Государство и право Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 14:08, курс лекций

Описание работы

Первые на территории Европы политические общества сложились в странах Средиземноморья во II – I тыс. до н. э. Они, в первую очередь цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной и правовой истории Европы, передав традиции своей политической и правовой культуры другим народам и временам, выросшим на почве особого античного мира.

Античное общество и античная государственность представляли новый, сравнительно с Древним Востоком, этап общей человеческой истории. Их новизна была связана с глубокими особенностями общественно-юридического быта и всего социально-культурного уклада европейских народов. Античное общество, по крайней мере в период своего расцвета, было обществом выраженной индивидуальной собственности и рабовладельческого уклада хозяйства.

Файлы: 1 файл

Семинар.docx

— 38.43 Кб (Скачать файл)

 Народное собрание работало  по довольно демократическим  правилам. Выступить мог любой  его участник. Но в своей речи  он не должен был повторяться,  оскорблять своего оппонента  и говорить не по существу.

 Экклесия созывалась весьма  часто. Обычно каждая притания (т. е. дежурство и срок дежурства десятой части Совета пятисот, которая непосредственно руководила текущей работой Совета) созывала четыре Народных собрания через 8—9 дней. Кроме очередных заседаний, нередко по неотложным делам собрание созывалось вне очереди.

 Председателем Народного собрания  являлся председатель пританов.

 В конце V в. до н. э.  была введена плата за посещение  Народного собрания: вначале в  размере обола (денежная единица), а затем — шести оболов. Благодаря  этому стало реальным участие  в собрании широких народных  масс.

Совет пятисот (буллэ), будучи одним из важнейших государственных институтов афинской демократии, не подменял Народное собрание, а был его рабочим органом. Совет пятисот избирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждых 10 фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.

 В компетенцию Совета входило  много вопросов. Пританы созывали Народное собрание, причем один из них председательствовал. Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

 Кроме того, Совет следил  за исполнением постановлений  Народного собрания, контролировал  деятельность всех должностных  лиц, заслушивал отчеты многих  из них. Важная функция Совета  заключалась в организации строительства  флота.

 Совет производил проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на будущий год, наблюдал за всеми общественными зданиями и распоряжался большинством общественных и государственных дел совместно с остальными должностными лицами. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в первую очередь виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэю.

 Под руководством и непосредственным  наблюдением Совета пятисот действовал  весь финансовый и административный  аппарат Афинского государства.  Широкий круг вопросов, обсуждаемых  на Совете, делал необходимым  его ежедневные заседания, кроме  неприсутственных дней.

 Непосредственно повседневными  делами руководила по очереди  десятая часть Совета, т. е.  одна фила. Ее члены, пританы, ежедневно избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который председательствовал и в Народном собрании.

 По истечении срока полномочий (1 год) члены Совета давали  отчет народу. Повторное избрание  разрешалось только через несколько  лет и лишь один раз, т.  е. каждый год Совет обновлялся. Члены Совета получали жалованье  в размере 5—6 оболов.

 В системе государственных  органов сохранился такой орган,  как ареопаг. В него кооптировались  на пожизненный срок представители  афинской аристократии. В ходе  борьбы аристократии и демоса  функции ареопага как государственного  органа были сильно ограничены. В V в. до н. э. ареопаг выступал как судебная инстанция (по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушении религиозных предписаний) и наблюдал за состоянием нравов.

 Среди органов исполнительной  власти в Афинах следует отметить  две коллегии — стратегов и  архонтов.

Коллегия стратегов. Стратеги занимали особое положение среди других должностей. Они были не только военачальниками, но и дипломатами, финансистами. Поэтому  стратегов выбирали на Народных собраниях  из наиболее выдающихся людей путем  открытого голосования (поднятием  рук). Поскольку стратеги, в отличие  от других должностных лиц, не получали жалованья, занимать эту должность  могли только весьма состоятельные  люди. Война с персами требовала  сосредоточения власти в одних руках. Так выдвигается должность первого  стратега, ставшего и первым должностным  лицом в государстве. Стратегом  можно было быть много лет подряд. Очень часто стратег был и  лидером той или иной партии.

 В ведении коллегии архонтов  находились религиозные и семейные  дела, а также дела, касающиеся  нравственности.

