Государственные последствия церковного раскола середины XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 07:30, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотреть события, произошедшие в духовной сфере жизни нашей страны в середине 17 века, именуемые «церковным расколом», а также определить какое влияние оказал церковный раскол на дальнейшее развитие Российского государства в целом.
Задачи
- Рассмотреть предпосылки церковного раскола17 века.
- Определите причины церковной реформы и раскола в 17 в.
- Рассмотреть содержание реформы.
- Определите последствия раскола.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.3
1 Историческая обстановка России, предшествующая расколу . . . . . . . . стр.5
2 Начало раскола в православной церкви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.8
3 Причины раскола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.9
4 Ход реформы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.11
5 Последствия раскола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.19
Список литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.20

Файлы: 1 файл

раскол.docx

— 49.11 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

 

 

 

ФВЗО

 

 

Контрольная работа

по «Истории»

«Государственные последствия церковного раскола середины XVII века.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Выполнил:

                                                                              Студент группы

                                                                             

                                                                              Проверила:

                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.3

1 Историческая обстановка России, предшествующая расколу  . . . . . . . . стр.5

2 Начало раскола в православной  церкви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.8

3 Причины раскола  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.9

4 Ход реформы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.11

5  Последствия раскола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.14

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.19

Список литератур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель 

 

Целью является рассмотреть события, произошедшие в духовной сфере жизни нашей страны в середине 17 века, именуемые «церковным расколом», а также определить какое влияние оказал церковный раскол на дальнейшее развитие Российского государства в целом.

 

Задачи

 

- Рассмотреть предпосылки  церковного раскола17 века.

- Определите причины церковной реформы и раскола в 17 в.

- Рассмотреть содержание реформы.

- Определите последствия раскола.

 

Актуальность темы

 

Актуальность темы сохраняется  в общественно-политическом плане. Для современной России, идущей по пути преобразований, опыт исторического  прошлого представляет не только научный, но и практический интерес. Прежде всего исторический опыт необходим для выбора оптимальных способов государственного управления, для обеспечения стабильности политического курса, а также для поиска наиболее эффективных методов при проведении непопулярных или не поддерживаемых всем обществом реформ, для поиска компромиссных вариантов в разрешении социальных противоречий.

 

 

 

Краткий историографический обзор

 

Много посвятил изучению и  освещению в своих лекциях  истории и осуществления раскола  в православной церкви известный  историограф В. О.

 Ключевский.

Расколом занимались и  другие учёные и политические деятели. Ими было создано много работ по данной проблематике. Это работы П. И Мельникова (Андрей Печёрский) «Собрание сочинений»; Щапова А. П. «Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII в.»;  Смирнова П. С. «Внутренние вопросы в расколе в XVII в.», «История русского раскола старообрядства»; Каптерева Н. Ф. «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» и  ряда других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Историческая обстановка России, предшествующая расколу

 

  Начало XVII века вошло в историю России как «Смутное время».

 Отличительной особенностью  Смутного времени является то, что в него были втянуты  все классы русского общества.

  В смуте участвовали дворянство, служилые люди, городское и сельское население, казачество, представители духовенства и чиновничества.

 Результатом Смутного  времени явилось дальнейшее обнищание  широких народных масс, сокращение  территории русских земель, падение  авторитета русского государства,  широкое проникновение иноземного  влияния, в том числе и религиозного, на жизнь и обычаи населения.

  Конечным итогом Смутного времени явилось возникновение новой династии царей. С выборами Земским собором в феврале 1613 года царём России Михаила Романова установилось монархическое государство на более чем триста лет семьи Романовых.

  Особенно обострились отношения крестьянства с господствующей властью после принятия Соборного уложения, принятого Земским собором в 1648 году.

  Оно навсегда лишало крестьян права менять своих хозяев и установило бессрочный розыск беглых крестьян. Тем самым было окончательно оформлено крепостное право в России. Были расширены права дворян на земли и крестьян.

  Уложение установило жёсткие наказания за преступления против царя и церкви.

