Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 12:49, курсовая работа
Описание работы
Основной целью данного реферата является рассмотрение структуры государственного аппарата в период правления Николая 1, а также реформы и преобразования системы органов управления империей. Для достижения поставленных целей ставлю перед собой следующие задачи: -изучить литературу и другие источники, свидетельствующие о периоде правления Николая 1, -проанализировать действенность органов государственного управления при Николае 1, --проследить изменения в системе управления, -дать оценку эффективности государственного аппарата в рассматриваемый период.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………………………….3 1.Собсвенная Его Императорского Величества канцелярия………………………………….4 2.Сенат……………………………………………………………………………………………7 3.Государсвенный Совет…………………………………………………...................................8 4.Святейший Синод……………………………………………………………………………...9 5.Комитет Министров………………………………………………………………………….10 6.Военное Министерство………………………………………………………………………10 7.Морское Министерство………………………………………………………………………11 8.Министерство иностранных дел…………………………………………………………….12 9.Министерство внутренних дел……………………………………………………………...13 10.Министерство финансов……………………………………………………………………14 11.Министерство юстиции……………………………………………………………………..15 12.Министерство народного просвещения…………………………………………………...16 13.Министерство государственных имуществ……………………………………………….17 14.Работа Секретных и Особых комитетов…………………………………………………...18 15.Меестное самоуправление………………………………………………………………….20 Заключение……………………………………………………………………………………...21 Список используемой литературы…………
Список используемой литературы…………………………………………………………….24
Приложение 1…………………………………………………………………………………...25
Приложение 2…………………………………………………………………………………...26
Введение
В настоящее время Россия переживает
не самое простое время. После смены общественно-политического
строя в 1990-х г.г. руководству страны пришлось
перестраивать работу государственного
аппарата, в целях более эффективного
управления, делить страну на округа, куда
были назначены полномочные представители
президента, пересматривать работу министерств
и ведомств и делать ещё очень и очень
многое.
Очень важным является совершенствование
государственного аппарата, что имеет
значение не только в целом для страны,
но и для её регионов. России, с ее многообразным
историческим опытом, огромными масштабами
ресурсного потенциала, просто необходим
совершенный государственный аппарат,
долгосрочная перспектива эффективного
управления такой сложной и многообразной
страной, которой нет аналогов в мире.
Государственное управление
России имеет многовековую историю, в
которой просматривается набор определенных
закономерностей, присущих только ей,
постоянно действующих тенденций. Россия
практически всегда (за исключением коротких
периодов) имела жестко централизованное
государственное управление.
Поэтому считаю, что актуальность
данного реферата заключается в следующем.
Во все времена перестроек и перемен, реформ
и становлений, исторический опыт своей
страны с её различными стадиями развития
является бесценным.
Также считаю, что исторических
трудов о периоде правления Николая 1 много,
но именно исследований и описаний государственного
аппарата недостаточно, а если есть, - неполные
или фрагментами. Россия, в данный момент,
после перестроек, проходит период становления.
Любой исторический опыт своей страны,
как положительный, так и отрицательный,
может оказаться полезным, тем более, что
Николай 1 старался никогда не следовать
другим странам в государственном устройстве,
считая, что Россия- страна особенная,
и копировать других ей не следует, потому,
что у неё должен быть свой путь.
Основной целью данного реферата
является рассмотрение структуры государственного
аппарата в период правления Николая 1,
а также реформы и преобразования системы
органов управления империей. Для достижения
поставленных целей ставлю перед собой
следующие задачи:
-изучить литературу и
другие источники, свидетельствующие
о периоде правления Николая 1,
-проанализировать действенность
органов государственного управления
при Николае 1,
--проследить изменения
в системе управления,
-дать оценку эффективности
государственного аппарата в
рассматриваемый период.
Собственная Его
Императорского Величества канцелярия
Была создана при предыдущем
императоре, Александре 1 в 1812 году, как
канцелярия. Николай 1, приступив
к осуществлению полномочий императора,
считал, что в государстве пока много волокиты
в делах, а главное в управлении – это
централизация власти, при которой все
дела государственные выполняются гораздо
быстрее.
Желая создать такой орган власти,
который подчинялся бы только ему и, в
то же время, был над структурой существующей
системы, он осуществил реорганизацию
Собственной Его императорского Величества
канцелярии, превратив её в высший орган
власти, находящийся в непосредственном
подчинении императора. В 1826 году было
созданы 1, 2, 3 отделения, 4-ое - в 1828 году,
5-ое - в 1836 году и 6-ое - в 1842 году.
