Государственная система управления после февральской революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования является система управления российским государством после Февральской революции.
Цель данной работы: изучить и проанализировать систему управления российским государством после февраля 1917 года.

Файлы: 1 файл

курсовая форма госуд.единства.docx

— 70.07 Кб (Скачать файл)

На составе Советов  сказался порядок их образования: крупные  заводы избирали по одному депутату на тысячу рабочих, мелкие - по одному депутату от предприятия. Советы сразу же начинали действовать как власть трудящихся наряду с буржуазным Временным правительством и вопреки ему.9 
       Реформируя органы городского самоуправления, Временное правительство стремилось подорвать влияние городских Советов, особенно тех, во главе которых стояли большевики. К тому времени в крупных городах (Москве, Петрограде и др.) наряду с городскими Советами были образованы районные Советы, которые являлись центрами, связывающие городские Советы с пролетарскими массами города. Многие из районных Советов оказывали сопротивление соглашательской политике меньшевиков и эсеров, сидевших в вышестоящих Советах. Понимая опасность со стороны районных Советов, возглавляемых Большевиками, Временное правительство поспешило противопоставить им свои органы – районные думы. 
       В отличие от меньшевиков, эсеров и других мелкобуржуазных партий и групп большевики никогда не придавали самостоятельного значения вопросу об органах местного самоуправления. Если меньшевики и эсеры видели в развитии муниципальных предприятий, «общественных служб» и т. п. предпосылки создания будущего, социалистического строя, то партия большевиков считала, что, действительно, сколько-нибудь демократическое местное самоуправление невозможно без завоевания политической власти рабочим классом во всем государстве.

Большевики исходили из того, что рабочий класс, придя к  власти, создаст вместо старого государственного аппарата новый, пролетарский государственный аппарат, в том числе новые органы местного самоуправления, являющиеся в то же время органами государственной власти на местах. 
       В период от февраля до октя6ря 1917 года взаимоотношения между  Советами рабочих, солдатских и Советами крестьянских депутов, с одной стороны, и органами местного самоуправления, подчиненными Временному правительству, с другой стороны, строились в различных местностях по разному.

       Даже  часть Советов, возглавлявшихся меньшевиками, под нажимом революционных рабочих, большевиков также становилось на путь ликвидации тех органов власти местного самоуправления, которые открыто выступали против Советов и саботировали их решения.

В целом же меньшевики и  эсеры пытались с самого начала Февральской революции приспособить возглавляемые ими Советы к местному аппарату контрреволюционного Временного правительства. Так, меньшевистско-эсеровское руководство Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов открыто поставило вопрос о подчинении Советов органам правительственной администрации на местах.

К концу июня 1917 года роль Советов, возглавляемых меньшевиками и эсерами, в силу их соглашательской политики становится все менее значительной. Если раньше (март-май 1917г.) Советы, как было отмечено выше, решительно ставили  вопрос о демократизации и даже роспуске отдельных городских дум, земских собраний, то теперь Советы в большинстве случаев ограничивались лишь ходатайствами перед ними о «желательности» своего представительства в этих организациях. Советы фактически превратились в безвластные придатки правительственной администрации на местах. Их авторитет в глазах трудящихся падает.10

Падение роли  Советов не могло не сказаться и на их взаимоотношениях с профессиональными союзами. Если в первый период своего развития советы рабочих депутатов нередко сами организовывали профсоюзы, то во второй период профсоюзы уже указывали Советам на их политические ошибки в работе и отход от классовых позиций. Только те Советы, которыми руководили большевики, осуществляли контроль над деятельностью городских  дум и других органов местного самоуправления.

С февраля по октябрь 1917 года Советы в своём развитии прошли 3 этапа. Первый этап (февраль - июль) характеризовался двоевластием, возможностью мирного перехода всей власти в руки Советов. Но эсеро-меньшевистские руководители Советов в Июльские дни 1917 года добровольно передали власть буржуазии, считая, что революция в России не может выйти за рамки буржуазной; они рассматривали Советы как временные организации, нужные только до созыва Учредительного собрания. Большевики, ведя огромную политическую работу в массах, разоблачая предательство соглашателей, ставили задачу завоевать в Советах большинство, установить единовластие Советов. Второй этап - после Июльского кризиса, когда вся власть перешла в руки буржуазии, двоевластие окончилось. Мирный переход власти к Советам стал невозможен, т. к. Советы превратились в придаток буржуазного Временного правительства. Шестой съезд РСДРП(6) по предложению Ленина временно снял лозунг "Вся власть Советам!" и нацелил партию и рабочий класс на подготовку вооруженного восстания против Временного правительства. Третий этап - от разгрома корниловского мятежа до победы Октябрьской революции. Революционный подъём в период борьбы с корниловщиной ускорил процесс большевизации Советов, трудящиеся стали заменять в Советах дискредитировавших себя эсеров и меньшевиков большевиками..  
Выводы по главе.

