Государственный строй Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о формировании и развитии государственности на Руси является без всяких преувеличений одним из центральных для отечественной исторической науки с самого, наверное, её возникновения. Этой теме посвящено бесчисленное количество работ, поскольку тема российской государственности, ее эволюции, значения и роли в истории, имеет не только научный, но и общественно значимый характер.

Содержание работы

Введение3
Норманская теория 4
Антинорманская теория 7
Государственный строй Киевской Руси 9
Заключение 29
Список используемой литературы 33

Файлы: 1 файл

iogip.docx

— 73.01 Кб (Скачать файл)

Современный российский исследователь Назаренко А.В. обнаруживает аналогии между наследованием киевского и других престолов Русской земли в домонгольский период и раннесредневековым франкским понятием corpus fratrum, предполагавшим непременное соучастие всех братьев-сонаследников в управлении государством после смерти их отца. Происходил территориальный раздел государства, но единство сохранялось как идеальная норма. Еще дореволюционными исследователями отмечался ряд факторов, которые нарушали порядок, считавшийся правомерным в глазах тогдашнего общества. Так, престолы, в том числе и великокняжеский киевский, могли передаваться по завещанию предшествующих правителей (десигнация); в некоторые периоды значительную роль играли народные собрания (веча), приглашавшие князей согласно с волеизъявлением горожан (точнее, наиболее влиятельных их представителей). Наконец, князья могли захватывать власть силой (узурпация), по терминологии тех лет «добывать» или «налезать» стол. Но в данном случае князья-узурлаторы вынуждены были оправдывать легитимность своей власти правом наследования или правом призвания.

Огромное  значение для развития восточнославянского  региона имело принятие в качестве государственной религии христианства в правление Владимира Святославича. Христианство оказало определенное влияние и на эволюцию государственной власти Киевской Руси. Важно, что монотеистическая религия была распространена на Русь из Византии. Хотя официальный раскол церквей произойдет позднее (в 1054 г.), особенности «восточного» христианства предопределили культурную специфику русской (российской) цивилизации как составной части православной византийско-славянской цивилизации. Исследователи обнаруживают множество аналогий в зарождении и развитии государственных отношений у восточных славян и большинства европейских народов. Но на политическую сферу жизни восточнославянского общества не могло не наложить отпечатка длительное общение Древней Руси с Византией. Прежде всего христианство способствовало укреплению власти киевских князей. Новая религия с ее каноническими представлениями о природе государства и его целях сделалась надежной опорой для правового обоснования господства правящей династии (вся власть от Бога). Власть освящалась не только в связи с ее основной функцией защиты от внешней опасности, но и как призванная устанавливать и поддерживать внутренний общественный порядок.

Одновременно  и церковь становится влиятельной  политической силой, выполнявшей ряд  важных для государственного развития Древней Руси функций. Так, церковь  являлась основным институтом социального  контроля за властью, а кроме того, как организационная структура могла принимать на себя функции административного управления. Отношения между церковью и государством в Древней Руси построились на принципе разделения светской и духовной власти.

В то же время  в отличие от византийского императора киевский князь не возвышался над  церковью, что обусловило ее значительную самостоятельность, широкие автономные права. Но и церковная организация на Руси (особенно на первом этапе) всецело зависела от светской власти: именно князь взял на себя обеспечение церкви (десятина), без поддержки князя с его дружиной невозможно представить достаточно быстрое распространение нового культа (а с ним и идеологии, и культуры, и новых правовых отношений) на обширной территории Восточной Европы. Церковь благодаря значительной материальной помощи со стороны княжеской власти создала органы, деятельность которых выходила за рамки сугубо конфессиональной. Церковь взяла на себя выполнение ряда политических функций, что поставило ее в один ряд с княжеской властью и превратило в своеобразный орган Древнерусского государства.

В истории  Киевской Руси исследователи выделяют несколько форм государственного устройства. Так, для периода с 882 по 945 г. характерно существование государственного устройства, близкого к федеративному типу. Периоды  возрастания власти киевского князя, безраздельно господствующего на всей территории, населенной восточными славянами (например, 945-970, 980-1015, 1036-1054 гг.), характеризуются государственным устройством, приближающимся к унитарному типу. Кроме того, для отдельных периодов княжеских междоусобий и утраты контроля центра над окраинами характерна политическая анархия (точнее, полиархия) с большим количеством мелких государственных образований различных видов и форм. В 1132 г. происходит окончательный распад Древнерусского государства, наступает период политической (феодальной) раздробленности.

