Государственный аппарат при Николае 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данного реферата является рассмотрение структуры государственного аппарата в период правления Николая 1, а также реформы и преобразования системы органов управления империей. Для достижения поставленных целей ставлю перед собой следующие задачи:
-изучить литературу и другие источники, свидетельствующие о периоде правления Николая 1,
-проанализировать действенность органов государственного управления при Николае 1,
--проследить изменения в системе управления,
-дать оценку эффективности государственного аппарата в рассматриваемый период.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Собсвенная Его Императорского Величества канцелярия………………………………….4
2.Сенат……………………………………………………………………………………………7
3.Государсвенный Совет…………………………………………………...................................8
4.Святейший Синод……………………………………………………………………………...9
5.Комитет Министров………………………………………………………………………….10
6.Военное Министерство………………………………………………………………………10
7.Морское Министерство………………………………………………………………………11
8.Министерство иностранных дел…………………………………………………………….12
9.Министерство внутренних дел……………………………………………………………...13
10.Министерство финансов……………………………………………………………………14
11.Министерство юстиции……………………………………………………………………..15
12.Министерство народного просвещения…………………………………………………...16
13.Министерство государственных имуществ……………………………………………….17
14.Работа Секретных и Особых комитетов…………………………………………………...18
15.Меестное самоуправление………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………………...21
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

Морское министерство.docx

— 1.70 Мб (Скачать файл)

Какие- либо указания по деятельности Сенату мог давать только лично император, который являлся председателем в его заседаниях. Все решения Сената должны были неукоснительно исполняться всеми в империи. Министры обязаны были представлять Сенату на рассмотрение годовые отчёты. Сенат обладал полномочиями требовать предоставления необходимых разъяснений, если таковые были необходимы для установления какой-либо истины. Если в процессе общего заседания Сената происходили случаи несогласия решений с решением обер-прокурора, спор мог разрешить только император.  О возникшей ситуации  ему докладывалось непременно и тот же час. В случаях, когда возникали уголовные дела о лишении дворянских званий, чинов, решение Сената было необходимо представлять на окончательное решение и утверждение императору. Если совершал преступление сенатор, он судился общим собранием Сената. Сенат подразделялся на полусамостоятельные учреждения- департаменты. В состав департаментов входили несколько сенаторов, которых назначал лично император, и. обязательно, несколько высших военных лиц. Во главе каждого департамента стоял обер- прокурор, назначаемый императором. К 1850 году количество департаментов в Сенате возросло с 8 до 12.

Работа Сената характеризовалась как малоэффективная.  Количество нерассмотренных дел не только убавлялось, а наоборот – всё возрастало. Количество нарушений законодательства росло. Очень часто правонарушения  покрывались чиновниками, В ведомствах процветало взяточничество.

Отрицательным являлось то, что сенаторы назначались на должность пожизненно, и, с каждым годом, средний возраст работников Сената всё увеличивался.

Все предпринимаемые Николаем 1 попытки реорганизовать работу и  структуру Сената не дали никаких ощутимых результатов.

                                                   Государственный Совет

Создан в период правления Александра 1 в 1810 году.  Продолжал функционировать в период правления Николая 1. В его состав входили высшие государственные лица: министры и ряд других высших чиновников, часть членов Государственного Совета назначалась лично императором по его усмотрению. Возглавлял Совет император. Государственный Совет занимался разработкой основных законопроектов, которые утверждал только Николай 1., и разработкой законодательных инициатив.

В составе Государственного Совета функционировали следующие департаменты:

-дел военных,

-дел духовных,

-дел гражданских,

-законов государственной экономии.

В 1831 году в Совете добавился департамент царства Польского, а с 1843 г., в связи с образованием Военного Совета, снизилось значение департамента военного.

Численный состав Госсовета не был строго определенным, в отдельные годы он достигал 80 членов, а иногда (например, в 1832 г.) состоял всего из 40 человек.

Работа Государственного Совета была организована в форме общих заседаний и собраний, которые проводились по департаментам. Общие заседания возглавлял император или назначенный им член Совета. Делопроизводство было сосредоточено в канцелярии Государственного Совета, которым руководил госсекретарь. Несмотря на то, что решения Совета обретали силу закона только после утверждения императором, полномочия у него были широкие. В его функции входило рассмотрение всех дел, которые требовали нового закона или его частичного изменения существующего по различным государственным структурам, или требовалась проверка каких-либо государственных дел на соответствие законодательству. Также Совет занимался рассмотрением ежегодных государственных смет доходов и расходов, других финансовых Документов государственного значения. Анализировал отчёты  и штатные расписания всех министерств. Совет разрабатывал меры по эффективному исполнению законов, профилактикой нарушений законодательства, занимался решением  вопросов внутренней и внешней политики государства.

