Государство и право Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 14:08, курс лекций

Описание работы

Первые на территории Европы политические общества сложились в странах Средиземноморья во II – I тыс. до н. э. Они, в первую очередь цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной и правовой истории Европы, передав традиции своей политической и правовой культуры другим народам и временам, выросшим на почве особого античного мира.

Античное общество и античная государственность представляли новый, сравнительно с Древним Востоком, этап общей человеческой истории. Их новизна была связана с глубокими особенностями общественно-юридического быта и всего социально-культурного уклада европейских народов. Античное общество, по крайней мере в период своего расцвета, было обществом выраженной индивидуальной собственности и рабовладельческого уклада хозяйства.

Файлы: 1 файл

Семинар.docx

— 38.43 Кб (Скачать файл)

Семинар. Тема 3. Государство и право  Древней Греции

 

1)Общая характеристика становления и развития государственности в странах античного мира.

 

Первые на территории Европы политические общества сложились в странах  Средиземноморья во II – I тыс. до н. э. Они, в первую очередь цивилизации  Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной  и правовой истории Европы, передав  традиции своей политической и правовой культуры другим народам и временам, выросшим на почве особого античного  мира.

 

Античное общество и античная государственность  представляли новый, сравнительно с  Древним Востоком, этап общей человеческой истории. Их новизна была связана  с глубокими особенностями общественно-юридического быта и всего социально-культурного  уклада европейских народов. Античное общество, по крайней мере в период своего расцвета, было обществом выраженной индивидуальной собственности и рабовладельческого уклада хозяйства.

 

Основанные на этих особенностях исторического  развития Европы (сравнительно не только с древневосточным обществом, но и с вообще господствовавшим в  мировой истории типом отношений) черты политического быта и правовой культуры также были отмечены высокой  степенью своеобразия юридических  форм.

 

Античное общество и античные цивилизации  сложились на берегах Средиземного моря, которое в первые века особенно стимулировало экономические усилия народов, их связи с другими землями. Подобно тому как древневосточные общества были цивилизациями великих рек, античный мир был морской цивилизацией, с раннего времени связанной военно-торговыми отношениями. Значительно более развитыми здесь были денежное хозяйство и финансовые связи. Значительно большую роль в созидании государственности античного мира сыграли финансовые системы и военная политика.

 

Античные государства почти  с самого начала своего образования  стали стремиться выйти за пределы  первоначальных областей обитания основавших их народов. Развитие государственных  форм здесь проходило на фоне колонизации  – поначалу военно-торговой, затем  чисто завоевательной – других областей Европы, Африки, Малой Азии. Имперская  политика составляла существенный фактор деятельности властей.

 

В результате крупнейшие античные государства  развились в значительные империи  – в период своего исторического  заката поистине мирового масштаба (империя  Александра Македонского, Римская империя). Здесь были впервые в мировой  истории выработаны административные и правовые формы взаимоотношения  метрополии и колоний, принципы управления территориями в масштабе континентов.

 

Благодаря особенностям социальных отношений  своего времени, античное государство  составило особый тип государственности, более высокий, чем древневосточное. Это государство в главном  было построено на принципах народовластия  и гражданской свободы, соединенных  с особым общинно-полисным политическим строем. Оставаясь государственностью избранных, античный полис предоставил  истории пример более высокой  степени вовлеченности граждан  в политическую и правовую систему, чем это было на Древнем Востоке.

 

В своем становлении и развитии античная государственность прошла некоторые исторические этапы. Формирование государства происходило в форме  примитивных монархий или олигархически-родового строя, в котором клановые отношения объединялись с преимуществами крупной земельной собственности. Расцвет античной государственности принес с собой народовластие в форме демократической республики или особой монархии. Венцом исторического движения античной государственности стало оформление особой полувоенной, бюрократической монархии, которая станет образцом политических форм большинства европейских и азиатских народов в последующей истории.

 

В античную эпоху условный центр  мировой истории переместился в  Европу. Она стала в экономическом, социальном и культурном отношении  более развитой, чем остальной  мир. Здесь стали вырабатываться политические и юридические формы, определяющие мировое развитие, в  том числе и путем прямого  культурного и политического  влияния.