В первые дни Февральской  революции 1917 г. Временное правительство поспешило заверить общественное мнение страны, что будут осуществлены демократические преобразования, в частности полицию заменит народная милиция и выборное начальство будет подчинено органам местного самоуправления, формируемым на основании всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Но большая часть из данных обещаний не была выполнена. Временное правительство ограничилось  лишь простым переименованием одних органов и изменением некоторых сторон деятельности других. Таким образом, «реформы», проведенные временным правительством в области местного управления и самоуправления, оставили почти без изменений эту систему и имели своей задачей не разрешение, а приспособление старого государственного аппарата к обслуживанию интересов буржуазно-помещичьих классов в условиях буржуазно-демократической революции в стране. Советы же на первом этапе развития буржуазно-демократической революции под напором революционного движения почти повсеместно стремились демократизировать органы местного самоуправления, ставили деятельность земских и городских органов под свой контроль. Но к июню-июлю 1917 года меньшевики и эсеры, возглавлявшие большинство Советов, открыто перешли на сторону буржуазного Временного правительства, что привело к потере доверия народных масс. В результате этого реальная власть на местах перешла к Советам под руководством большевиков.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Развитие формы государственного единства.

 

Вскоре после Октябрьской  революции некоторые народы высказали  свои пожелания реализовать своё право на самоопределение в форме  отделения от России, опираясь на Советские конституционные акты, среди которых центральное место занимает « Декларация прав народов России», принятая в начале ноября 1917 года.

В декабре 1917 года свое право  на самоопределение, в форме отделения от России использовала Финляндия. Соответствующее решение было принято без проволочек. “Так Финляндия, получившая в XIX веке государственность из рук царской России, теперь получила независимость из рук России советской”

Подтвердило советское правительство  и право Польcкого народа на самоопределение. Однако польское государство в тот период не было создано, так как территория Польши находилась под немецкой оккупацией.

В июне 1918 года съезд тувинского населения приняли решение о  самостоятельности Тувы. Несколько позже здесь сложилась не буржуазная, а народное государство, переходная к социалистическому.

Провозгласила свою независимость  украинская республика. Она явилась исторически второй советской независимой республикой. Возникновение советской Украины не означало ее отрыва от России, хотя правовое положение республики в тот период не было еще точно определено. С одной стороны, она мыслилась как независимая, находящаяся в федеративной связи на основах равенствах, а с другой стороны, признала себя частью России, подобно автономным государствам.11

Провозглашение Советской  властью права наций на самоопределение  создавало возможность изменения  не только территории России, но и формы  её государственного единства. Фактически Российская Советская Республика была унитарным государством. Шли поиски новых форм административно-территориального устройства России.

        Практическое  строительство Российской Федерации  развернулось после III съезда Советов. Оно пошло по линии создания автономных единиц внутри РСФСР.

         Самой крупной из первых автономных  республик явилась Туркестанская АССР.

 В условиях острой  классовой борьбы возникла Терская  Советская Республика.

        В начале 1918 года на территории РСФСР возникли также Кубано-Черноморская, Донская и Таврическая автономные республики.

  Становление Российской Федерации на её первом этапе характеризовалось определёнными особенностями. Образование автономных советских республик в 1918 году происходило снизу по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными партийными и советскими органами. Образование республик по инициативе местных органов вело к тому, что они создавались в рамках прежних административно-территориальных единиц.

  Единственной формой автономии в это время была республика. Правовое положение автономных республик 1918 года не было определено достаточно полно и четко.

  Автономные республики 1918 года оказались недолговечными. Кроме Туркестанской, все они были захвачены интервентами и белогвардейцами, и прекратили своё существования. После освобождения территорий Северного Кавказа и Тавриды от интервентов и белогвардейцев, существовавшие здесь в 1918 году советские республики не были восстановлены вместо них стали создаваться иные, основанные на строгом соблюдении национального принципа.