 Девять архонтов (шесть фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полемарх) и секретарь избирались с помощью жребия по одному от каждой филы. Затем архонты, кроме секретаря, подвергались проверке (докимассии) в Совете пятисот. Вторую проверку архонты проходили в гелиэе, где голосование происходило путем подачи камешков. Архонт-эпоним, базилевс и полемарх имели равную власть, и каждый из них избирал себе по два товарища.

 Под руководством коллегии  архонтов действовал высший судебный  орган — гелиэя. Помимо чисто судебных функций, она выполняла функции в области законодательства. Гелиэя состояла из 6 тыс. человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Функции гелиэи были связаны не только с судебным разбирательством. Участие в охране Конституции и законодательства придавало гелиэе большой политический вес. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств.

 Кроме гелиэи, в Афинах действовало еще несколько судебных коллегий, которые разбирали определенные дела,— ареопаг, четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

 Афинская демократия в V—IV вв. до н. э. представляла собой  хорошо разработанную политическую  систему. Замещение государственных  должностей строилось на принципах  выборности, срочности, коллегиальности,  подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

 Афинское государство представляет  собой первый в истории человечества  опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный  характер. Во-первых, она обеспечивала  полноправие только свободного  населения. Во-вторых, она распространялась  только на тех, у кого родители  были афиняне, предупреждая проникновение  в ряды афинских граждан чужаков.  Но и среди тех, кто имел  статус афинского гражданина, не  все пользовались правом голоса  и принимали активное участие  в политической жизни. Весьма  консервативными были крестьяне,  которым сложно было добираться в Афины из горных районов и для которых забота о собственном урожае была важнее заседаний в Народном собрании. Из 43 тыс. полноправных граждан на собрания являлись 2—3 тыс. Управление обществом осуществлялось партиями и их вождями — демагогами. К V в. до н. э. вместо прежних партий сложились две: олигархическая партия, представлявшая интересы землевладельческой аристократии и богатого купечества, и демократическая, опиравшаяся на мелких дельцов, наемных работников, моряков.

 При всех недостатках афинской  демократии она имела для своего  времени самое передовое государственное  устройство, изучение которого имеет  большое историческое значение.

3* Особенности становления и организации государственной власти в Спарте.

Основные этапы становления  Афинской демократии

Афинское государство возникло на территории  Аттики  (область  Греции),  которую населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени,  каждое  из которых имело свое народное собрание, совет старейшин  и выборного вождя - базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на  участки с наследственным семейным владением,  к развитию имущественной дифференциации  и постепенному  выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали  в рабство.  Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли,  чему  благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э.  рабовладение было распространенным явлением,  хотя эксплуатация  рабского труда  еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты главным образом в домашнем  хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных,  к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов,  из их представителей формируется совет старейшин и избираются  базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией.  Но  и оно,  сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы между складывающимися классами рабов и свободных,  между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой.  Важную роль сыграли и внешние факторы осуществования.

 

         Расцвет  афинской демократии, которая сложилась  в форме демократической республики, приходится на V – IV вв. до н.э.  Высшим законодательным органом  афинской республики являлось  народное собрание – экклесия.

 

         Высшим  исполнительным органом стал  Совет пятисот, члены которого  назывались булевтами. Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты. Коллегия десяти стратегов выполняла военные и дипломатические функции, а также вершила суд по воинским преступлениям. Коллегия архонтов состояла из девяти человек. Первым архонтом считался архонт - эпоним, за которым сохранились судебные функции по семейным и наследственным делам. Вопросами религиозного культа ведал архонт - базилевс. Делами иностранцев занимался архонт - полемарх. Высшим судебным органом Афин была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг, который рассматривал дела об умышленных убийствах. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Гражданско - правовые споры об имуществе рассматривал суд диэтетов и коллегия сорока. В основу замещения высших должностей были положены такие принципы, как выборность, срочность, возмездность, подотчетность (перед Советом пятисот и гелиэей), коллегиальность.