  Последующие годы после Смуты и в целом весь XVII век характеризуется собиранием русских земель под эгидой Москвы. Особенно усиленным шло продвижение России на северо-востоке (район Сибири), продолжалась война с Польшей, Швецией за освобождение исконно русских земель - Смоленска, районов Прибалтики Белоруссии.

  Большая помощь оказывалась украинскому народу за свою независимость с Польшей. В ходе этой борьбы в 1653 году Земский собор принял решение о воссоединении Украины с Россией и объявлении совместной войны против польской шляхты.

После разгрома интервентов (поляков), окончания Смутного времени  стали заметно расширяться связи  России с Англией, Голландией, Ираном. Россия стала всё больше и шире использовать передовые достижения Запада: оружие, передовой опыт ведения  военных действий. Западные товары постепенно проникают в города России, начал складываться рынок. Русские  купцы сначала робко проникали  со своими товарами на рынок Западной Европы. Развиваются связи между  отдельными регионами страны. Появляется класс буржуазии и работников наёмного труда.

  В Россию стали приглашаться западные специалисты; врачи, строители, умельцы железного дела, рудознатцы и т. д. Образуется обширный круг иностранцев, проживающие в построенной иностранной слободе в Москве. Их поведение, культура, одежда резко отличаются от патриархального быта населения Москвы. Кроме этого, начинает развиваться образование, повышается процент грамотных среди населения. Создаются первые учебные заведения, в которых ведущую роль играют сначала иностранцы. Наблюдается рост ремесленничества, образование мелких мануфактур и заводов (производство необходимых для населения и военных нужд оружия и товаров).

  Передовая часть общества видит преимущества иностранного быта, мастерства, поведения и начинает перенимать у них всё положительное, рациональное.

  Влияние Запада коснулось и церкви. Одни увидели в них угрозу Латынянства, т. е. поглощения православной церкви Католической, другие поняли, что необходима церковная реформа. Это было связано с тем, что из-за отсутствия тесных связей местных церквей с центром, накопилось много различий в понимании религиозной литературы, осуществления религиозных обрядов.

 Появились воинствующие  религиозные деятели из духовенства,  которые яростно защищали патриархальный  быт народа, его религиозные взгляды  и стремились сохранить незыблемыми  церковные обряды, старинные духовные  книги. Они выдвинули лозунг: «Как  жили наши отцы и деды, так  и мы должны жить».

  В конечном счете, эти предпосылки в развитии религии привели к расколу в православной церкви. В эту орбиту были втянуты массы верующих, представителей духовенства, пролито много крови, гибли люди.

  Последствия раскола православной церкви проявляются и сейчас, в настоящее время. Если сравнить раскол православной церкви с Западом, то он сродни по некоторым проявлениям с реформацией в Католической церкви. Реформация, как известно, создала целый ряд протестантских церквей, отделившихся от римского католицизма. Главными из них являются: Лютеранство (Германия, Скандинавия); Кальвинизм (Швейцария, Нидерланды); Пресвитерианство (Шотландия).

Роль церкви в жизнь  российского общества всегда была очень  высока.

 Влияние церкви проявлялось  на все стороны духовной жизни  общества, семьи, уклада и быта  русского народа. В XVII веке церковь тесно срастается с монархическим строем России. Она становится опорой самодержавия, верной слугой и выразителем его интересов.

  В самой церкви сложился такой же уклад и взаимоотношения во всей церковной иерархии, церковно-обрядовой практики. Во главе русской церкви стоял патриарх, наделённый большой церковной властью. Впервые патриарх был избран собором русских иерархов в 1589 году.

  Патриархи, как правило, были крупными собственниками, имели большой опыт религиозной деятельности, активно участвовали в политической жизни государства. Иногда, они свою власть «от бога», ставили выше светской власти, власти царя. По этой причине между царём и патриархом возникали иногда сложные отношения. При выборе нового патриарха самодержец всегда стремился в его лице иметь своего сторонника и помощника.

  Возрастание роли России в этот период на международной арене, подрыв влияния Православной церкви, связанной с борьбой Османской империи с Византией, создают предпосылки на роль лидера Вселенской православной церкви. Царь и русский патриарх начинают реально проводить политику на решении этой задачи.

 Церковь в XVII веке  является не только выразителем  духовной, религиозной идеологии  во всех слоях общества, но  так же крупным собственником.

