Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 13:07, курсовая работа
Цель работы заключается в комплексном исследовании взаимодействия государства и церкви в конце XVII – в первой четверти XVIII столетий.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- выявить причины церковных реформ первой половины XVIII столетия;
- рассмотреть церковную реформу Петра I;
- определить место и роль Святейшего Правительствующего Синода в государственном аппарате первой половины 20-х годов XVIII столетия;
- изучить изменения в социальной структуре духовенства;
- установить итоги и значение реформирования взаимодействия государства и церкви.
Введение………………...……………………………………………….......…….3
Государство и церковь в первой четверти XVIII столетия…….…...……..…... 5
1. Причины церковной реформы Петра I …………….…………………………5
2. Суть реформы………..………….……………………………………………...7
2.1 Ход реформы…………………………………….…………………………....7
2.2 Реорганизация церковного управления………………………………….... 12
2.3 Изменения в социальной структуре духовенства……………………….... 20
3. Значение реформирования взаимодействия государства и церкви…….… 24
3.1 Итоги и значение реформирования взаимодействия государства и церкви ……………………………………………………………………………….……24
3.2 Полномочия церкви и государственных органов в конце властвования
Петра I: законодательная, исполнительная, судебная власть ……………….. 25
Заключение………….…………………………………………………………... 27
Список используемой литературы…………..…………………………….……30
Приложение №1 …………………………………………………………….….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная Россия вернулась к патриархальному устройству церкви. С 1917 года в России нет Синода и соответственно не действует Духовный Регламент. Церковь вновь управляется Патриархами и не «подчинена» государству. Однако и современная Россия – официально не религиозное, светское государство, поэтому и управление церковью не имеет такого значения, как во времена царствования Петра Первого. Естественно, что современная церковь не имеет уже не судебной, ни государственной власти.
Раньше Церковь, как самостоятельное от государственной власти учреждение, могла и развиваться самостоятельно в самой себе, параллельно государству и независимо от него. Так продолжалось фактически до середины 17 века.
С принятием Соборного уложения 1649 года духовенство лишается права приобретения землей, учреждается Монастырский приказ для управления церковными вотчинами. Однако нововведенные положения вскоре отменяются, и церковь получает все свои полномочия обратно.
Тем не менее, обостряется проблематика двувластия, сложившейся между государственными органами (царем, приказами) и церковью: духовенство, в противовес единовластию и всевластию монарха, проводит идею единовластия патриарха, не зависящего от царя, напротив, возвышающегося над ним в делах духовных.
С приходом к царствованию Петра Первого, такая проблема, путем поэтапного реформирования, была решена.
Основными причинами проводившейся реформы церковного управлениями были церковные богатства, которые были отличным источников средств для ведения войн, так любимых Петром I, и необходимость подчинения всего и вся, в том числе церкви, воле и силе государства.
Выделив четыре этапа, можно увидеть и все преобразования императора в рамках реформы:
- первый этап - 1701 - 1705 гг., его основными
событиями стали
- второй этап - 1705 - 1720 гг., его основным содержанием стал отказ от полной новой секуляризации церковного землевладения и переход к частичной;
- третий этап - 1720 -1721 гг., его основными
событиями стали ликвидация
- четвертый этап - 1722-1725 гг., его
содержанием стала попытка
После реформы, проведенной Петром Первым, церковь должна была действовать как одно из государственных учреждений, наряду с другими государственными учреждениями по предписаниям верховной власти "под наблюдением и руководством из офицеров, человека доброго и смелого", как говорит Указ о назначении обер-прокурора 11 мая 1722 года. Теперь и Церковь обращается уже не только с увещанием, исходя из нравственного убеждения, а как правительственное учреждение (Святейший Синод), издающее юридически обязательные акты, неисполнение которых карается силой государственных законов. Церковь уже — не сила нравственно-воспитательная, а учреждение, в котором физическое принуждение возводится в систему.