В системе государственного управления  Государственный Совет являлся, по сути,  мозговым центром при императоре, что позитивно характеризует его роль в структуре.

Во второй четверти XIX века снизилась роль существующих органов власти в системе государственных учреждений. Монополия Государственного Совета на законотворчество стала нарушаться. Часто предлагаемые другими ведомствами законопроекты поступали к императору, минуя рассмотрение  в Государственном совете. Имели место случаи, когда утвержденные Николаем I доклады и предложения министров также становились законами без предварительного обсуждения в Совете. Из компетенции Государственного Совета и Министерства юстиции была изъята вышеописанная кодификация законодательства.

                                                      Святейший Синод

Высшим административным, судебным и законодательным органом по делам церкви в России являлся Святейший Синод. В его состав входили 6 - 7 высших духовных иерархов: московский, петербургский и киевский митрополиты (как первоприсутствующие в Синоде), 3-4 иерарха из епархий, которые вызывались в Синод поочерёдно. Но фактически, после вступления на престол Николая 1, главным в Синоде являлся обер- прокурор, которого назначал лично император, вершивший в Синоде главные дела. Обер- прокурор входил также в состав Комитета Министров на правах министра. А в 1831 году на должность обер- прокурора Синода был назначен Протасов Н.А., гусарский генерал, который раздавал команды архиереям, как в военном ведомстве.  И обер-прокурор, и Синод имели свои отдельные канцелярии, однако последняя была подотчетна первой.

Наиболее важные вопросы, документы по делам церкви были сосредоточены в канцелярии Синода. При Синоде существовал ряд комиссий и комитетов, которые занимались духовным образованием, монастырями, зарубежными миссиями, вопросами кадров. У Синода была собственная типография, которая занималась издательской деятельностью, а также цензурное  ведомство, занимавшееся контролем духовной и светской литературы по вопросам церкви. Синод, как и министерства, подразделялся на департаменты.

Россия была поделена на епархии (церковные округа), которых в начале правления Николая 1 было 37, а к пятидесятым годам их насчитывалось уже 55. В епархию входили от 10 до 20 церковных приходов.

Николай 1  был большим прагматиком в делах Русской православной церкви. Наряду с предоставлением церкви ряда льгот и материальной поддержки, которые не оказывались ранее, применял в управлении церковью, в целях наведения дисциплины и порядка,  жёсткие меры, чем ещё больше подчинил церковь светской власти. Император лично занимался вопросами православной церкви: утверждал штаты, определял материальное положение и круг обязанностей церковнослужителей. Комиссия синодальных архиереев при обер-прокуроре превратилась в орган, не имеющий самостоятельного права голоса.

В процессе общей кодификации законодательства в 1830-х гг. были упорядочены и законы, касающиеся Православной церкви. Свод законов Российской империи имел большое юридическое и практическое значение и для Русской Православной Церкви. Во-первых, он узаконил установившиеся отношения между государством и Церковью. В разделе «Основные законы», в 1-м томе Свода, уточнялось отношение русского императора как носителя самодержавной власти к господствующему вероисповеданию и к управлению Церкви. Церковное управление было четко выделено из общего комплекса государственного управления как особый институт, получавший свое законное основание.

При всем этом, в условиях ужесточения, подчинения светской власти, диапазон деятельности православной церкви был весьма широк и многогранен. Очень высока была роль церкви в нравственном воспитании паствы.

                                                                  

                                            Комитет Министров

В период правления Николая 1 должность председателя Комитета Министров совмещалась с председательством в Государственном Совете. В состав комитета входили министры, председатели департаментов Государственного  Совета, государственный секретарь и лица, назначаемые императором.

В обязанности Комитета входило координация деятельности министерств и отраслей, рассмотрение вопросов управления государством в целом, подбор кадров для высших должностей империи, рассмотрение проектов новых указов и постановлений и подготовка по ним заключений, отчётов министерств и подготовленных министерствами законопроектов, общий  анализ ситуации в государстве. Любые решения комитета имели законодательную силу после утверждения их императором. Комитет Министров при Николае 1 –это высший законосовещательный орган государства

По “Общему уложению министерств”,   министерства являлись высшими органами исполнительной власти, власть министров - высшей исполнительной.  Назначением министров на должность ведал лично император, и они подчинялись непосредственно высшей императорской власти. Обязанностью министров являлось ежегодное представление в Сенат и комитет министров отчётов о состоянии дел в подведомственной министерству отрасли.

