Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:52, курсовая работа
Предмет исследования является система управления российским государством после Февральской революции.
Цель данной работы: изучить и проанализировать систему управления российским государством после февраля 1917 года.
На составе Советов
сказался порядок их образования: крупные
заводы избирали по одному депутату на
тысячу рабочих, мелкие - по одному депутату
от предприятия. Советы сразу же начинали
действовать как власть трудящихся наряду
с буржуазным Временным правительством
и вопреки ему.9
Реформируя органы
городского самоуправления, Временное
правительство стремилось подорвать влияние
городских Советов, особенно тех, во главе
которых стояли большевики. К тому времени
в крупных городах (Москве, Петрограде
и др.) наряду с городскими Советами были
образованы районные Советы, которые являлись
центрами, связывающие городские Советы
с пролетарскими массами города. Многие
из районных Советов оказывали сопротивление
соглашательской политике меньшевиков
и эсеров, сидевших в вышестоящих Советах.
Понимая опасность со стороны районных
Советов, возглавляемых Большевиками,
Временное правительство поспешило противопоставить
им свои органы – районные думы.
В отличие от меньшевиков,
эсеров и других мелкобуржуазных партий
и групп большевики никогда не придавали
самостоятельного значения вопросу об
органах местного самоуправления. Если
меньшевики и эсеры видели в развитии
муниципальных предприятий, «общественных
служб» и т. п. предпосылки создания будущего,
социалистического строя, то партия большевиков
считала, что, действительно, сколько-нибудь
демократическое местное самоуправление
невозможно без завоевания политической
власти рабочим классом во всем государстве.
Большевики исходили из того,
что рабочий класс, придя к
власти, создаст вместо старого государственного
аппарата новый, пролетарский государственный
аппарат, в том числе новые органы местного
самоуправления, являющиеся в то же время
органами государственной власти на местах.
В период от февраля
до октя6ря 1917 года взаимоотношения между
Советами рабочих, солдатских и Советами
крестьянских депутов, с одной стороны,
и органами местного самоуправления, подчиненными
Временному правительству, с другой стороны,
строились в различных местностях по разному.
Даже часть Советов, возглавлявшихся меньшевиками, под нажимом революционных рабочих, большевиков также становилось на путь ликвидации тех органов власти местного самоуправления, которые открыто выступали против Советов и саботировали их решения.
В целом же меньшевики и эсеры пытались с самого начала Февральской революции приспособить возглавляемые ими Советы к местному аппарату контрреволюционного Временного правительства. Так, меньшевистско-эсеровское руководство Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов открыто поставило вопрос о подчинении Советов органам правительственной администрации на местах.
К концу июня 1917 года роль Советов, возглавляемых меньшевиками и эсерами, в силу их соглашательской политики становится все менее значительной. Если раньше (март-май 1917г.) Советы, как было отмечено выше, решительно ставили вопрос о демократизации и даже роспуске отдельных городских дум, земских собраний, то теперь Советы в большинстве случаев ограничивались лишь ходатайствами перед ними о «желательности» своего представительства в этих организациях. Советы фактически превратились в безвластные придатки правительственной администрации на местах. Их авторитет в глазах трудящихся падает.10
Падение роли Советов не могло не сказаться и на их взаимоотношениях с профессиональными союзами. Если в первый период своего развития советы рабочих депутатов нередко сами организовывали профсоюзы, то во второй период профсоюзы уже указывали Советам на их политические ошибки в работе и отход от классовых позиций. Только те Советы, которыми руководили большевики, осуществляли контроль над деятельностью городских дум и других органов местного самоуправления.
С февраля по октябрь 1917 года
Советы в своём развитии прошли 3
этапа. Первый этап (февраль - июль) характеризовался
двоевластием, возможностью мирного перехода
всей власти в руки Советов. Но эсеро-меньшевистские
руководители Советов в Июльские дни 1917
года добровольно передали власть буржуазии,
считая, что революция в России не может
выйти за рамки буржуазной; они рассматривали
Советы как временные организации, нужные
только до созыва Учредительного собрания.
