Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 14:39, курсовая работа
Такoе неoбычное явление как фашизм и по сей день вызывает ожесточенные споpы народных масс, в частности молодого поколения. Столь сильное внимание к этому фенoмену обусловлено необычностью самого политического течения. Ведь фашизм как политическое течение возник и pазвивался в эпоху общего кризиса капитализма, в период резкого обострения классовых противоречий и неустойчивости буржуазных режимов. Пoэтoму и сам oн, отражая специфику этого pазвития, далеко не однороден, однослоен и одноцветен.
Вся административная деятельность характеризовалась ликвидацией коллегиальности и введением особой бюрократической дисциплины. В течении ближайших лет после прихода нацистов к власти практически прекратил существование кабинет министров (в 1933 г. он провел 31 заседание, в 1937 г. - 6 заседаний, последнее 5 февраля 1938 г.). Кабинет превратился только во вспомогательный Совет при фюрере, причем наряду с общим возникли особые Советы, например, Тайный кабинет по внешней политике (1938 г.), Совет министров по обороне (1939 г.). Сами министерства значительно увеличивали размах своей деятельности, появились такие административные «монстры» как Министерство пропаганды (1933), охватившие всю сферу идеологии, культуры, а также часть внутренних дел, Министерство вооружений и боеприпасов (1940 г.), Министерство экономики и др. Государственная служба была централизована и политизирована. По закону 7 апреля 1933 г. все чиновники были объявлены единой корпорацией государственных служащих. В 3 месяца предписывалось уволить несоответствующих должности по политическим мотивам, а также неарийцев с почетных должностей. Новые административные нормы были сформулированы особым уставом - Законом о чиновничестве (26 января 1937 г.). Чиновничество определялось как состоящее в публично-правовых отношениях к империи и фюреру, назначение всех госслужащих производилось только фюрером, перед ним несли ответственность и в любое время могли быть отозваны. Государственный чиновник не только должен был быть арийцем, ему запрещались браки с неарийками.
Вступление Германии во Вторую мировую войну привело к еще большей централизации администрации: указом 28 августа 1939 г. все руководители высших учреждений были признаны ответственными непосредственно перед фюрером (без партийной и ведомственной иерархии). Централизация власти и управления, усиленная доминированием партийной власти с государственной, сопровождалась отказом от принципа разделения и равновесия властей и от представительной демократии. Принцип вождизма, возникший внутри партии и перенесенный в другие сферы управления, означал единоличное правление вождя и партии. Так был оформлен отход от идеи верховенства народной власти в обществе и государстве и от выборности и подконтрольности держателей государственной власти.
2.3. Партия и государство.
Самым принципиальным отличием нового государственно-правового уклада, были совершено особые, не известные предыдущей государственной истории, взаимоотношения партии и государственной организации, согласно которым вся деятельность и институты государства определялись целями и идейно-политическими задачами господствующей партии. Диктатура НСДАП обеспечивалась законодательным установлением однопартийности.
В период укрепления власти нацистов в 1933 г., были законодательно запрещены и распущены КПГ, СДПГ, Немецкая народная партия, Баварская народная партия, партия католического «Центра», а также все и спортивные, молодежные и женские организации. июле 1933 г. «Стальной шлель» слился с НСДАП. Указами о «защите немецкого народа и государства» (февраль 1933 г.) были ограничены свободы собраний, печати в случае их антиправительственной направленности. Постановлением 14 июля 1933 г. образование новых партий запрещалось.
Третьим из основополагающих фактов нового уклада стал Закон об обеспечении единства партии и государства 1 декабря 1933 г. По закону, НСДАП объявлялась «Носительницей государственной мысли и неразрывно связанной с государством». Партия возлагала на себя особые задачи в отношении народа, фюрера и государства, во имя которых на ее членов налагались особые права и обязанности, для них устанавливалась своя особая подсудность. На съезде 1935 г. государственные функции НСДАП были облачены в форму специальных задач по реорганизации государства, устранению из госаппарата недовольных, воспитанию народа в духе НСДАП и его идеи. Эти принципы стали государственной программой, и в дальнейшем принципиальные решения по вопросам развития экономики, внешней политики, государственного реформирования принимались на съездах партии.