Министерствами  разрабатывались инструкции для местных исполнительных органов, по которым те должны были строить работу.  По ним же велась проверка деятельности этих органов. В состав министерств также входили канцелярии, осуществляющие делопроизводство.

 

                                            Военное министерство.

Было создано в период правления Александра 1, претерпело ряд реорганизаций и усовершенствований при Николае 1.

Структура военного министерства включало в себя: Совет министра, Общая канцелярия и 7 департаментов: Артиллерийский, Инженерный, Инспекторский, Комиссариатский, Провиантский, Аудиторский, Медицинский. Также, в состав Министерства входило Военно-топографическое депо, Военно-учебный комитет.

Анализ прошедшей русско-турецкой войны 1828- 1829 г.г. выявил крупные недочёты в подготовке армии. Как Министерству, так и армии требовалось реформирование.

В 1832 году, в целях реорганизации, в России проведена централизация военного ведомства. Все департаменты и особые установления бывшего Главного штаба, а также департаменты Генерального штаба были включены в Военное Министерство. В 1833 году, под неустанным вниманием Николая 1, было выполнено общее преобразование всей армии, создано много новых видов войск, ужесточена армейская дисциплина, которая была необходима, так как после прошедшей войны с Наполеоном, выполнение устава и соблюдение дисциплины в армии, даже офицерами, оставляло желать лучшего, не соблюдалось даже ношение военной формы.

В результате всех реорганизаций в Российской империи появилась регулярная армия, аналогов которой в Европе не было.

На долю Военного Министерства, в эпоху правления Николая 1, выпал ряд нелёгких войн, в которые была вовлечена Россия:

-!826-1828 г.г.- русско-иранская  война,

-1828-1829 г.г.- война с Турцией,

-1849г. - подавление русскими  войсками венгерской революции,

-1853 г.- Крымская война.

Это были войны, в которых русская армия проявила всю свою доблесть, умение, защищая своё Отечество, и, как никогда, был проявлен талант Николая 1, как военачальника, хотя последняя война при Николае 1 досталась России очень тяжело и при его жизни выиграна не была.

 

                                                Морское министерство

После вступления на престол, Николай 1 учредил 31 декабря 1825 года Комитет образования флота, в целях реорганизации морского ведомства. В результате работы комитета в 1827 и 1828 г.г. Управление Морским Ведомством было разделено на два самостоятельных органа: Морской штаб Его Императорского Величества  с начальником штаба во главе, которое в 1831 году был переименован в Главный Морской штаб, и Морское министерство, подчинённое министру.  

В 1836 году обе части были объединены в одно учреждение – Морское министерство под командованием адмирала.

Структура морского министерства:

-Адмиралтейств – совет;

-Главный военно-морской  суд;

-Главный морской штаб, который  управлял боевыми силами и личным составом. В составе штаба два отдела: военно-морской учёный и отдел личного состава. Начальник главного морского штаба, на правах главного командира порта, осуществлял руководство всеми морскими командами, расположенными в Петербурге, а также инвалидным домом императора Павла и исправительной тюрьмой морского ведомства;

-Главное гидрографическое управление;

-Главное управление кораблестроения  и снабжений;

-Морской технический комитет, который занимался технической стороной кораблестроения, артиллерии и минного искусства и высшим техническим наблюдением за работами на судах, заводах, в портах, а также руководил работами морского ведомства;

-Канцелярия морского  министерства, в которой сосредотачивается  переписка по делам общим, составление  отчётов, делопроизводство  по адмиралтейств-совету, юрисконсультская часть и кодификация морских законов. Директор канцелярии совмещал должность юрисконсульта морского министерства;

-Главное военно-морское судное управление —осуществляло делопроизводство по главному военно-морскому суду и руководство личным составом морского судного ведомства. Находилось в подчинении главного военно-морского прокурора;

-Управление главного  медицинского инспектора флота.

Большое внимание при реорганизации морского ведомства было уделено научной подготовке специалистов, что было важно для укрепления обороноспособности морского флота, который внёс неоценимую лепту  в победу государства в военных кампаниях, в которые была вовлечена Россия в период правления Николая 1.

Информация о работе Государственный аппарат при Николае 1