Государственные последствия церковного раскола середины XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 07:30, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотреть события, произошедшие в духовной сфере жизни нашей страны в середине 17 века, именуемые «церковным расколом», а также определить какое влияние оказал церковный раскол на дальнейшее развитие Российского государства в целом.
Задачи
- Рассмотреть предпосылки церковного раскола17 века.
- Определите причины церковной реформы и раскола в 17 в.
- Рассмотреть содержание реформы.
- Определите последствия раскола.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.3
1 Историческая обстановка России, предшествующая расколу . . . . . . . . стр.5
2 Начало раскола в православной церкви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.8
3 Причины раскола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.9
4 Ход реформы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.11
5 Последствия раскола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.19
Список литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.20

Файлы: 1 файл

раскол.docx

— 49.11 Кб (Скачать файл)

  В результате, «церковные» причины реформы (приведение в единообразие отправление религиозного культа) занимали второстепенное положение.

  Причины реформы имели, несомненно, объективный характер. Процесс централизации Русского государства – как один из централизаторских процессов в Истории – неизбежно требовал выработки единой идеологии, способной сплотить вокруг центра широкие массы населения.

4 Ход реформы

 

Реформы Никона начались не на пустом месте. Во времена эпохи  феодальной раздробленности политическое единство русских земель было утрачено, в то время как церковь осталась последней общерусской организацией, и стремилась смягчить анархию внутри распадающегося государства. Политическая раздробленность привела к распаду  единой церковной организации, и  в различных землях развитие религиозной  мысли и обрядов пошло собственным  путем.

  Патриарх Никон стал вводить в Русскую Церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной церковного раскола. Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть «никонианами», или новообрядцами. Сами же последователи Никона, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной, как господствующей, а своих противников стали звать оскорбительной и принципиально неверной кличкой «раскольник». На них они свалили и всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам, ни в чем, не изменив своей родной православной церкви. Поэтому они справедливо называют себя православными старообрядцами, староверами или древнеправославными христианами.

  В старину не было типографий, книги переписывались. В России богослужебные книги писались в монастырях и при епископах особыми мастерами. Это мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно и с благоговением. Русский народ любил книгу и умел ее беречь, как святыню. Малейшая опись в книге, недосмотр, ошибка считались большой погрешностью. В древних рукописях трудно встретить помарки и зачеркивания. В них было меньше описок, чем в современных книгах опечаток. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начала действовать типография. Исправление книг велось с большой осторожностью и осмотрительностью.

  Совсем иначе повелось исправление при патриархе Никоне. На соборе в 1654 г. было решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.

  Таким образом, деятельность Никона и его единомышленников свелась не к исправлению древних книг, а к их изменению, а точнее говоря, – к порче. За изменением книг последовали и другие церковные нововведения.

  Наиболее важными изменениями и нововведениями были следующие:

1. Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.

2. В старых книгах, в  согласии с духом славянского  языка, всегда писалось и выговаривалось  имя Спасителя Исуса, в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус».

3. В старых книгах установлено  во время крещения, венчания и  освящения храма делать обхождение  по солнцу в знак того, что  мы идем за Солнцем-Христом.  В новых книгах введено обхождение  против солнца.

5. Вместо сугубой, то  есть двойной аллилуйи, которую творила Русская Церковь с древних времен, была введена «трегубая» (тройная) аллилуйя.

Никон и его помощники  дерзко посягнули на изменение церковных  установлений, обычаев и даже апостольских преданий Русской Православной Церкви, принятых от греческой церкви при  крещении Руси.

  Эти изменения церковных узаконений, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и предания.

  Кроме самого факта изменения древних книг и обычаев церковных, резкое сопротивление в народе вызвали те меры, с помощью которых патриарх Никон и поддерживающий его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и дедов.

  Патриарх Никон начал свои реформы с отмены двоеперстного сложения. Вся Русская Церковь творила тогда крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой и два последних) складывали православные христиане во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе – божеского и человеческого. Так складывать пальцы для выражения главных истин православной веры учила и древняя греческая церковь. Двоеперстие идет с апостольских времен. Святые отцы свидетельствуют, что и Сам Христос благословлял своих учеников именно таким перстосложением. Никон же отменил его. Он сделал это самовольно, без соборного решения, без согласия церкви и даже без совета с каким-либо епископом.

