Государство и церковь при Петре 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в комплексном исследовании взаимодействия государства и церкви в конце XVII – в первой четверти XVIII столетий.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- выявить причины церковных реформ первой половины XVIII столетия;
- рассмотреть церковную реформу Петра I;
- определить место и роль Святейшего Правительствующего Синода в государственном аппарате первой половины 20-х годов XVIII столетия;
- изучить изменения в социальной структуре духовенства;
- установить итоги и значение реформирования взаимодействия государства и церкви.

Содержание работы

Введение………………...……………………………………………….......…….3
Государство и церковь в первой четверти XVIII столетия…….…...……..…... 5
1. Причины церковной реформы Петра I …………….…………………………5
2. Суть реформы………..………….……………………………………………...7
2.1 Ход реформы…………………………………….…………………………....7
2.2 Реорганизация церковного управления………………………………….... 12
2.3 Изменения в социальной структуре духовенства……………………….... 20
3. Значение реформирования взаимодействия государства и церкви…….… 24
3.1 Итоги и значение реформирования взаимодействия государства и церкви ……………………………………………………………………………….……24
3.2 Полномочия церкви и государственных органов в конце властвования
Петра I: законодательная, исполнительная, судебная власть ……………….. 25
Заключение………….…………………………………………………………... 27
Список используемой литературы…………..…………………………….……30
Приложение №1 …………………………………………………………….….32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 86.38 Кб (Скачать файл)

С 25-го января по 14-е февраля 1721 года назначенные 11 членов Коллегии являлись в Сенат, получали указ и приводились  к присяге, как и члены прочих коллегий. Причем, духовная Коллегия возглавлялась  Сенатом, к которому можно было при  случае апеллировать на духовную Коллегию, а в присяге члены коллегии клянутся в верности возглавлению Церковной иерархии светским монархом и обязуются доносить об ущербе интересам Его Величества и хранить служебные тайны7.

Крайним судьей по вопросам церковным  теперь становится монарх. Присяга членов Духовного коллегии по «Регламенту», гласила: «Исповедую же с клятвою крайняго судию духовных сея коллегии быти самого всероссийскаго монарха, государя нашего всемилостивейшаго»...

На 14 февраля 1721 года было назначено  открытие новой государственной  Коллегии. Первое заседание Коллегии, начавшееся после молебна в Троицком Соборе, задуманное как формальное и только церемониальное, а не деловое, стало, поистине, историческим. Иерархи, чувствуя унижение в нахождении под Сенатом, который не был миропомазан на царство, как государь, а был просто светским коллективом, созданным для замещения царя в случае его отсутствия, не могли всё оставить так, как это было на данный момент. И внезапно в день своего рождения Духовная Коллегия умирает, и вместо неё рождается Святейший Синод.

Первое возражение, которое лежит "на поверхности" - как поминать "коллегию" за богослужением? Провозглашать на ектениях чуждое латинское слово было дико для того времени. Иерархами было предложено "Святейшее Собрание", которое Петр (видимо, под влиянием Феофана) исправил на "Святейший Правительствующий Синод".

В вопросе о том, в каком соотношении  будут Синод и Сенат, Петр пошел  ещё дальше и формально поставил Синод de juro на одну ступень с Сенатом. Таким образом, из простой Коллегии, которая, наряду с другими десятью, подчинялась Сенату, Синод формально уравнялся с Сенатом. Другое дело, что de facto Синоду пришлось ещё долгое время выдерживать борьбу с Сенатом за равноправие, и борьба эта была не всегда удачной. Ведь Сенат был создан на добрый десяток лет раньше Синода как орган, замещающий императора во время его отсутствия, а Синод таким органом никогда не мог бы стать, тем более, что подспудно постоянно чувствовалось изначальное предназначение Синода, как рядовой коллегии, подчиненной Сенату. Правда, ненормальным было такое положение вещей, что Синод в своей борьбе с Сенатом победил ценой отказа от церковной природы своей власти. Природа синодальной власти сведена к государственному источнику - императору. При этом забывалась иноприродность, несравнимость власти государственной и власти церковной, а через это Церковь становилась только лишь одним из ведомств государства8.

О том, что Сенат юридически стоял  на ступень выше над Синодом говорит  и ряд фактов. Достаточно привести выдержку из Резолюции Петра Первого  на докладные пункты Свят.Синода об установлении подсудности архиерейских и монастырских крестьян в отношении гражданских и уголовных дел и денежных сборов и о порядке разрешения дел, составляющих ведение Синода, но требующих генерального определения, от 19 ноября 1721 года: «Какое дело позовет о новом каком определении генеральном, то не должно ни в Синоде, ни в Сенате без подписания моей руки чинить. А буде в отлучении моем такое дело случится, а обождать до прибытия моего будет невозможно, то Синоду согласиться с Сенатом и подписать и потом публиковать».