Изменения в социальной структуре духовенства были коренными по сравнению с прошлым веком: все монашествующие переводились на определенное содержание; ограничивалось количество обслуживающего персонала (дьяков, келейников, монашеских родственников) и суживался круг лиц, которые могли поступать в монашество. Монашество было поделено на две группы: те, кто «служит страждущему человечеству» и те, кто обучает архиереев. Белое духовенство также было сокращено, отягчено вступление в духовное сословие, установлен определенный штат для церкви. Все духовенство, как черное, так и белое, подвергалось всевозможным повинностям. Разрушалась «привилегированность» духовного сословия.
На наш взгляд, можно говорить преимущественно о положительных аспектах реформирования правового положения церкви.
Была создана централизованная система управления государственными органами, в том числе и церковью, с помощью духовной коллегии.
Была проделана работа по созданию четкой иерархии духовных чинов, их распределение на определенные территории, что в целях проведения Губернской реформы имело особое значение.
Была произведена унификация, и даже кодификация ряда правовых актов.
Несмотря на то, что это был шаг к укреплению абсолютной монархии, это был и первый шаг к разделению властей. Так как церковь стала официально частью государственной власти, наряду с сенатом, императором, коллегиями, это в последующем сыграло роль в выделении судебной власти.
В заключение хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что это была нужная и вовремя проведенная реформа. Только с проведением реформы церковного аппарата можно было завершить создание единого государства – Российской Империи. Похожая по форме реформа происходила и происходит и в современной России, поэтому исторический опыт нашей страны может сыграть вспомогательную роль и даже стать примером решения возможных проблем будущего России.
Список использованной литературы:
1. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство.
– М.: Аграф, 1998.
2. Верховский П.В. Учреждение Духовной
Коллегии и Духовный Регламент. - Ростов-на-Дону.
- 1916.
3. Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра Первого редакции и проекты законов, заметки, доклады, доношения, челобитные и иностранные источники / Под ред. Сыромятникова Б.И. Т.1, Т.2. М.-Л. Академия наук. – 1945.
4. Духовный регламент, тщанием и повелением всепросветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, Императора и Самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского Духовного Чина и Правительствующего Сената, в царствующем Санктпетербурге, - 4-е изд. -Москва: Синодильная типография,1897.
5. Кедров Н. Духовный регламент, в связи с преобразовательною деятельностью П. Великого - М.: 1886;
6. Никольский Н. История русской церкви. М.: Манускрипт. – 1998.
7. Никольский Н. Церковная реформа Петра I. Сборник Три века. т.III – М.: 1912.
8. Реформы Петра I. Сборник документов. Сост. В.И.Лебедев. М., Гос.соц.-эк.изд-во, 1937.
9. Хрестоматия по истории государства
и права СССР. Дооктябрьский период. Под
ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова.
10. Голубинский Е. Е. О реформе
в быте Русской Церкви. М., 1913
11. Слово на похвалу блаженныя и вечнодостойныя
памяти Петра Великаго, императора и самодержца
всероссийскаго, и прочая, и прочая, в день
тезоименитства его проповеданное в царствующем
Санктъпетербурге, в церкви Живоначалныя
Троицы, святейшаго правительствующаго
Синода вицепрезидентом, преосвященнейшим
Феофаном, архиепископом псковским и нарвским
// Пётр Великий: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2001.
12. Соловьев С.М. Сочинения. История России
с древнейших времен. М., 1990. Кн. V. Т. 10.
13. Указ от 22 февраля 1711 года «Об учреждении Правительствующего Сената и бытии при оном розрядному столу вместо Розряднаго приказа, и по два комиссара из губерний» - Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. Отв. ред. А.Г.Маньков. М., Юридическая литература, 1986.
14. Соборное уложение 1649 года. М., Изд-во Моск. ун-та, 1961.