Итоги преобразований первого  периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 года . Первая Советская Конституция обобщила , хотя и небольшой , опыт государственного строительства . В ней был использован нормативный материал , накопившийся с октября , 1917 года « Конституция РСФСР» закрепила политическую основу государства – Советы рабочих , солдатских и крестьянских депутатов . Было сказано , что в России осуществлена диктатура пролетариата в форме Республики Советов.

В Конституции были закреплены основные принципы Советской Федерации. В качестве важнейшего принципа Советской Федерации закреплялась добровольность объединения, ст. 2 говорит, что «Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как Федерация Советских Национальных Республик».

Эти автономные областные  союзы входят на началах федерации  в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику

  Конституция РСФСР закрепила систему органов власти и управления Высшими органами власти и общего управления являются Всероссийский съезд Советов , ВЦИК и Совнарком . Органами отраслевого управления , согласно Конституции , являются народные комиссариаты . Было создано 18 народных комиссариатов и среди них наркомат по делам национальностей .

После падения Советской  власти на Украине весной 1918 года её высшие органы были эвакуированы на территорию России. Отсюда они руководили борьбой украинского народа против немецких оккупантов . Уже в начале 1919 года в большинстве районов Украины удалось восстановить постоянные советские органы .12

  В ходе освобождения Прибалтики от немецких оккупантов , в конце 1918 года возникает исторически первое Латышское национальное государство – Советская Социалистическая Республика Латвия .

         29 ноября 1918 года Ревком Эстонии  провозгласил её советской республикой, которая была названа Эстонской Трудовой Коммуной . В ходе борьбы за Советскую Власть удалось освободить лишь часть территории Эстонии .

В конце ноября 1919 года оккупанты  были изгнаны из Белоруссии . 1 января 1919 года правительство Белоруссии опубликовало Манифест, в котором провозглашалось образование Белорусской Советской Республики как суверенного государства .

  16 декабря 1918 года была провозглашена Литовская Советская республика.

        Исходя из интересов Белорусского и Литовского народов, РКПб принял в январе 1919 года решение о необходимости слияния Белоруссии с Литвой. Эта идея была поддержана трудящимися обе   их Республик.

       В Прибалтике Советская Власть просуществовала недолго. Она была свергнута местными буржуазными националистами, с помощью интервентов. В 1920 году была восстановлена Белорусская ССР. Литве же восстановить Советскую власть не удалось. В это же время бурно шел процесс создания независимых советских республик в Закавказье.

  28 апреля 1920 года была провозглашена Азербайджанская Советская Социалистическая Республика.

В декабре 1920 года была образована Армянская Советская Социалистическая Республика.

16 февраля 1921 года Грузия  была провозглашена Советской  Социалистической Республикой.

        В  1920 году на территориях Хивинского  ханства и Бухарского эмирата, находившихся под протекторатом Российской империи, возникли Хорезмская Народная Советская Республика и Бухарская Народная Советская Республика. С ними РСФСР поддерживала тесные связи.

        Дальний Восток был оккупирован японскими войсками. Чтобы избежать столкновения, Советское государство пошло на создание в 1920 году будгерного государства – Дальневосточной республики с территорией к востоку от Байкала, включая Сахалин и Камчатку. ДВР была провозглашена как совершенно самостоятельное государство, юридически независимое от РСФСР.

       В 1922 году Красная Армия освободила Дальний Восток от интервентов и территория ДВР была включена в состав РСФСР.

       Наряду с объединением вокруг РСФСР независимых советских республик продолжалось национально – государственное строительство и внутри самой России.

       В начале 1919 года образовалась Башкирская Автономная Республика. В 1920 году статус Республики был закреплён и уточнён.

       Весной 1919 года был освобождён от белогвардейцев Крым. Была провозглашена Крымская Республика.

        В 1920 году была образована Киргизская (впоследствии Казахская) АССР. Дореволюционные этнографы, а вслед за ними и Российское законодательство объединяли под общим наименованием киргизов два народа, различая кайсак – киргизов (казахов) и кара – киргизов (собственно киргизов). Новая республика создавалась как автономия именно кайсак – киргизов (т. е. казахов), но получила первоначально название Киргизской.

Информация о работе Государственная система управления после февральской революции