Партийный аппарат НСДАП стал непосредственной структурой государственной организации. На основе прежних организационных звеньев к 1935 г. сложилась разветвленная структура партийных организаций НСДАП, охватившая страну на всех уровнях: 33 области делились на 827 округов, 21 тыс. районов и свыше 260 тыс. партийных ячеек. Галкин А.А. Германский фашизм. М.: Наука, 1967, с.186. Основным звеном было областное, которое почти совпадало с военными округами и административным подразделением. Местный руководитель почти всегда одновременно являлся и фюрером - гауляйтером областной партийной организации. В 1943-1944 гг. партийные и административные области стали еще и экономическими районами. Подчинялись гауляйтеры непосредственно фюреру и согласно организационному уставу НСДАП, несли полную ответственность перед фюрером за ту область, управление которой ему поручено. НСДАП установила непосредственный партийный контроль над всеми институтами государства.
В июле 1934 г. Гитлер впервые узаконил участие своего заместителя по партии в разрешении вопросов, связанных с подготовкой законопроектов во всех административных инстанциях империи. В 1941 г. эти полномочия были делегированы новому заместителю - М.Борману и институализированы в особых правах Партийной канцелярии фюрера, которая одновременно стала и общегосударственным и партийным органом управления. Согласно распоряжению Гитлера (январь 1937 г.) особые назначения без согласования с партийными организациями соответствующего уровня считались недействительными.
НСДАП была объявлена политическим ядром всех общественных институтов страны. По закону 3 июля 1934 г. депутат рейхстага терял свой мандат, если он выходил из партии, или исключался из нее; председатель фракции назначал нового депутата из общего списка. Особым законом в 1935 г. было провозглашено единство НСДАП и молодежной организации «Гитлерюгенд», которая рассматривалась как бы частью партии: молодежь в возрасте от 10 до 18 лет обязана была состоять в «Гитлерюгенд». Под угрозой уголовной ответственности родителей деятельность всех других, нежели официально-партийные, молодежных, женских, спортивных союзов запрещалось. Такая политика была в том числе направлена к массовости партии, и объединению в нее значительной части населения страны и во всяком случае государственного аппарата. В январе 1933 г. в НСДАП состояло 0,8 млн. членов, в мае уже 1,6 млн., в начале 1945 г. - 6 млн. Доля членов НСДАП в государственном аппарате достигала 70%. Отдельные государственные институты создавались сразу чисто партийные. Только партийному руководству подчинялось ополчение - фольксштурм, созданное в сентябре 1944 г.
Итак, с превращением главы партии в главу государства партийному вождю стали беспрекословно подчиняться и госаппарат, и назначенцы фюрера в госаппарате. Нацистская партия стала частью правительственной системы. Решения съездов партии с момента принятия получали силу закона. Пребывание в рейхстаге и на правительственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные органы партии получили правительственные функции и практически решали все сколько-нибудь существенные вопросы.
2.4. Гражданское право.
В области гражданского права результаты провозглашенной правовой политики не были достигнуты: полной замены прежнего германского права не стоялось, хотя многие важны институты были деформированы либо законодательно, либо судебной практикой.
С 1937 г. основной свод германского права - Гражданское уложение 1896 г. - был заменен совокупностью отдельных переработанных законов, общая часть его была вовсе отмечена. Создание нового «Народного уложения», которое началось с 1939 г. не было завершено: к 1942 г. комиссия Академии немецкого права подготовила только предварительный проект.
Судебная практика существенно видоизменила право собственности - в сторону его резкого ограничения. В особенности это коснулось недвижимой собственности в городах. Разрешалось самовольное строительство на чужой земле в общественно-полезных целях, самовольное использование собственности социально-привилегированными субъектами (членами НСДАП, арийцами и т.п.). В сельской местности права земельных собственников ограничивались в пользу устраиваемых по соседству спортивных сооружений, лесных и оздоровительных лагерей.
Государственное регулирование социально-хозяйственных связей сократило значение частных обязательств. Несоблюдение установленных предписаний в области цен на основные товары влекло даже уголовные санкции. В годы войны распределение большинства продукции стало предметом квотирования, а также карточного распределения среди населения. Запрещалось хождение иностранной валюты и валютные операции стали объектом строгого уголовного преследования. Законодательно была установлены ограничения прибыли (в 6%) от акций и финансовых операций, все прочее должно было идти на развитие предприятий. Одновременно налоговое законодательство было переработано в духе «национал-социалистического мировоззрения»: для еврейских союзов всякого рода, церковных общин, больниц, орденов были ликвидированы все прежние налоговые привилегии.
