Государство и церковь при Петре 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в комплексном исследовании взаимодействия государства и церкви в конце XVII – в первой четверти XVIII столетий.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- выявить причины церковных реформ первой половины XVIII столетия;
- рассмотреть церковную реформу Петра I;
- определить место и роль Святейшего Правительствующего Синода в государственном аппарате первой половины 20-х годов XVIII столетия;
- изучить изменения в социальной структуре духовенства;
- установить итоги и значение реформирования взаимодействия государства и церкви.

Содержание работы

Введение………………...……………………………………………….......…….3
Государство и церковь в первой четверти XVIII столетия…….…...……..…... 5
1. Причины церковной реформы Петра I …………….…………………………5
2. Суть реформы………..………….……………………………………………...7
2.1 Ход реформы…………………………………….…………………………....7
2.2 Реорганизация церковного управления………………………………….... 12
2.3 Изменения в социальной структуре духовенства……………………….... 20
3. Значение реформирования взаимодействия государства и церкви…….… 24
3.1 Итоги и значение реформирования взаимодействия государства и церкви ……………………………………………………………………………….……24
3.2 Полномочия церкви и государственных органов в конце властвования
Петра I: законодательная, исполнительная, судебная власть ……………….. 25
Заключение………….…………………………………………………………... 27
Список используемой литературы…………..…………………………….……30
Приложение №1 …………………………………………………………….….32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 86.38 Кб (Скачать файл)

 

Восточно-Сибирский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

 

_____________________________________

факультет подготовки специалистов для судебной системы 

(юридический факультет)

  • КУРСОВАЯ РАБОТА

  • по дисциплине «История государства  и права России»

    ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ ПРИ ПЕТРЕ  I

     

    Выполнила:

       Студентка I курса

            очной формы обучения

     Цветкова П.А.

     

     

    Научный руководитель:

    Скоморохов Р.В

    к.ю.н., доцент

     

    Дата представления работы     Работа защищена

             …………...  2012 г.          ……...………… 2012 г.

     

    Оценка…………………

     

    Подпись……………….

     

     

    Иркутск 2012

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение………………...……………………………………………….......…….3

    Государство и церковь в первой четверти XVIII столетия…….…...……..…... 5 
    1. Причины церковной реформы Петра I …………….…………………………5 
    2. Суть реформы………..………….……………………………………………...7 
    2.1 Ход реформы…………………………………….…………………………....7 
    2.2 Реорганизация церковного управления………………………………….... 12 
    2.3 Изменения в социальной структуре духовенства……………………….... 20 
    3. Значение реформирования взаимодействия государства и церкви…….… 24 
    3.1 Итоги и значение реформирования взаимодействия государства и церкви ……………………………………………………………………………….……24 
    3.2 Полномочия церкви и государственных органов в конце властвования

    Петра I: законодательная, исполнительная, судебная власть ……………….. 25 
    Заключение………….…………………………………………………………... 27 
    Список используемой литературы…………..…………………………….……30

    Приложение №1 …………………………………………………………….….32

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

    В политической системе России церковь всегда играла одну из ведущих  ролей. На службе у церковных иерархов находились бояре и вооруженные слуги. Все стороны жизни церкви как института, включая структуру ее организации и управления, административные и судебные возможности, определялись церковным правом. Церковь на Руси владела значительными богатствами, выражавшимися не только в драгоценных металлах и камнях, но также в людских и земельных ресурсах. Эти богатства способны были обеспечить церкви экономическую независимость и позволяли играть важную политическую роль. Положение церковной организации можно определить как государство в государстве. И конечно, естественным стало стремление государства включить церковные институты в общую структуру государственного аппарата, особенно во времена правления такой сильной личности, как Петр I, стремившийся к установлению единоличного правления. Кроме того, включение церкви в государственный аппарат, позволило бы решить определенные проблемы, как социальные, так и экономические, за счет церкви. 
    Актуальность настоящего исследования автору видится в том, что в настоящее время в России также наблюдается некоторое сближение государственной власти с институтом православной церкви.

    Объектом исследования данной работы является отношения государства и церкви. Предметом исследования – государство и церковь в эпоху Петра I.

    Цель работы заключается в комплексном исследовании взаимодействия государства и церкви в конце XVII – в первой четверти XVIII столетий.

    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 
    - выявить причины церковных реформ первой половины XVIII столетия; 
    - рассмотреть церковную реформу Петра I;  
    - определить место и роль Святейшего Правительствующего Синода в государственном аппарате первой половины 20-х годов XVIII столетия;

    - изучить изменения в социальной структуре духовенства;

    - установить итоги и значение реформирования взаимодействия государства и церкви.

