппарата и органов самоуправления. Буржуазное Временное правительство понимало, однако, что ломка старого аппарата на местах могла привести к ослаблению его власти. Российская буржуазия, хорошо знавшая, какую роль сыграли Советы в 1905 году, понимала, что их развитие может привести к единовластию Советов.

С первых дней существования  Временное правительство повело лихорадочную работу по закреплению своего политического господства, оставив почти нетронутым весь государственный аппарат как в центре, так и на местах, рассчитывая приспособить его без каких-либо серьезных реформ к обслуживанию интересов нового правящего класса в России. 
        Однако широкое распространение получили советы различных уровней, среди которых преобладали советы рабочих и солдатских депутатов.  
       Советы рабочих и солдатских депутатов - это выборные политические организации рабочих и солдат России, возникшие в ходе Февральской революции 1917. Они создавались на основе опыта Советов рабочих депутатов в 1905-1907. С установлением Советской власти с Советами рабочих и солдатских депутатов слились Советы крестьянских депутатов, образовалась единая система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 
       С марта по октябрь 1917 г. число местных Советов возросло с 600 до 1429. В их составе большинство надлежало эсерам и меньшевикам, программы которых соответствовали настроениям населения России. По инициативе Петроградского Совета 27 марта — 3 апреля было проведено российское совещание Советов рабочих и солдатских депутатов, принявшее решение о необходимости созыва первого Всероссийского съезда Советов. Он состоялся в Петрограде 3—24 июня (16 июня — 7 июля) 1917. Выборы на съезд проходили в острой борьбе между большевиками и эсеро-меньшевистскими соглашателями. Присутствовало 1090 делегатов, которые представляли 305 объединённых Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, 53 областных, губернских и районных объединения Советов, 21 организация действующей армии, 5 организаций флота, 8 тыловых воинских организаций. Из 777 делегатов, заявивших о своей партийности, было 105 большевиков, 285 эсеров, 248 меньшевиков, 32 меньшевика-интернационалиста, 10 меньшевиков-объединенцев, 24 примыкали к другим фракциям и группам.8

  В России после Февральской революции возникли фабрично-заводские комитеты (фабзавкомы). Говоря о становлении после февраля 1917 г. советской государственности, все внимание обычно сосредоточивают именно на Советах, даже больше того – на Советах рабочих и солдатских депутатов. Но верно понять природу Советов нельзя без рассмотрения их низовой основы, системы трудового самоуправления, которая сразу же стала складываться на промышленных предприятиях. Ее ячейкой был фабрично-заводской комитет. По своему охвату функции фабзавкомов были столь широки, что они сразу стали превращаться в особую систему самоуправления, организованного по производственному признаку.       В августе-сентябре 1917 г. стали частыми случаи взятия фабзавкомами управления предприятием в свои руки. Это происходило, когда возникала угроза остановки производства или когда владельцы отказывались выполнять те требования, которые фабзавком признавал разумными. В случаях, когда фабзавком брал на себя руководство фабрикой, отстраняя владельца, обычно принималось постановление никаких особых выгод из этого рабочим не извлекать.

Информация о работе Государственная система управления после февральской революции