Но и  для этого периода было характерно сохранение общерусской формы правления, при которой киевский стол являлся  объектом коллективного сюзеренитета наиболее сильных князей.9

Таким образом, называя сложившийся на Руси тип  государства раннефеодальной монархией, следует иметь в виду, что Русь X - начала XII в. была более близка по типу развития к государствам Восточной и Северной Европы – Норвегии, Швеции, Польше, Чехии, Венгрии. От государств Западной Европы эти страны отличались, прежде всего, отсутствием частной феодальной собственности на землю и преобладанием централизованной эксплуатации свободных крестьянобщинников корпорацией дружинной знати во главе с князем.

Ключевая  роль в системе власти и управления Древней Руси принадлежала князю, власть которого являлась индивидуально-наследственной. К 80-м гг. X в. монопольное право  на управление территорией расселения восточных славян приобрели представители  княжеской династии Рюриковичей, ведущей  свое происхождение от приглашенного  «северной конфедерацией племен»  скандинавского конунга Рюрика. Иерархию князей-Рюриковичей, скрепленных родственными связями, возглавлял киевский князь, позднейшими источниками наделяемый титулом «великий князь». Сохранились данные о том, что наиболее могущественные киевские князья (Владимир Святославич Красное Солнышко, Ярослав Мудрый) могли носить также титулы «каган» и «царь». Князь сосредотачивал в своих руках всю полноту высшей административной, законодательной, судебной, военной и, в дохристианский период, предположительно, сакральной власти. В целом княжеская власть в Древней Руси - непременный атрибут и ключевой элемент государственной системы, без которого не представлялось нормальное функционирование общества.

Для раннефеодального периода справедлива идея о персонификации правителем самого института государства.10

Князья  Киевской Руси, старшие или младшие, были все политически друг от друга  независимы, на них лежали только нравственные обязанности: князья волостные должны были почитать старшего, великого князя, «в отца место», вместе с ним должны были охранять «от поганых» свою волость, сообща с ним думать о русской  земле и решать важные вопросы  русской жизни. Основные функции государства первое время выполнял сам князь. Отмечают три главных функции деятельности древнекиевских князей. Во-первых, князь законодательствовал, и древний закон, «Русская правда», несколькими из своих статей прямо подтверждаем это. К примеру: «Аже будуть холопи такие любо княжи, любо боярьстии, любо чернечь, их же князь продажею не казнить, зане суть несвободни, то двоиче платить ко истьцю за обидоу» (ст. 42).

Заглавия  некоторых статей «Русской Правды»  свидетельствуют, что эти статьи были «судом» княжеским, т. е. были установлены  князьями. Таким образом, законодательная функция князей засвидетельствована древним памятником.

Вторая  функция их власти – военная. Князья явились в первый раз в русскую  землю, как защитники ее границ, и  в этом отношении последующие  князья не отличались от первых. Припомним, что Владимир Мономах едва ли не главной своей задачей считал оборону границ от половцев; к борьбе с половцами склонял он и других князей на съездах и предпринимал вместе с ними общие походы на кочевников. Князь был военным организатором и вождем; он назначал начальника народного ополчения («тысяцкого») и во время военных действий командовал как своею дружиною, так и народным ополчением.

Третья  функция есть функция судебная и  административная. «Русская Правда»  свидетельствует, что князья сами судили уголовные дела. По «Русской Правде»  за убиение княжеского конюшего взимался штраф в 80 гривен «яко уставил Изяслав  в своем конюсе, его же убили Дорогобужьци». Здесь «Русская Правда» указывает действительный судебный случай. Относительно административной деятельности князей мы можем сказать, что они с давнишних пор несли на себе обязанности управления, устанавливали «погости и дани». Еще на самых первых страницах летописи мы читаем, как Ольга «устави по Месте погосты и дани и по Лузе оброки и дани». (Погосты представляли собой административные округа). Вот главные обязанности князя киевской эпохи: он законодательствует, он военный вождь, он верховный судья и верховный администратор. Эти признаки всегда характеризирую высшую политическую власть.11

Многочисленные  примеры из древнерусской истории  свидетельствуют, что при ненадлежащем выполнении князем его функций население  могло его попросту изгнать.

Сформировавшаяся  вокруг князя еще в предгосударственный период дружина стала основой для формирования судебно-административного аппарата. В «Повести временных лет» можно найти много свидетельств, даже с поэтическим характером, о близком отношении дружины к князю. Еще Владимир Святой, по летописному преданию, высказал мысль: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра». Такой взгляд на дружину, как на нечто неподкупное, стоящее к князю в отношениях нравственного порядка, проходит через всю летопись.12 Значительная роль дружины и особые отношения между князьями и этой группой профессиональных воинов позволила некоторым исследователям выделить период существования дружинной формы государственности. Как ведущий фактор политической жизни, аппарат управления и судопроизводства дружина утратила свои позиции только ко времени правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). Непосредственно помогавшая князю дружина составляла, кроме всего прочего, совещательный орган при правителе.13

