Государственный аппарат при Николае 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данного реферата является рассмотрение структуры государственного аппарата в период правления Николая 1, а также реформы и преобразования системы органов управления империей. Для достижения поставленных целей ставлю перед собой следующие задачи:
-изучить литературу и другие источники, свидетельствующие о периоде правления Николая 1,
-проанализировать действенность органов государственного управления при Николае 1,
--проследить изменения в системе управления,
-дать оценку эффективности государственного аппарата в рассматриваемый период.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Собсвенная Его Императорского Величества канцелярия………………………………….4
2.Сенат……………………………………………………………………………………………7
3.Государсвенный Совет…………………………………………………...................................8
4.Святейший Синод……………………………………………………………………………...9
5.Комитет Министров………………………………………………………………………….10
6.Военное Министерство………………………………………………………………………10
7.Морское Министерство………………………………………………………………………11
8.Министерство иностранных дел…………………………………………………………….12
9.Министерство внутренних дел……………………………………………………………...13
10.Министерство финансов……………………………………………………………………14
11.Министерство юстиции……………………………………………………………………..15
12.Министерство народного просвещения…………………………………………………...16
13.Министерство государственных имуществ……………………………………………….17
14.Работа Секретных и Особых комитетов…………………………………………………...18
15.Меестное самоуправление………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………………...21
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

Морское министерство.docx

— 1.70 Мб (Скачать файл)

Образовано по именному указу Николая 1 от 26 декабря 1837 года. Деятельность началась с 1 января 1838 года. Министерство было создано на базе департамента государственных имуществ, который входил в Министерство финансов.

Новому министерству было передано в  ведение управление всеми казенными имениями, лесами и горными заводами и реформирование управления государственной деревней. Реорганизация была выполнена в целях наведения должного порядка в состоянии ведомства. В губерниях были созданы палаты государственных имуществ, подчиняющихся Министерству, в уездах – окружные управления.  

В результате принятых мер, удалось упорядочить управление крестьянами, взимания с них податей и набор рекрутов. В деревне начали открываться школы, больницы. Малоземельные сельские общества переезжали в другие губернии на свободные земли. Помещики же были недовольны реформой, многие считали, что попытки улучшить быт крестьян усилят тяготение крепостных к переходу в казенное ведомство.

Министерство было создано еще и в целях ликвидации злоупотреблений, которые вершились над крестьянами, но, в результате его работы, оказалось, что поначалу все шло как и намечалось, впоследствии же новая система поставила массу крестьян в более тяжелое положение, так как взамен прежних взяточников – становых приставов, появились новые чиновники, делом которых была всесторонняя опека над крестьянами, но которые, на деле, стали допускать еще больше злоупотреблений и издевательств над крестьянами.

В конечном итоге, работа нового министерства не принесла государству ожидаемых положительных результатов.

 

                          Работа секретных и особых комитетов

Одним из механизмов управления империей, в периоды возникновения  в стране ситуаций, требующих срочного государственного решения, было создание особых (секретных) комитетов, которые являлись, по сути, органами государственного управления. Работой комитетов руководили высшие должностные лица, назначаемые императором. Их работе Николай 1 придавал особое значение, так как от работы этих комитетов ожидал неординарных и быстрых решений, которые могли быть полезны для государства и могли привести к стабильности, которой он так всегда желал.

Самым первым комитетом, который был создан в период правления Николая 1, Был секретный комитет “Комитет 26 декабря 1826 года”, которому император поручил разработать план по общему преобразованию государства.  Работа этого комитета виделась ему чрезвычайно важной для работы всех последующих особых (секретных) комитетов, создаваемых по указу императора. Итоги работы этого комитета должны были стать  для последующих создаваемых комитетов программой. За период работы «Комитета 26 декабря» были рассмотрены крестьянские вопросы, вопросы узаконения сословий, о преобразовании  центральных и губернских учреждений.

Комитет проработал до 1830 года. Через всю проделанную работу, комитет не ставил своей целью изменение  государственного устройства, а только частичное усовершенствование и дополнение существующей системы. В нём были разработаны предложения, которые должны были пройти обсуждение в Государственном совете, но в итоге из этих предложений  был принят только проект о состояниях.

Секретные (особые) комитеты по работе отдельных ведомств и отраслей. Когда стоял остро вопрос о богоотступниках и раскольниках, был создан, совместно с Синодом, в 1825-1859 гг. секретный комитет по стабилизации и упорядочению ситуации, разработке  карательных мер, в силу возникающей необходимости, Секретный комитет  высшей церковной цензуры. В 1840-1843 гг. действовало 6 финансовых комитетов, В 1848 году было создано 2 секретных комитета  (Меньшиковский и Комитет 2апреля) по вопросам цензуры. Также создавались Секретные комитеты, в разное время, по строительству  Санкт-Петербургской железной дороги, по строительству постоянного моста через Неву и ряд других.