  Монастыри, приходы крупные церковные деятели владели обширными земельными угодьями, накопили большие материальные ценности.

Многие черты XVII века присущи  и настоящему времени, особенно после  совершения революции 1917 года. Устоявший  быт, сложившиеся общественные отношения  начали силой, кровью переделывать на свой лад, а церковь, как таковую, практически свели к нулю. Всё  это принесло большие страдания  и муки русскому народу.

 

 

2 Начало раскола в православной церкви

 

Поводом для возникновения  раскола, как известно, послужила  церковно-обрядовая реформа, которую  в 1653 году начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной  организации в России, а так  же ликвидировать все разногласия  между региональными православными  церквями. Они составляли Восточную  православную церковь. В неё входили Александрийский патриархат – Египет, иерусалимский – Палестина, Константинопольский, церковь восточных славян – Болгарии, Румынии, Украины, Белоруссии и России.

  С падением Константинополя, его захватом в 1453 году Османской империей, роль ближнеазиатских православных патриархов падает. Всё сильнее и сильнее падает роль и Константинопольской церкви (Византийской), как ведущего органа православия.

  К началу XVII века русская православная церковь (Московский патриархат) начинает играть ведущую роль и патриарх московский стремится занять лидирующее положение в православной Восточной церкви (Вселенской). Однако этому мешало ряд объективных обстоятельств.

  В русской православной церкви с течением времени накопилось много различий, отступлений от канонов, особенно от Греческой церкви, ибо вся религиозная литература писалась и печаталась на древнегреческом языке. С течением времени в русских церковных книгах обнаруживается много ошибок, разночтений, о которых с упрёком говорили иерархи восточной церкви в Москве, а так же некоторые различия в проведении церковных обрядов.

 

3 Причины раскола

 

  К середине XVII в. восстановление разрушенного Смутой хозяйства привело к положительным результатам (хотя шло медленными темпами) – постепенно оживляется внутреннее производство, возникают первые мануфактуры, происходит увеличение роста внешнеторгового оборота. Вместе с тем происходит укрепление государственной власти, самодержавия, законодательно оформляется крепостное право, вызвавшее сильное недовольство крестьянства и ставшее в будущем причиной многих волнений. Достаточно назвать самый крупный взрыв народного недовольства – восстание Степана Разина в 1670-1671 гг.

  Внешнюю политику правители Руси при Михаиле Федоровиче и его отце Филарете вели осторожную, что и неудивительно – последствия Смуты давали знать о себе. Так, в 1634 г. Россия прекратила войну за возвращение Смоленска, в Тридцатилетней войне (1618-1648), разразившейся в Европе, участия практически никакого не принимали.

  Ярким и поистине историческим событием в 50-е гг. XVII в., во время правления Алексея Михайловича, сына и преемника Михаила Федоровича, стало присоединение к России Левобережной Украины, боровшейся во главе с Б. Хмельницким против Речи Посполитой. В 1653 г. Земский собор принял решение о принятии Украины под свое покровительство, а 8 января 1654 г. Украинская Рада в Переяславе одобрила это решение и принесла присягу на верность царю.

 В перспективе Алексей  Михайлович видел объединение  православных народов Восточной  Европы и Балкан. Но на Украине  крестились тремя перстами, в  Московском государстве – двумя.  Следовательно, царь стоял перед  проблемой идеологического плана  – навязать всему православному  миру (который давно уже принял  нововведения греков) собственные  обряды либо подчиниться господствовавшему  троеперстному знамению. Царь и  Никон пошли вторым путем. 

В результате первопричина церковной реформы Никона, расколовшей русское общество, являлась политической – властолюбивое желание Никона и Алексея Михайловича об идее мирового православного царства, основанного на теории «Москва – третий Рим», получившая в данную эпоху второе рождение. К тому же восточные иерархи (т.е. представители высшего духовенства), зачастившие в Москву, постоянно культивировали в умах царя, патриарха и их окружения идею о будущем главенстве Руси над всем православным миром. Семена упали на благодатную почву.

Информация о работе Государственные последствия церковного раскола середины XVII века