    Методом данного исследования является историко-генетический. 
    Научная новизна работы обуславливается поставленными выше целью и задачами.

    Однако этому вопросу уже уделялось внимание науки – например, Борисом Башиловым, в его популярном труде «Робеспьер на троне», в котором дает оценку деятельности Петра I ярко негативную, Смолич И.К. в «История Русской Церкви. 1700-1917 гг.» воздерживается от ярко окрашенных эмоций, и старается быть беспристрастным. Василий Бидолах, публицист и общественный деятель в своей статье журнала «Русский монархист» явно выражает свою симпатию деятельности Петра I в целом, и реформам православия в целом. При таком многообразии мнений, не существует единой точки зрения по данному вопросу.

    Практическое  значение данного исследования состоит в возможности его использования: 
    - преподавание соответствующих разделов отечественной истории государства и права в старших классах современной школы; 
    при дальнейшей разработке тематики.

    Структура курсовой работы включает в себя введение, 3 главы, заключение, список литературы и приложение. Исследование имеет объем в 35 страниц.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Государство и церковь в первой четверти XVIII столетия

      1. Причины церковной реформы Петра I

    Причины реформы разнообразны, но они не являются предметом дискуссий  в научных кругах, поэтому выделить основными можно следующие.

    В начале XVIII века в России получила распространение теория «естественного права». Теория сочетала в себе «почитание бога как творца вселенной» с представлением о том, что «неземная сила не может вмешиваться в единожды созданный естественный порядок вещей». Соответственно должна измениться и роль церкви. Духовная власть не только не может претендовать на преобладание над светской властью, но и быть равнозначной с ней. Церковь должна быть подчинена окончательно государству.

    Русский народ видел в Патриархе как бы второго государя, и даже нечто большее, чем государя, поэтому в случае столкновения с Патриархом царь мог бы оказаться в невыгодном положении. Что касается этой причины, то о ее резонности свидетельствует, несомненно, хорошо известный царю Петру конфликт, возникший между его отцом царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, суть которого заключалась в стремлении Патриарха осуществлять свое служение исходя из принципа, что духовная власть обладает безусловным приоритетом перед властью гражданской, государственной1.

    Также, Петр опасался, что Патриарх может стать во главе партии недовольных проводимыми им реформами и возглавить борьбу против его преобразований2.

    Академик Е. Е. Голубинский  утверждает, что царь Петр желал, по возможности, очистить Русскую Церковь от тех многих недостатков, которых она была исполнена, и в этих целях он надеялся действовать с большим успехом через Синод, а не через Патриарха. Выдающийся русский историк Сергей Михайлович Соловьев (ум. в 1879) именно это стремление Петра I отмечает, как основополагающее при осуществлении церковной реформы3.

    Возвращаясь к побудительным  причинам реформы государственного характера, можно утверждать со всей очевидностью, что Петр I не ставил целью вмешиваться в вероучительную, пастырско-попечительную и богослужебную жизнь Церкви. Но он стремился создать условия, при которых его государственная деятельность не только не встречала бы оппозиции со стороны церковных руководителей, приходского духовенства и монашествующих, но, наоборот, получала бы активную поддержку. Он хотел добиться такого положения, при котором государство могло бы беспрепятственно использовать в своих интересах большие финансовые, имущественные и человеческие ресурсы Церкви4.

    Церковные богатства рассматривались  Петром I как один из источников государственных  доходов. Особенно остро потребность  в том источнике встала после  неудачного начала северной войны. Во время правления Петра I развернулась деятельность так называемых «прибыльщиков». Один из них, Андрей Курбатов, «особенно настойчиво» обращал внимание молодого царя на церковные богатства. По его мнению, церковные имущества давали огромные доходы, которые «погибали в прихотях владетелей».

    Еще одна причина церковной реформы  состояла в «печальном нравственном состоянии духовенства». Необходимо было «поднять русское духовенство, давши ему могущество - науку, снабдивши его средствами восстановить свое учительское значение, свое нравственное влияние согласно с новыми потребностями».