Приложение №1. Генеральный регламент от 28 февраля 1720 года |
Понеже его царское величество, всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприяти изволил, ради порядочнаго управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих верных подданных, и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие государственные коллегии учредит. А именно: иностранных дел, камор, юстиц, ревизион, воинская, адмиралтейская, коммерц, штатс-контор, берг и мануфактур-коллегии. И во оных президентов, вице-президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярных и конторных служителей, а более из своих собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради его царское величество запотребно рассудить изволил, всем в вышеписанных государственных коллегиях обретающимся вышним и нижним служителям обще, и каждому особо, сим генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа) всемилостивейшее свое повеление в нижеписанных главах объявить. Глава I. О присяжной должности Государственных коллегий члены, також и прочие чины гражданские обще, и каждый особо имеют, паче всего его царскому величеству, и ея величеству государыне царице, и высоким наследникам, верные, честные и добрые люди и слуги быть, пользу и благополучие их всяким образом и по всей возможности искать и споспешествовать, убыток, вред и опасность отвращать, и благовременно о том объявлять, како сие честным людям и подданным его царского .величества пристойно и принадлежит, и они в том пред богом и его величеством собственною своею совестию и пред всем честным светом ответ дать могут. Чего для каждый, высокий и нижний служитель, особливо как письменно, так и словесно, в том присягою обязатися имеет сицевым образом. Аз нижеименованный обещаюся и клянуся всемогущим богом, пред святым его евангелием. Что хощу, и должен своему природному и истинному государю, всепресветлейшему и державнейшему Петру Великому, царю и самодержцу всероссийскому, и прочая, и прочая, и прочая. И по нем его царского величества высоким законным наследникам, которые по изволению и самодержавной его царского величества власти определены, и впредь определяемы и к восприятию престола удостоены будут, и ея величеству государыне царице Екатерине Алексеевне верным, добрым и послушным рабом и подданным быть, и все к высокому его царского величества самодержавству, силе и власти принадлежащие права и прерогативы (или преимущества) узаконенные, и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности, предостерегать и оборонять, и в том живота своего, в потребном случае не щадит, и притом, по крайней мере старатися, споспешествовать все, что его царскаго величества верной службе и пользе, во всяких случаях касатися может; о ущербе же его величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать тщатися буду. Когда же к службе и пользе его величества, какое тайное дело, или какое б оно ни было, которое приказано мне будет тайно содержать, и то содержать в совершенной тайне, и никому не объявлять, кому о том ведать не надлежит, и не будет повелено объявлять, и поверенной и положенной на мне чин, как по сей (генеральной, так и по особливой) определенной, и от времени до времени, его царского величества именем (от представленных надо мною начальников), определяемым инструкциям, и регламентам, и указам, надлежащим образом, по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы, ни вражды, противно должности своей и присяги не поступать: и таким образом себя весть и поступать, как доброму и верному его царского величества рабу и подданному благопристойно есть и надлежит, и как я пред богом, и судом его страшным, в том всегда ответ дать могу, как суще мне господь бог душевно и телесно да поможет. В заключении же сей моей клятвы целую слова и крест спасителя моего. Аминь. Глава II. О преимуществе коллегий Понеже все государственные коллегии, токмо под его царского величества особливым, також и правительствующего сената, указами обретаются; буде же сенат о каком деле что повелит, а коллегиум усмотрит, что то его величества указам, и высокому интересу противно: то государственному коллегиуму не должно того вскоре исполнять, но имеет в сенате о том надлежащее письменное предложение учинить. И ежели сенат, не взирая на оное, при прежнем своем определении пребудет, то сенат в том ответ дать повинен, а коллегиум, по письменному