 

Особая роль принадлежит здесь  системе римского права. Оно стало  основой для последующего становления  и развития большинства систем мирового правового уклада, оказало воздействие  на формирование первых правовых принципов  международных взаимоотношений, вообще всего современного юридического мышления.

Реформы Солона. Солон получил чрезвычайные полномочия по изменению существующего порядка.

 Первой и самой крупной  реформой Солона была сисахфия («стряхивание бремени»). Она освободила массу должников, которых в Аттике было в большом количестве. Кроме того, впредь запрещались личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счет и возвращены на родину. Историческое значение отмены долговой кабалы заключалось в том, что дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения числа свободных членов общества, что подрывало основы его социальной и экономической жизни, а за счет ввоза рабов-иноземцев.

 В дополнение к сисахфии Солон издал закон, ограничивающий землевладение (был установлен максимальный размер земельных участков). В то же время провозглашалась свобода завещаний. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Это способствовало развитию частной собственности на землю и неизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию бедноты.

 Солон осуществил ряд мероприятий,  направленных на улучшение материального  положения демоса: был разрешен  вывоз оливкового масла за  границу и запрещен вывоз хлеба,  поощрялось развитие ремесла,  проведена денежная реформа.

 Центральное место среди  преобразований Солона занимают  политические реформы, которые  нанесли еще один удар родовому  строю. Важнейшей из них является  тимократическая, или цензовая, реформа.  Все афинские граждане независимо  от происхож-, дения были разделены по имущественному положению на четыре разряда. В качестве единицы доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна,— медимн (52,5 кг).

 Всякий, кто со своей земли  получал 500 медимнов в совокупности сухих и жидких продуктов, был отнесен к первому разряду — пентакосиомедимнов (пятисотников); получающие 300 медимнов годового дохода или способные содержать боевого коня, относились к всадникам. К разряду зевгитов принадлежали те, кто получал 200 медимнов годового дохода. Зевгиты (крестьяне) были самой многочисленной группой. Они составляли основу афинского ополчения. Все остальные были отнесены к фетам. Эта реформа законодательно закрепила уже сложившееся к тому времени разделение общества.

 Деление населения на разряды  по имущественному признаку имело  политическое значение, поскольку  каждому разряду предоставлялся  определенный уровень политических  прав. В наиболее полном объеме  политические права имели представители  первого разряда: они могли  занимать любую должность. Всадники  и зевгиты не могли избираться в архонты. Феты обладали только правом избирать должностных лиц в Народном собрании, но сами не могли быть избраны. Пропорционально правам распределялись и обязанности. Был установлен налог с годового дохода. Чем выше был класс, тем более высокий налог уплачивался в государственную казну. Феты от налога были освобождены.

 Солон сохранил деление афинского  общества на четыре племени  — филы и создал на базе  этого деления новый государственный  орган — Совет четырехсот. Он  избирался ежегодно из граждан  первых трех разрядов по 100 человек  от каждого племени. Совет четырехсот  руководил подготовкой дел для  обсуждения Народным собранием,  рассматривал некоторые текущие  дела управления. Деятельность Народного  собрания активизируется; оно обсуждало  все важные государственные дела, принимало законы. В его работе  могли принимать участие все  взрослые афинские граждане. Солон  сохранил ареопаг — оплот родовой  аристократии, который имел право  надзора за соблюдением законов  и контроля за деятельностью Народного собрания.

 Большое значение имело создание  Солоном поистине демократического  органа — гелиэи. Первоначально это был суд присяжных, членами которого могли быть граждане всех четырех разрядов. Со временем полномочия гелиэи будут расширены, и она станет самым массовым и важным политическим органом.

 По мнению современников,  реформы Солона носили половинчатый, компромиссный характер. Ни демос,  ни эвпатриды не были ими удовлетворены. Сам Солон, оценивая собственные реформы, утверждал, что «в этих великих делах трудно всем угодить».

 Сегодня, оценивая реформы  Солона, нужно отметить их важную  роль в становлении Афинского  демократического государства.