10 особых (секретных) комитетов, созданных за период правления Николая 1,были посвящены решению  крестьянского  вопроса. Общее состояние народного хозяйства свидетельствовало о том, что падение крепостного права неизбежно. Крестьянский вопрос стоял настолько остро, что на это нельзя было смотреть спокойно с точки зрения государственной безопасности. За период царствования Николая 1 произошло много крестьянских волнений, при подавлении которых было не раз допущено кровопролитие.

Результаты работы первого секретного комитета показали, что решение крестьянского вопроса затрагивает все слои населения, и поэтому император не хотел принимать резких и окончательных решений. С работой каждого Комитета условия содержания крепостных крестьян менялись. По мероприятиям, разработанными секретными Комитетами и получившими силу закона, было запрещено высылать крестьян на каторгу, разрешено было выкупаться с частью земли. Положение крестьян незначительно улучшилось.

По указу императора, в 1837 – 1841г..г. была проведена реформа государственных крестьян, которая  давала право стать, хотя бы, в какой-то мере, самостоятельными. Вводилось самоуправление на сельском уровне, чем улучшалось правовое положение государственных крестьян.  Государственным крестьянам, находящимся в управлении Министерства государственных имуществ, была передана часть государственной земли, около 2 5 млн. десятин, управляя которой, они платили оброк. Также, безземельные крестьянские семьи начали переселять в губернии, которые были слабо заселены. Переселённые семьи получили землю.

По вышедшему в 1841 году закону не разрешалось продажа крестьян без земли или земли, заселённой крестьянами, не разрешалось отдавать крепостных на заводы, ссылка крестьян в Сибирь разрешалась в исключительных случаях.

В большинстве своём, работа комитетов давала какие-то полумеры, а радикальных изменений, в период правления Николая 1, не произошло. Император не хотел вызывать большого возмущения помещиков и дворян, которых отмена крепостного права обязательно коснулась бы.

Но проводимая в течение ряда лет работа по решению крестьянского вопроса, не пропала даром и позволила   Александру II, вступившему  на престол в 1855 году, использовать накопленный опыт для отмены крепостного права.  
 

                                                

                                              Местное самоуправление

В период правления Николая 1 в местном самоуправлении особых изменений не наступило. Административным подразделением являлись сёла (самый мелкий объект), волости, станы, уезды. Особым объектом управления были города.

Высшим чиновником в местных органах являлся губернатор. С течением времени власть губернатора всё усиливалась. Количество губерний возросло с 48 до 52. Там, где специфика управления требовала значительной власти и самостоятельности. и оперативности в принятии решений, на должности назначались генерал-губернаторы.  Они обладали правом надзирать за действиями полиции, тюрьмами, наборами рекрутов, проводить социальные программы, осуществлять благотворительную деятельность. Генерал-губернаторы курировали все хозяйственные дела губернии, деятельность судов, занимались утверждением кандидатур судей, утверждением большинства решений уголовных дел. При всём этом, фактически, сами губернаторы творили и делали, что хотели, хотя существовал формальный контроль со стороны Министерства внутренних дел, Комитета министров, Сената.

Губернское правление при губернаторах было невелико, состояло из трёх-четырёх человек, в обязанности которых входило обсуждение “общих дел”. Исполнительными делами ведала канцелярия, состоявшая из четырёх отделений, у каждой из которых были свои функции и обязанности по направлениям.

Сословные учреждения играли определённую роль в местном самоуправлении. Действовали дворянские собрания, председатели которых занимали второе, после губернатора, место в местной иерархии чинов. Но на факте, значение этих органов (за исключением Московского и Петербургского дворянских  собраний), было невелико.

Шестигласная дума, являющая органом местного самоуправления, обладала большей властью и влиянием: определяла размер жалований сословий, занималась утверждением бюджета, снабжением  города, Следила за состоянием улиц и зданий, налогам, выдачей паспортов.      

В основном, местное самоуправление базировалось на финансовом и административно-хозяйственном аппаратах, которые были подчинены высшим ведомствам.                            

Полиция и жандармерия России, как уже было описано выше, подразделялась на жандармские и полицейские округа, которые подчинялись российским центральным органам управления по ведомствам.

Во всё время правления, Николай 1 заботился о  подготовке и образовании  кадров чиновников. В 1835 году был принят Университетский устав, который предусматривал открытие на юридических факультетах кафедр законов благоустройства и благочиния, на которых обязательным было изучение проблем народонаселения, народного продовольствия, вопросов общественного призрения, благоустройства городов и селений и многое другое, что было очень необходимым для ведения городского и сельского хозяйства.  