Троеперстие было явным новшеством. Оно незадолго до Никона появилось  у греков, они же привезли его  и в Россию. Ни один святой отец и  ни один древний собор не свидетельствуют  о троеперстии. Поэтому русские  люди не хотели его принимать. Кроме  того, что в нем не изображаются два Христова естества, еще и неправильно  изображать на себе крест тремя перстами во имя Св. Троицы, не исповедуя в них человеческого Христа. Выходит, будто Св. Троица была распята на кресте, а не Христос по своему человечеству. Но Никон, ни с какими доводами не хотел считаться.

Воспользовавшись прибытием  в Москву антиохийского патриарха  Макария и других иерархов с Востока, Никон предложил им высказаться в пользу нового перстосложения.

В сущности, Никон и его  помощники проклинали Русскую Церковь  не за ереси и погрешности, а за истинно православное исповедание  веры и за древние церковные предания.

 

5  Последствия раскола

 

С момента появления на Руси киевских ученых и греков, в  России начинает проявляться с каждым годом все сильнее борьба двух направлений: национального и западного.

Когда патриархом становится властолюбивый Никон, в большом  количестве появляются в Москве киевские и греческие духовные деятели.

В царствование Алексея Михайловича  в Московской Руси происходит борьба трех направлений: защитники национальной старины, грекофилы (сторонники греческой формы православия) и западники.

Противниками Никона оказались  самые даровитые и умные люди эпохи, как протопоп Аввакум, как  Спиридон Потемкин, знаток “Лютерской ереси”, знавший греческий, латинский, еврейский, польский и немецкий языки, как Федор дьякон, Неронов, Лазарь Вонифатьев. Они пошли в раскол не по скудости ума, а потому что были убежденные последователи православия, готовые отдать жизнь за веру предков.

Реальной причиной раскола  были не “скудость ума”, а слепое, рабское преклонение Никона перед  греческой обрядностью и пренебрежение  традициями русской Церкви.

Никон после отстранения  старых справщиков призвал “искусных  мужей” из иностранцев. Главную роль среди них играли грек Паисий Лигарид и Арсений Грек.

Арсений Грек трижды менял  вероисповедание, одно время он был  даже мусульманином.

За расположение Паисия Лигарида к латинству Патриарх Нектарий отлучил его от Православной Церкви.

Вот каких “искусных мужей” поставил Никон во главе исправления  священных книг.

Неудивительно, что это  вызвало сильное возмущение как среди бывших справщиков, так и среди духовенства и народа.

К удивлению и ужасу  всех социальных слоев Московской Руси, греческие духовные лица, зараженные латинством, становятся руководителями в исправлении древних богослужебных  обрядов и древних богослужебных  книг.

До Никона жизнь русской  православной церкви шла в духе соборности. Все спорные и неясные вопросы  решались по общему согласию на церковных  соборах. Властолюбивый Никон больше походил не на русского патриарха, а  на главу католической церкви.

Благодаря ошибочным действиям  Никона была нарушена симфония между  царской властью и церковью, благодаря  дружному сотрудничеству которых в  течение веков Русь собрала национальные силы и сбросила татар. После смуты, когда государством правил фактически отец юного царя Михаила, патриарх Филарет, удельный вес церковной власти сильно вырос. При царе Алексее вековое  равновесие между царской и церковной  властью нарушается.

Никон был главным виновником прекращения работы Земских Соборов  в царствование Алексея Михайловича.

Радикальная ломка обрядности, которую затеял Никон всего через  сорок лет после Великой Смуты, была совсем не ко времени. Приводилась  она недопустимыми, грубыми способами, которые не могли не вызвать противодействия  со стороны духовенства и народа.

Положение русской Церкви вовсе не было таким, чтобы необходимо было идти на такие грубые жестокие меры, на которые пошел деспотичный Никон.

Большинство историков обычно всегда подчеркивали дикий фанатизм старообрядцев, их смешное пристрастие  к двоеперстию и другим незначительным обрядам. Будто бы вся правда и прогрессивность была на стороне Никона. Это, конечно, пристрастная трактовка раскола, трактовка его с позиции людей ориентирующихся на западную, а не на русскую самобытную культуру. Народ защищал вовсе не буквы и разные мелкие обряды, он был возмущен тем, что Никон нарушил древние традиции православия. Сотни лет, со времен св. Владимира, многие поколения русских людей исполняли обряды определенным образом: крестились двумя перстами и вдруг оказалось, что все это они делали ошибочно неправильно, а что правильно делали только греки. Если даже это было и так, то и то нельзя такие вещи заявлять народу в такой категорической форме, как это делал Никон. И, уже совсем нельзя, правильность такого заявления подтверждать суровыми пытками и казнями. Распевая молитвы, сотни людей сжигали себя, чтоб только не исполнять указы Никона, искажавших, по их мнению, древние, истинные формы Православия.