13 июля 1722 года Петр Первый издает  еще один Указ Свят.Синоду «О решении дел, не терпящих отлагательства, временно, до утверждения царем, совместно с Правит. Сенатом, в соответствии с которым: «А ежели впредь будут дела такие, что времени не терпящие, хотя о оных и писать будете, однакож только для ведома нам, а решить можете обще с Сенатом до нашей опробации, понеже как возможно и с такой дальности мне указы на дела давать».

А между тем разногласия между  Сенатом и Синодом были. В качестве примера можно привести Доклад Свят.Синода Петру Первому об утверждении царем указа, оспариваемого Сенатом, о непринуждении родителями и господами своих детей и рабов ко вступлению в брак против их воли, от 12 апреля 1722 года, в котором Синод сетует Петру Первому на отказ в утверждении Сенатом уже подписанного Указа.

Чтобы поставить точку в решении  вопроса о компетенции Синода и Сената, достаточно вспомнить содержание Указа от 22 февраля 1711 года «Об учреждении Правительствующего Сената…», в соответствии с которым, именно Сенат занимал правительствующее положение в России, в момент отлучки Петра Первого. Именно Сенат наделялся широким комплексом полномочий, когда как Синод таким полномочиями не наделялся ни в какой из ситуаций.

Но вернемся к рассмотрению истории  принятия Духовного регламента.

После того, как были усмирены российские иерархи, надо было добиться признания нововведений у Восточных патриархов. Феофан составил послание, в котором расписал "прекрасные" реформы, которые произвел монарх, а не церковная власть. Петр был достаточно мудр, чтобы не пустить это послание в ход, и 30 сентября 1721 г. сам написал обращение к патриарху Константинопольскому от своего имени, в котором, туманно упомянув о реформах, смиренно просил о признании нового учреждения. 1 февраля 1722 года патриарх Иеремия прислал предварительный положительный ответ, а 23 сентября 1723 года - грамоту, дублированную почти тождественной грамотой патриарха Антиохийского Афанасия. В этой грамоте Святейший Синод приравнивается к прочим четырем патриархам9.

Уже после того, как Синод стал частью государственного аппарата, в  набор его прав возвращается Монастырский приказ и ряд судебных полномочий.

Издается Указ правит. Сената Свят. Синоду об установлении Петром I подсудности архиерейских и монастырских крестьян в отношении гражданских и уголовных дел и денежных сборов и о порядке разрешения дел ведения Синода, требующих генерального определения, от 6 декабря 1721 года.

«Всепресветлейший, державнейший Петр Великий, император и самодержец всероссийский, будучи в Сенате прошедшего ноября 19 дня, указал:

1) Архиерейским и монастырским крестьяном судом между собой и кто на них будет бить челом, кроме криминальных дел, также и податми ведомым быть в Синод; отколь подати государственные подлежат отсылать туда, куда со всех крестьян сбирают.

А крестьяном и прочим ведения синодского, как духовным, так и мирским на светских, которые не ведомы с Синод, бить челом там, где их суперники ведомы. А криминальным делам быть в Юстиц-Коллегии, как и прочим».

Указом Петра Первого Свят. Синоду об учреждении, под его ведением, судебного органа – Коллегии и об определении Синодом ее компетенции и лиц, подсудных ей, от 8 февраля 1723 года.

«Для розыскных дел на духовных и их междо себя чтоб учинит Коллегию. И какими делами тут быть, поговоря, определить, каким лицам судимым быть и которым в гражданстве. И чтоб им судить, а ежели недовольны будут их судом, взносить в Синод вершенные дела».

Еще одним симптомом превращения  церковной власти в государственный  институт стало появление синодальной прокуратуры. Для наблюдения за правильностью исполнения Духовного регламента, течением дел и дисциплиной в Синоде, Указом Петра Первого Сенату от 11 мая 1722 года «О выборе из офицеров кандидата в обер-прокуроры Свят.Синода, о снабжении его инструкцией…» был назначен специальный светский чиновник, обер-прокурор Синода. Он должен был стать "оком государевым" в высшем церковном управлении. Обер-прокурор подчинялся генерал-прокурору Сената и должен был докладывать о состоянии дел в Синоде непосредственно императору. Таким образом, при реорганизации высшего управления церковью была значительно ограничена ее самостоятельность. Но по-прежнему церковь обладала значительными богатствами, судебными функциями и сильным влиянием на население страны. Кроме того, сумев расположить к себе монарха и оказав на него сильное влияние, духовенство могло добиться благоприятных условий для защиты своих интересов.