                                                      Заключение

Результаты правления Николая 1 историки оценивают весьма и весьма противоречиво. Чтобы сделать вывод о действительном следе этого императора в истории, нужно провести  для этого тщательный анализ его правления и действенности его государственного аппарата. В результате, напрашиваются самые разные выводы. С одной стороны,- жесток по-военному, с другой - милосерден. Потому что, впервые, попечительские советы, призрение неимущих, благотворительность, опека над сиротами, - и всё это находилось в ведении государственного аппарата (работа ведомства четвёртого отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии).

На сознание Николая 1 и его реформационную деятельность наложили отпечаток, сами того не ведая, восставшие декабристы. Из материалов дела декабристов перед Николаем I раскрылась широкая картина колоссальных безобразий в управлении, суде, финансах и в других сферах. После окончания судебного процесса, он приказал составить для него свод их показаний.  Держал их  в своём кабинете, периодически перечитывал. Многое из высказанного декабристами во время процесса, вскрыло картину неустроенности России, и то, о чём они высказывались, оказывалось справедливым.

Встревоженный движением декабристов, в период вступления на престол,  Николай 1 ужесточил в стране цензуру. В 1826 году, по указу императора, был издан  цензурный устав, состоявшего из более,  чем 200 параграфов.  Учреждены два комитета: первый – осуществлял надзор над периодической печатью, второй - над книгопечатанием.

Главным цензором в России был император, цензор – над цензорами. Чем больше была  видимая угроза государственному строю, тем большую деятельность развивали цензоры. Слежка и цензура была повсюду: в университетах, гимназиях, училищах, церковных делах, во всех ведомствах и учреждениях страны, в общественных местах.

 И, тем не менее, именно  в эпоху тотальной цензуры, как  никогда, развивалась культура, поэзия, музыка.   Появилось самостоятельное русское музыкальное искусство, о  чём свидетельствует творчество А.А. Алябьева, создателя русской национальной оперы М.И. Глинки. Большим вкладом в развитие отечественного музыкального искусства явились новаторские оперы А.С. Даргомыжского.  В этот период появился особый музыкальный жанр -  русский  романс А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, АЛ. Гурилева. Получил большое развитие русский театральный балет.

Эра Николая 1 стала временем расцвета русской культуры, в частности, таланта А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Именно в эпоху Николая 1 было законодательно установлено авторское право, что стимулировало писательский труд, который давал писателям возможность зарабатывать на жизнь литературой. Напрашивается вывод, император способствовал формированию профессиональной писательской и журналистской деятельности.  

Во времена правления Николая 1 устраивались публичные лекции для широкого круга слушателей, получили активное развитие учёные общества. И ещё один известный факт. Из 42-х амнистированных декабриста, 26 получили доступ к литературной деятельности.        Следовательно, не так уж жесток был Николай 1, имеющий прозвища:  Палкин, “Жандарм Европы”. За весь тридцатилетний срок правления в России совершено только 5 казней (и это были декабристы).

Николай 1 уделял большое внимание техническому развитию империи.  Впервые в истории Российской империи в стране начала формироваться технически передовая и конкурентоспособная промышленность, в частности, текстильная и сахарная, развивалось производство изделий из металла, одежды, деревянных, стеклянных, фарфоровых, кожаных и прочих изделий, начали производиться собственные станки, инструменты и даже паровозы.

В царствование Николая 1 в России был осуществлён промышленный переворот. В производство внедрялись ткацкие станки, паровые машины и прочее, вследствие чего выросла производительность труда. С 1825 года выработка продукции на одного рабочего выросла в 3 раза, объём выпуска хлопчатобумажной продукции увеличился в 30 раз, объём машиностроительной продукции с 1830 года вырос в 33 раза.

Впервые в истории России при Николае I началось интенсивное строительство шоссейных дорог с твердым покрытием:  были построены трассы Москва — Петербург, Москва — Иркутск, Москва — Варшава, 5300 миль  было построено в период 1825—1855 год. Было также начато строительство железных дорог и построено около 1000 верст железнодорожного полотна, что явилось стимулом к развитию собственного машиностроения.  Широкое развитие получило речное и морское пароходство. В эту же пору было пущено 100 пароходов.

В результате проведённой кодификации законодательства, был издан действующий Свод законов, которого не было ни в одном государстве Европы. Благодаря этому, Россия избавилась от множества нарушений законодательства, что имело место быть ранее. В период правления Николая 1, в империи была осуществлена денежная реформа. Это содействовало торговым отношениям и увеличению товарооборота, как внутри государства, так и за пределами. В результате проведённой реформы существенно пополнилась государственная казна, которая была пуста к моменту вступления на престол Николая 1.

Информация о работе Государственный аппарат при Николае 1