Дружина может в любое время предъявить претензии князю. Князь всякий раз  должен был доказывать дружине способность  обеспечить ее трофеями в дальних  походах и данями. При этом личное мужество и честность князя далеко не всегда совпадали с интересами земель и социальных слоев. Немного  позже князю Святославу и собственные  летописцы сделали упрек: «Ты, княже, чужея земле ищеши и блюдеши, а своея ся охабив… аще ти не жаль отчины своея, ни матери стары суща, и детей своих».14

Дружинники  проживали на княжеском дворе (гриднице) и находились на полном содержании князя. Дружина не была однородной по своему составу, она состояла из старших (бояре, «мужи») и младших (гриди, отроки, детские, позднее - дворяне) дружинников. Происхождение слова «боярин» толкую различно, между прочим, существует предположение, что оно произошло от слова «болий», больший. Бояре были влиятельными советниками князя, они в дружине бесспорно составляли самый высший слой и нередко имели свою собственную дружину. Из бояр и «мужей», или, как позднее в целом их называли, «княжих мужей», назначались наиболее важные чины княжеской администрации: посадники, тысяцкие и др. Статус «княжего мужа» со временем превращается в наследственный. Жизнь «княжих мужей» защищалась согласно Русской Правде двойной вирой в 80 гривен. Существовавший первое время институт воевод как военных предводителей, имевших значительные полномочия вплоть до получения права сбора дани с определенной территории, к началу XI в. был подчинен княжеской власти, и в XI-ХП вв. воеводство «поручалось» близким к князю мужам. Термином «гриди» обозначались рядовые члены дружины. Отроки составляли ближайшее окружение князя в качестве слуг, низшего слоя дружины, членов двора и личной охраны.

Со временем отроки выступали и в качестве судебных чиновников и распорядителей в княжеском хозяйстве. Детские  появляются в княжеской дружине  со второй половины XI в. В отличие от отроков они не входят в ближайшее окружение князя и упоминаются в качестве княжеских чиновников, выполняющих какие-либо обязанности. Но в то же время отмечается занятие детскими достаточно высокой должности посадника, что ставит их выше отроков. Появляющийся позднее, в XIII в., термин «дворяне» («слуги дворные»), обозначавший лиц, служивших в личном хозяйстве князя («дворе»), отражал начальную стадию процесса формирования единого служилого сословия.15

Первоначально князь не жаловал своей дружине  земель и не заводил своего хозяйства, а облагал свободное или полусвободное  население - общинников-смердов - данью. Размер дани был регламентирован  обычаем. Дань и вира кормили князя  и дружину. Князь собрал дань иногда с помощью чиновников, а иногда лично. Собиралась дань натурой и  деньгами, и точно так же не одной натурой, но и деньгами давалась дружине. Один летописец начала XIII в. пишет о времени более раннем, что князь «еже будяше права вира, и ту возма, - даяше дружине на оружие. А дружина его… не жадаху: маломи есть, княже, 200 гривен, не кладаху на свои жены златых обручей, но хожаху их жены в серебре». Оклад в 200 гривен каждому дружиннику очень велик по тогдашним понятиям и, несомненно, свидетельствует о богатстве киевских князей (если в гривне считать ½ фунта серебра, то ее весовая стоимость около 10 рублей).16

Кроме дани население платило в пользу князя определенные торговые и судебные пошлины и было обязано выполнять натуральные повинности. Княжеские села в X в. и в первой половине XI в. встречаются лишь изредка. Частное же боярское землевладение появляется только во второй половине XI или даже на рубеже XI-XII вв.

Характерной чертой структуры административного  аппарата Древнерусского государства  являлось смешение частных и общегосударственных  задач. При князьях и посадниках существовали специальные агенты - тиуны, выполнявшие различные функции. Тиуны присутствовали на суде князя  и посадника, нередко даже замещали их в суде, им поручалось заведование  княжеским хозяйством в селах  и на княжеском дворе. По своему статусу  тиуны были холопами, т.е. людьми несвободными.

В «Русской Правде» упоминаются тиуны огнищные и конюшие. Первые ведали княжеским двором, а вторые - княжескими конюшнями и конскими табунами.

При князе  в качестве управляющих отдельными отраслями княжеского хозяйства  позднее (в XII в.) упоминаются ключник, печатник, стольник, подкладник (постельничий), ловчий, меченоша (мечник) и др. С XI в. появляются особые чиновники князя по сбору дани - данщики. В Древнерусском государстве встречаются и другие должностные лица: мытники, взимающие торговую пошлину – «мыто», вирники, собирающие денежный штраф за убийство свободного человека – виру, пятенщики, взимающие пошлину за продажу лошадей – «пятно».

Информация о работе Государственный строй Киевской Руси