 

           В  результате этой победы в Афинах  возникло  рабовладельческое государство  в форме демократической республики. Афинская демократия вступила  в период своего расцвета. Важную  роль в этом сыграли проведенные  в середине V в. до н.э. реформы  Эфиальта и Перикла. Но и после этих реформ существенную роль  в истории Афин  играли  нараставшие противоречия между различными социальными группами свободных афинян. Все более углублявшаяся имущественная дифференциация разделила свободных граждан на две неравные и фактически неравноправные группы  - небольшую группу богатых рабовладельцев (землевладельцы, торговцы, судовладельцы, ростовщики, хозяева ремесленных мастерских) и основную массу свободной бедноты (земледельцы,  ремесленники, моряки) и лишенных собственных средств существования люмпенов,  живших за счет подачек государства и богачей.         

Афинская демократия в период своего расцвета превратилась в политическую форму совместного господства свободных (рабо- владельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Вместе с тем она  была и формой господства рабовладельцев над неимущими согражданами. Она стала и формой, в которой развивались противоречия между свободными - рабовладельцами, с одной стороны,  и мелкими производителями и люмпенами с другой.  Эти характерные черты афинской демократии отразились на ее государственном строе.               

 

         По своей  сущности Афинское государство  являлось политической организацией  свободных  граждан,  обеспечивающей  защиту их интересов и повиновение  огромной массы рабов. По форме  правления оно представляло собой  демократическую  республику,  в которой афинские граждане  пользовались равными правами  и могли принимать активное  участие в политической жизни.  Она окончательно сложилась в  V в. до н.э.  и просуществовала  (с некоторыми перерывами) до тридцатых  годов IV в. до н.э.                        

 

4) Основные черты афинского права и судебной системы.

Источники права: обычаи, религиозные  нормы, законы. Самыми ранними законами считаются разработанные Драконтом в 7 в. до н.э.Гражданское право.

 

Право частной собственности было развито в Афинах, но мы не найдем в нем положений об абсолютных правах собственников. Афинское право различало собственность движимую (рабы, утварь, украшения) и недвижимую (земля, строения), видимую и невидимую. К невидимой собственности относились деньги (их можно было спрятать, они могли находиться в торговом или ростовщическом обороте и функционировать в виде долговых расписок - хирогрофов). Договорные отношения достигают высокого уровня развития. Известны договоры купли-продажи, найма, займа, аренды, товарищества, подряда. Условиями действительности договоров являлись следующие:

а) согласие сторон;

б) законность основания;

в) соответствие нормам морали.

Способами обеспечения договоров  были: залог, задаток, поручительство третьих  лиц. Особым видом залога, возникшим  в Афинах, была ипотека (14) – залог  недвижимости, при котором заложенная вещь не передавалась кредитору, оставаясь  во временном пользовании должника. Афинскому праву были так же известны обязательства из деликта, т.е. из причинения вреда. За вред, причиненный детьми, рабами, животными отвечали соответственно отец семейства, хозяин, собственник  животного.

 

Брак и семья – важнейшие  институты гражданского права –  регулировались в основном обычаями. Заключение брака считалось обязанность  афинянина. Долгое время брак сохранял черты договора купли-продажи. Против такого понимания брака выступил Солон. Афинянки полностью зависели от мужчин, они не допускались к  участию в политической жизни  и большую часть жизни проводили  в стенах дома. Мужчина обладал  большой властью над детьми. Он мог отречься от ребенка, изгнать  сына из дома, передать его на воспитание властям, выдать дочь замуж, не считаясь с ее мнением. Затрудненность развода  по инициативе жены, отсутствие прав на собственных детей, ограничения  в имущественной сфере, возможность  фактически безнаказанно убить жену, которую муж застал с любовником – все это объяснялось тем, что труд женщины имел для экономики  Афин небольшое значение. В период развития афинского права было известно два типа наследования – по закону и по завещанию. Наследование по завещанию  возникало в тех случаях, когда  законных наследников – детей  не было. Законные наследники сыновья  и дочери были уравнены в правах. Афиняне стремились к тому, чтобы наследственная масса не уходила за пределы семьи и рода, поэтому у них не редки были браки между близкими родственникам – теткой и племянником, двоюродными братом и сестрой. Такие браки объяснялись ограниченным кругом полноправных граждан и желанием сохранить нажитое имущество в рамках одной семьи.

Информация о работе Государство и право Древней Греции