Древняя Русь, вплоть до церковного раскола была духовно единой. Все  одинаково верили, принадлежали к  одной духовной культуре. И цари, и бояре, и дворяне, и крестьяне  — все члены средневековой Руси.

Средневековая Русь была самобытным государством. Высшие и низшие классы были звенья единого национального целого. Церковный раскол вызвал первую трещину. Разница в образовании, в быте, между различными слоями русского общества была количественная, а не качественная. Раскол раздробил духовное единство русского народа в один из самых трудных моментов его истории. В тот момент, когда Россия вплотную столкнулась с проблемой культурной связи с Европой, в народе возник религиозный раскол.

В расколе виноват не только Никон, но и царь Алексей. Основная вина царя Алексея находится вовсе не в области политической, и не в том, что он не желал заимствовать нужное с Запада, а в том, что он поддержал намерение Никона изменить традиционные русские обряды, на греческие, в том, что после низложения Никона, которое тот вполне заслужил, царь Алексей не внял голосу народа и не поставил перед новым Патриархом вопрос о необходимости пересмотра введенных Никоном реформ.

Низложение Никона не привело  к возврату на древний дониконовский путь. На Соборе 1667 года были признаны неправильными решения знаменитого Стоглавого Собора во времена святого Макария и Иоанна Грозного, в которых излагались как должно понимать основы Православия. Собор, на котором участвовали тоже греки, признал решения Стоглавого Собора незаконными и чуть ли не еретическими. Все доводы “раскольников” о правоте решений Стоглавого Собора были оставлены без внимания. Собор признал исправления, сделанные в новых церковных книгах, сделанные по новым греческим книгам, правильными и всех, кто не почитают таковых книг, объявил “раскольниками” и предал анафеме. Анафеме были преданы Аввакум, диакон Феодор, инок Епифаний и ряд других сторонников решений Стоглавого Собора.

Это было роковое решение, которое могло только углубить религиозную  смуту. Отмена решений Стоглавого Собора и признание его решений ложными подрывало веру в истинность религиозного авторитета и всех других Соборов. Если в делах веры ошиблись все высшие иерархи Церкви, участвовавшие на Стоглавом Соборе, то, следовательно, могут ошибиться и участники Собора 1667 года. Осужденные “раскольники”, не подчинились этим ошибочным решениям и писали: “Держим православие, бывшее прежде Никона Патриарха и книги держим письменные и печатные, изданные от пяти патриархов: Иова, Гермогена, Филарета, Иосафа и Иосифа

Московских всей России и  хощем собором, бывшем при царе Иване Васильевиче, правы быти, на нем же был и Гурий, наш Казанский чудотворец, с сими книгами живем и умираем”.

Великий Собор 1667 года поступил совершенно неправильно, объявив раскольников еретиками. Ведь их расхождение с  церковью относились не к догматам, а только к обрядам. Анафема на раскольников, провозглашенная так  называемым “Великим Собором”, только испортила все дело.

“В крутой резкости перемен  отчасти кроются причины если не появления самого раскола, то быстроты и широты его распространения”. Начались преследования “раскольников” еще при жизни царя Алексея. Сначала  преследования носили случайный  характер. Но, тем не менее, пойдя  вслед за Никоном по неправильному  пути, изменив своему высокому христианскому  воззрению, что нельзя заставить  веровать силою, Тишайший царь совершил роковую ошибку. Углубленная его  преемниками, эта ошибка привела  к самым трагическим последствиям. Она положила начало отхода сначала  от религиозных традиций, а затем  и от национальных политических идеалов.

После смерти царя Алексея, в царствование его сына Федора и  правление царевны Софьи преследование  раскольников расширилось.

В 1681 году была запрещена  продажа и распространение древних  книг и сочинений, оправдывающих  старое православие, начались розыски  и преследования старообрядцев. В 1682 году по повелению царя Федора был сожжен самый видный вождь  раскола Аввакум. Но это только усилило  сопротивление. Даже монахи Соловецкого  монастыря отказались служить по новым книгам и 10 лет отбивались от царских воевод, посланных взять  Соловецкий монастырь. Выступление  Никиты Пустосвята в 1682 году в защиту древних истинных обрядов было расценено уже как государственное преступление и ему была отрублена голова. При Софье был издан закон, окончательно запрещающий раскол. Тех, кто укрывал старообрядцев, били кнутом, “раскольников”, соблазняющих сторонников реформированного на греческий образец православия, стали казнить.

Информация о работе Государственные последствия церковного раскола середины XVII века