Большевики, ведя огромную политическую
работу в массах, разоблачая предательство
соглашателей, ставили задачу завоевать
в Советах большинство, установить единовластие
Советов. Второй этап - после Июльского
кризиса, когда вся власть перешла в руки
буржуазии, двоевластие окончилось. Мирный
переход власти к Советам стал невозможен,
т. к. Советы превратились в придаток буржуазного
Временного правительства. Шестой съезд
РСДРП(6) по предложению Ленина временно
снял лозунг "Вся власть Советам!"
и нацелил партию и рабочий класс на подготовку
вооруженного восстания против Временного
правительства. Третий этап - от разгрома
корниловского мятежа до победы Октябрьской
революции. Революционный подъём в период
борьбы с корниловщиной ускорил процесс
большевизации Советов, трудящиеся стали
заменять в Советах дискредитировавших
себя эсеров и меньшевиков большевиками..
Выводы по главе.
В первые дни Февральской революции 1917 г. Временное правительство поспешило заверить общественное мнение страны, что будут осуществлены демократические преобразования, в частности полицию заменит народная милиция и выборное начальство будет подчинено органам местного самоуправления, формируемым на основании всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Но большая часть из данных обещаний не была выполнена. Временное правительство ограничилось лишь простым переименованием одних органов и изменением некоторых сторон деятельности других. Таким образом, «реформы», проведенные временным правительством в области местного управления и самоуправления, оставили почти без изменений эту систему и имели своей задачей не разрешение, а приспособление старого государственного аппарата к обслуживанию интересов буржуазно-помещичьих классов в условиях буржуазно-демократической революции в стране. Советы же на первом этапе развития буржуазно-демократической революции под напором революционного движения почти повсеместно стремились демократизировать органы местного самоуправления, ставили деятельность земских и городских органов под свой контроль. Но к июню-июлю 1917 года меньшевики и эсеры, возглавлявшие большинство Советов, открыто перешли на сторону буржуазного Временного правительства, что привело к потере доверия народных масс. В результате этого реальная власть на местах перешла к Советам под руководством большевиков.
Глава 3. Развитие формы государственного единства.
Вскоре после Октябрьской революции некоторые народы высказали свои пожелания реализовать своё право на самоопределение в форме отделения от России, опираясь на Советские конституционные акты, среди которых центральное место занимает « Декларация прав народов России», принятая в начале ноября 1917 года.
В декабре 1917 года свое право на самоопределение, в форме отделения от России использовала Финляндия. Соответствующее решение было принято без проволочек. “Так Финляндия, получившая в XIX веке государственность из рук царской России, теперь получила независимость из рук России советской”
Подтвердило советское правительство и право Польcкого народа на самоопределение. Однако польское государство в тот период не было создано, так как территория Польши находилась под немецкой оккупацией.
В июне 1918 года съезд тувинского населения приняли решение о самостоятельности Тувы. Несколько позже здесь сложилась не буржуазная, а народное государство, переходная к социалистическому.
Провозгласила свою независимость украинская республика. Она явилась исторически второй советской независимой республикой. Возникновение советской Украины не означало ее отрыва от России, хотя правовое положение республики в тот период не было еще точно определено. С одной стороны, она мыслилась как независимая, находящаяся в федеративной связи на основах равенствах, а с другой стороны, признала себя частью России, подобно автономным государствам.11
Провозглашение Советской
властью права наций на самоопределение
создавало возможность
Практическое
строительство Российской
Самой крупной из первых
В условиях острой
классовой борьбы возникла
В начале 1918 года на территории РСФСР возникли также Кубано-Черноморская, Донская и Таврическая автономные республики.
Становление Российской
Федерации на её первом этапе характеризовалось
определёнными особенностями. Образование
автономных советских республик в 1918 году
происходило снизу по непосредственному
волеизъявлению самих трудящихся масс,
руководимых местными партийными и советскими
органами. Образование республик по инициативе
местных органов вело к тому, что они создавались
в рамках прежних административно-
Единственной формой автономии в это время была республика. Правовое положение автономных республик 1918 года не было определено достаточно полно и четко.