Та часть, которая выполняла
функции канцелярии и была при Александре
1 канцелярией, так и осталась с функциями
канцелярии и превратилась в 1-ое отделение.
Оно готовило для императора документы,
вело приём граждан, занималось штатом
сотрудников канцелярии, выполняло личные
поручения государя.
Второму отделению была перепоручена
часть функций Министерства юстиций. Оно
занималось весьма назревшим для империи
вопросом, - выполняло сложные работы
по кодификации законов. К моменту восшествия
на престол Николая 1, очень остро стоял
вопрос об издании свода законов Российской
Империи. Фактически возглавлял работы
по кодификации Сперанский М. М. В целях
выполнения этой непростой миссии, было
изучено и восстановлено российское законодательство,
начиная с Соборного уложения 1649 по
1825 г. г. Этот объёмный, добросовестный
труд был завершён в 1832 году и составил
45 томов (с приложениями и указателями
-48). Собранные воедино законы были проанализированы,
затем комиссия вынесла решение, какие
признать действующими, какие – утратившими
силу и какие следовало отменить. Действующие
законы были классифицированы на разделы.
После проведённого тщательного анализа
и классификации был издан Свод действующих
законов Российской Империи в 15 томах.
Для государства это было очень важно,
так как единого свода законов ранее не
существовало. Разрабатываемые законы,
постановления и указы рассылались по
ведомствам, архивам. Рассылались туда,
к кому имели отношения. Бывало и такое,
что со временем, одни указы и постановления
противоречили другим, потому что издавались
разными чиновниками, в разное время и
при разных условиях. Нечистые на руку
чиновники изымали их и противопоставляли
друг другу, извлекая для себя выгоду,
но не выгоду для государства. Тогда
и возникла пословица: “Закон, что дышло,
куда повернёшь, туда и вышло”. C появлением
в государстве единого свода законов,
были искоренены вопиющие злоупотребления.
За вывеской третьего отделения
, ничего не говорящей о себе, располагалась
тайная полиция, которая обязана была
подчиняться только императору и никому
более. Опорой тайной полиции стал созданный
указом императора (в день собственного
дня рождения 26 июня 1826 года) особый корпус
жандармов численностью 5000 человек. Во
главе его был назначен генерал- адъютант
Бенкендорф А. Х. , пользующийся особым
доверием императора. А через несколько
дней была упразднена особая канцелярия
министра внутренних дел, у которой ранее
в подчинении находилась тайная полиция.
Вновь созданное отделение было вне системы
государственных учреждений и, даже, над
ней. Все управляющие, министры и любые
другие государственные чиновники обязаны
были безотлагательно выполнять все указания
3-его отделения по вопросу непорядков
и злоупотреблений в их ведомствах, генерал-
губернаторы - по вопросам, которые входили
в сферу деятельности 3-его отделения,
обязаны были доносить не Министерству
внутренних дел, а лично императору через
начальника 3-его отделения.
Вся Россия была поделена на
жандармские округа, которые подчинялись
Главному жандармскому управлению.
Деятельностью округов руководили генерал
и несколько штаб-офицеров. Личный состав
отделения не был многочисленным, в 1826
году-16 человек, в 1855 -40 человек. Третье
отделение обладало неограниченными правами,
но и обязанности каждого отдела, входящего
в состав отделения, были весьма обширными:
-первый отдел - собирал
и систематизировал все данные, которые
входили в компетенцию отделения,
-второй – контролировал
деятельность отделов,
-третий – боролся с подделкой
документов, денежных ассигнаций и других
ценных бумаг,
-четвёртый – организовывал
надзор за гражданами,
-пятый - ведал координацией
деятельности по административной высылке
людей подозрительных и вредных (неблагонадёжных,
поднадзорных).
Шестой отдел руководил
местами лишения свободы, седьмой - вёл
наблюдение за иностранцами. Основной
обязанностью восьмого отдела являлся
анализ и обобщение статистических
данных, подготовка справок, докладов,
пояснительных записок.
Немаловажной задачей третьего
отделения являлось ежегодное представление
императору обзоров общественного мнения.