Новая редакция Гражданско-процессуального кодекса (1934 г.) включила немало своеобразных новшеств, многие из которых, несомненно, облегчали и упрощали судопроизводство для участников процесса и свидетелей, вводилась обязанность быть правдивыми в изложении обстоятельств дела. Слушание дел проводилось по сокращенной процедуре, причем судья - докладчик должен был построить ход слушания так, чтобы разбор стал действительно непосредственным и дело было окончено в одном заседании суда. Для участников процесса, отказавшихся от уплаты предварительных судебных расходов под предлогом бедности, устанавливалось правило доказать, что начинаемый ими процесс не безнадежен и может иметь завершение. В целях устранения от юридической практики нежелательных по разным причинам лиц разрешалось прибегать только к услугам государственных адвокатов, подготовка которых была развернута заново в особых юридически-спортивных лагерях.
Наибольшим своеобразием было отмечено брачно-семейное право. Здесь оказали свое влияние и расовый, и социалистический мотивы государственной политики. Брак и семья были поставлены предметом особой заботы государства, в силу чего свобода заключения брака была ограничена. Согласно закону (14 июля 1933 г.) запрещалось вступать в брак страдающим наследственными заболеваниями (слабоумным, шизофреникам, слепым, глухим, обладающим слабым телосложением), так как это могло ослабить национального здоровья. ля конкретного решения вопросов о том, кому дозволено, кому нет вступать в брак создавались суды здоровья. Значение этих судов в особенности возросло после принятия законов о принудительной стерилизации и кастрации (1933 г.) тех, кто не соответствовал расовым требованиям о пригодности к созданию полноценной семьи. Практика таких принудительных операций уже в первый год действия законов приобрела значительный размах, при чем была велика доля и отрицательных для оперируемых последствий (на 56 тыс. операций около 3 тыс. смертельных случаев). Важной частью нового брачного права стали и общие расовые запреты. Специальным законом также предусматривалось равенство супругов, вступающих в брак, в отношении нового сословного положения: запрещались или осуждались браки военнослужащих, членов НСДАП, культурной элиты рейха с лицами, отмеченными в прошлом недостойным поведением, позорным образом жизни.
(История государства и права зарубежных стран.Под редакцией Жидкова О.А., Крашенниковой Н.А. М.: Юристъ, 1999)
Итак, в Германии появилось новое Гражданское право, которое смело можно назвать народно-национальным, опирающимся на превосходство немецкой нации, которая стала главным его субъектом и получила большое количество привилегий. Понятие семья в новом праве полностью отождествлялось с нацией, вследствие чего в гражданском праве появились новые нормы, говорившие о чистоте семьи и о великой здоровой народности Германии. В целом новое гражданское право потеряло свою значимость, усиление государственного регулирования привело к сокращению инициативы граждан и ликвидации принципов автономии и равенства сторон.
2.5. Уголовное право.
Для нацистской диктатуры уголовное право в особенности выполняло функцию политической репрессии. Оно служило главным образом подавлению политических противников и противостоящих политических групп, а уже во вторую очередь - достижению обыденного общественного порядка. Основные обновления уголовного права были связаны, как с достижением первой задачи, с обеспечением уголовными санкциями доминирующего положения партии и государства.
Партия была поставлена в привилегированное положение в уголовном праве. Самым первым законом диктатуры стала отмена уголовным наказаний за преступления, совершенные в ходе борьбы за национальное выживание немецкого народа, т.е. в ходе предвыборных компаний 1932-1933 гг. Вместе с тем использование знаков или униформа НСДАП без официальной принадлежности к ней стало расцениваться как уголовное преступление.
Значительно ужесточена была ответственность за государственные преступления. Причем, основным преследуемым деянием здесь стал подлинный или предполагаемый терроризм против членов партии или должностных лиц государства. Ответственность за это преступление была установлена (1933 г.) в виде смертной казни или заключения свыше 15 лет. В случае государственных преступлений были введены новые формы сметной казни - с 1933 г. повешение, в годы войны применяли и гильотину.
В уголовном праве появились новые составы преступлений. Одним из наиболее важных стали нарушения расового законодательства, за которые по разным законам полагались значительные сроки заключения в исправительном лагере или в тюрьме. В августе 1938 г. был издан закон об особой ответственности за преступления против вооруженной силы (под которыми понимались самые разные действия, направленные к прямому или даже косвенному ущербу боеспособности вермахта). Наказания за этот вид преступления предусматривались самые тяжелые. К значительным срокам тюремного заключения вело распространение вредных слухов и преступления против правильного представления о деятельности государства и партии.