указу сенатскому исполнять, и потом его царскому величеству об оном донести должен, а ежели не известить: то коллегиум вся подвержена будет тому наказанию, по силе вреды. Того ради изволяет его царское величество, всякие свои указы в сенат и в коллегии, також и из сената в коллегии ж отправлять письменно; ибо как в сенате, так и в коллегиях словесные указы никогда отправляемы быть не надлежат. Глава III. О назначенных к сидению днях и часах Коллегиям сидение свое иметь во всякой неделе, кроме воскресных дней, и господских праздников, и государских ангелов, в понедельник, во вторник, в среду, в пятницу, а в четверток обыкновенно президентам в сенатскую палату съезжатся, в самые кратчайшие дни в 6 часу, а в долгие в 8 часу, и быть по 5 часов А ежели важные дела случатся, которые умедлены быть не имеют, но вскоре окончаны: то долженствует по изобретению дел и обстоятельств, или всему коллегию, или некоторым членам, по определению от коллегий, несмотря на помянутое время и часы, съезжаются, и те дела отправлять; а канцелярским служителям, кроме помянутых воскресных дней и господских праздников, сидеть по вся дни, и съезжаться за час до судей. Приказных же людей приезд и выезд определяются от президента и других членов, смотря по делу, под штрафом, за всякой раз небытия месяц, а за час недосидения, неделя вычета жалованья. Глава IV. О исполнении указов Всякой президент, должен все указы его величества и сената, которые надлежат быть письменные и зарученные, а не словесные, неотложно исполнять, и оным две записки иметь, которые вершены и действом исполнены, те вносить в книгу; а которые не вершены или и вершены, а действом не исполнены, тем держать роспись на столе, дабы непрестанно в памяти было. Толк. Дела разумеются, о которых надлежит письменный указ, те, которые в действо производить, а не те, которые к сочинению действа надлежат, например, надлежит собрать деньги или провиант, тогда и словами приказать мочно, чтоб о том советовали, как то чинить; но когда положат, тогда доложить, так ли быть, и когда апробуется, тогда не производить в дело без письменного указа. И чтоб как возможно оные скорее исполнить, а именно: не более недели времени, ежели скорее нельзя. Буде же которые государственные дела будут требовать справок с губерниями и с провинциями, давать срок до губерний и провинций на проезд в один путь, на сто верст по два дни, а на возвращения по тому ж. А в губерниях и провинциях в оных исправляться, не отлагая ни за чем ни малого времени, как скоро возможно; а более месяца отнюдь не продолжать. А буде в такой срок исправится будет не мочно: то из тех губерний и провинций, не допуская до того срока, писать именно, за чем оного исправить будет не мочно, и на исправление оного дается еще сроку две недели; а больше того, а именно: шти недель отнюдь не продолжать, и по получении тех выправок, те дела вершить по тому ж в неделю, под наказанием смертным, или ссылкою на галеры, и лишением всего имения по силе дела и вины. А челобитчиковы всякие дела по выправкам вершить по реэстру без всякого мотчания как возможно, а далее шти месяцев, как о том именным его величества указом повелено декабря 8 дня 1714 года, отнюдь не продолжать под наказанием. Ежели далее сего положенного срока, кто без законной причины волочить станет, то наказан будет за каждый день по 30 рублей, ежели убытки от того кому не учинилось; а ежели убыток учинился, то оной в двое доправить в первой и другой раз, а в третий, яко преслушатель указа, наказан быть имеет. |
1 См.: Возражения или разорения смиренного Никона, Божией милостию Патриарха.— В кн.:Полиевктов С. П., священник. Цезарепапизм и Православная Церковь.М.,1912, вып. 1, с. 54—57
2 Голубинский Е. Е. О реформе в быте Русской Церкви. М., 1913, с. 69.
3 Соловьев С. М.Избранные труды. Записки. М., 1983, с. 176
4 Лапин П. Собор как высший орган церковной власти. Казань, 1909, с. 355—356.
5 Полное собрание законодательства Российской Империи, 1830 г. т. VI. п. 3718
6 Полное собрание законодательства Российской Империи, 1830 г. т. V, п. 3255.
7 Кедров Н. Духовный регламент, в связи с преобразовательною деятельностью П. Великого - М.: 1886. – с.41.
8 Кедров Н. Духовный регламент, в связи с преобразовательною деятельностью П. Великого - М.: 1886. – с.48.
9 Никольский Н. Церковная реформа Петра I. Сборник Три века. т.III – М.: 1912. – с.27.