 

2.3 Изменения в социальной структуре духовенства

В первой четверти XVIII века продолжился  процесс консолидации сословий. В этот период духовенство «стало превращаться в такое же сословие, имеющее свои государственные задачи, свои права и обязанности, как шляхетство и горожане».

В большей степени реформа Петра I затронула черное (монашествующее) духовенство. Все мероприятия, относящиеся  к черному духовенству, были подчинены трем целям:

- уменьшению числа монастырей;

- установлению более тяжелых  условий для принятия в монашество;

- приданию монастырям практического  значения: «Петр клонил к тому, чтобы обратить монастыри в фабрики, училища, инвалидные дома и тому подобные полезные государственные учреждения».

30 декабря 1701 года Петром I издан  указ, который обосновывал необходимость «жестких мер». Этим же указом все монашествующие переводились на определенное содержание. Указ также ограничивал количество обслуживающего персонала (дьяков, келейников, монашеских родственников) и суживал круг лиц, которые могли поступать в монашество.

В конце января 1721 года император  издал еще один указ, который разделил монахов на две категории:

«1. одни должны служить страждущему  человечеству,

2. другие образовывать из среды  себя властей церковных».

Перед обеими категориями были поставлены цели. Первой категории монахов «вменялось в долг ходить за больными, ранеными воинами, за нищими, которых предполагалось помещать в монастыри, по два и по три человека на монаха, призревать покинутых младенцев,.. обрабатывать земли, отведенные к монастырям». Особое внимание законодателем уделялось регламентации положения служилых людей, содержащихся в монастырях.

Вторая категория монахов должна была поставлять архиереев, так как  «по обычаю архиереи могут быть только их монахов» и «писать книги для  распространения истин религиозных в народе».

Для обучения монахов предполагалось открыть две духовные семинарии - в Москве и в Петербурге.

Положение белого духовенства также  подвергалось регламентации. Мероприятия, проводимые в отношении белого духовенства, также имели определенные цели:

- сократить число так называемого  «бродячего поповства», т.е. не имеющего мест;

- утяжелить условия для поступления  в белое духовенство;

- установить штаты для церквей.

Издавна на Руси сложился обычай, когда  места умерших священнослужителей занимали их дети, или кто-либо из ближайших родственников, считалось, что они больше подготовлены к священству. Однако сложилось такое положение, что при некоторых церквах числилось «поповских детей, братьев, племянников, внуков, ждавших места, до пятнадцати человек». На всех лиц, ждавших места, распространялись льготы, установленные для священнослужителей. Естественно, что подобное положение не отвечало интересам государства. В начале царствования Петра I безместные священники и их дети стали нести воинскую повинность, но в 1705 году повинность была заменена регулярным денежным сбором.

Государство стремилось установить жесткие  правила вступления в духовное сословие. Так, например, начиная с 1722 года из дворян, разрешалось принимать в духовное сословие только младших детей и притом по достижении ими 40 лет, из податных социальных групп принимались лица только под условием уплаты за них подушного оклада.

Одной из самых важных мер в отношении  белого духовенства стала попытка ввести определенные штаты для церквей. В 1724 году император провел через Синод указ, устанавливающий штаты. В указе говорилось: «А по городам в соборах же, которые при Архиереях, быть Протопопам по 1-му, Ключарей по 2, Попов по 5, Протодьяконов по 1-му, Дьяконов по 4, псаломщиков по 2, пономарей по 2 же человека».

Устанавливался также штат для  разного рода категорий, обслуживающих  церкви. Так, например, при каждом священнике могли служить только один дьячок и один пономарь. Штаты предполагалось вводить постепенно, по мере того «как будут вымирать лишние церковнослужители; архиереям же велено было не ставить новых священников, пока имеются в живых старые. В апреле 1722 года по указанию Петра I Синод издал указ, запрещавший выдавать храмоздание грамоты без разрешения императора. Таким образом, создание новых мест для церковнослужителей ставилось под контроль государства.

В соответствии с Указом Сената от 12 июня 1722 года и Указом Синода от 10 августа 1722 года все безместные церковнослужители подлежали обложению подушной податью.

