Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 14:08, курс лекций
Первые на территории Европы политические общества сложились в странах Средиземноморья во II – I тыс. до н. э. Они, в первую очередь цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной и правовой истории Европы, передав традиции своей политической и правовой культуры другим народам и временам, выросшим на почве особого античного мира.
Античное общество и античная государственность представляли новый, сравнительно с Древним Востоком, этап общей человеческой истории. Их новизна была связана с глубокими особенностями общественно-юридического быта и всего социально-культурного уклада европейских народов. Античное общество, по крайней мере в период своего расцвета, было обществом выраженной индивидуальной собственности и рабовладельческого уклада хозяйства.
Народное собрание работало по довольно демократическим правилам. Выступить мог любой его участник. Но в своей речи он не должен был повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.
Экклесия созывалась весьма часто. Обычно каждая притания (т. е. дежурство и срок дежурства десятой части Совета пятисот, которая непосредственно руководила текущей работой Совета) созывала четыре Народных собрания через 8—9 дней. Кроме очередных заседаний, нередко по неотложным делам собрание созывалось вне очереди.
Председателем Народного
В конце V в. до н. э.
была введена плата за
Совет пятисот (буллэ), будучи одним из важнейших государственных институтов афинской демократии, не подменял Народное собрание, а был его рабочим органом. Совет пятисот избирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждых 10 фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.
В компетенцию Совета входило много вопросов. Пританы созывали Народное собрание, причем один из них председательствовал. Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.
Кроме того, Совет следил
за исполнением постановлений
Народного собрания, контролировал
деятельность всех должностных
лиц, заслушивал отчеты многих
из них. Важная функция Совета
заключалась в организации
Совет производил проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на будущий год, наблюдал за всеми общественными зданиями и распоряжался большинством общественных и государственных дел совместно с остальными должностными лицами. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в первую очередь виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэю.
Под руководством и
Непосредственно
По истечении срока полномочий
(1 год) члены Совета давали
отчет народу. Повторное избрание
разрешалось только через
В системе государственных
органов сохранился такой
Среди органов исполнительной
власти в Афинах следует
Коллегия стратегов. Стратеги занимали
особое положение среди других должностей.
Они были не только военачальниками,
но и дипломатами, финансистами. Поэтому
стратегов выбирали на Народных собраниях
из наиболее выдающихся людей путем
открытого голосования (поднятием
рук). Поскольку стратеги, в отличие
от других должностных лиц, не получали
жалованья, занимать эту должность
могли только весьма состоятельные
люди. Война с персами требовала
сосредоточения власти в одних руках.
Так выдвигается должность
В ведении коллегии архонтов
находились религиозные и
Девять архонтов (шесть фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полемарх) и секретарь избирались с помощью жребия по одному от каждой филы. Затем архонты, кроме секретаря, подвергались проверке (докимассии) в Совете пятисот. Вторую проверку архонты проходили в гелиэе, где голосование происходило путем подачи камешков. Архонт-эпоним, базилевс и полемарх имели равную власть, и каждый из них избирал себе по два товарища.
Под руководством коллегии
архонтов действовал высший
Кроме гелиэи, в Афинах действовало еще несколько судебных коллегий, которые разбирали определенные дела,— ареопаг, четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.
Афинская демократия в V—IV
вв. до н. э. представляла собой
хорошо разработанную
Афинское государство
При всех недостатках
3* Особенности становления и организации государственной власти в Спарте.
Основные этапы становления Афинской демократии
Афинское государство возникло на территории Аттики (область Греции), которую населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой. Важную роль сыграли и внешние факторы осуществования.
Расцвет
афинской демократии, которая сложилась
в форме демократической
Высшим исполнительным органом стал Совет пятисот, члены которого назывались булевтами. Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты. Коллегия десяти стратегов выполняла военные и дипломатические функции, а также вершила суд по воинским преступлениям. Коллегия архонтов состояла из девяти человек. Первым архонтом считался архонт - эпоним, за которым сохранились судебные функции по семейным и наследственным делам. Вопросами религиозного культа ведал архонт - базилевс. Делами иностранцев занимался архонт - полемарх. Высшим судебным органом Афин была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг, который рассматривал дела об умышленных убийствах. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Гражданско - правовые споры об имуществе рассматривал суд диэтетов и коллегия сорока. В основу замещения высших должностей были положены такие принципы, как выборность, срочность, возмездность, подотчетность (перед Советом пятисот и гелиэей), коллегиальность.
В
результате этой победы в
Афинская демократия в период своего расцвета превратилась в политическую форму совместного господства свободных (рабо- владельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Вместе с тем она была и формой господства рабовладельцев над неимущими согражданами. Она стала и формой, в которой развивались противоречия между свободными - рабовладельцами, с одной стороны, и мелкими производителями и люмпенами с другой. Эти характерные черты афинской демократии отразились на ее государственном строе.
По своей
сущности Афинское государство
являлось политической
4) Основные черты афинского права и судебной системы.
Источники права: обычаи, религиозные
нормы, законы. Самыми ранними законами
считаются разработанные
Право частной собственности было развито в Афинах, но мы не найдем в нем положений об абсолютных правах собственников. Афинское право различало собственность движимую (рабы, утварь, украшения) и недвижимую (земля, строения), видимую и невидимую. К невидимой собственности относились деньги (их можно было спрятать, они могли находиться в торговом или ростовщическом обороте и функционировать в виде долговых расписок - хирогрофов). Договорные отношения достигают высокого уровня развития. Известны договоры купли-продажи, найма, займа, аренды, товарищества, подряда. Условиями действительности договоров являлись следующие:
а) согласие сторон;
б) законность основания;
в) соответствие нормам морали.
Способами обеспечения договоров
были: залог, задаток, поручительство третьих
лиц. Особым видом залога, возникшим
в Афинах, была ипотека (14) – залог
недвижимости, при котором заложенная
вещь не передавалась кредитору, оставаясь
во временном пользовании
Брак и семья – важнейшие
институты гражданского права –
регулировались в основном обычаями.
Заключение брака считалось обязанность
афинянина. Долгое время брак сохранял
черты договора купли-продажи. Против
такого понимания брака выступил
Солон. Афинянки полностью зависели
от мужчин, они не допускались к
участию в политической жизни
и большую часть жизни