Так как тот искренне считал, что эти
обзоры всё равно, что топографическая
карта при военном наступлении. В обзоры
включались все настроения императорского
двора и высшего общества (как довольных,
так и недовольных), среднего общества
(духовенства, купечества, чиновников,
помещиков), особый место в обзоре занимал
раздел об окраинах империи.
Указом от 26 октября 1828 года
Николай 1 учредил 4 отделение. В указе
было написано: ”Четвёртое отделение
ведает учреждения, находившиеся ранее
в непосредственном заведовании супруги
императора Павла, императрицы Марии Фёдоровны”.
Мать императора, Мария Фёдоровна, более
30 лет осуществляла в России руководство
всеми благотворительными учреждениями.
По сути, она была покровительницей и защитницей
сирот и бедняков, которым была остро необходима
помощь. Четвёртое отделение стало называться:
“Учреждение императрицы Марии”.
К концу 1828 года система включала
в себя 43 учреждения: воспитательные дома,
дома для инвалидов и престарелых, больницы,
вдовьи дома, воспитательное общество
благородных девиц, институты, училища
для солдатских дочерей и ещё ряд других
учреждений.
Работа четвёртого отделения
подразделялась следующим образом:
-первое подразделение
занималось воспитательными домами
и подведомственными опекунским
советам учреждениями,
-второе - остальными благотворительными
и учебными заведениями, которые
ранее были подведомственны канцелярии
Марии Фёдоровны,
-третье являлось архивом отделения.
С течением времени структура
отделения расширялась. В 1840 году была
введена должность статс-секретаря, в
1844 – создан Учебный комитет при 4-ом отделении,
в 1845 году учреждён Главный совет женских
учебных заведений, который руководил
учебной и воспитательной работой гимназий
и училищ. В Главный совет входили люди,
которые реально влияли на совершенствование
народного просвещения. Штаты же экспедиций
по соотношению к числу подведомственных
учреждений были невелики.
Одной из важнейших задач ведомства
являлось создание сети приютов для призрения
детей-сирот, невзирая на происхождение,
вероисповедание, образование. По состоянию
на 1853 год в них проживало 24493 ребёнка.
Средства для приютов образовывались
за счёт пособий Опекунского совета, из
казначейства, ежегодных пожертвований
от благотворителей, проводимых благотворительных
мероприятий.
К 1855 году в ведомстве четвёртого
отделения находилось 365 учебных и благотворительных
заведений. Ведомство было превращено
в сеть просвещения, социального обеспечения
и здравоохранения. А то, что деятельность
4-ого отделения стало структурой государственной,
взявшей под контроль защиту бедных, неимущих,
говорило о том, какое значение имело милосердие
в глазах императора.
Пятое отделение Собственной
Его Императорского Величества канцелярии
было создано по его личному указу для
подготовки реформы деревни. Возглавлять
отделение император поручил Киселёву
П. Д. Ему, в результате деятельности
отделения, удалось выжать из крестьян
гораздо больше средств, чем это было ранее.
Количество недоимок было снижено на 16
млн. рублей. Но легче жизнь крестьян не
стала.
Реформа Киселёва П.Д. не улучшила
положения крестьян, как это было задумано
изначально. Вызвала только обострения
недовольства крестьян существующим крепостническим
строем и новыми вспышками народных волнений.
Деятельность отделения длилась
2 года и, впоследствии, оно было преобразовано
в Министерство государственных имуществ
Российской империи, с приданием ему широкого
круга обязанностей.
Шестое отделение было создано
в 1843 году на временной основе. Занималось
решением вопросов по обустройству мирной
жизни в Закавказье, как регионом особым,
требующим непрестанного внимания государственной
власти.
Все подразделения канцелярии
являлись высшими государственными учреждениями,
которыми руководили высшие государственные
лица, назначаемые лично императором.
Обладали реальной властью, были связаны
между собой, выполняли ряд функций министерств
и ведомств. Собственную Его Императорского
Величества канцелярию можно и следует
рассматривать как высший правительственный
орган при императоре, наделённый высочайшими
полномочиями.
Сенат
Сенат был главным органом государственного
надзора над администрацией и самой высшей
судебной инстанцией в России. Создан
в период правления Александра 1 в 1802 году.
Продолжал функционировать при Николае
1.
Сенат являлся Высшим судебным
органом империи, которому подчинялись
губернские и окружные суды, состоявшие
из уголовного и гражданского отделений.
Существовала выборность в местные законодательные
и судебные органы власти.