Автономные республики 1918 года оказались недолговечными. Кроме Туркестанской, все они были захвачены интервентами и белогвардейцами, и прекратили своё существования. После освобождения территорий Северного Кавказа и Тавриды от интервентов и белогвардейцев, существовавшие здесь в 1918 году советские республики не были восстановлены вместо них стали создаваться иные, основанные на строгом соблюдении национального принципа.
Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 года . Первая Советская Конституция обобщила , хотя и небольшой , опыт государственного строительства . В ней был использован нормативный материал , накопившийся с октября , 1917 года « Конституция РСФСР» закрепила политическую основу государства – Советы рабочих , солдатских и крестьянских депутатов . Было сказано , что в России осуществлена диктатура пролетариата в форме Республики Советов.
В Конституции были закреплены основные принципы Советской Федерации. В качестве важнейшего принципа Советской Федерации закреплялась добровольность объединения, ст. 2 говорит, что «Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как Федерация Советских Национальных Республик».
Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику
Конституция РСФСР закрепила систему органов власти и управления Высшими органами власти и общего управления являются Всероссийский съезд Советов , ВЦИК и Совнарком . Органами отраслевого управления , согласно Конституции , являются народные комиссариаты . Было создано 18 народных комиссариатов и среди них наркомат по делам национальностей .
После падения Советской власти на Украине весной 1918 года её высшие органы были эвакуированы на территорию России. Отсюда они руководили борьбой украинского народа против немецких оккупантов . Уже в начале 1919 года в большинстве районов Украины удалось восстановить постоянные советские органы .12
В ходе освобождения Прибалтики от немецких оккупантов , в конце 1918 года возникает исторически первое Латышское национальное государство – Советская Социалистическая Республика Латвия .
29 ноября 1918 года Ревком Эстонии
провозгласил её советской
В конце ноября 1919 года оккупанты были изгнаны из Белоруссии . 1 января 1919 года правительство Белоруссии опубликовало Манифест, в котором провозглашалось образование Белорусской Советской Республики как суверенного государства .
16 декабря 1918 года была провозглашена Литовская Советская республика.
Исходя из интересов Белорусского и Литовского народов, РКПб принял в январе 1919 года решение о необходимости слияния Белоруссии с Литвой. Эта идея была поддержана трудящимися обе их Республик.
В Прибалтике Советская Власть просуществовала недолго. Она была свергнута местными буржуазными националистами, с помощью интервентов. В 1920 году была восстановлена Белорусская ССР. Литве же восстановить Советскую власть не удалось. В это же время бурно шел процесс создания независимых советских республик в Закавказье.
28 апреля 1920 года была провозглашена Азербайджанская Советская Социалистическая Республика.
В декабре 1920 года была образована
Армянская Советская
16 февраля 1921 года Грузия была провозглашена Советской Социалистической Республикой.
В
1920 году на территориях
Дальний Восток был оккупирован японскими войсками. Чтобы избежать столкновения, Советское государство пошло на создание в 1920 году будгерного государства – Дальневосточной республики с территорией к востоку от Байкала, включая Сахалин и Камчатку. ДВР была провозглашена как совершенно самостоятельное государство, юридически независимое от РСФСР.
В 1922 году Красная Армия освободила Дальний Восток от интервентов и территория ДВР была включена в состав РСФСР.
Наряду с объединением вокруг РСФСР независимых советских республик продолжалось национально – государственное строительство и внутри самой России.
В начале 1919 года образовалась Башкирская Автономная Республика. В 1920 году статус Республики был закреплён и уточнён.
Весной 1919 года был освобождён от белогвардейцев Крым. Была провозглашена Крымская Республика.
В 1920 году была образована Киргизская (впоследствии Казахская) АССР. Дореволюционные этнографы, а вслед за ними и Российское законодательство объединяли под общим наименованием киргизов два народа, различая кайсак – киргизов (казахов) и кара – киргизов (собственно киргизов). Новая республика создавалась как автономия именно кайсак – киргизов (т. е. казахов), но получила первоначально название Киргизской.
Информация о работе Государственная система управления после февральской революции