Духовенство, как черное, так и  белое, в первой четверти XVIII столетия привлекалось к всевозможным государственным  повинностям. Так, например, в 1704 году был  организован драгунский полк под  командованием начальника Монастырского приказа Мусина-Пушкина, состоящий из монастырских служителей и разночинцев. Этот полк полностью содержался за счет духовенства: для уплаты жалования драгунам, покупки лошадей и фуража духовенство облагалось особыми сборами. Кроме этого, монахи и церковнослужители посылались на различные государственные работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Значение реформирования взаимодействия государства и церкви

3.1 Итоги и значение  реформирования взаимодействия  государства и церкви 

Итак, к концу царствования Петра Первого Российская Империя  получает механизм для управления духовными  делами, который становится частью государственного аппарата.

Мы уже отмечали, что  многие исследователи относятся  крайне отрицательно к «церковной реформе» Петра Первого, однако такая реформа оценивается ими через призму «духовности и морали», в наши же цели входит рассмотрение исключительно юридическо-правовых результатов реформирования.

На наш взгляд, такое реформирование с точки зрения государственного, правового подхода можно оценить только как положительное.

Во-первых, была решена проблема двувластия – двувластия церкви в лице Патриарха, иных церковных «чинов» и государственных органов: законодательная, судебная, исполнительная.

Во-вторых, была создана централизованная система управления государственными органами, в том числе и церковью с помощью духовной коллегии. Была проделана работа по созданию четкой иерархии духовных чинов, их распределение на определенные территории, что в целях проведения Губернской реформы имело особое значение.

В-третьих, была произведена  унификация, и даже кодификация ряда правовых актов.

О том, что реформа была результативна, говорит и тот  факт, что такая система разделения полномочий государства и церкви продержалась вплоть до революции 1918 года, когда отношения государства и церкви были поставлены совершенно на иной лад.

Были, конечно же, и недостатки реформы. Прежде всего – это недостаточность законодательного разделения полномочий Сената и Синода, как мы отмечали, на практике возникала конкуренция данных государственных органов.

Как отмечают историки, еще один недостаток – слишком большое количество членов Синода (напомним, что их было около 12 человек). Большинство историков отмечают, что при таком количестве членов в рамках коллегии трудно были прийти к одному мнению, возникала конкуренция, споры. Но этот «недостаток» одновременно является и достоинством, т.к. схож с демократическим принципом коллегиального принятия решений.

Значение реформы взаимодействия государства и церкви, как мы уже  неоднократно отмечали, заключается в единой централизованной системе управления государством – Российской империей.

3.2 Полномочия  церкви и государственных органов  в конце властвования Петра I: законодательная, исполнительная, судебная власть

Принятые Петром Первым основы разграничения полномочий церкви и  государственных органов, утверждение  Синода, как центрального церковного органа – все эти нововведения сохраняются в России вплоть до большевистской революции.

В последующие почти два  века Император именуется главой церкви, а Синод, наряду с Сенатом  является частью правительства Российской Империи.

В 1726 Указом Екатерины I о  реорганизации Синода, фактически были отстранены заседающие в нем архиереи от управления своими епархиями. Происходит разделение Синода на два аппартамента, духовный и светский. Также происходит лишение Синода и Сената титула "Правительствующий".

Уже после царствования Петра  Первого продолжается секуляризация  церковных земель.

Решающим актом секуляризации  церковных земель стал Указ 1764 г. лишивший церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее церкви, переводились в положение государственных. Была восстановлена ликвидированная в ходе реформы Коллегия экономии и к ней приписаны все эти крестьяне - около восьмисот тысяч человек. За монастырями и архиерейскими домами оставались незначительные земельные наделы (несколько увеличенные в 1797 г.).

После смерти Петра отступили  от его системы в устройстве центрального управления: по мыслям Петра, высшим учреждением  должен был быть Сенат, посредством  генерал-прокурора связанный с  верховной властью. Но вместо Сената поставили Верховный тайный совет (1726—1730 гг.): этим свели Сенат на степень коллегии, а должность генерал-прокурора, "око государево", лишили того значения, какое придал ей Петр. Должность эта и совсем исчезла, как лишенная своего смысла. Восстановленный при Анне Иоанновне генерал-прокурор не получил прежнего значения, потому что не получил его и Сенат. Анна в 1730 г. уничтожила Верховный тайный совет, восстановила права Сената, разделив Сенат на 5 департаментов; но вскоре над Сенатом поставила Кабинет, аналогичный по значению Верховному тайному совету, и этим снова уронила значение Сената и генерал-прокурора. Таким образом, верховный административный орган в системе Петра потерял свое место, уступив его другим учреждениям.

В последующем, почти каждый из управителей вносил свои «личные» изменения в систему государственной  власти Российской Империи, но введения Петра Первого всегда остаются основой.


 

Информация о работе Государство и церковь при Петре 1