 

*Реформы Клисфена. На проведенных выборах главным архонтом был избран Исагор — представитель аристократии. Проигравший ему Клисфен, много сделавший для падения тирании Писистратов, поднял народ на восстание, низложил Исагора и приступил к утверждению демократии. С этого времени начинается победное шествие афинской демократии. Однако социальная база ее постепенно сужается. За время правления Писистрата класс мелких землевладельцев окреп и стал отходить от политики. Теперь демократическая партия включала главным образом прибрежных. Кроме того, демос по-прежнему испытывал на себе давление аристократии, поскольку собрания происходили по родовым филам. Родовая организация объединяла лиц, разных по своему социальному положению и имеющих совершенно разные интересы. Клисфен поставил задачу разрушить эти связи, избавить демос от какого-либо влияния со стороны аристократов. Кроме того, он имел в виду разрушение и старых политических группировок. Эти задачи были решены введением нового административного деления. В результате реформы Аттика была поделена на три территориальных округа: город Афина с пригородами, внутренняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из 10 равных частей — триттий (всего насчитывалось 30 триттий). Три триттии, по одной из каждого округа, объединялись в филу, и таким образом было создано 10 территориальных фил. Самыми мелкими единицами были демы, на которые распадались триттии. Каждая фила включала городские, прибрежные, сельские демы. Выборы центральных органов управления происходили по филам. Организация новых фил устранила всякое значение родоплеменного деления для государственной организации и предопределила замену Совета четырехсот на Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы).

 В демах действовала система самоуправления. Во главе дема стоял выборный староста, который созывал собрание граждан дема и руководил этим собранием, исполнял решения собрания, заведовал местной кассой и собирал различные взносы, по истечении срока полномочий (1 год) отчитывался перед собранием. Списки граждан составлялись по демам. Таким образом, свободные чужестранцы, проживающие на территории того или иного дема, автоматически становились гражданами Афин. Демократия приобрела новую опору, расширила свою базу за счет метеков — чужеземцев, проживавших в Афинах.

 Клисфеном был создан новый орган — коллегия стратегов, в которую входило по одному представителю от каждой филы.

 Для того чтобы сохранить  новый порядок от покушений  на него со стороны врагов, была введена такая мера, как  остракизм («суд черепков») —  изгнание отдельных граждан, определенных  путем тайного голосования. При  этом каждый, имеющий право голоса, писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для  народа. Если имя одного человека  повторялось 6 тысяч раз, то  носитель этого имени подвергался  изгнанию сроком на 10 лет без  конфискации имущества. В дальнейшем  остракизм широко применялся  в политической борьбе.

 Реформы Клисфена были более последовательны, чем реформы Солона, и завершили длившийся более чем столетие период борьбы между родовой аристократией и демосом, закончившейся победой последнего. В результате в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Афинское государство  в V в. до н. э.

Государственный аппарат афинской демократии состоял из следующих  органов власти: Народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание (экклесия) являлось главным органом. Право участия  в Народном собрании имели все  полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения  и рода занятий.

 Полномочия Народного собрания  были очень широки и охватывали  все стороны жизни Афин. Народное  собрание принимало законы, решало  вопросы войны и мира, избирало  должностных лиц, заслушивало  отчеты магистратов по окончании  сроков полномочий, решало дела  по продовольственному снабжению  города, обсуждало и утверждало  государственный бюджет, осуществляло  контроль за воспитанием юношей. В компетенцию Народного собрания входило такое мероприятие, как остракизм. Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. Была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая, получив полномочия от Народного собрания, наблюдала за строгим выполнением правительственными органами всех основных законов Афинского государства. Кроме того, любой член Народного собрания имел право выступить на нем с чрезвычайным заявлением о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами на лиц, внесших в Народное собрание предложения, которые нарушают существующие законы (так называемая жалоба на противозаконие — графэ параномон). Институт «жалобы на противозаконие» оберегал незыблемость основных законов от" попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов. Право каждого афинского гражданина возбуждать «жалобы на противозаконие» стало подлинной, основной опорой афинской демократической Конституции.

Информация о работе Государство и право Древней Греции