         

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Суть реформы

     2.1. Ход реформы

    Преобразования в области государственно-церковных  отношений Петр I проводил постепенно. Мы согласны с И.А. Булыгиным, который  в статье «Особая категория феодально-зависимых  крестьян в первой четверти XVII в.»  выделяет четыре этапа реформы:

    - первый этап - 1701 - 1705 гг., его основными  событиями стали восстановление  Монастырского приказа и попытка  полной секуляризации церковного  землевладения;

    - второй этап - 1705 - 1720 гг., его основным содержанием стал отказ от полной новой секуляризации церковного землевладения и переход к частичной;

    - третий этап - 1720 -1721 гг., его основными  событиями стали ликвидация патриаршества и учреждение Священного правительствующего Синода;

    - четвертый этап - 1722-1725 гг., его  содержанием стала попытка разработать  и ввести штаты для всех  церковных имений.

    Однако, следует отметить, что первые мероприятия Петра I, направленные на «огосударствление» церкви и подрыв ее материальной основы, проводились еще во второй половине 90-х годов XVII века. В 1697 году были приняты решения о взятии под контроль хозяйств архиерейских домов и монастырей и запрещении монастырям всякой строительной деятельности. В 1698 году царским указом прекращалась выплата казенной руги (т.е. денег и хлеба) церквам, имевшим угодья и приходские дворы.

    В 1700 году умер патриарх Адриан. Местоблюстителем патриаршего престола был назначен рязанский митрополит Стефан Яворский. Местоблюстители назначались каждый раз после кончины патриархов до избрания нового патриарха, но на этот раз традиционная фаза местоблюстительства затянулась на два десятилетия.

    Выбор Петра пал на Стефана Яворского  не случайно. По мнению Н.М. Никольского местоблюститель был «совершенно чужд и по образованию и по взглядам коренному русскому епископату» и «хорошим церковным оратором, но очень слабым администратором».

    Таким образом, сложилась ситуация при которой, с одной стороны  церковная оппозиция не получала поддержки со стороны местоблюстителя, с другой - через него можно было проводить выгодную государственной власти политику.

    Полномочия местоблюстителя, по сравнению  с прежними, патриаршими, значительно ограничиваются.

    Первоначально за местоблюстителем в  полном объеме остались так называемые «духовные дела» - «дела, возникавшие в связи с различными отступлениями от веры и неисправностями в отправлении богослужений».

    Блюститель патриаршего престола также решал вопросы, связанные  с назначениями на церковные должности. Но здесь его полномочия ограничивались монаршей волей, так как Стефан Яворский часто проводил решения, уже принятые царем.

    Патриаршие функции в экономической  области были переданы восстановленному Монастырскому приказу.

    Однако даже оставленную долю власти блюститель патриаршего престола не мог отправлять единолично. Церковное  управление осуществлялось с помощью совещания иерархов и Монастырского приказа.

    При решении всех важнейших вопросов, касающихся духовной области, местоблюститель  должен был совещаться с другими  церковными иерархами, которые попеременно вызывались в столицу. Собрания иерархов, как и прежде, назывались «Освященными соборами». Но даже решения «Освященных соборов» должны были подаваться на утверждение Петру I.

    Монастырский приказ был восстановлен в 1701 году. Со следующими функциями:

    - управление имуществом патриаршего и архиерейских домов;

    - управление имущественно-хозяйственной деятельностью монастырей, в том числе и регламентация их расходов;

    - сбор доходов с церковно-монастырских  земель.

    Кроме перечисленного, к ведению  Монастырского приказа относились «суд и расправа» над «патриаршими и архиерейскими приказными людьми».

    С 1707 года ведению Монастырского  приказа передана патриаршая типография. С этого времени «сочинение, перевод, издание книг, даже исправление библии, порученное главному наблюдению Стефана, шло мимо местоблюстителя».

    Во главе Монастырского приказа  Петр I поставил своего сподвижника  боярина Мусина-Пушкина И.А.

    Таким образом, блюститель патриаршего  престола не обладал реальной церковной  властью. Уже с начала XVIII столетия прослеживается коллегиальное управление церковью и контроль со стороны государства. С. Князьков предположил удачное сравнение: «Если в обязательном освященном соборе из ежегодно созываемых по очереди архиереев при местоблюстителе можно видеть прообраз святейшего Синода, то начальник Монастырского приказа выступает совсем как предок синодского обер-прокурора».

    После учреждения правительствующего Сената, в 1711 году, церковь попадает еще в большую зависимость от государственной власти. С этого времени «все управление как мирские, так и духовные должны были повиноваться указам Сената, как царским указам». Сенат наделялся некоторыми функциями в сфере церковного управления: так, например, Сенат участвовал в подборе кандидатов на должности архиереев; давал распоряжения о строительстве церквей на вновь присоединенных территориях.

    Информация о работе Государство и церковь при Петре 1